О ЛОГАНЕ, О РАЛЛИ И О ГОЛУБЫХ ОЗЕРАХ
(подражание В.Суворову)
ПРАМАШИНУ
Вы любите запах новой машины? Я люблю. У меня новых машин было мало, но запах этот я люблю. Пахнет пластмассой, немножко маслом и еще чем-то неуловимым. Думаю, любой автомобилист точно узнает этот запах. О чем это я? Да о Логане. Он новый! (ну, точнее, был новый). Теперь у него уже прошло боевое крещение, и я у него первый.
Прадастоинтства.
Идеальную управляемость встречали? Нет? А-а-а-а, у вас на субару или эво WRC денег нет? Бывает. У меня вот тоже нет. А идеальную управляемость я встречал. Это, да-да, не смейтесь, Логан. Знаете, как это происходит? Я раньше тоже не знал. А теперь знаю. Просто, если хочешь ехать внутрь поворота поворачиваешь руль и едешь. А если надо, скажем, наружу, газку добавляем и... поехали пошире! Я, конечно, утрирую. Но немножко. Совсем чуть-чуть. Так что за управляемость я самый жирный плюс этому автомобилю ставлю.
Внутри сидели? Нет? Зря! У меня вот еще Саксо есть. Ситроен. Я раньше думал, что упираться шлемом в каркас (точнее, там пластмасска такая, не знаю, как называется) в машине такого класса - нормально. Ну, не Субару ни разу. Даже не Селика. А в Логане ощущения, как в машине классом выше. Да, снаружи он - коробченка смешная. Зато за внутреннее пространство я ему это прощаю. В конце-концов, я же не верхом на нем езжу. Внутри. А внутри мне хорошо. Завидуйте мне, саксоводы. А я пока в копилку ему еще один плюсик запишу.
Пранидастатки.
Не едет Логан. Нет, не так. НЕ ЕДЕТ! Ну нет там мотора. Подвеска есть. Руль есть. Даже педали есть. А мотора нет. Забыли туда лошадей заселить. Может, он от этого надежный. Наверное. Может быть, простой – все-таки только 8 клапанов. Пусть его. Но раллийному автомобилю мотор нужен. Сбалансированной конструкция должна быть. На несбалансированной конструкции радости меньше получается. То есть ее тоже много. Но меньше, чем могло бы быть. Добавьте мне мотора в Логан! Я тогда все Ситроены только в зеркале заднего вида различать буду. И то смутно. Но нет мотора в Логане. За это ему самый жирный минус. Такой же, как плюс за управляемость.
Вы пробовали всю гонку на одной передаче ехать? Ну, кроме разгона со старта, конечно. Нет? И правильно. Это неудобно. Вот неудобно, и все тут. Я тоже так считаю. Коробка у Логана рассчитана на то, чтобы рассаду по выходным на дачу возить. А гонщиков по грунтовым допам возить, она не рассчитана. Потому как дачнику в пробках что самое главное? Правильно, эластичность передачи. А гонщику? Момент. Да чтоб его не терять на переключении. Сколько гонщиков Логан покупает? А сколько дачников? Теперь понятно? В общем, беда с коробкой. Точнее даже, с передаточными числами. Мы это попробуем изменением отношения главной пары вылечить. Надеюсь, получится. А пока второй минус в пассив нашему Логану.
Поворачивать неудобно. Точнее, когда быстро едешь – все замечательно. А когда медленно – неудобно. Знаете почему? Нет у Логана блокировки дифференциала. Плохо это. Сложно машину газом из медленного поворота вытягивать. На скорости это незаметно почти. А в четверках да пятерках грунтовых вполне заметно. Хочется мне блокировку. Но нет ее в Логане. За это мы ему еще один минус в пассив запишем.
