СССР

Аццкий Минус

стальной крыс на сафари
увы, мне кажется мы стремительно приближаемся к "Большому Брату"
маловероятно.
тут я согласен с Иваном Ефремовым (все тот же "Час Быка"): в такого типа государстве обратная связь неминуемо слаба. со всеми вытекающими последствиями...

To John_Smith:
т.е. Вы вполне согласны с тем, что человека можно изолировать от общества еще ДО того как он взорвал бомбу, и только потому что некий комитет решил что он способен ее взорвать?
 

Фёдор

Активный пользователь
Ну вот, вы и сами наконец-то раскрыли большую красно-коричневую тайну, что ультралевые (коммунисты) и ультраправые (национал-социалисты, или фашисты) всегда найдут общий язык. Что нам с успехом и доказывала вся дружеская предвоенная политика коммуниста Сталина и фашиста Гитлера :drinks: . Из них ведь тоже могла получиться недурственная команда по порабощению остального мира. Только вот чегой-то не поделили меж собой. Наверное, форму усов. :blink:
Жалко лишь, что после мая 45 в Советской Армии не нашлось смелой головы, чтобы развернуть армию на восток и свернуть шею еще одной гидре.

Бред бы хоть не писали, стыдно слушать эту ахинею.
 

Аццкий Минус

стальной крыс на сафари
почему бред? в ГДРовской ШТАЗИ коричневые легко перековались. и даже если туда брали не самих коричневых, а их деток - все равно получились первоклассные красные. а потом - бабах, берлинская стена пала - и из молодых гдровцев получились очень даже бойцовые наци.
 

BlackFox

Местный
Бред бы хоть не писали, стыдно слушать эту ахинею.
Просто ваша просталинская истерия на грани приличия уже достала. И серьезно реагировать на нее невозможно. Вы нам сюда весь просталинский интернет будете копипастить ?
 

ask

Местный
\


Ну и по теме, не надо придумывать то чего нет и навешивать ярлыки, ни о каких "ультра" там речи не шло :acute:
Точно, самые обычные коммунисты и фашисты(пардон, национал - социалисты), никакие не ультра.

Лично я придерживаюсь картины видения будущего описанного Иванов Ефремовым.
Но это будет только когда наше общество повзрослеет.
Сейчас же наше общество можно сравнить с 13 летним подростком.
И этот подросток растет без родителей, без присмотра, и сейчас под влиянием перестройки в организме может таких дров навалять,пока повзрослеет, что дай бог живым останется.
 

Mike22

Местный
Раздумываю, как-бы так мягко ответить - никого не обидеть, но заставить подумать.
Участники обсуждения не забыли тему?

Много хотел сказать.
Подумал.
Не буду.


Поищите причину своих страхов.
Тема скатилась с интересной, опять на банальное пережёвование страхов, испытываемых теми кто страдает жестокой формой ксенофобиии.
 

Фёдор

Активный пользователь
Ну почему же бред? Человек очень здраво рассуждает, а главное делает это сам, а не перепечатывая чужие агитки. При этом не хамит, как некоторые.

Жалко лишь, что после мая 45 в Советской Армии не нашлось смелой головы, чтобы развернуть армию на восток и свернуть шею еще одной гидре.

Вы считаете, что это не бредовые рассуждения? Что бы Вам сказал Ваш отец - фронтовик, узнай что вы поддерживаете такие "здравые" рассуждения. Или он в 45 так же думал?
 

Фёдор

Активный пользователь
В блокадном Ленинграде Жданов объедался деликатесами...


Краткое содержание мифа:

В блокадном Ленинграде А.А. Жданов объедался деликатесами.

Примеры использования:

«…руководивший блокадным Ленинградом Жданов, со своей челядью наедали на персиках, буженине и черной икре вполне поварской упитанности рожи среди массами умирающего от голода населения»1)

«Был у Жданова по делам водоснабжения. Еле пришел, шатался от голода… Шла весна 1942 года. Если бы я увидел там много хлеба и даже колбасу, я бы не удивился. Но там в вазе лежали пирожные буше»2)

Действительность:

Достоверных свидетельств об «обжирании» Жданова нет. Современникам эта картина представлялась, скорей, сомнительной.

