Ситуация в России усугубляется с каждым годом и грозит развалом государства, а виноваты в этом американские агенты. Об этом сказано в электронной
переписке двух чиновников правительства США, обнародованной бывшим американским дипломатом
Кирком Беннеттом в издании The American Interest.
Один чиновник, закодированный псевдонимом Screwtape (переводится как «Баламут»), пишет другому чиновнику с псевдонимом Wormwood (переводится как «Горечь»). «Пока вы готовите годовой отчет Конгрессу по развалу России (Destruction of Russia), я хотел бы отметить для вас самые значительные достижения Межведомственной рабочей группы по уничтожению России за прошедший год», — начинает свое письмо «Баламут».
Обнародовавший документ Кирк Беннетт указывает, что не может подтвердить подлинность письма. Однако изложенные в письме факты говорят о том, что авторы очень хорошо знакомы с российскими проблемами.
В письме указывается, что Россия до сих пор не смогла победить коррупцию. Сильным ударом для нее стал конфликт на Украине, на который РФ должна тратить немало ресурсов и при этом не может безболезненно выйти из него — «Донбасс может заразить всё российское политическое тело». И это — лишь часть американской политики на постсоветском пространстве. Так, не способствовало укреплению России и создание Евразийского экономического союза, ведь его члены видят в ЕАЭС угрозу своему суверенитету, а различные казусы вроде «молочных войн» лишь отталкивают союзников. Не решена проблема с мигрантами из стран СНГ: нынешнее российское законодательство не в состоянии остановить поток мигрантов, но делает их бесправными в России и настраивает против нашей страны. Итогом американской политики на постсоветском пространстве обозначается вступление Белоруссии в НАТО.
Не принесла пользы России и ее политика на Ближнем Востоке. Поддерживаемый Москвой сирийский президент
Башар Асад, как излагает «Баламут», не сможет удержаться у власти, зато Россия ассоциирована теперь с шиитским меньшинством и настроила против себя большинство суннитов.
Экономика тоже находится на грани краха — вырученные от продажи нефти капиталы бегут из страны и работают на американскую экономику.
Во внутренней политике у Кремля тоже нет успеха: патриотический подъем многими трактуется слишком примитивно, что дает возможность создать невыносимые условия для настоящих патриотов, обеспокоенных судьбой страны, — за любую критику они объявляются «предателями». Как результат, из России продолжается «утечка мозгов»…
Обращает на себя внимание, что при описании каждой проблемы «Баламут» делает ссылку на действия американских агентов. «Благодаря нашим агентам влияния», «плодотворное влияние наших парней», «наши люди направили»…
Но еще более интересный вывод делает автор письма в конце. «Все эти достижения достигаются не за счет американских налогоплательщиков. Наши агенты в России продолжают делать работу бесплатно!» — резюмирует «Баламут».
Вывод из опубликованного документа напрашивается простой: все российские проблемы есть результат действий американских агентов влияния. Они достаточно многочисленны, очень влиятельны и идейно мотивированы работать против России.
И неважно, подлинное письмо или нет, многие описанные в нем явления имеют много схожего с реальностью. Похожие выводы в той или иной форме публикуются в российской прессе давно. Но если сейчас об этом пишет американское издание, то, может, и впрямь пришло время задуматься над могуществом иностранных сетей внутри страны, работающих на развал России?
Профессор РГГУ Сергей Черняховский считает, что перед нашим обществом действительно стоит острая проблема внутренних противников:
— Если предположить, что письмо американских чиновников подлинное, то его можно считать некоей бюрократической похвальбой. Я сам могу подготовить подобное письмо, что проблемы с мигрантами и подъем ультраправых движений в Европе, возникновение угрожающего США «Исламского государства» * - это результат деятельности российских агентов влияния, которые нам ничего не стоят.
В любой системе есть борьба разных тенденций, и можно заявлять противнику «всё это благодаря нам». То, что в американском письме обозначено как критические ситуации, на самом деле не критические ситуации. Это просто те или иные проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Иногда они порождены объективно, иногда — глупостью руководства. Конечно, если этим проблемам дать развиваться, то да, всё может кончиться, как в 1991 году.
Но в письме есть и здравый момент. Он заключен в том, что американские агенты действительно США практически ничего не стоят. Это не какие-то управляемые сети, а определенная часть нашего общества. Примерно 10% граждан, более или менее активных, которые идентифицируют себя не с Россией.
В нашем обществе, при всём многообразии мнений, можно выделить две большие группы. 90% - это те, кто поддержал присоединение Крыма. Они расходятся во взглядах друг с другом, но считают, что развитие России должны определять мы сами. Неважно, монархисты это, националисты, коммунисты. Все они считают, что наша судьба должна решаться внутри страны, а не в Вашингтоне или Страсбурге.
А есть примерно 10% жителей (среди них тоже есть левые и правые), которые полагают, что Россия должна подчиняться западным центрам, что международное право выше национального. Они ощущают себя не гражданами России, а подданными некоей западной коалиции. Иногда к этой группе людей применяли определение «космополиты». Но это слово им не подходит, потому что космополиты считают себя гражданами всего мира, а эти хотят жить только там, где очень хорошо и с большими деньгами. Они — именно подданные западной коалиции.