ИТОГО
Интересно получается. Недостатки вроде как перевешивают, а машина мне очень нравится. Почему? Цельная она. Самодостаточный такой объект. Самозаконченный. И если полезность объекта количеством удовольствия мерить, которое он приносит, то до Ситроена Саксо Логану недалеко. Равны они практически. А если о ресурсе вспомнить… Тут с Ситроеном будет, как в анекдоте известном: «и жили они счастливо, но недолго». Люблю я свой Ситроен. Правда. Но очень уж невелик у него ресурс остаточный. После каждой гонки перетряхивать полмашины нужно. Дорого это. А ведь еще тренировки есть. Нравится мне Логан. Задумался я. А тут и случай подвернулся, как по заказу.
ПРАГОНКУ.
Прыамбула.
26 июня. 10 часов вечера. Тушино. Раллийная трасса. Мы с Костей носимся уже почти два часа. Я доволен. Получается. Пока не очень быстро, но это дело наживное. Ладно, еще пару кружочков, и домой. Ну, поехали. лв3 на пр2 70 лв1 100 трамплин, очень опасно, не прыг...
-ТРОМОЗИ! - это Костя.
-!? - это я - а уже летим.
Нельзя расслабляться на тренировке. Даже в конце. Даже когда "помедленнее". В общем, не тормозил я перед трамплином. Вообще. Но это я уже потом понял. А тогда о работе задумался. Что-то важное вспомнил и не выпихнул из головы в тот же миг, а задержал на секунду. Через миг только "бум" короткое, и мы тихонько уже к обочине катимся. У меня аж дух перехватило, так я сильно спиной ударился. Вылезаем. Та-а-ак. Кажется, в Бологое я на Ситроене не еду.
Мерили потом. 18 метров прыжок. Вроде, и не очень много. Но это же на Ситроене. А он не прыгает. Он летает. И летает, как топор. В общем, неполезно на Ситроене прыгать. И для спины, и для машины. Не прыгайте на Ситроене. Не надо.
Очень я хочу в Бологое съездить Дайте мне машину на Бологое! Срочно! В аренду. Ну что вам, жалко? Но нет ответов в конференции. И Угер машину не дает. Плохо все. Очень плохо. Так я эту гонку ждал…
Телефон звонит. Штурман, это ты? Чего тебе, участие в Бологое подтвердить? Какое нах участие, на чем мы поедем? На субару твоей в любителях? Нашел? Что нашел? Машину нашел? Какую? ЛОГАН??? Ух ты, вот молодец. Все-все-все, уже звоню.
Здравствуйте, Дмитрий. Неужели вы готовы свежепостроеный Логан мне отдать? Готовы? Вот ведь. Завидую вашей выдержке. А тесты сделать перед гонкой можно? Тоже можно??? Вот это да! Спасибо вам, Дмитрий, огромное. Да, послезавтра заеду.
Первоя секцыя
Закаджива
Тошним. Нет, не так. ТОШНИМ. Страшно. Помню я эти бетонные сооружения. Я лучше за 100 метров перед ними тормозить начну. Нет, техника управления и все такое – это я понимаю. И в бетонную опору я рулить могу, чтобы правильная траектория объезда этой самой опоры получилась. Снос, уход на внешний радиус. Умом я это понимаю. Но делать так не буду. То есть буду. Но не в этой гонке. Не в этом году. Вот потренируюсь еще, тогда пожалуйста. А сейчас не буду. У нас еще 9 скоростных участков впереди, я свое на них возьму. А сейчас вкатываемся. Как в анекдоте: «медленно-медленно спустимся с горы…» Вот и спускаемся. Медленно. Эх, не хватает блокировки дифференциала в крутых поворотах. Я прямо чувствую, как мощность и так не самого сильного мотора впустую расходуется. Много, конечно, я на этом не проиграю. Надо в быстрых поворотах быстрее ехать. А в медленных и так медленно. Ну да ладно. Для первого раза я себя прощаю. И машину прощаю. Давай, штурман, на финиш рулить. Аккуратненько. Есть финиш! Ну как, штурман? Не надо быстрее? Вот и не будем. Вкатились? Мне тоже кажется, что вкатились. Ну вот и хорошо. Что у нас там дальше?
