ШКОЛА НА ПОРОГЕ НОВОЙ РЕФОРМЫ
Коронавирусный кошмар дистанта оставил по себе память. Настоящие учителя, убив весной массу времени и сил на крайне не эффективные дистанционные занятия, вдвойне осознали ценность очного общения с ребятами, получили дополнительный стимул беречь (а не транжирить) учебное время.
Заметим, что и родители, побывав в роли домашнего педагога, стали относиться к учителям уважительнее и добрее.
Но коронавирусная угроза не исчезла. Ежедневно сообщают, что «в школе выявлен заболевший ученик, весь класс и его 12 учителей-предметников на две недели уходят на карантин и в дистанционку».
В такой ситуации особую ценность приобретает каждый день очных занятий. Это остро ощущают и учителя и родители.
Но не власть. 13 сентября, как известно, в стране «единый день голосования» (ЕДГ), который растянули на три. Избирательные участки (по большей части) расположены в школах, совместить занятия с потоком голосующих невозможно, поэтому дети должны потесниться (а кто же ещё?). Где-то их отправят «на каникулы», где-то — на тот самый дистант (см.
http://www.oka.fm/new/read/social/Distantcionnoe-obuc.. ). Прямо по обновлённой Конституции:
«забота о детях — приоритет государственной политики».
А с 14 сентября в школах начинаются ВПР, которые будут продолжаться целый месяц, и тут дней и часов будет украдено неизмеримо больше. Речь о прошлогодних проверочных работах, которые упёртый Кравцов решил провести любой ценой, несмотря на протесты всех и вся и полное отсутствие какой-либо поддержки этого абсурдного решения (даже провластный официальный профсоюз учителей выступил против — см.
https://spbprof.ru/?p=2016 ).
Первоначально министр обещал начать эти ВПР с первого сентября, но потом их перенесли на две недели. И здесь можно увидеть элемент здравого смысла, ведь спрашивать о чём-то детей сразу после затяжных каникул — полное безумие, о чём уже было сказано неоднократно. Но не факт, что именно это стало причиной сдвига проверочных работ. Скорее, министр опасался, что проведению ВПР может помешать ЕДГ.
(Аналогичный курьёз уже случился летом, когда гарант объявил о начале ЕГЭ 29 июня, а потом в эти дни предписали голосовать по Конституции. И Кравцов, чтобы спасти лицо «первого лица» и «начать экзамены» точно в назначенный день, два дня «проводил ЕГЭ» без участия школьников — см.
https://vk.com/wall-62604527_36344 )
Рособрнадзор разослал по регионам строгое предписание, что результаты осенних ВПР «не должны ни на что влиять», по ним не будут оценивать школы и категорически нельзя оценивать учеников.
Но оттого лишь больше вопросов: если оценки ВПР никому не нужны, то зачем проводят?
Мы уже давали ответ на этот вопрос в прагматичном срезе (см.
https://vk.com/wall-62604527_39569 ): от ВПР целиком и полностью кормится целая структура Рособрнадзора — ФИОКО.
Но тут есть ещё одна (и более важная) составляющая.
В прошедшем учебном году школьные аттестаты выдавали без ЕГЭ и ОГЭ. И всем вдруг стало ясно, что нынешняя система «государственной аттестации» бессмысленна. Она лишь имитирует выпускной контроль, но при этом требует огромных затрат и вызывает массу проблем. Её отмена, как показала практика, ничего, по сути, не меняет: ведь аттестаты по прежней схеме также получали почти все. Понимание указанного факта стало «общим местом», об этом сейчас говорят даже эксперты ВШЭ — см.
https://www.mk.ru/social/2020/09/08/uchitelya-prizval.. . Вопрос отмены ЕГЭ и ОГЭ в качестве инструмента аттестации всё больше переходит в практическую плоскость.
Но что взамен?
Казалось бы, дискутировать не о чем:
надо восстановить прежние выпускные экзамены, на которых говорят, слушают, задают вопросы (и на эти вопросы приходится отвечать).
Но этот вариант категорически не устраивает реформаторов. Потому у них другая идея: заменить выпускную аттестацию на «портфолио» из оценок текущих ВПР со второго по 11 класс.
Замена весьма прибыльная, тут всеохватный масштаб для бизнеса по типу ЕГЭ (о большем и мечтать нельзя). Кравцов давно высказывал идею проводить ВПР два раза в учебный год — осенью и весной. Коронавирус дал такой шанс, и чиновный деляга цепко ухватился за него.
Здесь им важен прецедент: сейчас надо провести любой ценой. А дальше можно будет повторять, ссылаясь на «позитивный опыт прошлого года».
И это не пустые фантазии, а реальные планы о замене ОГЭ и ЕГЭ на ВПР, о чём уже прямо говорил Кравцов, отменяя обязательный ЕГЭ по иностранному языку (который должны были ввести с 2022 года), и эксперты ВШЭ (см. ссылку выше). К обсуждению этой идеи призывает и Рособрнадзор (
https://ria.ru/20200714/1574331990.html ).
Итог для массовой школы будут плачевен. Основной функцией учителя станет натаскивание детей на эти бессмысленные тестики, ибо по их результатам (после достижения соответствующего уровня «честности и объективности» – вспомним ЕГЭ), будут определять всё и вся (вплоть до поступления в вуз). Оценки ВПР станут смыслом и целью «обучения». Целью осязаемой и понятной. И родителям, и учителям (что согласятся всё это терпеть), и детям.
Это будет конец абсолютный. Настоящих учителей в массовой школе не останется, потому что в цене там будут не знания и умение мыслить, а баллы «проверочных работ».
Таков очередной иезуитский план.
Грядущие осенние ВПР — этап его реализации. Потому важно, чтобы этот этап провалился, чему мы все можем поспособствовать.
Простейший путь — саботировать эти проверки, тем более, что они «ни на что не влияют».
На уровне региона (вдруг осмелится кто-нибудь!), города, школы.
Ссылаться на недостатки ресурсов (одной бумаги для распечатки «индивидуальных КИМов» нужны тонны), кадров, эпидемическую ситуацию.
Детям следует воздержаться от посещения школы в дни ВПР. Они ходят туда, чтобы учиться, а не рисковать здоровьем в нынешнее тревожное время для исполнения кравцовской блажи. А если всё-таки пришли, то во всех бланках ответов можно нарисовать букву «х». И будет очень правильно, если сами учителя подскажут детям сделать это.
Осеннюю кампанию ВПР необходимо провалить, и провалить с треском. Это будет высшая справедливость. Повторим ещё раз: педагогическая общественность (всех окрасок), родители, эксперты солидарно высказались против осенних ВПР, написано множество обращений, петиций. Но Кравцов с Музаевым всё игнорируют, демонстративно не желая обсуждать этот вопрос. (А в иных случаях они очень любят поиграть в демократию — самый последний пример здесь:
https://www.ng.ru/columnist/2020-09-09/8_7959_vision... )
Так на протяжении многих лет продавливали все разрушительные новации. Режущий контраст на фоне забалтывания в «общественных обсуждениях» позитивных идей. Как тут не вспомнить Васильеву с её предложением «наполнить ФГОСы содержанием». Три года обсуждали без результата. А ведь могла бы, как нынче Кравцов с ВПР, утвердить, никого не спрашивая. Но это было бы во благо, а не во зло. В том и разница.
vk.com