ecosolver
РадиоФилин & У.С. (С.А.Р.А) - . УГУ!
Вот ведь как = в "непростые годы" - города росли очень просто. Приказ - "есть" под козырек, и с веселыми песнями строится очередной город))Горы. Камни. Люди
2,5K подписчиков
Снежинск: закрытый, секретный, атомный
8 декабря 2020
5,9K прочитали
С самого начала промышленного освоения природных богатств Урала основной его структурной единицей являлся горный завод – причудливый симбиоз города и предприятия. Шли годы, мир стремительно менялся, горные заводы с их рабским трудом и воинской дисциплиной канули в Лету. Но, как оказалось, ненадолго. В XX веке Урал породил альтернативу, отвечающую духу времени – разветвлённую сеть секретных закрытых городов. В них талантливые учёные и инженеры могли жить и работать, не имея никакого контакта с внешним миром, чтобы ни в коем случае не сболтнуть лишнего о новейшем оружии, разработкой которого они занимались. Таких городов на Урале немало – Лесной, Новоуральск, Трёхгорный, Озёрск и, конечно же, Снежинск. В этой публикации – об истории, достопримечательностях и буднях одного из самых секретных городов в Советском Союзе.
Вид в сторону Снежинска и озера Синара с горы Чумишева – самой высокой точки на территории закрытого города
Официальной датой основания Снежинска считается 23 мая 1957 года. К этому времени уже были созданы первые советские атомные и термоядерные боеприпасы, шло активное наращивание ядерного арсенала, а в Сарове успешно работал крупнейший ядерный центр – знаменитое КБ-11. Тем не менее, ещё в 1954 году было принято решение создать своеобразный дублёр Сарова. Второй ядерный центр должен был находиться в глубоком тылу, на расстоянии, недосягаемом для потенциального противника. Конечно же, выбор пал на Урал. Новый город решили заложить на узком перешейке между озёрами Синара и Силач. Место было во всех отношениях идеальным. Крупных населённых пунктов поблизости не было, разве что село Воскресенское, а озёра представляли собой естественную преграду, позволявшую значительно сократить протяженность охраняемого периметра. Ко всему прочему, город был равноудалён от Челябинска и Свердловска – двух крупнейших промышленных центров. Неподалёку находились комбинат "Маяк", в реакторах которого активно нарабатывались делящиеся материалы, и так называемая "Лаборатория Б", где изучалось влияние радиации на живые организмы. И под Кыштымом, и в сунгульской лаборатории уже имелись талантливые учёные, занятые в атомном проекте, которых можно было привлечь к организации работ в новом ядерном центре.
Середина 50-х годов. Закладка первых жилых домов по улице 40 лет Октября. Фотография из открытых источников
Новый научный центр, получивший наименование НИИ-1011, начал работу уже весной 1955 года, когда сам город ещё только строился. Первым сотрудникам приходилось жить в бараках и участвовать в возведении городской инфраструктуре наравне с военными строителями. Ядерный центр в Сарове решал в первую очередь задачи создания сверхмощных зарядов, впоследствии устанавливавшихся на межконтинентальные баллистические ракеты и игравших ведущую роль в достижении ядерного паритета между СССР и США. НИИ-1011 в Снежинске, будущий Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики, напротив, занимался миниатюризацией ядерных зарядов и улучшением их эксплуатационных характеристик. Именно здесь разрабатывались стратегические комплексы для боевых кораблей, заряды для крылатых ракет, авиабомб и артиллерийских боеприпасов.
Ядерный снаряд для самоходной артиллерийской установки. Калибр 152 мм, разработан в РФЯЦ-ВНИИТФ в середине 60-х годов. Мощность заряда – порядка 1 килотонны в тротиловом эквиваленте
Естественно, жизнь научного центра проходила под завесой тотальной секретности. Вплоть до распада Советского Союза город официально не имел собственного названия, именуясь сначала Касли-2, затем – Челябинск-50 и, наконец, Челябинск–70. Для дезинформации вероятного противника даже нумерация городских школ продолжала челябинскую – именно поэтому в таком маленьком городе имеется, к примеру, школа №135. Впрочем, "номерным" город был лишь для посторонних. Среди местных жителей красивое название Снежинск закрепилось ещё с 1957 года, когда первый директор института Дмитрий Ефимович Васильев, удивлённый неожиданно обрушившимся в конце мая снегопадом, сказал на одном из совещаний что-то вроде: "У нас не город, а чудо природы – просто Снежинск какой-то!". Брошенное в шутку название всем понравилось и прижилось. К 1998 году придумали и городской герб. Он получился весьма оригинальным и лаконичным и заслуженно считается одним из наиболее удачных среди гербов "атомных" городов, да и вообще среди всех неисторических советских и российских геральдических изображений.
