К чему приводит модернизация и оптимизация медицинского обслуживания
Качество медицинского обслуживания – не это ли является основным показателем работы любого медицинского учреждения? Подлинная ценность здоровья познаётся, как ни странно, только тогда, когда человека настигает болезнь, в состоянии которой ему приходится обращаться за помощью. Врач в своей каждодневной профессиональной деятельности несёт ответственность за жизнь пациента, от качества его действий зависит здоровье и будущее человека. Удовлетворяет ли качество медицинского обслуживания жителей города и района, с какими проблемами сталкиваются они в этой сфере? Модернизация российского здравоохранения актуализировала вопросы, с которыми я обратилась к посетителям поликлиники ЦРБ и жителям на улицах города.
Очередь возле кабинета невропатолога – обычное явление в поликинике ЦРБ
Условными критериями оценки качества медицинского обслуживания послужили: бесплатность, доступность, взаимодействие с медицинским персоналом и результативность.
Опрос 25 человек, конечно, не даёт полную картину и не может претендовать на какое-то социологическое исследование, но всё же позволяет сделать некоторые выводы:
– 80% опрошенных выразили недовольство по поводу очередей на приём к врачу;
– 40% отмечают, что талонная система себя не оправдывает. К невропатологу, например, можно не попасть на приём в течение двух месяцев;
– много нареканий в адрес сотрудников регистратуры, которые, по словам каждого третьего опрошенного, грубо разговаривают с пациентами;
– больше половины респондентов выразили претензии к работе медицинского персонала. Часть из них не удовлетворена результатами лечения, другие недовольны тем, что врачи часто отлучаются из кабинета и подолгу не возвращаются, были такие, которые жаловались на грубое отношение со стороны некоторых врачей, а несколько человек заявили, что не пользуются услугами местной медицины, потому что не доверяют;
– три человека сказали слова благодарности в адрес двух докторов, отметив их внимание и компетентность;
– четыре человека, которым необходимо было пройти более широкое обследование, столкнулись с тем, что невозможно пройти УЗИ и сдать некоторые анализы, потому что в поликлинике нет реактивов – всё это только за деньги;
– три человека заметили, что стоимость лекарств очень высока;
– жители сельских поселений сетовали на то, что у них нет медпунктов для оказания первой помощи, а «скорую», в случае необходимости, невозможно дождаться.
В результате опроса нарисовалась малоутешительная картина. Обо всём этом мы побеседовали с заместителем главврача ЦРБ Натальей ШАРАНДО, которая отдала медицине более 30 лет:
– Мне давно хотелось об этом сказать. Это не только и не столько проблемы нашей больницы, рассматривать их надо в рамках всего здравоохранения в целом, – сказала она. – В ходе продолжающихся два десятилетия реформ в системе, медицину переориентировали. Она никогда не была бесплатной – в советское время все услуги оплачивало государство, а сейчас – фонды обязательного медицинского страхования (ФОМСы). Поэтому рассматривать вопрос качества медицинского обслуживания можно только в системе ОМС. Страховые медицинские организации, получая финансовые средства от работодателей (в виде отчисления от единого социального налога), а также платежей из бюджета на неработающее население, направляют их в медицинские учреждения, которые, в свою очередь, за счёт этих средств осуществляют медицинское обслуживание застрахованных.
– То есть, получается, что институт обязательного медицинского страхования создан для нашего же блага и призван защищать наиболее уязвимые слои населения, гарантируя бесплатную медицинскую помощь и повышая доступность медицинских услуг. Почему на деле это не всегда работает? Почему трудно попасть в больницу даже тогда, когда там есть свободные места? Почему лекарств, назначенных лечащим врачом, не оказывается в стационаре и больным приходится покупать их на свои средства?
– Объясню. Ежегодно для всех медицинских организаций области, работающих в системе ОМС, министерством здравоохранения и фондом обязательного медицинского страхования формируется муниципальное задание, где прописано, сколько человек за год мы должны пролечить в стационаре, в дневном стационаре, в стационаре на дому, принять в поликлинике. Я работаю в ЦРБ 8 лет. Если несколько лет назад мы лечили в стационаре 10000 человек в год, то в прошлом году уже 6000, а сейчас – 4900. Для лечения пациентов сейчас используются медицинские стандарты, утверждённые приказом Минздрава РФ, в котором обозначены сроки лечения, а также обследования и медикаменты. Лекарственные препараты для оказания медицинской помощи в рамках ТПГГ ОМС имеются в полном объёме. За свой счёт пациенты приобретают лекарства в тех случаях, если они назначены консультантами областной больницы, но, учитывая первый уровень нашего учреждения, приобретение их невозможно; если пациенты предпочитают импортные препараты; если поставки лекарств задерживаются. Минздравом Челябинской области разработаны показания для госпитализации по всем службам, согласно которым госпитализации подлежат только тяжёлые и часть среднетяжёлых форм заболеваний. Все лёгкие и средние формы должны лечиться в дневных стационарах или амбулаторно. Утверждение о том, что в стационар нужно ложиться дважды в год для того, чтобы «проколоться», абсолютно сейчас неприемлемо. Поднялось давление – это не показание для госпитализации. Если мы кладём такого пациента в стационар, нас штрафуют и снимают всю стоимость лечения. Поэтому попасть в больницу сложно. Поэтому и «скорая» с осторожностью госпитализирует. Ориентир сейчас такой все на дому, за свои деньги.
