СРП БЕЗ НЕФТЕГЛЯНЦА Мы в области уже довольно много знаем о соглашениях о разделе продукции (СРП) в сфере нефтегазодобычи. Но если провести анализ прессы, то видна любопытная закономерность. Администрация области и приближенные к ней лица все время громят (в зародыше, что ли?) неназываемых «недругов» СРП и всячески восхваляют себя и ту благость, которая на нас якобы от СРП потоками проистекает. Чувствуется в этом какой-то надрыв: дескать, мы стараемся, стараемся, по Англиям-Австралиям жилы рвем, а вы слепцы или недоброжелатели – наших усилий не видите. Объективно у надрыва есть предпосылки. Рядовые бюджетники, работники традиционных отраслей отдачи от разработки шельфа не чувствуют и хмуро взирают на шаманские пляски областных начальников по поводу незримого новоявленного божка под названием «иностранные инвестиции».
Давайте хотя бы в первом приближении попробуем на цифрах и фактах сравнить плюсы и минусы СРП как для области, так и для России. Сначала о плюсах.
С 1999 года по сентябрь 2003 г. в рамках проекта «Сахалин-2» реализовано 6,1 млн. тонн нефти. Российская доля составила 6%, а в переводе на деньги – 61,1 млн. долларов США. В бюджеты всех уровней поступило 3,26 млрд. рублей. Около миллиарда рублей из них осталось в области.
Помимо 108,7 млн. долларов налогов и других обязательных платежей Россия и Сахалинская область получили 60 млн. долларов платы за геологоразведку разрабатываемых месторождений, проведенную в советское время, да бонусов (как бы «подъемных») на 262 млн. долларов. Большая часть из них потрачена в нашей области. Всего Россия и Сахалинская область в бюджеты и внебюджетные фонды получили 431,9 млн. долларов США.
Экономический кризис, бушующий начиная с заката социализма (талоны на товары конца 80-х годов), продолжившийся через капиталистическую революцию (реставрацию) 1991-1993 годов («отъем» у граждан вкладов, у предприятий – оборотных средств, а у общества самих предприятий) – на Сахалине был бы еще страшнее, если бы не нефтедоллары, которые область стала получать с 1996 года. Поддержана материальная база медицины (особенно областной), реконструирован драмтеатр, улучшились дороги, в школах компьютеризированы классы, пединститут преобразован в университет. Бюджетно-нищая область нашла деньги даже на поддержку двух федеральных предприятий (ФГУП Аэропорт «Южно-Сахалинск» и ФГУП АК «САТ») и нескольких акционерных обществ (ОАО «Ногликская ГТС»). Повысилась занятость населения. Оживилось строительство. У людей, так или иначе связанных с нефтедобычей, повысилась зарплата, появились перспективы (переехать из Охи в Южно-Сахалинск, с Сахалина в Москву, выучить и устроить детей и т.д.). Хорошо тем, кто сдает или продает жилье – их доходы растут. Появились богатые спонсоры.
Доля российских подрядчиков по «Сахалину-1» составила 61-63% (от числа контрактов и их стоимости). Объем полученного подряда – 2,5 млрд. долларов США. По проекту «Сахалин-2» наших подрядчиков меньше – 56,9% (полностью иностранная компания-оператор больше привечает своих). Но объем подряда все равно внушителен – более 4 млрд. долларов. ООО «Старстрой» (Москва) – 1,2 млрд. долларов, ЗАО «Амурский судостроительный завод» - 175 млн. долларов.
Теперь о грустном.
1. Товары, ввозимые для проектов по СРП, освобождаются от ввозных таможенных пошлин. При обычном режиме ввоза Россия могла получить только за 2002-2003 г.г. 9,8 млрд. рублей таможенных платежей. Не получила. Ну что же, зато частный бизнес развился.
2. Вывоз нефти по СРП также освобожден от таможенных пошлин. При обычном режиме за вывоз в 2002-2003 г.г. (8 месяцев) подлежало уплате 1,66 млрд. рублей. Фактически уплачено сборов на 20,8 млн. рублей.
