Украинцы все чаще говорят о "сливе" страны противниками и союзниками. Теперь в стан врагов Украины попадают уже и Меркель, и Кэмерон, и даже Обама. Просто потому, что начинают спрашивать о реальных делах. Разговоры, конечно, хорошо. Но деньги, которые идут на Украину, реальны. А где реальные дела?
Самое, наверное, важное дело, о котором сегодня говорят политики, это принятие Украиной изменений в конституцию. Это должно произойти буквально сейчас. Точнее, до окончания сессии Рады. До 2 февраля. И все уже понимают бредовость этого предположения. Понятно — принять такие изменения не получится. Почему?
Давайте рассмотрим варианты. Их не так много. Чем же для Украины и властей может закончится любое из решений?
Наиболее оптимистичный с точки зрения Запада и некоторой части украинских политиков вариант принятия изменений. То есть Рада в последние дни все-таки идет на соглашение с Порошенко. Времени рассматривать изменения нет и они принимаются в том виде, который представил аппарат президента.
Вроде бы всё. Конституцию можно менять, все получили своё. Особый статус для Донбасса принят. А всё ли?
Согласно минским договоренностям, изменения должны быть согласованы с ЛДНР. Именно согласованы. А где это согласование? Его просто нет. И что это означает? А означает это то, что все усилия были напрасны. Стороны конфликта не признают это выполнением соглашения. И будут правы.
А дальше обе стороны получают юридически обоснованную возможность начала очередного обострения. Опять война. Опять кровь. Только в новых условиях, уже в новом формате.
Сомнительно, что Россия или США в этом случае смогут остановить тех, кого они поддерживают. "Рубка" начнется куда более серьезная.
Рассмотренный вариант, если честно, из серии ненаучной фантастики. Теперешняя Рада просто не способна адекватно решать вопросы. Мне кажется, что депутаты даже на краю пропасти не смогут решить, стоит ли нажимать на тормоз. Так и поедут в эту самую пропасть. Так что переходим к наиболее вероятному.
Этот вариант прост. Голосование будет провалено. Об этом говорят многие, украинские в том числе, политологи. Набрать 300 голосов президентскому проекту не удается. Даже административный ресурс не срабатывает. Можно проговорить причины такой позиции депутатов, но это не тема сегодняшней статьи. Главное — факт.
Провал голосования автоматически переносит, согласно регламенту, это самое голосование на год. Рада ставит Украину в позицию ни мира, ни войны. Еще год.
Такая позиция будет означать фактическое признание страны недоговороспособной. Причем не только Россией, но и другими членами контактной группы по Донбассу. Да и Порошенко фактически потеряет этот статус. Как можно о чем-то говорить с президентом, если его слова ничего не стоят?
В этих условиях ЛДНР просто вынуждены будут продолжить формирование собственной государственности. Именно государственности. В частности, как мне кажется, будут проведены выборы парламента и глав республик. Причем, учитывая прошлый опыт, выборы будут "европейские". С участием наблюдателей из ЕС, а может, и ООН.
И тогда мы получаем легитимное с точки зрения международного права правительство и президентов этих республик. А дальше? Дальше — полноценный субъект переговоров уже под эгидой ООН. Де-факто мы получаем новые государства на карте мира.
И, как минимум, в ранге Абхазии или ПМР. Но никак не "временно оккупированные" террористами территории.
А что же в этом случае ожидает то, что осталось от Украины? Тут картина совсем не радужная. Украину ожидает политический и экономический кризис. Даже возможно крах. И такой кризис не чета сегодняшнему.
В политике — ломка сложившейся на сегодня системы власти. Депутаты станут переходить из фракции во фракцию. Партии создавать и разрушать союзы. Не потому что будет такое желание. Это логика выживания политиков на пике. Или вы популист и имеете "свой" слой избирателей. Или дорога вам в политическое небытие. Посмотрите, как быстро общество "забыло" такую колоритную фигуру, как Ярош.
Точно так же будет и с чиновниками. Уже сегодня мы читаем в соцсетях о том, что надо многих менять. Практически тех, кто устраивает украинцев, не осталось. "Всех на гиляку" и на всех уровнях.