И проблема не в том, что они управляются иностранными организациями. Просто по своему мировоззрению они враждебны всему российскому, это такой чужеродный элемент. Его не очень много в низовых слоях общества, но много в элите. Эти люди есть в СМИ, во властных структурах, есть в экономическом блоке правительства, в коммерческих организациях, широко представлены среди «профессиональных борцов» за права.
Объективно против России сейчас ведется война. Логично встает лозунг о консолидации общества. Но консолидировать можно только тех, кто хочет быть в этой борьбе на стороне России. А это меньшинство хочет быть на чужой стороне. В Великой Отечественной войне была высока консолидация советского народа, но никто не говорил о единстве с власовцами, которых было достаточно много.
И тут есть основной вопрос. Скажем, экономические беды России проистекают от рыночного мышления. Но рынок — предыдущий этап развития человечества, как и парусный флот. Нельзя же, чтобы атомоходами управляли люди, привыкшие только к парусным судам. Рынок нужен только для сиюминутной выгоды, а вся мировая экономика строится на основе долгосрочных стратегий. И если рыночники будут руководить нашей экономикой, то они разрушат страну. Просто потому, что не могут мыслить масштабно.
Но есть и другая проблема. Если бы после обретения независимости Соединенными Штатами из руководства страны не были бы удалены многочисленные приверженцы британской короны, то США никогда не стали бы мировой державой, они бы стали, в лучшем случае, только процветающим доминионом, как Австралия или Канада. Но в США не давали возможности приверженцам Великобритании участвовать в политической жизни, они были вынуждены уезжать в Канаду или в Англию. Если мы не сделаем то же самое по отношению к тем, кто сейчас против возвращения Крыма (это событие — определенный маркер), то мы не сможем противостоять западной коалиции. Западная коалиция просто борется за свое доминирование, как в свое время боролась за него Британская империя.
«СП»: — 10% общества это почти 15 миллионов человек.
— Во-первых, не надо считать в абсолютных цифрах. Во-вторых, не надо выдавливать из страны 15 миллионов. Надо выдавить только активную часть, которая составляет одну десятитысячную процента. У остальных должна быть возможность выбора: либо они считают себя гражданами страны, принимая определенные правила, и пользуются всеми правами граждан, либо они признают себя негражданами. У нас же живут в России иностранные граждане. Это могут быть очень милые люди, с ними можно дружить, строить семьи. Но они не могут выбирать наши органы власти.
Могут хорошо уживаться друг с другом коммунист, монархист и либерал, если они сходятся в том, что будут действовать в интересах России. Но как уживутся сторонники суверенитета страны и те, кто считает, что Россия должна быть некоей провинцией другого государства? Негражданин может жить на территории России, но он не может пользоваться теми же правами.
«СП»: — В чем причина появления в обществе тех, кто не ассоциирует себя со своей страной?
— Эти люди — остаток настроений 1990-х годов. Кроме того, они связаны с Западом экономическими интересами. Кто-то живет за счет вывоза капиталов, кто-то — за счет обратных поступлений этих денег. Я недавно говорил с бывшим диссидентом, а ныне правозащитником. Он мне рассказывал о том, какая плохая Россия. Я ему сказал: «Вы можете спокойно уехать, если вам здесь не нравится». А он ответил: «Мне и тут хорошо, за что в советское время сажали в психушки и тюрьмы, теперь платят гранты». Для некоторых борьба с Россией внутри страны стала профессией. И речь идет о выдавливании в первую очередь таких людей.
Они очень умело спекулируют на глупости наших чиновников, наших проблемах. Скажем, большинство остается сторонниками возвращения Крыма, но ведь крымские вина стали вдвое дороже, чем когда они считались импортными. А что делает наш менеджмент в Крыму? Но когда есть те, кто направляет недовольство в определенное русло, то вполне естественно, что каких-то сторонников они собирают. Особенно тех, кто на Западе никогда не был и думает о нем, как о «земле обетованной».
«СП»: — По каким признакам не допускать людей к участию в политике?
— А по каким признакам во всём мире запрещены фашистские партии? По признаку пропаганды определенных установок. Можно спорить, как это сформулировать. Но есть же пропаганда определенных устремлений, методов действия, пропаганда подчинения своей страны другому государству.
У нас есть закон о запрете пропаганды нацизма. В проекте закона были интересные статьи, которые убрали. Они должны были вводить уголовное наказание за представление как преступных действий Советской Армии и Советского Союза во время борьбы с нацизмом.
Одним из признаков может быть признание примата воли западной коалиции над законами России. Или раздающиеся сегодня призывы поддержать фашистский режим на Украине. Некоторые наши СМИ в принципе не могут существовать.
Представьте 1941 год — враг подходит к Смоленску. Жители роют противотанковые рвы, и тут начинают ходить какие-то люди, которые говорят: «Немцы, в принципе, культурные люди, да и вообще война это очень плохо, гибнут безвинные, давайте перестанем с Германией воевать». Как бы поступили с такими агитаторами?