– А как объяснить это Наталье Б., мать которой, пенсионерка, скончалась в реанимации, потому что её не госпитализировали своевременно и не оказали надлежащие медицинские услуги на дому, в результате чего её состояние резко ухудшилось?
– Имеются ложные представления о том, что в стационар не берут пожилых пациентов. Возраст в данном случае значения не имеет, до 90% пациентов терапевтического стационара – это люди старших возрастных групп. Введение и использование стандартов четко и жестко формализуют сферу медицинского обслуживания в качественно-количественных показателях, и определяет возможности медицинского учреждения оказывать различные виды медицинской помощи. Допустим, нам поступил вызов с подозрением на инфаркт. На такие группы, как и на беременных рожениц с патологиями, например, существует ещё и маршрутизация. Пациента с инфарктом или с инсультом мы должны повезти в Миасс, где находится первичный сосудистый центр. Это, во-первых, налагает большую ответственность, во-вторых, требует колоссальное количество бензина. Из Миасса, в случае необходимости, его везут в региональный сосудистый центр в Челябинске, где оперируют сосудистую патологию мозга.
– А как отразятся все эти перевозки на состоянии человека с признаками инсульта, когда первую помощь ему важно оказать в ближайшие 2-4 часа с момента заболевания?
– Транспортировка осуществляется подготовленными медработниками на оборудованном автомобиле с набором необходимых медикаментов. Хотя, риск, конечно, имеется. Если мы положим такого пациента в свою больницу, то нарушим порядок, по которому не имеем права лечить таких больных, потому что наша больница относится к первому уровню оказания медицинской помощи. Кроме этого, есть ещё и клинико-статистические группы, которые предписывают, сколько больных по каждому конкретному заболеванию в месяц мы должны пролечить. Все эти сложности просто убивают.
– А страдают, в итоге, прежде всего больные. Должен ли, по большому счёту, знать о стандартах и порядках Анатолий Ч., жену которого с явными признаками инсульта отказалась госпитализировать сначала скорая помощь, а потом и врач? И лишь в результате платных медицинских обследований и платных консультаций специалистов, ишемический инсульт подтвердился и было назначено дорогостоящее лечение.
– Чтобы ответить на этот и подобные вопросы, необходима конкретная информация с фамилиями, датами, адресами, чтобы избежать двоякой трактовки одних и тех же фактов. У нас есть платные услуги, но они оказываются населению в соответствии с нормативной базой. Дело в том, что в системе обязательного медицинского страхования объем медицинских услуг для каждого медицинского учреждения строго и жестко регламентирован. Нормативными документами для поликлинических отделений, имеющих тот или иной уровень лицензирования, определен обязательный перечень и объем проводимых исследований, которые финансируются за счет средств ОМС. Но этих средств не хватает, выделяемые квоты быстро заканчиваются. Поэтому пациентам приходится обращаться за платными медицинскими услугами. Сюда же входят консультации узких специалистов, которых нет в штате поликлиники.
– Но тогда надо объяснять пациентам, когда и какие обследования и процедуры они имеют право пройти на бесплатной основе, а за что придётся платить. Иначе, что должна думать Ирина Б., полуторагодовалому ребёнку которой нужна была плановая эхокардиография, за проведение которой ей пришлось заплатить 800 рублей? Многие считают, что у нас невозможно бесплатно сделать компьютерную томографию или ультразвуковые исследования.
– В ЦРБ действует система талонов к врачам и на обследования в соответствии с ТПГМ ОМС, в том числе, и для детей. Компьютерную томографию у нас делают бесплатно, так же как и ряд ультразвуковых исследований. При назначении обследования никакого принуждения к оплате услуг нет, все обследования проводятся с ожиданием своей очереди. Врач, проводящий УЗИ, свою работу выполняет в полном объёме, мы за этим следим, а в свободное время, оформив оборудование в аренду, принимает, как индивидуальный предприниматель, за соответствующую плату. В детской поликлинике ведутся тетради ожидания. И любой пациент вправе выбирать – ждать очереди или воспользоваться медицинской услугой платно. На территории больницы действуют коммерческие структуры (не входящие в структуру ЦРБ, арендующие помещение и аппаратуру): MRI клиника (МРТ, приёмы врачей); ИП (УЗИ); ИП (холтеровское мониторирование).
