Налог с продаж не заткнет дыру в региональных бюджетах, даже если власти, что маловероятно, обеспечат ему идеальную собираемость. Он чреват ростом инфляции и снижением покупательной способности населения. Бизнес обещает уйти в тень, чтобы не платить его. Зачем тогда его собираются вводить уже в следующем году?
Плохая наследственность
«Дефицит региональных бюджетов — около 1% ВВП — сохранится в течение трех лет, его надо финансировать. Либо занимать, либо использовать налог», — рассуждает экс-замминистра экономики Андрей Клепач (интервью с ним см. на с. 5). Дыра в бюджете стала расти по мере выполнения губернаторами майских указов Владимира Путина об опережающей индексации зарплат бюджетников.
Кредиты не решат эту проблему, а только отложат решение на потом. Дополнительная помощь из федерального бюджета не столько замещает ранее выданные коммерческие ссуды, сколько обеспечивает возврат выданных в кризисные годы бюджетных кредитов, признает Клепач. Но и вокруг альтернативы — введения налога с продаж — «было много сломано копий».
Есть из-за чего — в России уже был период, когда этот налог действовал, но был отменен, потому что был признан неэффективным. Его ввели в кризисном 1998 году, это был региональный налог, ставку определял субъект (она не должна была быть выше 5%). Налогоплательщиками признавались организации и индивидуальные предприниматели, которые работали в регионе, где налог введен.
Не подлежали налогообложению продажи продуктов, из которых фактически состоит продуктовая часть потребительской корзины, — хлеба, молока, муки, яиц и еще ряда продуктов. Также под налог не попадали детская одежда и обувь, лекарства, коммунальные услуги, ценные бумаги, услуги страховщиков, НПФ, адвокатских бюро и юристов. Налог взимался с конечной цены товара или услуги.
Собираемость налога была низкой, вспоминает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович, — от 30 до 35%, максимум 40% в зависимости от региона. «Это на первом этапе. Потом улучшилось до 40—42%, но не больше 35% в среднем по стране. В 2000-е годы торговля состояла из малых предприятий, а не из торговых сетей, а собирать с них налог сложно», — говорит он. Налог был отменен с 2004 года.
Заплатят все
С тех пор ситуация изменилась, но не кардинально. По прогнозу Остапковича, собираемость налога с продаж, если его введут вновь, составит примерно 50%. «Вторая половина [несобранный налог] будет приходиться на малый бизнес и тех, кто будет уклоняться. Наш предприниматель — самый предприимчивый в мире. Они найдут возможность оптимизации в течение месяца», — иронизирует эксперт.
Когда в начале этого лета власти заговорили о том, что налог с продаж может вернуться, только ленивый из бизнес-среды не предупредил чиновников о последствиях. «Доля федеральных сетей сегодня не превышает 20%, а многие крупные непубличные компании будут уходить в тень, чтобы не платить налог», — говорит руководитель управления по связям с общественностью «М.Видео» Антон Пантелеев.
Налог с продаж — это, помимо прочего, дополнительное бремя для населения, он снижает конкурентоспособность региона с точки зрения привлекательности для бизнеса, увеличивается инфляция, перечисляет ведущий научный сотрудник Центра развития Андрей Чернявский. «Он будет иметь инфляционные последствия, но они не носят критического характера. Если налог составит около 3% к розничным продажам и его введет половина регионов, это может ускорить инфляцию в течение года на 1%, может, меньше», — считает Клепач.
Обычно в таких случаях реформаторы в качестве аргумента приводят позитивные последствия от дополнительной нагрузки. В случае с налогом с продаж — это решение бюджетных проблем регионов. По оценке Минфина, в год он принесет губернаторам до 200 млрд руб. «Это капля в море, если мы поделим это на все регионы», — скептична член Экономической экспертной группы Александра Суслина. В этом году дефицит региональных бюджетов может составить порядка 800 млрд руб.
Плюс к тому список регионов, где высока доля организованной торговли и где можно обеспечить высокую собираемость налога, и другой список — регионов, где самые большие проблемы с финансированием дефицита бюджета, не совпадают (см. карту). В июле РСПП направил в Минфин материалы, из которых следовало, что на 10 регионов с самым высоким оборотом розничной торговли приходится 49% совокупного оборота, на 10 регионов с самым низким — менее 1%. Это значит, что доходы от налога будут концентрироваться в более благополучных с экономической точки зрения регионах.
Эксперты удивляются — зачем тогда вводить налог с продаж, если есть альтернатива, тем более что она также обсуждалась в правительстве. Повышение НДС с 2015 года на 2 процентных пункта, до 20%, могло бы принести в консолидированный бюджет около 0,5 трлн руб., напоминают экономисты Deutsche Bank. И одновременно власти смогли бы сэкономить на администрировании сборов, вторят им аналитики «ВТБ Капитала».
Ответственность — на губернаторах
«Есть кто-то, к кому Путин прислушивается, кто очень любит налог с продаж. Сначала была идея заменить НДС на налог с продаж — предложение не прошло, но почему-то налог с продаж не дает покоя», — рассуждает Суслина. На прошлой неделе сторонники введения налога победили противников на совещании у президента. Интерфакс со ссылкой на источник сообщал, что возобладала позиция помощника президента Андрея Белоусова.
В этом решении важно то, что, в отличие от НДС, налог с продаж — региональный налог, а весной этого года власти обещали не повышать в целом налоговую нагрузку за счет федеральных налогов. «Виноватыми окажутся губернаторы тех регионов, которые будут вводить налог с продаж. С политической точки зрения выглядит как перекладывание ответственности. Хотя понятно, что без принятых на самом верху решений никакие губернаторы ничего бы не ввели», — отмечает Суслина.
Введение нового налога — это не повышение нагрузки, а своего рода эксперимент, рассуждает федеральный чиновник. Ведь введут его не все, а, скорее всего, только регионы, где администрирование налога можно осуществить без больших затрат, а это Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург. «Его надо вводить всем и создавать механизм перераспределения», — настаивает Клепач. Иначе он так и останется в богатых регионах и не решит проблем бедных.
«А куда нам деваться? Денег не хватает, поэтому придется вводить. Практика уже есть, правда, мы тогда оставались чуть ли не единственным регионом, который не вводил налог с продаж, но сейчас придется это сделать», — разводит руками губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. При этом он добавляет, что прежде чем говорить о рисках, нужно дополнительно определиться с налоговой ставкой и другими параметрами.
Если президент такое решение примет, «я буду «за» обеими руками», вторит губернатор Пензенской области Василий Бочкарев: «У большинства субъ ектов дефицитный бюджет и большие государственные обязательства. Чтобы выполнять обязательства, мы брали кредиты, поэтому сегодня жизнь требует этого решения».
Поддерживает идею введения налога и губернатор Тамбовской области Олег Бетин. «Мы этой возможностью воспользуемся. Налог плохо собирается, он не такой универсальный, как НДС. Но растет расходная нагрузка на регионы, поэтому это хоть какой-то механизм восполнения доходов», — считает он.