Серго Берия писал: «Скажем, при всей моей антипатии к Жданову не могу принять на веру разговоры о том, как в Смольном в дни блокады устраивали пиры. Не было этого. И говорю так не в оправдание Жданова или кого-то другого из руководителей осажденного Ленинграда. Беда в том, что зачастую мы исходим сегодня из нынешних понятий. А тогда все, поверьте, было строже. И дело не в Жданове. Попробовал бы он позволить себе нечто подобное…

Что скрывать, армейский паек - не блокадная пайка. Но - паек. Не больше. А все эти экзотические фрукты, благородные вина на белоснежных скатертях - выдумка чистой воды. И не следует, видимо, приписывать Жданову лишние грехи - своих у него было предостаточно…»3)

Д. Коменденко приводит в своей статье о блокаде Ленинграда обзор данных об быте высшего руководства в том числе Жданова:
«Сохранилось достаточное количество свидетелей, чтобы утверждать, что никакими особыми излишествами в быту (и, в частности, в питании) А. А. Жданов не отличался. Уже упоминавшийся В. И. Демидов опросил в конце 1980-х гг. ряд сотрудников Смольного (официантку, двух медсестёр, нескольких помощников членов военсовета, адъютантов и т. п.), все они отмечали неприхотливость Жданова.
Как вспоминала одна из двух дежурных официанток Военного совета фронта А. А. Страхова (Хомякова), во второй декаде ноября 1941 года Жданов вызвал её и установил жёстко фиксированную урезанную норму расхода продуктов для всех членов военсовета (командующему М. С. Хозину, себе, А. А. Кузнецову, Т. Ф. Штыкову, Н. В. Соловьёву): «Теперь будет так…». «…Чуток гречневой каши, щи кислые, которые варил ему дядя Коля (его личный повар – Авт.), – верх всякого удовольствия!..», – рассказывала она же.
Оператор располагашегося в Смольном центрального узла связи М. Х. Нейштадт вспоминал: «Честно скажу, никаких банкетов я не видел. Один раз при мне, как и при других связистах, верхушка отмечала 7 ноября всю ночь напролёт. Были там и главком артиллерии Воронов, и расстрелянный впоследствии секретарь горкома Кузнецов. К ним в комнату мимо нас носили тарелки с бутербродами. Солдат никто не угощал, да мы и не были в обиде… Но каких-то там излишеств не помню. Жданов, когда приходил, первым делом сверял расход продуктов. Учёт был строжайший. Поэтому все эти разговоры о «праздниках живота» больше домыслы, нежели правда.. Жданов был первым секретарём обкома и горкома партии, осуществлявшим всё политическое руководство. Я запомнил его как человека, достаточно щепетильного во всём, что касалось материальных вопросов».»4)
Следует помнить, что у Жданова был диабет5) и приписываемая ему диета на деле означала бы смертный приговор. Разумеется паек руководящих работников отличался в лучшую сторону от пайков ряда других категорий насления, но приписываемых Жданову излишеств он - не включал.
Обратим внимание на то, что при характеристике питания партийного руководства Ленинграда вне связи с Ждановым лично также часто допускаются определенные передержки. Речь, например, о часто цитируемом дневнике Рибковского6), где он описывает свое пребывание в партийном санатории весной 1942, описывая питание как очень неплохое.
Следует помнить, что в том источнике речь идёт о марте 1942 года, т.е. периоде после запуска железнодорожной ветки от Войбокало до Кабоны, для которого характерно завершение продовольственного кризиса и возвращение уровня питания к допустимым нормам7). «Сверхсмертность» в это время имела место только из-за последствий голода, для борьбы с которыми наиболее истощенных ленинградцев направляли в специальные лечебные учреждения (стационары), созданные при многих предприятиях и фабриках зимой 1941/19428). Рибковский до устройства на работу в горком в декабре был безработным и получал наименьший «иждивенческий» паек, поэтому весной был отправлен в подобное учреждение.
В дневнике он честно пишет: «Товарищи рассказывают, что районные стационары нисколько не уступают горкомовскому стационару, а на некоторых предприятиях есть такие стационары, перед которыми наш стационар бледнеет»9). Таким образом часто цитируемые записи из данного источниа говорят не о привилегиях партийной номенклатуры, а об успешном восстановлении социальной инфраструктуры весной 1942 г..

