Кризис жизни: от чего отказались москвичи
Осенью горожане в первую очередь отказались от поездок за границу. Весной стали экономить на повседневной жизни.
Когда ударила первая волна последствий санкций, и курсы евро и доллара взлетели в два раза, все вокруг начали поговаривать о поездке на выходные в Тверь и отпуске в Сочи. За несколько месяцев жизнь в Москве ухудшилась еще больше. По сравнению с серединой 2014-го официальная безработица в городе увеличилась на 34%. Цены выросли, в отличие от зарплат.
По опросам Фонда «Общественное мнение», четверть населения страны признается, что решила подождать с новой одеждой и обувью, треть начала экономить на продуктах. Заявок на ипотеку в январе подано на 53%, а в феврале – на 72% меньше, чем годом ранее. В Москве ситуация лучше, но здесь тоже теперь покупают на 20% меньше автомобилей, стараются не заводить животных — особенно крупных собак, спрос на них практически нулевой.
Денег в салонах красоты оставляют на 20-50% меньше. Количество людей, пришедших в кинотеатры в феврале, оказалось рекордным за 5 лет, но только из-за одного фильма — «50 оттенков серого». На другие киносеансы, наоборот, ходят реже. Если осенью москвичи полностью или частично отказались от туризма, то весной стали экономить на повседневной жизни. Time Out сделал опрос в своей медиа-среде и выяснил, кто и в чем вынужден сокращать потребности.
Кирилл, 41 год, менеджер
«Отказался от рибая и французского вина. От апгрейда велосипедов просто потому что надоела цветовая гамма и хочется красненьких деталек. От пары интернет-подписок, потому что они в долларах, и раньше я этих сумм не замечал, а теперь замечаю. Не сказать, что ничему из этого нет замен, но пришлось искать их. А знакомая продала машину, то есть отказалась быть автовладельцем».
Наталия, 44, журналистка
«Планировала накупить себе в дом дешевого европейского антиквариата-винтажа (светильники и прочее). Но отказалась из-за курса, стоимости пересылки и бессмысленности самой идеи сэкономить. Все дорого. Нашел приличное и недорого — бери и не щелкай клювом».
Олег, 43, кинокритик
«От Каннского кинофестиваля».
Мария, 32, PR-менеджер
«Кафе и рестораны. Порции стали еще меньше почти везде, и подняли цены на чай, напитки и соусы. Жлобство. В итоге ходить так часто, как раньше, стало невкусно, не интересно и жабка душит. Еще пришлось сократить количество сотрудников и отпусков, премий и прочих бонусов».
Оксана, 35, редактор
«Маникюр, педикюр, парикмахерская — раза в 3-4 реже, чем раньше. Почти все, что входит в категорию «необязательные радости», вроде мороженого Movenpick и слабосоленой рыбы. Пыталась заменить наполнитель для кошачьего туалета, но вернулась к прежнему, хоть он и стоит под полторы тыщи, но отечественные аналоги — гадость».
Влад, 43 года, предприниматель
«Бизнес-класс, пятизвездочные гостиницы в командировках, выплаты дивидендов сократил, выдавливаю из себя «Азбуку вкуса». Стал есть бизнес-ланч и носить скидочные карты, закрыл кредитки. Последний оплот — водитель, от которого откажусь уж когда совсем припрет. Отменил корпоративы и впервые не выплатил традиционные премии перед новым годом».
Милена, 44, редактор
«Не отказалась, но удивилась. Журналы в Шереметьево, которые я всегда покупала в полет, подорожали в два раза. Купила один вместо трех».
Анжелика, 27 лет, дизайнер
«Перешла с Wolford на Falke. К осени наверное меня ждет Omsa... Это колготки».
Ольга, 39, режиссер
«Не найдя артишоков, да и самого магазина на районе, попыталась замариновать капусту по рецепту артишоков. «Мне нравится твой авантюризм», — похвалил муж. Но вкус получился не совсем тот. Так что приходится гулять за артишоками на Дорогомиловский рынок. Они стоят 150 р. за сто грамм. Это дешевле, чем в Европе, но раньше я могла себе позволить не знать, сколько они стоят. Я вегетарианка, и мой салат всегда будет крутым».
