Директор ЦРУ Джон Бреннан поразил мировую общественность откровениями, которые он сделал в связи с политикой США на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Из них следует, что «арабская весна», нагрянувшая в начале 2011 года не без помощи Вашингтона в Тунис, Алжир, Египет, Йемен и некоторые другие страны региона, была ошибкой. А нынешний хаос в Ираке, Ливии и Сирии — следствие не совсем правильного понимания ментальности бывших кочевников, «с провинциальным взглядом на мир».
О том, что его ведомство абсолютно неверно предсказало итоги «арабской весны», главный американский разведчик признался в ходе своего выступления 14 июля в Институте Брукингса в Вашингтоне, сообщает Russia Today. По данным разведслужбы, «Аль-Каида"* и другие террористические группировки должны были ослабнуть в результате волны протестов. Но вместо этого ослабла как раз центральная власть. А экстремистские группировки стали набирать силу. И в конечном итоге, по словам Бреннана, события 2011 года, получившие одобрение лидеров многих западных стран, привели к усилению влияния террористических организаций по всему миру.
Впрочем, вклад Соединенных Штатов в дестабилизацию ситуации на Ближнем Востоке не ограничился, как известно, «арабской весной». До этого они огнем и мечом пытались «демократизировать» Афганистан, Ирак, Ливию. Но принесли в эти страны только смерть, страх, ненависть и разрушения.
И вот сейчас глава ЦРУ всем объяснил, что демократия и Ближний Восток, оказываются, несовместимы.
«Иногда я думаю, что некоторые люди в Вашингтоне не совсем понимают ближневосточную специфику, и интерес этой части мира к демократизации», — цитирует заявление Бреннана порталу Yahoo РИА «Новости».
Концепция западной демократии, по его мнению, воспринимается здесь, как чуждая. Потому что «два поколения назад, даже одно поколение назад, — это были общества кочевников с глубокими традициями и совершенно провинциальным взглядом на мир».
Фактически глава ЦРУ не только признал ошибку Запада в оценке последствий «арабской весны», но и усомнился в возможностях США понять Ближний Восток. Будет ли это сенсационное заявление иметь какие-то политические последствия?
В принципе, западные лидеры привыкли каяться в своих промахах задним числом. Как, например, Барак Обама, признавший вторжение в Ливию своей главной ошибкой. Или Хиллари Клинтон, аналогично оценившая ввод американских войск в Ирак. Но потом они снова и снова продолжают делать все то же самое…
— Бреннану можно поаплодировать, — иронично замечает профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО Елена Пономарева, комментируя заявление главы ЦРУ. — Но все нормальные российские и зарубежные эксперты еще лет пятнадцать назад писали о так называемой «теории управляемого хаоса», которая применяется Вашингтоном (не только к Ближнему Востоку, вообще, к миру в целом) как теории концепции деструкции пространств, в результате которой происходит полная дестабилизация и уничтожение национальных государств. Современные террористические организации, в том числе и такие монстры, как ИГИЛ** и «Аль-Каида», это тоже порождение этой теории.
И хорошо, что хоть задним умом некоторые управленцы из Соединенных Штатов начинают понимать, что все-таки эти концепции, идеи насильственной демократизации и т. д. провальные.
Вопрос: признает ли, на самом деле, американский истеблишмент свои ошибки?
И здесь нужно понимать, что американский истеблишмент транснационален. Глобалистичен. И при этом не един.
«СП»: — Что это означает?
— Во-первых, что существуют интересы у представителей этого истеблишмента, которые тесным образом связаны с транснациональными корпорациями и глобальными структурами. Начиная от мировых финансовых институтов, и заканчивая, к сожалению, международными террористическими организациями. Потому что я уверена: если бы не глубокая заинтересованность крупнейших ТНК — производящих и торгующих оружием, например, или тех же финансовых структуры — никаких террористических организаций и терактов, подобных ночной атаке в Ницце, не было бы.