1 МАГКАЕВ Р.П. "Пустоватые щи и мелковатые бриллианты"
2 Кантор Ю. «На всю оставшуюся жизнь нам хватит горечи и славы…» Известия от 26 января 2004
3 Серго Берия "Мой отец - Лаврентий Берия"
4 Д. Коменденко Мифы Ленинградской блокады
5 Даниил Аль. Шаги истории России из прошлого в будущее. – СПб.: Наука, 2007. – 368 с.
6 Цит. Н. Н. Козлова Сцены из жизни «освобожденного работника» / Социологические исследования, № 2, февраль 1998, ст. 111
7 См. Д. В. Павлов Ленинград в блокаде. М.: Военное изд-во МО СССР, 1958.
8 Дзенискевич А. Р., Ковальчук В. М., Соболев Г. Л., Цамутали А. Н., Шишкин В.А. Непокоренный Ленинград. Краткий очерк истории города в период Великой Отечественной войны. — Ленинград: Наука, 1970. С. 161.
9) Цит. Н. Н. Козлова Сцены из жизни «освобожденного работника» / Социологические исследования, № 2, февраль 1998. С. 111.
 

Фёдор

Активный пользователь
О бедном советском студенте.


Первые годы родители помогали материально. Бюджет складывался из 40 рублей стипендии и 30-40 рублей родительских. Итого 70-80 рублей. В семидесятых годах прожиточный минимум и минимальная зарплата в СССР равнялись 70 рублям. Можно было прожить студенту на 70 «рэ» в месяц? Если без экстримов, вроде загулов а-ля Киса Воробьянинов, то не в труд.
Разумеется, было не до жиру, но нищим прозябанием нашу жизнь язык не поворачивается назвать. «Квартпалата» студента весила 2,5 рубля в месяц. Комплексный обед в студенческой столовой тянул на 60-70 коп. В него входил легкий салат, густая солянка, антрекот размером с лапоть вместе с гарниром (чаще всего картофель фри) и, разумеется, компот.
Завтракали и ужинали, как правило, у себя в комнате, что было экономней, ведь основные продукты питания стоили неправдоподобно дешево: 1 кг картошки - 10 коп. пачка маргарина (200 грамм) - 30 коп., такая же по весу пачка настоящего сливочного масла - 70 коп. Килограмм натуральной докторской колбасы (технология изготовления такой колбасы ныне утрачена) - 2 рубля 20 копеек. Полукилограммовый пакет сметаны тянул на 60-70 копеек. Банка тушенки - 90 коп. Один килограмм сахара в пределах 80 копеек. Кусок хлеба в столовой «коштував» 1 копейку. Бесплатно давать его было оскорблением для главного продукта питания человека.
Пирожок с мясом (которого было в тестовом продукте куда больше, чем сейчас в трёхгривневом беляше) тянул на 10 копеек. Пирожки с повидлом, где повидла было не меньше, чем самого теста, стоил 5 копеек.
Кружечка пивка - святого студенческого напитка на «кафедре» (так мы величали стекляшку с пивными автоматами, отстоящую от общежития на удалении трёхсот метров) - вытряхивала из кармана 20 коп. Потом, правда, в году 75-м цена поднялась до 40 копеек. И чтобы наполнить бокал, надо было запустить в щель автомата уже две монеты по 20 копеек. Однако столь радикальное увеличение стоимости животворящей влаги, помнится, не поколебало норму потребления студента.
Бутылка водки 0,5 литра стоила 3,62 рубля. Но мы её пили исключительно редко, считая чрезмерно радикальным зельем. «Водка нас ссорит, братцы, пиво сближает людей!» - писал поэт аккурат в то застойно-застольное время, и мы с ним были согласны. Если хотелось чего-нибудь позабористее пива, то отдавали предпочтение портвейну, стоимостью 1,5 рубля за поллитра.
