Дневник города: Олимпиада в Лондоне, запись 3-я
Корреспондент The Village в Лондоне рассказывает о том, чем живёт город накануне и во время Олимпийских игр, — сегодня о войне брендов, «лоднонской оимплиаде» и цветной голове.
Через несколько часов в Лондоне стартует летняя Олимпиада — событие, которое изменит жизнь британской столицы не только на ближайшие две с половиной недели, но на годы вперёд. Специально для The Village Николай Самсонов, уже много лет живущий в Лондоне, ведёт дневник городской жизни и рассказывает о самом интересном, происходящем за пределами спортивных арен. В третьем выпуске — о том, как обиженная бабуля выкрасила голову в цвета британского флага, обиженные бармены приглашают на некие «спортивные соревнования», а бренд-полиция устраивает облавы по всей стране.
Флаг на голове
Центральный Лондон сейчас украшен флагами стран-участниц Олимпиады. Их вывесили вдоль Риджент-стрит, куда ежедневно съезжаются на шопинг десятки тысяч туристов. Теперь у гостей города появилась новая забава: угадай страну по флагу. Висят полотнища в алфавитном порядке, что несколько упрощает задачу. Впрочем, не слишком: в первом ряду какой-нибудь эрудит может опознать Алжир и Андорру, но что висит между ними?
Наш триколор можно увидеть в самом конце Риджент-стрит, прямо у площади Пикадилли-серкус, — как и положено, между Румынией и Руандой. А вот британский «Юнион Джек» висит последним, уже за площадью: так положено для принимающей стороны. Увидев такую вопиющую несправедливость, обычная пенсионерка Нора Хэндс из деревушки Хершем решила проявить патриотизм и выкрасила в цвета британского флага собственную голову.Как пишут газеты, для покраски 80-летней Норе пришлось ехать в соседнюю деревню, где парикмахер пришёл от просьбы пенсионерки в ужас и долго отговаривал её от этой безумной идеи. Однако старушка была непреклонна. На всё про всё ушло четыре с лишним часа
.
«Ко мне постоянно подходят люди, чтобы выразить восхищение моей причёской! — рассказывает она. — Один мужчина даже захотел сфотографироваться со мной на свой мобильник, а когда я стою на автобусной остановке, мне постоянно сигналят проезжающие машины!» Кстати, когда в Британии в прошлый раз проходили Игры, в 1948 году, Норе было шестнадцать — тогда она голову, правда, не красила, зато теперь вновь чувствует себя молодой. А еще Нора надеется, что её причёска продержится до самого конца Олимпиады, хотя в последние дни не выходит из дома, не захватив с собой зонтика. На всякий случай.
Авторские права и бренд-полиция
В британских газетах набирает обороты скандал вокруг защиты авторских прав. Использовать символику Игр — олимпийские кольца, логотип и даже слова «Лондон-2012» — имеют право только официальные спонсоры соревнований. В городе даже появились специальные отряды бренд-полиции, призванные следить за соблюдением этих ограничений. Наибольшее возмущение вызывает то, что компании, не являющиеся официальными спонсорами, не имеют права не только напрямую упоминать об Олимпиаде, но даже косвенно ассоциировать себя с соревнованиями. В частности, в рекламе запрещено употреблять слоган «Быстрее, выше, сильнее», а также два десятка слов, в том числе: «Лондон», «2012», «золото», «серебро», «бронза» и даже «лето». При этом про слово «медаль» составители перечня, похоже, забыли.
Доходит до смешного: например, продавать жареную картошку в районе проведения Игр имеет право только McDonald's, остальным это запрещено. «А как же традиционный британский обед fish and chips — жареная картошка с рыбой?» — возмутились местные кафе и подали в суд. Fish and chips удалось отстоять, но именно в таком сочетании: то есть продавать картошку с рыбой можно, а вот без рыбы — уже нельзя. Барам запрещено писать на входе «смотрите здесь олимпийские трансляции», поэтому многие идут на хитрость и пишут, например, «смотрите спортивные соревнования года».
Нарушителям авторских прав грозит крупный штраф. За нелегальное использование олимпийских символов или ассоциаций можно заплатить до 30 тысяч фунтов. Бренд-полицейские работают не только в столице, но и в других городах и вовсю борются также с «партизанским маркетингом». Скажем, они заставили «Олимпийское» кафе, много лет работавшее в Лондоне, закрасить первую букву «о» — теперь оно «Лимпийское». Мясную лавку заставили снять щит, где круглые сосиски напоминали форму колец, а цветочный магазин — разобрать прилавок, где цветами была выложена эмблема Олимпиады.
Глава оргкомитета Себастьян Коу недавно даже заявил, что зрители не смогут попасть на состязания, если придут в футболке или кроссовках с «неправильным лого». Впрочем, после этого заявления в СМИ разразился такой скандал, что Международный олимпийский комитет поспешил уступить и пояснил, что, безусловно, отдельные зрители будут допущены на Олимпиаду, даже если придут в футболке с надписью Pepsi или кроссовках Reebok. А вот если в таком виде придёт группа людей, будут проблемы.
«
Лоднонская Оимплиада»
Стивен Холт из Сурбитона, идиллического района на юго-западе Лондона, сам того не подозревая, стал символом движения «Олимпийского cопротивления». Витрину своего салона проката свадебных костюмов он украсил пятью разноцветными квадратами и слоганом «Lodnon 2102 Oimplycs». Именно так: «Лоднонская Оимплиада». «Я хотел оформить витрину к Играм, — объясняет Стивен, — но все переговоры с оргкомитетом ни к чему не привели. Они продолжали настаивать на том, что, нарисовав кольца, я тем самым как бы делаю вид, что я — спонсор Олимпийских игр. Это я-то!»
Тогда, продолжает Стивен, на него «снизошло прозрение». Он вспомнил, как несколько лет назад кто-то прислал ему по электронной почте забавный абзац, где буквы в словах были переставлены, но текст при этом читался отлично. И Стивен тоже решил попробовать. В результате уже через пару дней постер «Лоднонской Оимплиады» висел не только в его магазине, но и в окнах химчистки по соседству. Фото обеих витрин ретвитили даже члены парламента. «Мне нравится изобретательность Стивена, — написала известный блогер Элен Свифт. — Нам постоянно говорят, что в Великобритании проходит „величайшее шоу мира“, так почему Стивену и другим бизнесменам нельзя присоединиться к всеобщему празднику, если они не вредят спонсорам?»
Движение
«Лоднонской Оимплиады» стало распространяться как вирус. В «Твиттере» мгновенно появился аккаунт
@lodnon2102, а к антиолимпийской кампании понемногу стали присоединяться не только частники, но и относительно крупные британские фирмы, не попавшие в число официальных партнёров. «Оргкомитет Игр обращается с компаниями, не входящими в список спонсоров, как с попрошайками, пытающимися урвать крохи с праздничного стола», — заявило руководство фирмы Oddbins, занимающейся продажей вина, и объявило о запуске своей собственной антикампании. На протяжении всей Олимпиады окна магазинов Oddbins будут украшены рекламными плакатами примерно следующего содержания: «Celebrate [CENSORED] with us».
Руководство Oddbins пошло ещё дальше и объявило скидку 30 % для всех покупателей, которые придут в магазин в кроссовках Nike (официальный спонсор Олимпиады — Adidas), с ключом от автомобиля Vauxhall (вместо BMW), пластиковой картой Mastercard (на Олимпиаде можно рассчитываться только карточкой Visa), iPhone, а не Samsung и чеком за банку «Пепси», купленную в KFC (спонсоры — Coca-Cola и McDonald's соответственно).