Сейчас мы почему-то терпим то же самое. Они называют себя либеральной оппозицией, но на самом деле они коллаборационисты. Дискредитация борьбы за национальный суверенитет должна быть запрещена. Суверенитет — это главное определение. И не надо пугать себя тем, что 10% пострадают. Конечно, лучше, чтобы никто не пострадал. Но если приходится выбирать между тем, что как-то пострадают 10%, и тем, что 90% станут рабами, то выбор очевиден.
— Многие вещи, обрисованные в американском письме, действительно имеют место быть, — говорит
вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов. — Одна из самых важных проблем — утечка капитала. Виноваты в этом наши руководители, и это ничто иное, как подрыв нашей безопасности изнутри.
В целом, описанные угрозы надо оценивать объективно. Главное, чего нет в письме, — геополитической составляющей. За Россию Соединенным Штатам придется биться не только с нами, но и со всем блоком БРИКС. Он быстро формируется на наших глазах, развиваются связи в политической сфере, в экономике, в плане безопасности. С одной стороны, Россия теряет потенциал, с другой, — мы обрели новых союзников, которые помогут нам выстоять.
Сложно предсказывать исход борьбы и готовность участвовать в ней разных мировых сил, ведь борьба — это всегда потери. На мой взгляд, ситуация не так панически безнадежна, как описывают ее в письме американцы.
Что мы можем противопоставить планам США? Надо понимать, что западный блок построен на четкой идеологии. Есть духовные ценности, приоритет частной собственности, индивидуализма. А вот в блоке БРИКС пока не делается попытка зафиксировать коллективизм в качестве объединяющей идеи. Тогда блок превратится в единое целое, настоящий союз, основанный на едином понимании будущего человечества. Если мы это сделаем, то преодолеем все проблемы, описанные американцами.
«СП»: — Американцы пишут, что их агенты в России работают бесплатно.
— Они действительно работают бесплатно. В начале этого года британские банки разослали своим клиентам письма с просьбой подтвердить законность происхождения средств на счетах. Недавно британский премьер
Кэмерон сказал, что надо навести порядок с оффшорами. Это значит, что «подцепили на крючок» значительную часть нашей элиты. Она вынуждена работать на Запад, иначе ее ждут разнообразные репрессии. Поэтому «пятая колонна» у нас действительно довольно многочисленная и влиятельная, а работает на Запад бесплатно.
Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Владимир Карякин согласен, что борьбу с иностранными агентами влияния надо начинать с противодействия коррупции:
— Американскими агентами могут быть две категории граждан. Первая — проплаченные сотрудники неправительственных организаций, которые сидят на грантах и целенаправленно работают с интеллигенцией, студентами. Вторая категория — те, кто не осознают свою роль как агентов влияния. Они по своему духу кочевники, то есть им хорошо там, где хорошо их капиталам, где они отдыхают. Россия для них всего лишь место, где они зарабатывают деньги, и поэтому многие чиновники воруют и не стесняются. Потом они отдыхают за границей. На таких людей смотрят другие и поневоле перенимают их идеологию.
Я знаю таких людей. Они обычно рассуждают так: «У нас много денег, нас ничего не волнует, наше отношение к стране определяется обстоятельствами и нашими интересами».
«СП»: — Как противостоять их разрушительной деятельности?
— Надо очистить государственный аппарат от подобных людей. Вот у нас объявили борьбу с коррупцией, но что мы видим?
Евгения Васильева сейчас готовится выйти по УДО. Топ-менеджеры госкомпаний получают миллионные зарплаты.
Наше руководство должно поставить задачу очистить государственные институты. И это надо делать жестко.
У нас есть патриотически настроенная молодежь. Но на нее никто не обращает внимания. Два главных направления работы — очищение и воспитание.
«СП»: — Можно ли вычистить госаппарат от всех, кто не ассоциирует себя с Россией?
— Главное даже не выявить их, а привлечь преданных стране. Таких людей много, но они не попадают в эшелоны власти, а если попадают, то начинают портиться. Даже
Петр Великий не сумел победить коррупцию в своем окружении. Это удалось, пожалуй, только
Сталину, за что его многие не любят. Ему удалось выжечь компрадоров, которые душой были с заграницей. И конечно, должны быть социальные лифты для социально ответственных граждан.
«СП»: — Почему США удается действовать через своих агентов, а у нас так не получается?
— Есть люди, которые не видят всей реальности. Они съездят в заграничную командировку, и им кажется, что на Западе всё доступно и кругом изобилие. При этом не думают, что там тоже люди платят налоги, подчиняются законам. Подумаешь — убили негра, их это не волнует. А в России эти люди видят один негатив — и гаишник оштрафовал, и мусор на улицах.
Похожие русофилы есть и среди американцев, я знаю некоторых. Но сложно сказать, сколько таких.
Мы должны работать с элитами других стран. Что будет в Белоруссии и Казахстане, когда уйдут их лидеры? Надо всё время поддерживать контакты с обществом других стран. Мы даже упустили Украину, хотя там было полно настроенных дружелюбно к России людей. Так мы упустили Грузию, Молдавию. Если дальше продолжится такая политика, то Россия останется одна.