Надо признать, что на посиделки с возлияниями у нас уходила немалая часть бюджета. Увы, так было. Грехи наши выглядели девственно безукоризненными в сравнении с нынешними студенческими бессмысленными и беспощадными «оттягами», с почти обязательным потреблением дури.
Попутно заметим, что качество продуктов питания было несопоставимо с нынешними суррогатами, которые по сути являются медленно действующей отравой. Разумеется, такого количества разносолов, как сейчас, тогда в магазинах не существовало. Однако основные продукты питания имелись в ассортименте достаточном, чтобы питаться без ущерба для здоровья.
Таким образом, на еду у студента средней упитанности уходило никак не более 40 рублей в месяц. Был ещё такой запасной ресурс - столоваться в студенческом профилактории. Стоимость трёхразового питания в нем, с явным калорийным избытком с точки зрения медицинских норм, равнялась 16 рублей за 24 дня.
Услугами профилактория не стеснялись пару раз в год пользоваться. Получить направление в профилакторий не составляла труда.
Далее по тратам. 3 рубля составляли транспортные расходы. Может быть, 1-2 рубля уходило на канцтовары. Стоимость карандашей, ручек, общих тетрадей была просто смехотворна.
Человек ущемлен в правах, ежели он ограничен в свободе перемещений. В Советском Союзе транспортные услуги были дешевы. А в середине 70-х студенту было не в труд 4-5 раз в год на несколько дней махнуть на родину. Стоимость купейного места в скором поезде не выходила за пределы 14 рублей. А обратно, в целях увеличения времени пребывания в родных пенатах, летели самолетом Ан-24 (цена билета 20 рублей).
На одежду: обувь (осенне-зимнюю. Летние штиблеты стоили сущие копейки, потому их покупка не нарушала гармонию студенческого бюджета), брюки, рубашки, костюмы, куртки - мы почти не тратились. Это входило в перечень трат родителей. Хотя на старших курсах, когда от приработков в кармане повеселело, радовали себя покупкой модных импортных джинсов и ветровок. Однако стоимость одежды в СССР была очень умеренной. Добротный костюм оценивался в районе 100 рублей. Рубашки до 10 рублей, туфли на выход 20-30 рублей.

Не верьте брехунам, разобравшим великую страну на самостийные трофеи, что мы не жили, а безутешно страдали.
 

Комиссар

Активный пользователь
почему бред? в ГДРовской ШТАЗИ коричневые легко перековались. и даже если туда брали не самих коричневых, а их деток - все равно получились первоклассные красные. а потом - бабах, берлинская стена пала - и из молодых гдровцев получились очень даже бойцовые наци.
Не надо 3,14здеть. В ГДР денацификацию провели по полной, в отличае от ФРГ. Там то как раз фашисты жили привольно. Даже министры из фашистов были. И коммунистов они шибко не любили. И сейчас не любят.
 

Аццкий Минус

стальной крыс на сафари
Не надо 3,14здеть.
1) а Вам докладывали кого и за что приняли на работу в мгб гдр?
2) как Вы считаете - ШТАЗИ была гламурной тусовкой? коллективом бескрылых ангелов?

Участники обсуждения не забыли тему?
имхо участники и не собирались обсуждать заявленную тему. вместо нее обсуждаются:
1) назад во времени, шагом марш!
2) не дождетесь, халява кончилась.
 

Parabellum

Пользователь
О бедном советском студенте.


