"По моему скромному опыту, чем духовней человек, тем меньше он боится критики и даже наоборот рад возможности усовершенствоваться и заодно поговорить о Боге. И наоборот, чем неуверенней в своей вере человек* себя ощущает, тем больше пытается оградить себя от мира и других мнений, придумывает себе врагов и пытается в борьбе с ними доказать свою годность и комплекс неполноценности.
Будда говорил ученикам перед уходом: Теперь, после всех моих многих наставлений не верьте ни одному слову только потому что это сказал Будда, проверяйте и получайте собственный опыт и понимание.
Но это же труд, легче же просто принять догму и не думать о том что царство небесное силой берется..
* В ведической традиции такие люди именуются каништха (неофит)
Так как у каништх вера слабенькая, им рекомендуется находиться в обществе более сильных преданных, чтобы они не впали в сомнение. У каништх знаний мало, они не понимают прочитанного. Каништху легко отличить: он видит только себя и Бога, и их взаимоотношения. Но при этом он не уважает других преданных, не придаёт им значения. Однако у него есть желание служить Богу. У каништх плохие взаимоотношения между собой, конфликты, вражда, зависть, соперничество. Они считают, что служат лучше, чем другие.
Их винить и обижаться на них нельзя (так как у них такой уровень). Богу это не нравится, Он их любит, как и остальных преданных. Осуждение этих людей приводит к закрытию сердца (Параматмы) Богом. К каништхам нужно относиться как к малым детям. А следить нужно за собой, а не за другими. Надо видеть в преданном отдельно душу (которая предаётся Богу, старается, служит) и недостатки (отдельно от души). Это не её недостатки. Все 26 качеств души (преданного) в этом человеке есть изначально, а недостатки – это наносное, привнесённое извне, это недостатки не человека, а материального мира, и они прилипли к душе. Так нужно смотреть на всех людей, а на преданных - особенно.
Ещё у каништхи есть 2 черты:
1) не умеет правильно проповедовать, так как не уважает преданных. Его нельзя заставлять распространять книги, проповедовать, так как он ещё не умеет общаться с людьми и считает себя более возвышенным;
2) никогда не признается, что он каништха. Считает, что он всегда прав, и что у него нет плохих качеств. Только в обществе высоких преданных он осознаёт свой реальный уровень, и в нём возникает стремление двигаться вперёд. И в этот момент рождается его продвижение на уровень мадхьяма-адхикари."
(c) Андрей Ястребов ака triatma