Гузятино
Треугольнички в лесу? Помню-помню, понравились мне они. И как их ехать, я тоже знаю. Технично. Без ручников всяких и заносов эффектных. А тихонечко так, по внутренней кромке. Помнишь, как вчера Петя расстроился? Ха-ха. Профессионалы. Гы-гы. Ладно, подняли себе настроение, к старту готов? Хорошо. Работаем.
Как расстроился Петя Богачев.
Вечер после прописи. Команда AGA-racing в полном составе уплетает выпрошенные после закрытия кухни котлеты в кафе при гостинице. Делимся впечатлениями после прописи. Я, как начинающий, советуюсь с более опытным Серегой Ивановым: Сереж, а как ты треугольники на втором спецучастке поедешь? Я вот думаю, не надо там заносов. Там надо аккуратненько так, по внутреннему радиусу поворота ехать. Правильно думаю? Хорошо. И второй треугольник так же. Какой второй треугольник? Так там два их. На одном допе. Где? Ну, как, там же, второй почти перед финишем. Петя, у вас что, второго треугольника в стенограмме нет? Петя думает, что его разыгрывают, и продолжает воевать с котлетой, одерживая медленную, но уверенную победу. Да не врем мы, сейчас стенограмму покажем. Иванов серьезным становится. А, настоящие раллисты трассу наизусть за несколько сезонов выучили и в дорожную книгу уже не смотрят? Бывает. Мы вот чайники. Мы смотрим. И расстояния проверяем иногда. Так, на всякий случай. А в этом месте, согласно дорожной книге, пункт КП, контроль прохождения трассы. А знаете, что за пропуск такого пункта положено? Правильно, исключение. Обидно было бы. Опытный экипаж, за призы ему бороться, а тут раз – и исключение из гонки. Дадим мы вам нашу стенограмму. Она, конечно, не чета вашей, но зато там про этот треугольник написано. Так что и от чайников в команде тоже польза есть. Они, чайники, все по правилам делают, и поэтому у них все правильно. Медленно, но правильно.
Когда мы тоже много гонок проедем и даже выиграем что-то, мы тоже такие ошибки допускать начнем. А пока нам до этого далеко. Это профессор может про запятую забыть. Ему простительно. Студенту за такое оценку снижают. А мы студенты пока. Удачи вам, Петя! Надеюсь, про второй треугольник вы теперь даже без стенограммы не забудете.
ГОК
ГОКа я тоже боюсь. Нет, не так. Опасаюсь. Ну как же, все только про него и говорят. Помойка, сложно, единственный доп рабочий. А мне что помойка, что рабочий – все одно. Мало у меня опыта, не знаю я, как все это безобразие в лесу в стенограмму правильно записать. Колея, узко, опасно, бровы, и вообще нех валить? Так и напишем. Отстань, штурман, не знаю я, почему ту единичку записал, а эту нет. Хочется мне так. Вроде как получается, что та единичка важная, а эта нет. Критерий какой? Да откуда ж ты такие слова-то вспомнил.
Медленно мы ГОК едем. Медленно и печально. Только вот не кажется он таким уж страшным на скорости. Ну-ка, прибавим чуть-чуть. Хм, все равно надежно. А еще чуть-чуть. Быстрей не надо? Понял, быстрей не будем. Так, помню, в лесу поаккуратней. О, финиш. А у нас по стенограмме финиш еще метров через 300. Да нет, я не против, видишь, штурман, торможу уже. Все. Поздравляю с первым финишем ГОКа!