Первые годы родители помогали материально. Бюджет складывался из 40 рублей стипендии и 30-40 рублей родительских. Итого 70-80 рублей. В семидесятых годах прожиточный минимум и минимальная зарплата в СССР равнялись 70 рублям. Можно было прожить студенту на 70 «рэ» в месяц? Если без экстримов, вроде загулов а-ля Киса Воробьянинов, то не в труд.
Разумеется, было не до жиру, но нищим прозябанием нашу жизнь язык не поворачивается назвать. «Квартпалата» студента весила 2,5 рубля в месяц. Комплексный обед в студенческой столовой тянул на 60-70 коп. В него входил легкий салат, густая солянка, антрекот размером с лапоть вместе с гарниром (чаще всего картофель фри) и, разумеется, компот.
Завтракали и ужинали, как правило, у себя в комнате, что было экономней, ведь основные продукты питания стоили неправдоподобно дешево: 1 кг картошки - 10 коп. пачка маргарина (200 грамм) - 30 коп., такая же по весу пачка настоящего сливочного масла - 70 коп. Килограмм натуральной докторской колбасы (технология изготовления такой колбасы ныне утрачена) - 2 рубля 20 копеек. Полукилограммовый пакет сметаны тянул на 60-70 копеек. Банка тушенки - 90 коп. Один килограмм сахара в пределах 80 копеек. Кусок хлеба в столовой «коштував» 1 копейку. Бесплатно давать его было оскорблением для главного продукта питания человека.
Пирожок с мясом (которого было в тестовом продукте куда больше, чем сейчас в трёхгривневом беляше) тянул на 10 копеек. Пирожки с повидлом, где повидла было не меньше, чем самого теста, стоил 5 копеек.
Кружечка пивка - святого студенческого напитка на «кафедре» (так мы величали стекляшку с пивными автоматами, отстоящую от общежития на удалении трёхсот метров) - вытряхивала из кармана 20 коп. Потом, правда, в году 75-м цена поднялась до 40 копеек. И чтобы наполнить бокал, надо было запустить в щель автомата уже две монеты по 20 копеек. Однако столь радикальное увеличение стоимости животворящей влаги, помнится, не поколебало норму потребления студента.
Бутылка водки 0,5 литра стоила 3,62 рубля. Но мы её пили исключительно редко, считая чрезмерно радикальным зельем. «Водка нас ссорит, братцы, пиво сближает людей!» - писал поэт аккурат в то застойно-застольное время, и мы с ним были согласны. Если хотелось чего-нибудь позабористее пива, то отдавали предпочтение портвейну, стоимостью 1,5 рубля за поллитра.
Надо признать, что на посиделки с возлияниями у нас уходила немалая часть бюджета. Увы, так было. Грехи наши выглядели девственно безукоризненными в сравнении с нынешними студенческими бессмысленными и беспощадными «оттягами», с почти обязательным потреблением дури.
Попутно заметим, что качество продуктов питания было несопоставимо с нынешними суррогатами, которые по сути являются медленно действующей отравой. Разумеется, такого количества разносолов, как сейчас, тогда в магазинах не существовало. Однако основные продукты питания имелись в ассортименте достаточном, чтобы питаться без ущерба для здоровья.
Таким образом, на еду у студента средней упитанности уходило никак не более 40 рублей в месяц. Был ещё такой запасной ресурс - столоваться в студенческом профилактории. Стоимость трёхразового питания в нем, с явным калорийным избытком с точки зрения медицинских норм, равнялась 16 рублей за 24 дня.
Услугами профилактория не стеснялись пару раз в год пользоваться. Получить направление в профилакторий не составляла труда.
Далее по тратам. 3 рубля составляли транспортные расходы. Может быть, 1-2 рубля уходило на канцтовары. Стоимость карандашей, ручек, общих тетрадей была просто смехотворна.
Человек ущемлен в правах, ежели он ограничен в свободе перемещений. В Советском Союзе транспортные услуги были дешевы. А в середине 70-х студенту было не в труд 4-5 раз в год на несколько дней махнуть на родину. Стоимость купейного места в скором поезде не выходила за пределы 14 рублей. А обратно, в целях увеличения времени пребывания в родных пенатах, летели самолетом Ан-24 (цена билета 20 рублей).
На одежду: обувь (осенне-зимнюю. Летние штиблеты стоили сущие копейки, потому их покупка не нарушала гармонию студенческого бюджета), брюки, рубашки, костюмы, куртки - мы почти не тратились. Это входило в перечень трат родителей. Хотя на старших курсах, когда от приработков в кармане повеселело, радовали себя покупкой модных импортных джинсов и ветровок. Однако стоимость одежды в СССР была очень умеренной. Добротный костюм оценивался в районе 100 рублей. Рубашки до 10 рублей, туфли на выход 20-30 рублей.