– Кто-то будет ждать, кто-то заплатит, чтобы не ждать, а кто-то поедет в клинику Екатеринбурга, которая предлагает всем желающим результативное бесплатное обследование, гарантируя внимательное отношение со стороны медперсонала. Как раз то, чего не хватает нашим жителям здесь, то, что, собственно, и является предметом нашего разговора. Наталья Николаевна, а как Вы относитесь к тому, что люди массово едут обследоваться в соседнюю область?
– Конечно, человек имеет право обращаться со своим полисом в любое медицинское учреждение. Видимо, там и загруженность медиков меньше, и штат больше, и материально-техническое оснащение лучше. Как бы то ни было, все пациенты, имея хронические заболевания, всё равно возвращаются к нашим врачам, вызывают нашу скорую помощь, выписывают здесь медикаменты, делают здесь прививки. К сожалению, работы и проблем нам не стало меньше.
– В ходе разговоров с жителями и нашей с Вами беседы у меня сложилось впечатление, что о своём здоровье каждый должен заботиться сам и надеяться только на себя. А стандарты, созданные для обеспечения контроля качества медицинского обслуживания, после введения ОМС, только обнажили проблемы в системе, добавив лишней головной боли врачам, вынужденным со скрупулёзной точностью бухгалтера производить математические расчёты. В конечном итоге, как ни парадоксально, всё это негативно отражается на качестве медицинского обслуживания в целом и на пациентах в частности.
– У медработников тоже имеется ностальгия по советскому времени: медицина государственная, нет огромной бумажной и электронной отчётности, все трудоспособные граждане работают, нет БОМЖей, пенсии заслуженные, позволяющие приобретать лекарства, работает система санаторно-курортного оздоровления граждан, действуют медвытрезвители, лечебно-трудовые профилактории, нет повального алкоголизма, наркомании.
Система здравоохранения сегодня реформируется коренным образом, конкретизируется нормативно-правовая база. Издан федеральный закон №323-Ф3 от 21.11.2011 «Об основах здоровья граждан Российской Федерации», где впервые декларируются не только права пациентов, но и их обязанности заботиться о своём здоровье. Основной упор сейчас делается на профилактику заболеваний и на профилактику их осложнений. Не зря же говорится – береги здоровье смолоду. Лечить хронические заболевания надо дома, но ведь не все пьют таблетки, потому что это дорого.
– И это понятно: если у человека минимальная пенсия, а заболеваний – целый букет, причём, бесплатно он может получить далеко не все лекарства, то какая тут профилактика. Благодарю за разговор, Наталья Николаевна.
Вместо резюме
Проблем, как выяснилось, много, мы обозначили только некоторые из них. Вывод напрашивается один: жить страшно, болеть – нельзя, лечиться – дома. И, всё-таки, мы живём, иногда болеем и обращаемся за помощью к врачу. Стандарты стандартами, но ведь дело не только в них. Разве очереди у кабинетов зависят от медицинских стандартов, спущенных сверху? И как с этим связана грубость отдельных работников регистратуры и нежелание некоторых докторов разглядеть за сухими математическими единицами человека, пришедшего за надеждой? Ведь больному зачастую не хватает простого участия, внимания и сочувствия. И хочется верить, что не перевелись ещё настоящие доктора, что их гораздо больше, чем формалистов. И что все проблемы решаемы. В жизни нет ничего непоправимого – непоправима только смерть, всё остальное можно исправить.
Любовь САФАРОВА
▶СПРАВКА
Каждый гражданин, застрахованный в системе ОМС, может ознакомиться с территориальной программой государственных гарантий и узнать свои права и обязанности на сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования: http://foms74.ru/. Задать вопрос или сообщить о выявленных нарушениях в системе здравоохранения можно по телефону горячей линии по правам застрахованных лиц: 8-8003001003.
▶СПРАВКА
Территориальная программа государственных гарантий ОМС Челябинской области на 2015 год предусматривает:
Оказание медицинской помощи и услуг на дому - время ожидания медицинского работника не более 8 часов с момента регистрации вызова.
Срок ожидания неотложной помощи – не более 2 часов с момента обращения.
Срок ожидания проведения диагностических, инструментальных и лабораторных исследований – не более 7 рабочих дней.
Срок ожидания приёма врачей-специалистов – не более 10 рабочих дней с момента обращения.
Срок ожидания проведения компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии – не более 30 рабочих дней.
Срок ожидания оказания плановой стационарной помощи – не более 30 календарных дней с момента выдачи врачом направления на госпитализацию.