На флаге Снежинска, как и на его гербе – одновременно и стилизованная снежинка, и красная звезда, и модель атома Бора-Резерфорда. Изображение из открытых источников
Долгое время на территории города существовало ограничение на этажность застройки. В историческом центре большинство домов имеют не более четырех этажей – чтобы оставаться скрытыми от посторонних глаз за стеной леса. Первые девятиэтажки в Снежинске начали появляться лишь в начале 80-х годов, когда стало понятно, что "шпионить" за городом отныне будут в основном из космоса. Надо сказать, что принятые меры секретности всё же сделали своё дело. Когда после распада СССР американцам впервые рассказали о Снежинске и о его роли в советских ядерных исследованиях, они были неприятно удивлены. Это был один из немногих объектов советской атомной инфраструктуры, о существовании которого американская разведка даже не подозревала, считая городок на берегу Синары и его промышленные площадки в худшем случае вспомогательным производством комбината "Маяк".
Ночной город. Проспект Мира, вид на здание библиотеки и городского музея. Кадр из фильма "Снежинск. Признание в любви"
Хотя в наши дни количество секретных "закрытых" городов в России стремительно сокращается, Снежинск до сих пор входит в их число. Территорию города, а это более 200 квадратных километров, ограничивает защитный периметр, чем-то смахивающий на среднестатистический участок государственной границы. Охраняют его военнослужащие внутренних войск МВД, а попасть в город можно только при наличии соответствующего пропуска. Такая "закрытость" города ныне порождает весьма сомнительные явления – к примеру, в области свободной конкуренции в торговле или в отношении администрации города к вверенному ей хозяйству. Сказывается она и на менталитете местных жителей.
Озеро Синара с его пляжами и скалистыми берегами – главное украшение города
Благодаря своему живописному расположению на берегу озера Синара Снежинск считается одним из самых красивых городов Росатома. Впрочем, это заслуга, скорее, уральской природы, нежели самого города. В погожий день приятно побродить по скалистым берегам, поросшим сосновым лесом. Без разницы, в какой части города вы живёте – лес всегда неподалёку, и это действительно здорово. Но достаточно вернуться на городские улицы, чтобы понять, что Снежинск окончательно и бесповоротно "застрял" где-то в 80-х годах. Уличная сеть не справляется с возросшим транспортным потоком, застройка преимущественно панельная, причём это относится и к жилым домам, строящимся в последние годы. Сказывается и недостаток финансирования: горожане давно уже привыкли к облупившимся фасадам домов, разбитым дорогам и тротуарам, неблагоустроенным дворам и давно нуждающимся в ремонте объектам социальной инфраструктуры. Бросается в глаза явная нехватка организаций сферы обслуживания, что вынуждает большую часть жителей в выходные дни отправляться за покупками и организацией своего досуга в близлежащие областные центры.
Корпус, изготовленный для отработки термоядерного заряда АН602, больше известного как "Кузькина мать". Ныне стилизован под глобус
На достопримечательности Снежинск тоже небогат, да и чего взять с молодого моногорода, к тому же ещё и закрытого? Раньше панораму городских улиц оживляли установленные на них образцы военной техники. Экспозицию начал собирать ещё Георгий Павлович Ломинский, занимавший должность директора института с 1964 по 1988 год. По его распоряжению отслужившую свой срок технику устанавливали в городе как памятник военной мощи страны. К концу 80-х годов на улицах можно было увидеть более двух десятков образцов военной техники: самолёты, танки, артиллерийские орудия. В 90-х годах большая часть экспонатов либо пришла в совершенно удручающее состояние, либо была растащена на металл местными мародёрами – особо желанной добычей, как водится, была алюминиевая обшивка самолётов. В 2000-х годах почти вся техника была демонтирована. Впрочем, немало экспонатов жители Снежинска до сих пор могут увидеть на территории детского лагеря "Орлёнок". Зато неподалёку от дворца творчества детей и молодёжи до сих пор имеется совершенно уникальный экспонат – корпус термоядерного заряда царь-бомбы АН602, больше известной как "Кузькина мать". Металлическая сфера диаметром более двух метров, внутри которой вполне мог находиться самый мощный термоядерный заряд, когда-либо созданный человечеством, ныне стилизована под огромный глобус.