Не верьте брехунам, разобравшим великую страну на самостийные трофеи, что мы не жили, а безутешно страдали.
Приятель, ты точно студентом не был. Особенно в те времена. И перестань постить чьи-то агитки, мозги свои должны быть.
 

Эlton

I'll be back
Приятель, ты точно студентом не был. Особенно в те времена. И перестань постить чьи-то агитки, мозги свои должны быть.
Извините что встреваю. Я был студентом в конце 70-х... начале 80-х. Учился в "голодном" Челябинске. Мой бюджет был 65 рублей в месяц. Слова Фёдора почти полностью разделяю.
А вы с чем не согласны? :huh:
 

Parabellum

Пользователь
Извините что встреваю. Я был студентом в конце 70-х... начале 80-х. Учился в "голодном" Челябинске. Мой бюджет был 65 рублей в месяц. Слова Фёдора почти полностью разделяю.
А вы с чем не согласны? :huh:
"Почти полностью" я тоже разделяю. Вот только поменьше имперского пафоса на тему: "как раньше зашибись было". Тем более, что товарищ явно тогда не присутствовал.
 

Diana de Puatje

Дама приятная во всех отношениях
почему бред? в ГДРовской ШТАЗИ коричневые легко перековались. и даже если туда брали не самих коричневых, а их деток - все равно получились первоклассные красные. а потом - бабах, берлинская стена пала - и из молодых гдровцев получились очень даже бойцовые наци.
ГДР - немного другая тема, не так ли?
я не слишком большой поклонник ШТАЗИ, но думаю, что даже для них брать на службу людей из организаций, чья деятельность была осуждена Нюрнбергским трибуналом не зер гут.
Да и у немецкого нацизма, что в 30-е годы, что в наше время немного другая социальная база, чем простое перекрашивагие из одних в другие.
 

Фёдор

Активный пользователь
"Почти полностью" я тоже разделяю. Вот только поменьше имперского пафоса на тему: "как раньше зашибись было". Тем более, что товарищ явно тогда не присутствовал.
Вывод не верен. Никакой такой темы "как раньше зашибись было" и в помине нет. Ваши домыслы, - не более.
Вниманием Вы не блещете, а то бы не писали, кто присутствовал а кто нет. Поупражняйтесь в логике. Для начала.
 

Salo

Статист I степени
Наметки об СССР - что я об этом думаю
jenna-kristiana
Существуют две крайние отрицательные точки зрения на СССР. 1. Левая (например, маоисты, троцкисты)
В СССР не было социализма, там был госкапитализм, СССР к борьбе за грядущий социалистический мир не имеет никакого отношения.

Я не могу согласиться с этой т. зр. Вот почему.

"...социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией".
В.И. Ленин.

Таким образом, "социализм" - это не то, чего "мне бы лично хотелось", а при научном, историческом подходе - это именно вот это. Социализм - это государство, которое владеет собственностью, производит пока еще практически капиталистическим способом, и обращает прибыль на пользу всего народа.
Это реальность.
Со временем и социализм должен перейти, как известно, в другую форму. Но такой социализм мы имели. Мы имели "государственную монополию, обращенную на пользу народа". Это было.
Наверное, эта монополия должна была управляться более демократическим образом, наверное, можно назвать еще какие-то проблемы - но это было. Прибавочная стоимость, извлекаемая из труда, направлялась на общенародные потребности (кроме расширения производства и строительства новых заводов, дорог и т.д., кроме армии) - медицину, здравоохранение, сферу отдыха, культуру, науку, строительство жилья, развитие отсталых регионов. Худо, бедно, не так, неправильно, недостаточно... Но направлялась.
Не переводилась на яхты и не вкладывалась на личные счета в иностранных банках.