3. Компании-операторы освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, и поэтому в случае уплаты этого налога управление федерального казначейства Минфина России по Сахалинской области должно производить возврат налога на основании заключений налоговых органов.
Ввиду недостаточности однодневных доходов федерального бюджета на территории области нарушается 5-дневный срок возврата, установленный соглашениями (СРП).
Такое положение вещей привело к тому, что по состоянию на 1 сентября 2003 г. сумма невозмещенного российской стороной налога на добавленную стоимость (НДС) составила 50,9 млн. долларов США («Сахалин-1» - 895,4 млн. рублей, «Сахалин-2» - 546,7 млн. рублей). До конца 2003 года операторами будет дополнительно предъявлено к возмещению НДС на сумму около 170 млн. долларов, т.е. более 5 млрд. рублей.
4. Компании-операторы начисляют проценты на невозмещенные суммы НДС. Эти проценты уже составляют 16,2 млн. долларов («Сахалин-1» - 8,9 млн. долларов, «Сахалин-2» - 7,3 млн. долларов).
5. За счет фиксированной цены на нефть, не учитывающей поправочного коэффициента динамики мировых цен на этот вид сырья, федеральный бюджет недополучил с объема реализованной нефти – 900 млн. рублей за 1,5 года (01.01.2002 – 31.07.2003).
6. В нарушение пунктов 20(а) и 24 (а) Соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции от 22.06.1994 («Сахалин-2») компания «Сахалинская энергия» в 1998 году в состав возмещаемых затрат необоснованно отнесла расходов на 8,483 млн. долларов, включая затраты на спонсорскую и «благотворительную» деятельность (188 тысяч долларов). Администрация области, будучи проинформирована об этом, вопрос о реализации материалов ревизии на заседании управляющего государственного органа (УГО) не вносила (см. справку КРУ МФ в Сахалинской области от 29.09.2003 № 61-02-07/868).
Проверка за 1999 г. по проекту «Сахалин-2» не проводилась, проверка за 2000 г. показала необоснованно отнесенных на возмещение затрат в размере 38,1 тыс. долларов, а за 2001 г. – 35 млн. 864 тыс. долларов США (1 млрд. 80,9 млн. рублей). Нарушения 2000 года остались не устраненными, а по нарушениям 2001 года компания-оператор согласились с неправомерным включением только 163 тыс. долларов, т.е. – 0,45% суммы завышения.
Аналогичная картина и по проекту «Сахалин-1». Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед ЛТД» за 1998 г. необоснованно отнесла на возмещаемые затраты 26,883 млн. долларов (включая затраты на обучение детей иностранных сотрудников в Англии – 162,9 тыс. долларов США и затраты на персонал офисов в Хьюстоне (США), Кройдоне (Англия) и в Москве – 25,758 млн. долларов).
В 1999 году государство (РФ и администрация области) от проведения проверок самоустранились.
В 2000 г. такие необоснованные затраты составили 1,219 млн. долларов США (34,134 млн. рублей), а в 2001 году – 3,02 млн. долларов (91,025 млн. рублей). Всего эта компания не подтвердила первичными документами расходов, отнесенных за счет так называемых «возмещаемых затрат», на 35,864 млн. долларов (1,08 млрд. рублей).
Проще говоря, иностранные компании ежегодно по 30-35 млн. долларов пускают на учебу своих детей, «благотворительность» нашим детям и на свои офисы. А потом компенсируют это сахалинской нефтью. Инофирмы получают за благотворительность моральные дивиденды, руководители островной экономики закрывают на это глаза и получают политические прибыли (неужели только политические?). Для сравнения – 35 млн. долларов это больше, чем доходы недавно существовавшего внебюджетного фонда области.
7. Еще в 1997 году по инициативе главных экономистов области, работающих в администрации, областная Дума освободила компаний-операторов по «Сахалину-1» и «Сахалину-2» от уплаты областных налогов. А инициативу эту внес И.Фархутдинов. Комиссию по бюджету тогда возглавляла С.Иванова, я был заместителем председателя Думы по экономике. Чтобы обойти нас и избежать экономического анализа пустили законопроект через комиссию по природопользованию (В.Гаубрих) и ее куратора – В. Рукавца. Вместе с тогдашним председателем Думы – Б.Третяком, - вот они «отцы-налогоосвободители». Против этого экономически ущербного решения было всего 3 человека, включая автора этих строк. Пора, видимо, издавать стенограмму обсуждения.