В музее ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИТФ. Фотография из Живого журнала пользователя kara_banoff (https://kara-banoff.livejournal.com/124238.html)
Если уж мы вспомнили о царь-бомбе, нельзя не упомянуть о том, что в Снежинске находится один из двух в России музеев ядерного оружия. Второй, что вполне логично, находится в Сарове. Оба музея достаточно интересные, но отличаются как номенклатурой экспонатов, так и режимом посещения. Если музей в Сарове открыт для всех жителей и гостей города, то в Снежинске экспозиция размещается на территории предприятия. Посетить её могут лишь работники института, да и то изредка, по предварительному согласованию с руководством. Но если вам всё-таки доведётся посетить экспозицию, вы точно не будете разочарованы. Из уникальных экспонатов – размерный макет той самой "Кузькиной матери" с парашютной системой, самый маленький в мире ядерный артиллерийский боеприпас калибра 152 мм и ключ, которым Георгий Павлович Ломинский, покидая башню с установленным на ней первым советским атомным зарядом РДС-1, закрывал её двери за несколько часов до знаковых испытаний на Семипалатинском полигоне.
Памятник Игорю Васильевичу Курчатову в Снежинске. Фотография из открытых источников
Ещё одна достопримечательность из серии "не для всех" – памятник Игорю Васильевичу Курчатову, установленный на одной из производственных площадок. Автором монумента был знаменитый каслинский скульптор Александр Семёнович Гилёв, над моделью он работал более пяти лет. Примечательно, что восьмиметровая ростовая фигура учёного была отлита здесь же, в Снежинске, причём из чистого алюминия. Позднее были изготовлены ещё два экземпляра памятника, один из которых ныне установлен на центральной площади города Озёрска, а другой – в городе Курчатове близ Семипалатинского полигона. В отличие от копий, "снежинский" Курчатов установлен не на гранитном постаменте, а на природной каменной глыбе весом более 40 тонн, которую специально привезли с берега озера Иткуль. Это, безусловно, добавило и без того очень удачному памятнику живописности и художественной выразительности.
Герб Снежинска образца первой половины 90-х годов и надпись "ВНИИТФ" на одной из чугунных решёток Аничкова моста в Санкт-Петербурге
Неожиданное свидетельство того, что в Снежинске умеют делать не только продукцию военного назначения, находится... на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге! На его чугунных решётках можно обнаружить герб секретного города. В 90-х годах, когда проводилась капитальная реконструкция чугунных ограждений моста, часть решёток пришлось отлить заново. Их копированием, изготовлением литейных форм и непосредственно чугунным литьём занимались специалисты РФЯЦ-ВНИИТФ. Удивительно, но в те непростые для оборонной промышленности годы "атомный" институт с радостью брался даже за такие далёкие от основной тематики его работ заказы.
Как вы уже поняли, в Снежинск постороннему человеку попасть практически невозможно. Но и вокруг города имеется немало достопримечательностей. В первую очередь, это озеро Синара, одно из самых живописных на Среднем Урале. На его северном берегу расположился посёлок Воздвиженка, известный сохранившимся до наших дней винокуренным заводом XIX века. На соседнем озере Иткуль расположен знаменитый Шайтан-камень. Рукой подать до красивого озера Иртяш и Семи камней счастья, да и до Аллаков с его каменными палатками Бей-Таш тоже недалеко.
Без всяких "эффективный менеджментов" и "распила бабок" - быстро, крепко, монументально
И с производством в "непростые времена" тоже было просто - простаивает оборудование и люди - какое бы оно супер-пупер не было - почему бы не отлить мост чугуниевый , в свободное от "основного заказа " время - так сказать, и занять себя и по-настоящему увековечить