Похотино
Быстро как. У нас и в описании написано быстро. Но уж как-то через чур. Нравится мне дорожка. Широкая. Ровная. Канавки по бокам, конечно, неприятные. Но далеко до них. И поэтому мне спокойно. Но страшно. На тренировках так быстро не было. Страшно и спокойно. Так, вроде, звучит. Но чтоб совсем спокойно было, мы все-таки в трешках притормаживать будем, ладно, штурман? Что, ты и не замечаешь, что я газ приотпускаю? Да, сил 30 бы сюда добавить в мотор… Сразу бы заметил. Так, еще раз притормозим. Нет у нас задачи ракету, запущенную в сторону леса, изображать. У нас есть задача автомобиль изобразить, который до зоны сервиса доехал. Ага, финиш. Поздравляю, штурман, с успешным исполнением заявленной роли. Опережение на сервис не пенализируется? Шагом, тьфу, бегом, ну или что там у нас. Короче, ходом! На сервис.
Сервез
Пойдем, штурман, результаты посмотрим. Ничего выдающегося мы там не увидим, конечно. Но расстановку сил знать полезно. Может, поднажмем чуток. Может, приотпустим. Хотя приотпускать и так некуда.
Так. Та-а-к. Та-а-ак. Хонде на СУ-5 2 секунды накатили? Вот это я молодец! Суперу Питерскому всего 6 секунд проиграли? Ох, какой я молодец! Иванову 32 секунды привезли и вообще вторые в абсолюте? Учись, штурман! Сейчас прямо отсюда на ралли Россия поедем и в абсолюте за призы начнем бороться! Часы? Какие часы? Что ты со своими часами пристаешь? Минута потерялась? Какая минута? А-а, когда перед нами копейка на старт СУ пролезла? Да помню, помню. Понимаю я все. Не могли мы, конечно, у Хонды выиграть. И у Иванова не могли. И у других тоже СТОЛЬКО не могли. Ошибка в протоколе получилась. Но ошибка у судей, а нам с этого свой интерес.
Результаты - результатами, а нам еще вторую секцию ехать. Однако настроение себе поднять не мешало бы. С хорошим настроением ехать проще. Оно у нас и так неплохое. Но добавить не помешает. Только ты, штурман, мне не мешай. Не умеешь ты правильно розыгрыши делать, потому как молодой еще. В розыгрыше главное что? Пауза. Держать ее надо. Так что ты, штурман, стой в сторонке, и получай себе удовольствие тихонько.
Иванов, а, Иванов. У меня тренер хороший есть, может тебе у него позаниматься? А то ты мне что-то много на последнем СУ проиграл. Сколько? - А полминуты. Да нет, не вру я, можешь сам сходить результаты глянуть, вон они у штаба ралли висят. Я-то врать могу. А вот бумажка - она не врет, ее официальные люди готовят. Ты сходи, посмотри. Может, еще что-нибудь интересное найдешь.
У Иванова взгляд стеклянным становится. Да, Серега, знаем мы, что ты к гонке очень серьезно относишься. И от этого сейчас свою долю удовольствия получим. Так, надо лицо еще посерьезнее сделать. Думай, лидер, где ты столько времени чайникам-новичкам проиграл.
Но добрые мы. Не выдерживаем мы настоящей паузы. Только секунд на 40 нас со штурманом хватило. Не расстраивайся, лидер, это мы на бумаге тебе полминуты привезли. А на самом деле, как обгонял ты нас на 5 секунд с километра, так и обгоняешь. С бумажкой мы потом разберемся. А сейчас тебе на старт пора. Ни пуха, ни пера тебе, Серега. Спасибо, и тебя к черту.
Втарая секцыя
Закаджива
Закаджива? Опять? Ну ее нах. Опять нах? Опять! Только нам не хватало еще арендованный Логан вокруг бетонной опоры завернуть. Так что, штурман, если я себя плохо вести буду, ты меня по голове стучи. Шлем у меня крепкий. Но на моем "фирменном" подбросе мы все же прыгнем. Может, поменьше, чем в первый раз, но все-таки. Ладно, ладно, не буду больше, не стучи меня по шлему. Тошним, как и обещал. Эх, не хватает блокировки дифференциала в крутых поворотах. Не подсказывай мне, штурман, сам знаю, что это не субару. А блокировку хочется. Ладно, где там наш пр6 на лв4 на финиш? А вот он. Ну, слава Богу.