К тому же, американский истеблишмент не един в плане представительства кланов, групп, интересов. Там очень много разных семейных бизнесов, которые, так скажем, между собой конфликтуют. И не просто семейных. А это могут быть еще групповые бизнесы, связанные опять же с интересами транснациональных компаний.
Но то, что Бреннан фактически это признает, совершенно не значит, что из этого будут сделаны какие-то внешнеполитические выводы. Это не значит, что США, как государство-кластер транснациональных корпораций, развернется в другую сторону.
Вообще, это очень похоже на красивую очередную игру, то есть, «ну, вот, видите, мы же признаем ошибки. Да, мы виноваты».
Но вспомните, как это начиналось с Ирака. Госсекретарь США Колин Пауэлл на трибуне ООН потряс какой-то пробиркой с неизвестным белым порошком. В результате было принято решение о нападении на Ирак.
Потом извинились. Сказали, что «это была ошибка. Никакого химического оружия там не было». Но простым иракцам от этого стало легче? Государство, где прекрасно работали и жили миллионы людей, уничтожено полностью. А когда-то Багдад называли восточным Парижем.
То же самое по Ливии: «Да, это наша ошибка. Но, видите, мы извиняемся». И что? Мы восстановим Ливию как самое процветающее государство Северное Африки? Нет, конечно.
В этом и кроется иезуитская логика. Логика лукавства невероятного, мол, «я вас убил, но я же извинился».
Это совершенно неприемлемо должно быть в плане оценки политических акций.
Или, например, возьмем международный трибунал по бывшей Югославии, который превратился в площадку для судилища сербов. На днях скончался очередной его фигурант Горан Хаджич, он был очень болен. Но, слава Богу, что умер — пусть это странно звучит, — потому что ушел неосужденным этим позорным Гаагским трибуналом. Где очень много всего надуманного. Где фальсифицируются свидетельские показания и т. д. Виноваты все, в том числе и хорваты, и албанцы, и боснийские мусульмане. Но судят именно сербов.
Международный трибунал (не такой, как в Гааге, конечно) должен быть над американской военщиной. Прошу прощение за сленг советского периода, но сложно подобрать другое слово. Потому что то, что себе позволяют делать с момента разрушения Советского Союза в 1991 году американские военные, политические группы и обслуживающий их финансовый олигархат, иначе никак не назовешь.
«СП»: — Мы можем использовать как-то откровения главы ЦРУ?
— Мы должны, без сомнения, его использовать на всех политических площадках. Во всех политических дискуссиях. На крупнейших международных трибунах. И это очень кстати для наших политиков, которые формируют и проводят внешнеполитическую линию.
Мы должны эту информацию не просто использовать. Мы должны детализировать ее и развивать. То есть, бить противника его же оружием. И в данном случае высказывания Бреннана нам на руку.
При этом необходимо добиваться все-таки каких-то конкретных шагов по нейтрализации этих ошибок.
Логика здесь такая: вы признали ошибки? Хорошо. А может, вы тогда восстановите государственность в Ливии? Или для начала восстановите хотя бы дома, дороги в Сирии? Может быть, вы не будете финансировать, и поддерживать политически так называемую «сирийскую оппозицию», которая сотрудничает с «Исламским государством»? Не будете нефть покупать у того же ИГИЛ. И т.д.
То есть, здесь, отталкиваясь от откровений Бреннана (и более ранних — Обамы), надо задавать вопросы на будущее. Что вы можете сделать, чтобы искупить свою вину?
Недостаточно в современном мире извинений. Миллионы людей оказались в смертельных ловушках. Уничтожены целые цивилизации. Древние артефакты разграблены (и в своем подавляющем большинстве, кстати, оказались в Соединенных Штатах). Золотые запасы этих государств тоже находятся в США.
И что, вы считаете, достаточно извинений? Нет, конечно.
Вот здесь как раз можно умно раскрутить этот факт. Мы же знаем, как работают западные СМИ и западные НКО. Из маленького, совершенно незначительного эпизода они раздумают целую шумиху, когда, условно говоря, есть необходимость обрушиться с критикой на Россию. А мы не используем козыри, которые у нас на руках.
