В субботу президент Владимир Путин встретился со спортсменами, отъезжающими на Олимпийский игры в Лондон. О том, каким неистребимым стрелком помнит себя Владимир Путин, и о смешной шутке министра спорта Виталия Мутко — специальный корреспондент “Ъ” АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ.
Олимпийцы собирались у дверей Большого Кремлевского дворца. Отдельно, как на пятачке под кольцом, держались баскетболисты (опасались, может быть, вопросов, на которые у них нет ответов).
Словно уже готовясь выступить, стояли плечом к плечу синхронистки — мысленно в Лондоне.
Было много одиночек, вернее одиночниц.
Баскетболисты и в Георгиевском зале казались заранее уставшими: первыми разместились на банкетках в углу зала. Здесь вообще оказалось около ста спортсменов: многие уже в Лондоне, а большинство, наоборот, на базах в России и приедут только к соревнованиям.
У спортсменов как-то не принято оценивать шансы — не то что свои, но и чужие. И все они их оценивали:
— У меня такое впечатление, что девчонки в гандболе могут выстрелить… Жалко, Степанову в баскетболе потеряли, а то и там был бы шанс…Художественная гимнастика принесет сюрпризы…
Так что о наших шансах на золотые медали говорили, прежде всего, как о сюрпризах.
Звезда отечественного синхронного плавания Наталья Ищенко на мой вопрос, опасается ли она китаянок (вопрос был беспроигрышным — все опасаются китаянок и тем более китайцев), сказала:
— Мы их в последнее время не видели: скрываются.
— А вы?
— Мы тоже скрываемся.
— Значит, есть что скрывать.
Она пожалела, что на Олимпиаде нет одиночных соревнований.
— Ну, может, к Сочи появятся…— попробовал я утешить ее.
— Если только на коньках попробовать…— засмеялась она.
В ожидании Владимира Путина некоторые не теряли времени понапрасну. Так, кавказские борцы активно знакомились с синхронистками. И уже через пять минут слышно было от одного:
— Ну а с личной жизнью че у тебя, как?
Девушка выразительно пожимала плечами.
— А готовить умеешь? — уже более конкретно спрашивал он ее.
— Я? Да я все готовлю!
— Да ладно…— не успокаивался он.— И корейскую кухню тоже что ли?
— Корейскую надо подучить…— признавалась она.
— Подучим…— успокаивал он ее.
Владимир Путин произнес перед спортсменами в Александровском зале в меру пламенную речь. Он вспомнил 1952 год, когда советские спортсмены впервые выступили на Олимпиаде, и попросил сказать несколько слов Лидию Пономареву, которая выиграла для страны первую золотую медаль. Та призналась, что тогда, в 1952-м, за них некому было болеть на стадионах, «только Синявскому и Озерову». А болельщики из других стран долго читали буквы «СССР» на майках: «Си-Си-Си-Ар». Но быстро привыкли.
— И к концу Игр тысячи корреспондентов хотели знать, что мы такое едим, и мы кормили их борщом с кислой капустой... Но на уровне партии и правительства мы тогда не были встречены…— с болью вспоминала она.— Нам было тяжело от этого, ведь мы набрали, как и американцы, 494 очка…
Потом Владимир Путин вместе с министром спорта Виталием Мутко и президентом Олимпийского комитета России Александром Жуковым обошел столы, за которыми спортсмены ждали его.
Спортсмены делились с президентом сокровенным:
— Я после родов попала на сборы, как в сказку…— говорила одна, и ее можно было понять: после родов и на улицу-то выйти — сказка.
— Скажите спасибо Владимиру Владимировичу за базу в Кисловодске…— подсказывал спортсменам Виталий Мутко, который в конце концов стал, я считаю, ньюсмейкером дня.
Дело в том, что президент подошел к пятиборцам и узнал от них неприятную новость: лошадей (конный спорт — один из видов пятиборья) им выдают по жребию за 20 минут до начала соревнований. В Пекине лошади, как ни странно, понимали только китайский. Наши спортсмены опасаются, что в Лондоне лошади будут откликаться только на английский.
— Ничего,— сказал один из наших олимпийцев,— я собой для таких случаев морковь и сахар из Москвы беру.
— Нет,— возразил тренер,— надо интенсивно учить английский, как бы трудно ни было.
— Да ничего,— сказал Виталий Мутко,— я помогу.
Стрелкам Владимир Путин рассказал историю о том, как он однажды стрелял на учениях:
— Выстрелил вроде неплохо,— пожал он плечами.— Выбил 30 очков с трех выстрелов… Потом спрашиваю полковника из другой группы: «А кто лучше всех сегодня был?» Он говорит: «Главнокомандующий, конечно».— «И сколько он выбил?» — «А я откуда знаю?»
Синхронистки пообещали президенту, что не выйдут на старт, если он не приедет на них посмотреть 7 и 10 августа. Но у него, кажется, планы на другие дни.
Напоследок одна спортсменка попросила сфотографировать ее с президентом в тот момент, когда она его будет целовать в щечку. Он некоторое время отнекивался — судя по всему, для вида. Но согласился, конечно. Впрочем, с первого раза нажать кнопку на фотоаппарате вовремя не удалось, и это позволило девушке второй раз поцеловать Владимира Путина.
А в третий раз он поцеловал ее уже сам, без камеры.
— Настя,— сказал ей Виталий Мутко,— ты же вроде лучше целуешься?
— А вы откуда знаете? — переспросила она его.