8. Одина налог - налог на прибыль операторы по СРП должны платить. Но ведь сейчас прибыли особой нет. Дескать, велики первичные затраты на обустройство. Но и в будущем прибыль никогда не покажут. А мы якобы в ожидании золотого дождя.
9. В 1999 году по моей инициативе областная Дума внесла в Госдуму проект федерального закона о поправках в Закон о СРП, направленный на повышение прозрачности соглашений. Горько об этом писать, но в торпедировании уже принятого Госдумой в первом чтении этого законопроекта сыграло свою роль письмо администрации области на имя председателя Госдумы Г.Селезнева. Не знаю, кто его подготовил – глава комитета экономики И.Малахов или «известный нефтяник» Г.Павлова, но подписал его лично И.Фархутдинов. Основная идея письма – «не нужна нам такая прозрачность».
10. Доход Российской Федерации за весь период действия проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» составил 431,9 млн. долларов США. Затраты Российской Федерации, включая стоимость реализованной нефти – вдвое больше - 1 млрд. 55,1 млн. долларов США.
11. Возмещенные затраты за весь период действия соглашений о разделе продукции по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» по состоянию на 31 июля 2003 года составили 4 млрд. 311,6 млн. долларов США. Возмещено российской стороной за счет реализации 6,1 млн. тонн добытой нефти – 960,4 млн. долларов США.
Как отмечает Счетная палата России, на сентябрь 2003 г., долг российской стороны по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» превышает бюджетные поступления на 2 млрд. 919 млн. долларов США.
Подытожим. В целом для России проекты разорительны, а для крупного российского и иностранного капитала – весьма прибыльны. Любопытно, что идет кадровое сращение власти и этого капитала. Друг губернатора, - вице-губернатор А.Холодин ушел из администрации в компанию-оператор. (Кстати говорят, это ему надо сказать спасибо за новую архитектурную «достопримечательность» Южно-Сахалинска – бело-синий «сарай» за оградой на перекрестке ул. Хабаровской и ул. Чехова).
Зато руководитель здешнего офиса «Старстроя» Б.Горкунов, получив для фирмы подряд на 1,2 млрд. долларов, снова вернулся в вице-губернаторы. Оно понятно, на подходе «Сахалин-3, 4, 5 и т.д. Поэтому наши олигархи и бросили на выборы (на сохранение своей так называемой «стабильности») миллионы долларов. Чтобы завтра получить для себя и инофирм – миллиарды.
Что же делать?
1. Поменять на выборах людей, причастных к грабительской реализации «Сахалина-1 и 2». Сейчас администрация области имеет в руководящих органах этих проектов трех человек (И.Малахов, С.Белозерских, Г.Павлова). Как говорил прежний президент России: «неправильно сидят». Вместо них от области в управлении проектами должен участвовать новый руководитель области, а для контроля – один представитель областной Думы (у нас есть специалисты – например, А.Черный, В.Середа, Л.Кацев и т.д.).
2. Материалы Счетной палаты и КРУ Минфина должны быть, наконец, внесены на рассмотрение в органы управления проектами (УГО и Наблюдательный Совет). И не для остановки проектов, а для прекращения жульничества инофирм.
3. Одновременно с исполнением обязательств по проектам «Сахалин- 1 и 2» необходимо наконец-то начать переговоры по их корректировке. По моей инициативе областная Дума принимала такое обращение к прежнему губернатору (2000 г.). Пусть это обращение услышит хотя бы новый руководитель области.
4. Снова внести в порядке законодательной инициативы поправки к федеральному закону о СРП, дающие возможность своевременно раскрывать экономику проектов.
5. И, наконец, главное – учесть горький опыт «Сахалина 1 и 2» при заключении грядущих соглашений по СРП «Сахалин-3, 4, 5, 6, 7, 8, 9». Нельзя больше наступать на те же грабли!
С.Пономарев.
депутат областной Думы
24.11.2003
16.12.03