Елена Аникина: Менять тренера сборной России за год до Олимпиады – неразумно
Исполнительный директор Союза биатлонистов России в эфире программы "Неделя спорта" высказала свое мнение о смене тренерского штаба мужской сборной страны и прокомментировала резкие высказывания вице-президента СБР Александра Тихонова по отношению к старшему тренеру национальной команды Владимиру Аликину.
- Достаточно редко спортивные функционеры вашего уровня сами вызываются пообщаться с журналистами в проблемный момент. Вас задели резкие высказывания Александра Тихонова? И насколько серьезен разговор о смене тренерского штаба?
- Прежде всего, хотела бы сказать, что у нас в СБР существует определенная демократия, и каждый может сказать все, что он думает. Но хочу, чтобы все понимали, что это личное мнение самого Тихонова. И это не отражает мнение всего Союза биатлонистов. Я посчитала необходимым прокомментировать это, потому что выступление Тихонова меня несколько расстроило. Оно мне показалось излишне эмоциональным и не совсем объективным. Не знаю, может быть это какое-то российское или мировое ноу-хау менять тренеров меньше чем за год до Олимпиады. На мой взгляд, это крайне неразумно. Даже когда я меняю секретаря, понимаю, что месяца четыре не она на меня будет работать, а я на нее. И неизвестно каким будет результат. Не получится ли так, что через эти четыре месяца ее придется менять. А поменять тренера – это намного серьезнее, сыграет эта замена или нет станет известно в лучшем случае через полтора года. А у Аликина в прошлом году были прекрасные результаты. Все его хвалили. Просто в этом году что-то не задалось. И это не значит, что он во всем виноват.
- Дело только ли в Олимпиаде или под вопросом вообще идея со сменой тренерского штаба и вы занимаете определенную позицию в споре? Ведь всем известны сложные отношения Тихонова с Аликиным.
- Насколько я знаю, когда Аликина утверждали на пост тренера, Тихонов всегда присутствовал и никогда не выступал против. Более того, год или два назад, когда состоялось очередное заседание тренерского совета, многие тренеры выступали с критикой Аликина, Тихонов же его поддержал. Почему произошла такая резкая перемена – неизвестно. Может в нем говорит обида за наши не очень хорошие выступления, может быть, эмоции захлестывают. То, что Олимпиада так скоро – это очень важно и менять что-либо на этом этапе несвоевременно. Но это не основная причина - почему сейчас не нужно трогать тренеров. Если прошлый сезон у Аликина был удачным, а нынешний не очень, то почему мы должны думать, что следующий будет еще хуже? А если лучше? Ведь он тоже очень старается. Маленький пример приведу. Я очень хорошо помню, как на чемпионате мира многие осуждали Аликина за то, что он на первый этап поставил Устюгова. И Тихонов был в числе тех, кто громко его за это критиковал. В Ванкувере же первым бежал Черезов, а Устюгов вторым и результат был не намного лучшим. Поэтому дело, наверное, не в этом.
- На ваш взгляд неудачи нынешнего сезона тренерские, психологические или спортсмены виноваты?
- Думаю, что здесь всего понемножку. Все соединилось вместе – и психологические, и, может быть, тренеры сделали какие-то ошибки, и ребята не в лучшей своей форме. Ну и, конечно же, нас подкосили все эти дела с допингом. Но я не думаю, что это какая-то катастрофическая ситуация. Сезон еще не закончился. Нужно спокойно дождаться его окончания и потом уже делать выводы. А сейчас нужно всех поддерживать.
- Вас устраивает структура отношений в Союзе биатлонистов России и сборной? Тихонов очень сильно негодовал в своем интервью по поводу документа Росспорта, в котором вся ответственность за результат полностью возложена на старшего тренера сборной.
- Я считаю, что это не самый плохой документ. А кто должен за все отвечать? Совет Союза? Или конференция и президент СБР? Кто, как не тренер? Он же с ними живет круглосуточно, он как никто другой знает самочувствие своих подопечных, кого поставить первым, кого вторым. Нельзя над ним поставить десять контролеров, заставить его писать какие-то отчеты бесконечные, замучить его советами, а потом требовать от него ответственности. Тренер должен иметь своеобразный карт-бланш. А если мы хотим, чтобы он внимал советам, значит надо создать дружескую, созидательную и рабочую обстановку, чтобы он хотел эти советы получать, чтобы в тех людях, которые ему советуют, он видел друзей. А не просто тех, кто приходит и топает ногами от возмущения.
- Не прошла ли эйфория с того момента, когда вы взялись помогать российскому биатлону? Не разочаровались ли от проблем и неудач нынешнего сезона?
- Нет. Но количество проблем несколько зашкалило. Времени на их разрешение потратили очень много. Все как-то сжато и в одно время. Но это абсолютно новая тема для нашей бизнес-структуры. Она ужасно интересная. Очень хочется, чтобы наша команда была сильнейшей и лучшей в мире. Считаю, что у нас для этого есть хороший потенциал. А все эти сложности, которые выпали на нашу долю - закалят нас в каком-то смысле, а потом мы начнем с новой страницы, и все будет хорошо. Поэтому разочарования никакого нет.
- Будем надеяться, что на Играх в Ванкувере нам не придется знакомится с новым тренерским штабом…
- Я высказала свое личное мнение. А как будет на самом деле – узнаем после чемпионата России в Увате, по его окончанию состоится тренерский совет, где все и решится. Но мне кажется, что перемен в тренерском штабе не будет. Может быть на фоне сегодняшних неудач успехи в будущем будут еще более ценны, и мы всем покажем, что сборную России списывать со счетов нельзя. Мы еще всем покажем!
***
Биатлон: Слепцова готова вернуть медаль Варис
Россиянка Светлана Слепцова заявила, что готова вернуть золотую медаль, заработанную в спринте на этапе Кубка мира в немецком Рупольдинге годом ранее, которую она получила после того, как победительница гонки финка Кайса Варис была дисквалифицирована за употребление допинга.
- Я никогда не считала себя полноправной победительнице того спринта в Рупольдинге, - приводит слова Слепцовой "Весь спорт". – Золотая медаль была получена после разбирательств с допинг-пробами Варис. Конечно, выигрывать первое золото в карьере на Кубке мира таким способом вряд ли вообще кому-то хочется. Поэтому мой триумф в прошлогоднем спринте на заключительном этапе Кубка мира в норвежском Холменколлене дал мне гораздо больший заряд позитивных эмоций – это и была моя первая полноценная победа. Так что, если сейчас спортивные функционеры из Международного союза биатлонистов (IBU) решат вернуть награду обратно Кайсе, ради бога – пусть забирают, мне чужого добра не надо. Сейчас за развитием этой щекотливой ситуации я наблюдаю совершенно спокойно. Закон на стороне финки. Если она считает, что достойна этой победы, я сопротивляться не буду.
Напомним, что пожизненная дисквалификация была снята с Варис после того, как было доказано, что проба "Б" вскрыта не по правилам.