Согласно ПДД, велосипед является
транспортным средством (ТС). Но
немеханическим. Он приводится в движение не двигателем, а мускульной силой сидящего на нём человека (хотя может иметь и электродвигатель до 0,25 кВт). Люди, ведущие велосипед, приравниваются к пешеходам. Как и люди, управляющие самокатом и роликами.
В ПДД велосипедистам посвящен 24 раздел, а также некоторые правила из других разделов, относящиеся ко всем ТС.
Где передвигаться
По скорости передвижения и другим характеристикам велосипед занимает промежуточное положение между пешеходом и автомобилем. С этим связаны многие права и обязанности, которыми ПДД наделяют велосипедистов. Одна из них – место передвижения.
Все возможные элементы дороги и другие территории можно условно привязать к одной (или двум) категории участников дорожного движения - основным пользователям: пешеходам, велосипедистам и автомобилистам.
1. Родной средой для велосипедистов будут
велодорожки, велопешеходные дорожки и велополосы – это первая по приоритету зона для их передвижения.
2. Её отсутствие или невозможность двигаться (ПДД не содержит описания, что под этим подразумевается) отправляет велосипедиста на территорию машин –
проезжую часть (ПЧ). Точнее, её правый край. На ПЧ можно также переместиться при ширине велосипеда (или перевозимого груза) более 1 метра и при движении в колонне.
3. Следующая по приоритету –
обочина. Она выручит, если по ПЧ тоже невозможно двигаться.
4. И только в последнюю очередь велосипедисту допустимо использовать
тротуар. Но лишь в случае, если не создаются помехи пешеходам. Иначе придётся самому стать пешеходом, ведя велосипед рядом.
Все эти правила касаются лишь велосипедистов от 14 лет. В возрасте 7-14 лет нельзя пользоваться ПЧ: в распоряжении только тротуар и велосипедная инфраструктура (кроме велополосы, ведь она располагается на ПЧ). До 7 лет, когда скорость велосипедистов сравнима с пешеходной, им доступны лишь тротуары, пешеходные дорожки и зоны.
Это сообщение отредактировал
VampirBFW - 12.04.2018 - 10:30
VampirBFW
12.04.2018 - 10:25
Статус: Offline
Поварствующий радиоуправляемый сисадмин
Регистрация: 20.02.10
Сообщений: 5941
Важным подарком для велосипедистов стало разрешение двигаться по
полосам ОТ. Этому нововведению уже несколько лет, однако его реализация до сих пор не отлажена: въезд на велополосу помимо соответствующего знака зачастую дублируется "кирпичом", нарушать который велосипедист не может. Кирпич делает разрешение ехать по полосе ОТ бесполезным, однако с таким противоречием постепенно удаётся бороться, – городские службы меняют знаки.
Отдельно оговаривается в ПДД движение в
велосипедных колоннах.
1. Движение в колонне допускается по двое в ширину (если ширимана велосипеда менее 75 см).
2. Колонна должна быть разбита на группы по 10 велосипедистов (или пар), а для облегчения обгона расстояние между группами следует держать 80-100 м.
Если вы услышите, что велосипедистам запрещено ездить по тротуарам или для них отведён метр справа на дороге, имейте в виду: обе эти нормы исчезли из ПДД больше двадцати лет назад.
Световые приборы, звонок
П.19.1 требует от велосипедистов в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, а также в тоннелях включать на велосипедах
фары или фонари. В дополнение к этому "Основные требования по допуску ТС" упоминают, что велосипед должен быть оборудован:
+ спереди – световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета,
+ сзади – световозвращателем или фонарем красного цвета,
+ с каждой боковой стороны – световозвращателем оранжевого или красного цвета.
Отметим, что в том же разделе есть п.19.5, обязывающий в светлое время суток всем движущимся ТС держать включенными фары ближнего света или дневные ходовые огни. Но велосипеды не оборудованы такими осветительными устройствами, а "Основные требования по допуску ТС" не содержат подобных условий. Зато содержат необходимость иметь исправный
звонок.
Напоминаем, что на тротуаре велосипедист — гость; это территория пешеходов. Поэтому настоятельно не советуем использовать звонок или клаксон против пешеходов.
Жесты
Предсказуемость – одно из самых важных качеств велосипедиста на дороге.
Поэтому для поворотов ПДД обязывают применять жесты:
+ направо: вытянутая в сторону правая (или согнутая в локте левая) рука;
+ налево: вытянутая в сторону левая (или согнутая в локте правая) рука.
Мы считаем вариант с согнутой рукой не самым очевидным для водителей, поэтому рекомендуем вытягивать руку, соответствующую направлению поворота.
Торможение следует обозначать поднятием руки вверх. Это рекомендуется делать заранее не только с целью дать водителям дополнительное время на реакцию, но и для удобства торможения: зажимать ручной тормоз, удерживая руль лишь одной рукой, может быть небезопасно.
VampirBFW
12.04.2018 - 10:26
Статус: Offline
Поварствующий радиоуправляемый сисадмин
Регистрация: 20.02.10
Сообщений: 5941
Шлем
Согласно ПДД,
шлем не является необходимым атрибутом. Есть разные мнения на этот счёт. Например:
+ даже если он пригодится один раз, оно того стоит;
+ можно на 100% отвечать за себя, но никто не застрахован от аварий по вине других: открывшаяся дверь или подрезавший автомобиль могут сделать шлем полезным.
Или, наоборот:
+ шлем выручает от серьёзных травм головы, но вероятность самой такой травмы очень невелика;
+ водители считают велосипедистов без шлема новичками-любителями, поэтому соблюдают бОльший боковой интервал, чем рядом с профи в шлемах.
Таким образом, носить шлем или нет – самостоятельный выбор каждого. Но мое ИМХО он никогда не будет лишним при движении в городе
Повороты и перекрёстки
При движении по проезжей части или велосипедной полосе
проезд перекрёстка происходит вместе с потоком машин, согласно сигналам светофора. При этом поворачивающие водители обязаны пропускать движущихся прямо велосипедистов (п.13.1), независимо от того, едут те по ПЧ или по велополосе/велодорожке.
А вот чтобы пересечь дорогу, двигаясь на велосипеде по тротуару, придётся спешиться: ПДД запрещают ехать верхом по зебре.
Поворот налево на велосипеде можно сделать несколькими способами:
1. В случае, если такой поворот предусмотрен велосипедной дорожкой. Таких мест в России практически нет.
2. В случае движения по дороге без трамвайного движения и с одной полосой в направлении движения велосипедиста. Но при этом нужно быть предельно внимательным и предсказуемым.
3. Воспользовавшись т.н. копенгагенским поворотом: доехать до конца пересечения ПЧ, остановиться и повернуть велосипед на 90 градусов влево.
В остальных случаях для совершения левого поворота велосипедисту придётся использовать опцию превращения в пешехода.