Могли ли догадаться легендарные Sex Pistols, которые давеча после шестилетнего молчания выпустили новую пластинку, или Dead Kennedys, во что превратиться их немытое и нечёсаное музыкальное искусство (панк – это искусство?) лет этак через двадцать? Мог ли представить Курт Кобейн, что в определённый момент гранж закончит свои дни в банальном и бесталанном поп-роке низкого качества, зато высокого количества. С другой стороны я сомневаюсь, что лидер Нирваны – R.I.P – когда-либо задумывался о будущем стиля, хотя своё будущее он определил сам – одним метким выстрелом в упор. И остался жить легендой – впрочем, он стал легендой уже при жизни, и наврядли нужны были настолько крутые меры.
Пластинка "Nevermind", вышедшая в 1991 году, хороша не только тем, что она представляет нам гранж таким, каким он должен быть – без примеси попсы и сделанным с душой. Это диск рекомендуется к прослушиванию всем без исключения – недаром многие из моих знакомых, не обладавшие настолько хорошими нервами, дабы начать знакомство с тяжёлой музыкой сразу с хэви или треша, ускорили свой вход в металлическую культуры именно через Нирвану, сделав его безболезненным для слуховых перепонок. Данное детище Курта Кобейна и двух его сослуживцев заслуженно включается как фанатами, так и критиками в сотню лучших работ за всю историю тяжёлой музыки. Столь драйвной, эмоциональной и одновременно столь лиричной пластинки надо ещё поискать – хотя бы в рамках гранжа. Грязноватые гитары Курта Кобейна, энергетически бесшабашный бас Криса Новоселича и мощнейшая ударная (в прямом смысле) и угарная работа одного из лучших барабанщиков Америки Дэвида Грола создали такой коктейль, который ни до, ни после не могли повторить ни сами Нирваные, ни другие команды.
Говорят ли вам что-нибудь названия песен "Smells Like Teen Spirit", "Come As You Are", "Lithium", "Stay Away", "On The Plain"? Да? Замечательно... Нет?!? Где вы были последние десять лет – в утробе матери? Картину дополняют довольно простые, но меткие стихи Курта – поэта грязных улиц, разгульной жизни и нецензурного времяпрепровождения.
Характеризовать данный диск более подробно практического смысла не имеет, ведь все заинтересованные лица уже выучили это произведение наизусть. Скорее вышеозначенные строчки написаны лишь с одной конкретной целью – напомнить (прежде всего, себе) о существовании американского коллектива, о котором многие уже начали забывать. Кто-то – за древностью лет, кто-то – умышленно, полагая, что гранж – музыка для тинэйджеров, а мы, дескать, выросли из ясельного возраста. Нет, друзья мои, гранж – возможно, и не слишком серьёзное творчество, но Нирвана – это искусство. Соглашаться или нет – ваше право. Но данный факт не поддаётся сомнению!
« (с)тырено