sami
Местный
вот еще на Эхе нашел
Интересная у церкви история. Мирная такая...К.РЕМЧУКОВ: Вот, я пытаюсь разобраться, в какой момент мы стали? И вот что я хочу сказать? Занимаясь темой раскола (это, ну, скажем так, 1652, 1653 и дальше), это царь был тишайший Алексей Михайлович, очень любил обряды и процедуры, и чины, и он мог хоть 6 часов, хоть 8 часов стоять и получал удовольствие от этих служб. А у русских службы были такие – быстро-быстро отслужил, потому что надо бежать либо воевать с татаро-монголами, либо от кого-то еще отбиваться. Но были весьма православные. Но в книжках всякая путаница была.
Но, вот, упоминаемый мною Сергей Радонежский, Александр Невский, Андрей Рублев – они крестились там двумя перстами. И тут патриарх Никон убеждает Алексея Михайловича, что нужно взять греческие каноны и книги греческие, молиться тремя перстами, по-другому петь, внести изменения в эти книги. И те люди, которые были глубоко церковны, они не поняли, с какого перепуга они должны отказаться от того, чего в самые тяжелые годы становления православия на Руси они сохранили. Их почему-то назвали «раскольниками» - не тех, которые придумали новые нормы, - и начали с ними бороться. При этом боролись сурово, жестоко, как будто это, не знаю, какие-то иноверцы. И вот эта жестокость в обращениях с этими людьми – она, конечно, поразительная. И сами эти люди очень гордые – они, например, сами себя начали сжигать. 20 тысяч случаев самосожжения, потому что им казалось, что это антихрист пришел и чтоб не даться в руки антихристу, лучше они сами себя сожгут. И получилось, что очень верные вере и нуждающиеся в вере, осмысляющие каждую процедуру, каждый жест, каждое благочиние службы люди оказались за рамками церкви. А те люди, которым по команде сказали «Слушай, сегодня не двумя перстами, а тремя будем креститься. Сегодня будем служить не на 7-ми просфорах, а на 5-ти. Петь будем по-другому, книги читать будем другие», им было по барабану – они взяли, отскочили сюда.
И.ВОРОБЬЁВА: Очень похоже на некоторые события даже нынешней России.
К.РЕМЧУКОВ: Но дальше пошло еще интереснее. Старообрядцы начали уходить, потому что они верили и они считали, что они должны все это дело сохранить. При этом надо представить себе, что это XVII век, что кто-то сказал там из этих писателей, что в 1666 году антихрист придет.
И.ВОРОБЬЁВА: Ну, 666, всё понятно.
К.РЕМЧУКОВ: Да, придет антихрист. И антихрист по преданию будет 2,5 года куролесить, а потом наступит конец света, последние времена, как они говорили. В 1668 году уже люди перестали сеять, все время общались, ели. Ну, то есть они готовятся. Потом не случилось этого.
Потом опять умники говорят «Слушайте, а, ведь, договор был другой – что это надо сюда 33 года Иисуса Христа прибавить, потому что, на самом деле, антихрист... Договор был такой, что после того как Иисус Христос умрет, еще от этого считать». Посчитали, что это будет 1699 год. А это Петр пришел.
Так вот. В процессе узнавания царевна Софья, которая де-факто правила страной, пока Петр был маленький, в апреле 1685 года приняла 12 статей, ну, таких, как бы, уголовного наказания старообрядцам. Потому что к правителям обратилась церковь. До сих пор, как бы, церковь внутри себя решала раскол, как вести себя. И тут им показалось, что вот эти стойкие староверы не хотят уступать, они тогда сказали «Почему власть не хочет применить Уголовный кодекс к ним, как бы?» И начали. И там всё переписано. Вот, если вы почитаете, в интернете легко найдете, вот, за всё надо сжечь. Сначала бить, трижды пытать, потом сжечь. Учителя их трижды пытать. Если даже он раскаялся, все равно сжечь. Всех сжечь, сжечь-сжечь.