Вот за счет этих признаний Бреннана можно развернуть прекраснейшую кампанию, которая способна будет показать звериное лицо (правильней было бы использовать другое слово) современного западного мира во главе с Соединенными Штатами.
«СП»: — А специфику Украины, где Штаты, по признанию Обамы, тоже выступили посредниками госпереворота, они понимают? Не придется ли скоро признавать ошибки и здесь?
— По поводу специфики… Нужно, действительно, сказать, что американские аналитики, которые работают на государственные структуры, на спецслужбы (связано это с Ближним Востоком или с постсоветским пространством), они далеко не компетентны.
Это подтверждают все. Причем, не только у нас в стране.
Американцы (европейцы в меньшей степени, хотя там тоже это есть) фактически не знают ни один регион, где работают. Они привыкли действовать методом диктата и достигают своих интересов выкручиванием рук. И обычно они работают с молодым поколением — например, через НПО или образование. Готовят их. Вкладывают им в мозги определенные установки, ценности, ориентации. Колин Пауэлл очень откровенно сказал несколько лет назад, что самый ценный капитал для США, это те люди, которые прошли обучение в США, или получили образование по американским программам в своих странах. Почему? Понятно.
Потом они идут во власть и принимают решения, которые полностью ориентированы на Соединенные Штаты.
Другой способ «приручения» — через систему компромата. То есть, человек сначала компрометируется по разным аспектам — либо это секс, либо деньги, либо участие в наркотрафике, либо торговле человеческими органами. Классический пример — это нынешний президент Республики Косово Хашим Тачи.
«СП»: — Это его называют «доном» косовской мафии?
— Там в целом репутация очень мрачная. Другой персонаж — Мило Джуканович, премьер Черногории. Вы думаете, почему Черногория вопреки настроениям и ожиданиям своего собственного населения вступает в НАТО без всякого референдума? Да потому, что Джуканович настолько повязан через всякие коррупционные схемы, что у него только два пути — либо на тот свет, либо в НАТО. А какой еще у него выбор? Вся документация у ЦРУ.
Так американцы дергают за ниточки и управляют людьми, принимающими решения. Чтобы те принимали решения, которые выгодны США и корпорациям, с ними аффилированным.
На Украине они хотят закрепиться в энергетическом секторе, и, конечно, хотят иметь там свои военные базы. Поэтому будут поддерживать нынешнее украинское руководство. Они это будут делать, не понимая, что все равно в недрах украинского общества есть люди, которые никогда не променяют отношения с США на отношения с Россией. Не понимая, что мы в принципе один народ.
США, конечно, постарались своей пропагандистской машиной отравить сознание значительной части людей и натравить брата на брата. У них это в определенной степени получилось. Но, как говорил Александр Зиновьев, эволюция сложных социальных систем необратима. Социальная система России всегда существовала с Украиной. И поэтому мы переживем этот кризис. Просто это будет очень тяжело.
Но непонимание процессов, которые имеют место на Ближнем Востоке или на Украине, приводит к тому, что происходит вот такая колоссальная — через кровь — жестокосердная политика. И украинский кризис далеко не завершен.
И я думаю, как ни грустно это звучит, но мы находимся только на первом витке той «балканизации», которая прокатится по Украине. Сегодня эта страна повторяет опыт социалистической Югославии. Тех кровавых войн, которые проходили на пространстве Балкан в начале «девяностых». И это все потому, что «кураторы», которые существуют у нынешних украинских политиков в Вашингтоне, ни на шаг не отступают. Они требуют четкого выполнения своих интересов, задействованных в различных сферах, начиная от энергетики, заканчивая инфраструктурой, аграрным сектором, стратегическими компонентами и т. д.
Украина как государство и ее население, как некие люди, о правах которых нужно заботиться, их совершенно не волнуют. Точно так же, как их не интересует население Ливии, Сирии, Ирака… и далее везде. Для них это человеческий материал, который можно использовать как пушечное мясо.