Помните мои самые первые посты о санкциях и о том, что санкции, фактически, означают полный запрет бизнеса с Россией в финансовой индустрии, даже если санкции этого и не подразумевают напрямик? Аргумент состоял в том, что международные финансовые институты не будут рисковать своей репутацией, и не будут рисковать штрафами от Минфина США. «Комплайенс-офицерам» легче запретить бизнес, нежели сидеть на пороховой бочке. Всё так и случилось, в течение всего лишь полутора месяцев. Я написал тот свой пост 23 июля. Сегодня 12 сентября и все мои предсказания в этом отношении сбываются. Читайте до конца, потому что после статьи я привожу один пример из моей собственной практики этих дней...
Вот статья...
Как стало известно РБК, с 15 сентября международная банковская группа Standard Chartered Bank (SCB) закрывает корреспондентские счета ряда российских банков. Соответствующее письмо от SCB банки получили в августе.
Репутационный риск
О том, что SCB сокращает бизнес в России, РБК рассказали два топ-менеджера банков, у которых были открыты корсчета в этом банке. В августе они получили письмо от SCB с просьбой закрыть все счета в банке до 15 сентября (есть в распоряжении РБК), после этой даты он не сможет обслуживать расчеты по ним. Также SCB предупредил о том, чтобы контрагенты банка не направляли какие-либо средства на его счета.
Свое решение SCB объяснил тем, что в январе этого года он пересмотрел свою деятельность в части корреспондентских отношений, в результате чего SCB и его филиалы решили «выйти из ряда отношений». По информации одного из топ-менеджеров банка из топ-100, получившего письмо о прекращении сотрудничества, SCB отказался от работы со всеми российскими частными банками. «Он оставил только счета госбанков, — говорит он. — Сложно сказать о причинах такого решения. Возможно, это связано с увеличением числа нетранспарентных операций, связанных с выводом клиентских денег в офшоры. Насколько я знаю, SCB попадает на штрафы из-за таких операций».
Финансовый директор одного из банков, сотрудничавших с SCB, рассказал РБК, что банк предупреждал о том, что закроет счет еще в начале лета. «Тогда свое решение SCB объяснял тем, что из их банка уволился ключевой менеджер, который курировал клиринговый и расчетный бизнес в России. Поскольку, кроме него, в SCB этот бизнес больше никто не понимает, руководство посчитало, что репутационные риски сейчас по этому бизнесу слишком высоки, — поделился он. — Специалисты SCB говорили, что возможные штрафы от регулятора не могут быть оправданы относительно большими доходами, которые банк получает от России, и поэтому решил выйти из этого бизнеса».
История с репутацией
Топ-менеджер одного из банков полагает, что решение SCB может быть связано с проблемами, которые возникли у головного офиса с американским регулятором. 20 августа этого года стало известно, что обвиняемый в многолетней работе с Ираном Standard Chartered должен будет выплатить американским властям $300 млн. Кроме штрафа банку запрещается проводить клиринговые транзакции от клиентов с высоким уровнем риска из Гонконга и иметь отношения с «определенными клиентами» в ОАЭ. Новые клиенты, которые захотят открыть в банке долларовый счет, должны будут перед этим получить одобрение департамента финансовых услуг Нью-Йорка.
О нарушении Standard Chartered санкционного режима стало известно еще в 2012 году. Тогда Standard Chartered признал, что несколько лет работал с различными клиентами из Ирана, общая сумма проведенных транзакций, которые нарушали санкционный режим США, составляла $250 млрд.
Тогда по итогам расследования банк согласился выплатить $340 млн штрафа и допустить следователей департамента финансовых услуг к наблюдению за своими операциями.
Глава российского представительства SСB Ольга Боярская сказала РБК, что банк продолжает сотрудничество с российскими банками в рамках своей бизнес-стратегии и с учетом последних международных событий.
Среди крупных российских банков, которые имеют корреспондентский счет в Standard Chartered Bank, такие банки, как Альфа-банк, «Уралсиб», Промсвязьбанк, Московский кредитный банк, банк «Интеза», и другие. Представители этих банков сказали, что подобных писем не получали.
По словам банкиров, Standard Chartered Bank не самый главный игрок среди зарубежных банков по корреспондентским отношениям. Большее значение имеют Bank of New York Mellon, Сitibank, JP Morgan и Bankers Trust. «Основной риск, который понесут банки, с которыми разорвали корреспондентские отношения, удлинение сроков расчетов из-за поиска других банков корреспондентов», — говорит зампред правления Связь-банка Алексей Рукавишников, курирующий корреспондентские отношения в кредитной организации.
Standard Chartered Bank— международная банковская группа с головным офисом в Лондоне. Группа была образована в 1969 году из двух отдельных банков, один из которых был основан в Лондоне, а другой — в Бомбее. Согласно информации на сайте банка, он присутствует на рынках 70 стран, у него более 1600 отделений. Спектр предоставляемых банковских услуг широкий: от проведения расчетов до исламского банкинга. У SCB есть представительство в Москве.
http://www.rbcdaily.ru/finance/562949992325887
От себя хочу добавить следующее: компания, в которой я работаю, ведёт белую бухгалтерию и платит белые зарплаты своим сотрудникам. Сейчас один из наших сотрудников находится в длительной командировке в Австралии, но получает зарплату на свой счёт в Австралии, которая выходит из счёта нашей компании в ВТБ в Москве. Пару недель назад ему была послана его зарплата из ВТБ в Австралию, как всегда... но она до него не дошла. Деньги вернулись в ВТБ. Звонки в его банк в Австралии сначала не давали результата и мы не знали причин... но потом дозвонились до нужных людей, и они сказали, что их банк фактически запретил принимать все входящие денежные переводы от банка ВТБ. Мы очень удивились, потому что банк ВТБ не попал под санкции, которые запрещали бы принимать от него денежные переводы. Против банка ВТБ были введены санкции, но они, в основном, касаются возможности (или невозможности, вернее) фондировать ВТБ на международных рынках капитала. Про денежные переводы ничего нигде не было сказано. Но, увы и ах, банк нашего сотрудника в Австралии, являясь частной компанией, не хочет иметь дело с ВТБ, точка. Даже принимать денежные переводы для клиента. Вот полная точная формулировка в электронном сообщении –
Сообщение от NAB (National Australia Bank)
:72: BNF/RTRN OUR DBT F1S1408295010000 //FAILURE TO MEET NAB INTERNAL POLICY STANDARDS
Я же говорил, полтора месяца назад... но многие отказывались верить мне... Ругали меня даже... за то, что я хочу выключить Россию... Так кто её выключил? Я?