Гузятино
Прочитай-ка мне штурман, наше описание допа. Быстро, технично, помни о треугольниках? Хорошие там треугольники, в лесу. Попробуем за счет техники еще пару секунд у большинства на медленных загогулинах выиграть. Старт. Работаем, штурман! Пр2? Ты что, штурман, охренел? Это ж минимум 4! Я сам так записал? А чего ж я туда поворачиваю с таким трудом? Точнее даже почти не поворачиваю. Да, влево очень хорошо поворачиваю. Даже лучше, чем раньше. И скорость что-то падает. Ты эту ситуацию знаешь? Это откуда? А, опыта у тебя больше? Прям-таки левое переднее? Прокололи? Думаешь, совсем прокололи? Что же делать, штурман?
Принимай, пилот, решение. Или мы так до конца спецучастка едем, или прямо тут с колесом ковыряемся. Нет, штурман, тут я с колесом ковыряться не хочу. Я, честно говоря, и после финиша с ним ковыряться не хочу, но на допе остановиться - это точно последними стать. Не нравится мне это. Не хочу я последним быть, хотя бы и финишировавшим. Так что поедем мы, штурман, на финиш. Как? Как сможем, так и поедем. Ты теперь только со стенограммой не торопись, и все у нас хорошо будет. Что, финиш уже? Хорошо. Хорошо, что так скоро.
Давай колесо менять. Сколько до КВ? 6 минут и 2 километра? Ну-у-у-у. Шикарно живем. Только давай договоримся - 6 минут - это твоя зона ответственности. А 2 километра - моя. И все у нас хорошо будет. Что, это уже КВ? Ну вот, а ты боялся. Удача, она нахальных любит. И тех, кто рискует, но в меру. Вот таких прям, как мы. Ладно, хватит себя хвалить. Еще 2 самых сложных допа впереди. Погнали. То есть, прости, работаем!
Кооперативный
ПанцерВаген! Мы - ПанцерВаген! Нет, наверное, ПанцерЛоган. В общем, грохоту от нас, как от настоящего танка. Открутился лист защиты бензобака, и теперь мы изображаем танк. А то и танковый взвод. Какой там спортивный глушитель! Звук мотора вообще не слышно. А на подбросах как стало - заслушаешься! Гр-гр-гр-гр-тишина-Бум-гр-гр-гр. Издалека нас теперь слышно. Штурман, я не виноват. Ты же сам видел, что не ломал я защиту. И машину не ломал. Подтверждает штурман, что не я это. Однако грохоту меньше не становится. Неуютно нам. После финиша допа скорее под машину лезем. А там лист защиты спереди открутился и загнулся полукругом прямо к земле. Этакий скребок получился. Алюминиевый. И теперь этим скребком мы дорогу, как трактор, грейдируем. Одна отрада. Если быстрее 100 километров в час ехать, то лист этот встречным потоком поднимается, и громыхать перестает.
ГОК
ГОК, ГОК. Видал я уже ваш ГОК… Ничего особенного. А у меня ПанцерЛоган! Так что сначала, не торопясь, по колеям со старта. Потом побыстрее - на открытом участке. Теперь в лес. Ага, правильно штурман, аккуратненько. И чего он таким страшным на прописи казался? Вполне себе нормальный быстрый участок. Узко только очень. Деревца по бокам растут. Это, конечно, неприятно. Не умею я пока такие участки в стенограмме правильно записывать. Но ничего. Из быстрых экипажей все, кто мог, упал уже. В канаву ли, в деревце ли, а то и просто сломал в машине что-нибудь. Тех быстрых, кто остались, мы все равно не догоним. А медленные нас не догонят. Почему я так уверен? А потому. Фантастически надежен Логан на сложных закрученных участках. Его это стихия. И я такие участки лучше езжу, чем скоростные. Тут планировать успеваешь. Траекторию правильную построить. А машина как будто за твоей мыслью следует. Что, уже лес кончился? А на прописи бесконечным казался… Помню-помню, не будем тут прыгать, нехороший это трамплин. Пр2 на финиш? Есть пр2 на финиш. Я молодец! Проехали ГОК второй раз. Ну и ты молодец, штурман. Что у нас там дальше?