2. Правая т.зр, педалируемая западными СМИ и "розовыми" левыми.
СССР был тоталитарной диктатурой, лишенной демократии, и это превращало социализм в его противоположность.

Это не так, имхо.
Демократии в СССР было явно недостаточно для идеала. Но ее там было не меньше, чем в обычных демократических государствах Запада, которые мы считаем эталоном. Не торопитесь хвататься за клавиатуру. Просто демократия в СССР осуществлялась другим образом.

Не было разных политических партий. Да. Но возможности делать политическую карьеру были даже БОЛЕЕ широкими, чем на западе. Никто не мешал вступить в КПСС и делать карьеру, а следовательно, влиять на общество - через нее. "КПСС омерзительна"? Да полно, а что, вообще политические партии - это собрание святых? Все они хороши... и человек, занимающийся политикой, в любом случае будет сталкиваться с грязью.
Почему эти возможности были более широкими? Это у Оруэлла "пролы" не могли вступить во Внутреннюю Партию. А в СССР не было "внутренней партии", была одна, и пролы туда вступали еще легче и проще, чем интеллигенция, да впрочем, и у последней не было никаких препятствий. Вступай, работай, действуй.
На Западе политическую карьеру все же куда чаще делают выходцы не из низов. Иначе говоря, с "вертикальными лифтами" сложнее гораздо.
На выборах один кандидат? Да, как писал Кара-Мурза, советские выборы вообще просто имели другое значение - это был праздник лояльности. Это не был механизм собственно народовластия. Но существовали взамен ДРУГИЕ механизмы. Например, "написать в газету". Написать жалобу по инстанциям. Это был реально действующий, работающий механизм, который помогал справляться и с проблемами быта, и с конкретными несправедливостями.
То есть... диктатура партии? Да. Но - диктатура партии, в которой состояли миллионы, и куда никому вход не был заказан. Уровень государственного насилия - в наше время - был ничуть не выше, чем таковой уровень в США или ФРГ. Возможность для простого человека решить свои проблемы, своего двора, дома, предприятия - была вполне реальной. Были партсобрания, профсоюзные, комсомольские организации, и да, на них можно было высказаться, и можно было реально повлиять на обстановку. Никак не в меньшей степени имелись эти возможности, чем сейчас имеются у западного человека.

То есть проблемой было не то "отсутствие демократии", за которое нас ругают западные демократы.

А вот что мне представляется проблемой "позднего социализма"?
Когда я пишу про свои замечательные воспоминания - спорт, музыку, научное общество - я всегда заталкиваю вглубь неприятную мысль о том, что я ведь была скорее исключением, принадлежала к меньшинству в том обществе.
Я помню, например, как рожала ребенка в областном роддоме. В палате 10 женщин, и матом они не ругались - они на нем разговаривали. Это женщины, а ведь при тогдашнем мягком патриархате женщине это считалось "как бы нехорошо" - что же говорить о мужчинах? Соседка, высунувшись в окно, радостно кричит двухлетней старшенькой дочке: "Дашенька, ну-ка обматери папу!"
Все остальное - соответственно... Культура общения, отношений друг с другом и детьми, способы времяпрепровождения, мировоззрение... Подробно и много писать не буду, "и так все знают". Вот этим людям, которых и правда было 10 человек на одного нормального, воспользовавшегося возможностями просвещения - зачем нужен был социализм, идеи какие-то, наука, культура?
Мы жили как на светлом острове, в мире, который прямо шел к миру Алисы Селезневой, мы учились, мечтали, работали, творили - а вокруг ширялись, пили, насиловали девочек и дрались район на район. Это была "жизнь". И нам еще было стыдно, что "мы не знаем жизни" (а чем мы ее не знали? Мы что - были богатыми, нас в школу на Мерседесах возили, у нас дома прислуга была? У нас просто были другие интересы).