Что будут в этом случае делать чиновники? Смогут ли они проводить хоть какие-то реформы? Я думаю, читатель уже ответил на этот вопрос. Реформы всегда вызывают отторжение некоторой части населения. Протест, который может выливаться во все что угодно. Рискнет премьер (любой, не только Яценюк) их проводить? Сомнительно.
И дальше. Нет реформ — нет кредитов. Позиция ЕС и МВФ тут четкая. Это в условиях полного развала собственной экономики смерть страны. Уже не разговоры о смерти, а реальная смерть. Все социальные программы полетят в тартарары. Население превратится в противников всех и вся.
То, что делали украинские политики с украинской экономикой, становится той самой гильотиной, которая "укоротит" многих из них на голову.
Есть ещё один вариант, приемлемый для Киева. А именно — отсрочка голосования. Вариант, о котором сегодня все чаще и чаще говорят на Западе. Говорят столько, что создается ощущение о "западных корнях" этого решения.
Суть проста. Понимая невозможность получить одобрение сейчас, правительство "оттягивает" процесс на следующую сессию. Для этого сегодня судорожно ищут лазейки в законодательстве, регламенте, где угодно, для такого решения. Думаю, лазейку найдут.
В этом случае ещё на какой-то период времени Украина сохраняет шанс на получение кредитов. На какие-то подачки Запада. Да и кризис будет законсервирован. Появится время для очередных поисков решения. И что? Да ничего. Консервация не решение, даже наоборот. Это углубление противоречий.
Да и реакция России в этом случае будет другая. Порошенко и его кураторы рассчитывают на спокойствие Кремля. На "созерцательную позу" Путина. А стоит ли? Мне кажется, не стоит. Слишком разозлили российского президента переговорщики -"разговорщики". За свои слова пора уже отвечать. Всем. И России, и Украине, и США, и ЕС.
Думается мне, что отвечать Украине придется потерей ещё какой-то части территории. По крайней мере, до границ Луганской и Донецкой областей. Удерживать армию ЛДНР от наступления Россия не станет.
И наконец, наиболее вероятный с моей точки зрения вариант.
Позиция всех на переговорах в Минске ясна. Безусловное выполнение минских соглашений. Правда, по сути этих соглашений, противоречий множество. Запад делает вид, что не замечает подтасовок Киева. Европейские политики пытаются подсунуть вместо существующих соглашений суррогат из каких-то трактовок. К примеру — разговоры о контроле за границами.
Дальше случится "прозрение". В контактной группе "вдруг" прочитают соглашение. Дословно прочитают. И укажут Киеву на несоответствие трактовок и написанного. Киев признает свою "близорукость" и заверит всех в том, что готов выполнять. Выполнять именно так, как записано. По пунктам.
И начинается классический процесс политической "тягомотины". Всенародное обсуждение. Дебаты в парламенте. Консультации в ЕС и ООН. Согласования и переговоры. И всё это на фоне продолжения финансирования украинской революции МВФ и странами кредиторами.
Рейтинги Порошенко стабилизируются. Народ начнет верить в то, что именно он что-то там решает. Правительство заканчивает работу по уничтожению экономики Украины. Занавес!
Допускаю даже проведение конституционной реформы, через какое-то время. Это более чем вероятно. Только реформа эта уже из решения сегодняшних проблем превратится в гвоздь в крышку гроба Украины. Конституционная реформа будет окончательным этапом юридического уничтожения государства. Красиво оформленное уничтожение единой страны.
Гарантий сохранения целостности в ходе этой реформы никто не даст. Федерация, а тем более конфедерация, вполне могут закончиться "разбеганием" территорий.
И в то же время, конституционная реформа подтолкнет все остальные. Этакий снежный ком, который покатится куда-то. Не хочу сказать — в пропасть. Просто не знаю конечного пункта. Да никто не может этого знать. Но пункт этот явно другой, чем пункт отправления.
Осталась ровно неделя до того времени, когда мы увидим, какой из предложенных сценариев будет реализован. Всего лишь неделя. Семь дней. Ждем.
Александр Ставер, Роман Скоморохов
ссыль