kp.ru
К чему может привести Россию, Украину и Евросоюз газовый конфликт
Иван ГРАЧЕВ — 07.01.2009
Что на самом деле происходит
Ну, вот, Ющенко и доигрался на трубе. Сегодня, 7 января, Евросоюз устами председательствующего в этой организации на ближайшие полгода премьер-министра Чехии Мирека Тополанека объявил: «ЕС готов более жестко вмешаться в ситуацию, если российский газ не будет поступать в Европу в ближайшие дни». И гнев чешского премьера понятен – только в его стране 80% всего потребляемого газа – из России. А в соседней Словакии – 100% газа российского,
в Болгарии – тоже 100%,
в Греции – 75%,
в Австрии – 60%,
в Польше – 50%,
в Германии – 42% и так далее. А морозы в этом январе в Европе стоят как назло рекордные за последние 20 лет! Минус 20 градусов по Цельсию в Европе не было со времен распада Варшавского договора… И вот когда российский газ европейцам особенно кстати, Украина взяла и перекрыла (в 22.30 6 января) последний газовый вентиль в сторону ЕС. Еще три участка трубопровода украинцы обрубили накануне, когда «Газпром» заявил, что будет поставлять через территорию Украины газ ровно столько, сколько законтрактовано странами Европы. Но за минусом украденного из трубы Украиной.
В Киеве сразу смекнули, что долго играть краплеными картами под столом в таких условиях не смогут. Контракта с «Газпромом» на поставку газа на Украину с 1 января 2009 года нет. Продавать Киеву топливо по льготным ценам (179 долларов за 1000 кубометров газа) Россия больше не хочет. Новые цены Украина с «Газпромом» так и не согласовала то ли из-за разногласий в «оранжевой» команде, то ли осознав, что при рыночной стоимости топлива (до 450 долларов за 1000 кубометров) Киеву очень скоро придется объявлять дефолт страны. Ющенко оставалось надеяться на единственный проверенный способ – воровать российский газ из трубы, через которую он идет в Европу.
Но при сокращении «Газпромом» поставок ровно на украденную Украиной величину, игра «по-киевски» становилась слишком очевидной. И газа для такой игры хватило бы самое большее - на несколько суток.
По-сути «Газпром» заставил Ющенко засуетиться и пойти ва-банк. 7 января украинский президент воззвал к возобновлению переговоров между «Газпромом» и «Нафтогазом» Украины 8 января. Хотя до этого, по негласному распоряжению Ющенко, «Нафтогазу» предписывалось не идти с Россией ни на какие перегворы. Что, как тут же заметил, представитель «Газпрома» Куприянов, очень старанно, поскольку сам «Газпром» готов на переговоры «в любую минуту».
А о том, что счет действительно идет на минуты и часы говорит хотя бы то, что в балканских странах из-за недополучения российского газа уже начали отключать горячую воду в домах, а в странах центральной и восточной Европы ограничили потребление газа на промышленных предприятиях.
Чем все это может закончиться
Киев, понимая, что Москва больше не будет продавать ему газ по супер-льготным ценам, хочет отыграться хотя бы на тарифах за прокачку топлива в Европу по территории Украины. Сегодня этот тариф – 1,6 доллара за прокачку 1000 кубометров газа на 100 километров. Украина хочет поднять тариф до 2 долларов, а еще лучше – до 2,2 долларов. «Газпром» имеет в ответ свой аргумент – договор о трансферте российского газа в Европу, подписанный с Украиной еще в 2005 году и действующий до 2010 года. Согласно ему цена на прокачку – 1,6 доллара.
Впрочем, Ющенко уже заставил городской суд Киева в экстренном и одностороннем порядке признать этот договор недействительным. Украина даже заявила, что готова платить за российский газ от 201 доллара до 250 (цифра за последние дни несколько раз менялась в зависимости от настроений в «оранжевом» лагере»), если Москва заплатит Киеву за прокачку газа 2-2,2 доллара.
Конкретные цифры, видимо, будут в итоге обговорены на ожидающихся 8 января переговорах «Газпрома» и «Нафтогаза» Украины. Но что в итоге могут получить Москва и Киев по окончании своего газового спора, «КП» спросила директора Института стран СНГ Константина ЗАТУЛИНА:
- В принципе, тарифы на прокачку российского газа через Украину могут быть и повышены. Это нормально, - сказал Константин Затулин. - Хотя и действующий договор с указанным в нем тарифом в 1,6 доллара рвать в одностороннем порядке Киеву было бы неправильно, некрасиво просто.
- А какова сейчас рыночная среднеевропейская цена на прокачку газа?
- Около 2 долларов. И до прихода к власти в Киеве «оранжевых», между Россией и Украиной была взаимоувязка цен на сам газ и его прокачку. Но деятели Майдана сами разрушили эти условия и договорились, что платить за газ и за прокачку надо раздельно. Вот и получили то, что просили. И теперь плачут «по волосам», когда голова снята.
- Если Украина все же добьется тарифа за прокачку в 2 доллара, она компенсирует потери от подорожания российского газа?
- Не полностью.
- А что в этой ситуации остается делать «Газпрому»?
- «Газпрому» надо переходить к предоплате Украиной за поставки российского газа. Поскольку мы уже не первый раз сталкиваемся с тем, что Украина не хочет признавать своих долгов. А с недобросовестными партнерами разговор может быть один – «утром деньги, вечером стулья».
- Чью сторону в этом споре может в итоге занять Европа?
- Евросоюз крайне не рад поведению Украины. Но, скорее всего, размажет ее ответственность по общей тарелке. То есть, претензии будут одинаковые и к Украине, и к России. Надо же ведь понимать, что на Евросоюз в этом случае давят из США. Они вообще накануне всех этих газовых споров рекомендовали Киеву судиться, пока поставки газа будут продолжаться. И плевать на то, что международные суды, скорее всего, выиграл бы «Газпром». На дворе кризис. А в кризис дела лучше у должников, которые тянут с возвратом денег. То есть, от затягивания конфликта выигрывала бы Украина.
- Почему же Ющенко не выдержал и пошел ва-банк?
- Он надеется на фобии европейцев, которые изначально настороженно относятся к России. Это такая позиция разбойника с Большой дороги. Раньше были разбойники по пути из варяг в греки. А теперь вот – по газовому пути из России в Европу. Сидит Соловей-разбойник на трубе и поет европейцам о «плохой России», грабя потихоньку и Евросоюз и Москву.
- А льготной цены на газ для Украины больше быть не может?
- Я осторожней скажу. Если с какими-то государствами у нас и существуют льготные цены на газ, то это государства, проводящие дружественную нам политику. Об Украине в последние годы с этой точки зрения говорить трудно. Особенно после августовского кризиса на Кавказе.