Я и мои подруги вовсе не были членами привилегированной прослойки. Наши родители зарабатывали не больше, а возможностей зачастую имели меньше, чем рабочие (впрочем, и нормальные культурные знакомые из рабочих семей у меня тоже были - это не классовый момент вообще был). Мои родители точно так же, как все, корячились в очередях и с авоськами, ездили в электричках. Мы даже были победнее других по тем меркам - не было никогда машины, дача появилась только в 86м году.
И я не аристократка какая, моя бабушка еще была крестьянкой. Вот только она почему-то очень хотела, чтобы ее дети получили как можно лучшее образование, такая вот была у нее личная ценность...
а сама коров доила на колхозной ферме.
То есть - социализм давал людям ВОЗМОЖНОСТИ, жить культурной жизнью, быть людьми, смотреть на звезды, а вот пользовались этими возможностями... скажем так, немногие.

У нас был построен социализм. Как базис. Базис был - если не считать деталей - в основном социалистическим.
Надстройка была просто ужасной, и она же в конце концов разрушила этот базис.
Собственно, это и есть проявление того же тезиса маоистов: реальный социализм перестал быть революционным, он загнил, выродился - и потому погиб.

Я тогда, в молодости, много читала Макаренко. Он писал о подростках, которые стремились, мечтали из семьи уйти в эту его коммуну Дзержинского. В "детский дом" пресловутый! И я, кстати, тоже думала - ну а что, если бы вот существовали такие интернаты, с хорошим крепким коллективом, где вместе трудились бы, делали что-то настоящее, вместе все решали бы, были бы интересные внешкольные занятия вроде нашего же научного общества... Я даже сочиняла что-то такое. В такие интернаты дети и подростки сами бы стремились. Фактически не "интернат" даже, а общежитие, самоуправляющееся.

Всем этим "дашенька, обматери папу" - они ведь учились в семье. Мат, пьяный отец, ремень, соответствующий набор мещанских ценностей. Причем и моя семья далеко не была идеальной. По этому критерию, конечно, да - ценностям меня почему-то научили другим. Зато психологически исковеркали во многом. Да, единственный выход - это разрушение семьи. Социализм должен разрушить семью. Не насильственно, упаси Боже, это ничего не даст и это совершенно безнадежно. Социализм должен дать альтернативу. Общественные интернаты, дома, коммуны, общежития.
Тех девочек хотя бы советская школа заставляла что-то прочитать из классики, писать грамотно, давала хоть какой-то кругозор. Сейчас и этого становится все меньше. Но заставлять - не выход, надо научить, надо сделать так, чтобы дети и подростки сами тянулись к нормальной, человеческой, настоящей жизни. "Жизни чистой, человеческой благотворные черты" - с упоением повторяла я тогда Некрасова, и смутно-интуитивно понимала, что эти строки и сейчас актуальны...
Все это реально, все это возможно.
Все это надо было менять и над этим работать - тогда. Сейчас уже бесполезно, сейчас сломан социалистический базис. Сейчас надо восстановить его.
И после того, как он будет восстановлен - не забыть о прошлом и не повторить этих ошибок.
 

Аццкий Минус

стальной крыс на сафари
Никакой такой темы "как раньше зашибись было" и в помине нет.
была тема "Великая была страна" - так написал в 1 посте темы некий Федор. если, несмотря на все величие страны, жить в ней простому люду было "не зашибись", то в чем величие? и для кого это величие?

ГДР - немного другая тема, не так ли?
так же как и нацизм. не я, а Федор первым упомянул в теме "СССР" нацистов (Разговор русского коммуниста и русского национал-социалиста). и действительно, зачем?
 
Сверху