Ирина, 42, музейный работник
«Перестала покупать шмотки просто ради развлечения. К тому же те, что есть, и так в шкаф не влезают. От путешествий отказываться не хочется — обдумываю гостинцы с общей ванной. Еще пыталась вместо «Перекрестка» ходить в «Пятерочку». Там реально дешевле, но очень противно, не смогла».
Ян, 27, финансовый аналитик
«Отказался от занятий боксом, чтобы поехать в Лондон».
Никита, 30, дизайнер
«Песто. Мое любимое песто теперь едят богатеи, или не едят, судя по его количеству на полках. Его перестали покупать даже те, кто покупал для друзей, которых не знаешь, чем кормить, когда в гости приходят».
Марина, 44, риэлтор
«Хотела купить в конце сезона новый сноуборд посерьезнее, и шлем, и одежду. Но решила подождать до лучших времен, или если вдруг случайно увижу и устоять не смогу. Пора бы машину поменять, но, думаю, тоже потерплю. От поездок за границу точно не откажусь. Evian приходиться покупать по 156 р. Раньше не очень обращала внимание на цену. Зато открыла «Ессентуки №4», в аптеке покупаю дешевле, чем в магазине».
Сергей, 48, предприниматель
«Я отказался от трех четвертей своих сотрудников».
Полина, 41, промоутер
«Выгнала не работающего мужа, стало реально дорого его содержать».
Анна, 42, критик
«Отказалась от уникальных гостиниц в путешествиях и от общепринято «козырных» районов, когда снимаю квартиру за границей. На Манхэттене снять за 150 долларов, чтоб тараканы не бегали стаями, можно разве что на Washington Heights. То есть, Сохо, Трайбека и Вилладж — аут. В Лондоне даже сложнее. В Париже всегда, конечно, можно мансарду снять, только душ, скорее всего, будет в коридоре. Это в регистре 120 евро».
Анастасия, 35, PR-менеджер
«Когда я узнала, что джинсы Colin's теперь стоят у нас почти как Levi's (раньше они были полторы-две тыщи, теперь 3,5-4), я от них отказалась. Лучше потом куплю в Штатах что-то получше и уж точно дешевле, даже при нынешнем курсе».
Катя, 41, редактор
«От всего понемногу. От постоянных покупок новых кремов, например — теперь только то, что реально нужно, и ни банкой больше. В рестораны мы ходим значительно реже, перестали покупать алкоголь в «Азбуке вкуса», только в «Ашане».
Ирина, 32, искусствовед
«Как ни странно, я ни от чего не отказалась, кажется. Пожалуй, только от курса косметологических процедур, которые планировала. Меньше покупаю любимые сыры, потому что они из-за санкций стали неадекватно дорогими».
Марина, 32, менеджер
«От люксовой косметики. Тушь теперь — только за 400 р. Кошку посадила на дешевый корм, но ей стало плохо — пришлось опять покупать дорогущий. От посиделок в баре с друзьями, но когда задалбываемся в офисе, все равно идем и накачиваемся. Но заметно реже. В кино тоже теперь реже ходим. Грусть».
Анна, 42, редактор
«Я перестала покупать вино в Invisible, но совсем его покупать не перестала. Отказалась от услуг уборщицы. И еще я покупала домой цветы за 300 р. Но когда они стали стоить 500 — решила, что это слишком».
Ксения, 40, менеджер
«Заехала в книжный магазин «Москва», чтобы купить учебник для сына. Купила учебник и больше ничего — ни книжки, ни журнальчика, ни календарика, ни раскраски, ни еще одной книжки. ни розового ластика, ни блокнотика, ни постера, ни вазочки, ни альбома по искусству, ни альманаха журнала «Мурзилка» за 2800 р. Ничего этого мне больше не надо. И как же мне хорошо».
Оксана, 37 лет, журналист
«Мы с мужем отказались от свободы на ближайшие год-два: решили родить еще одного ребенка. Собирались давно, но крымнаш подтолкнул, как ни странно».