Не пугать фуры? Как же мне их не пугать, если от трения защитой по асфальту такой звук замечательный получается. У нас же наклейки есть раллийные на машине? Вот и пусть вся ленинградка думает, что так каждая раллийная машина звучать должна. Что говоришь? 100 км скорость, и не гремит? А 99 – гремит? Ну ладно, придется 101 ехать. Даже 102 пожалуй. Для создания запаса. А вот на съезде к последнему допу погремим. Эх, какой мы фурор в очереди машин на пункт КВ производим. Все вокруг нас собираются. Завидуйте, все. Вот у вас есть защита бензобака? Нет? А у вас? Или вот у вас? Тоже нет? А у нас есть! И мало того, что есть, так она еще и открутилась! Ну, сколько у нас всего! Завидуйте нам. Не хотите? Ну, как хотите. А мы еще раз под днище заглянем, еще раз защиту подергаем и тоже в очередь встанем. На старт СУ. Крайнего СУ в этой гонке.
Похотино
Незнакомое ощущение. Уже почти завершилась гонка, а все равно валить надо. Первый раз я крайний доп на гонке еду. Два предыдущих раза не сложилось у нас. На старт выходили, а до крайнего допа не добирались. Так, не расслабляться! Что делать, штурман? Тормозить заранее? А как же дух спортивный? Секунды, и все такое? Понял, понял, не надо меня по шлему стучать, сам знаю, что одна фишка, задетая на ретардере, по времени всего допа стоит.
Ну что, штурман, поздравляю с успешным финишем! До КВ еще доехать? Ладно, тьфу-тьфу-тьфу, тогда поздравляю тебя с завершением всех спецучастков. Устроит? Ну, все равно поздравляю. Давай, веди на финиш.
Эх, прикольно на ПанцерЛогане по Бологое ехать. Сразу все видят – вот он, НАСТОЯЩИЙ РАЛЛИЙНЫЙ АВТОМОБИЛЬ. А в нем НАСТОЯЩИЕ РАЛЛИСТЫ!
Финиш
Сдавай, штурман, контрольную карту. Ну вот и все. Вот и финиш. Настоящий уже. Уважаемый Сергей! Поздравляю вас с первым успешным финишем в ралли первой категории! Так и хочется в ответ услышать: «Ура-а-а!». Но штурман только улыбается немного застенчиво и устало. Не любит он ерничать так, как я, да и не умеет. Ну и ладно. Ну и хорошо. Главное, что у нас экипаж. И я, как пилот, тебя, штурман, поздравляю. Сейчас без дураков. Первый финиш у нас. Молодец ты, Серега! И я молодец. И мы, экипаж, тоже молодец.
Самое важное поздравление для меня на финише, как ни странно, от главного механика команды. Не знаю почему. Мне кажется, он лучше других понимает, что такое этот финиш для нас. Это он мне первый Ситроен собирал. Он из него всю начинку в новый кузов переставлял, когда я эту машинку на первой тренировке на крышу уложил. И он же мордашку второму Ситроену правил, когда мы после финиша первого СУ в Шуе решили вместо дороги в поле съездить (а там канавки двухметровые). И когда на третьем спецучастке на ралли Победа у нас шатун блок пробил, он потом отдувался… Спасибо, Валентин. Мы постараемся, чтобы работы теперь у тебя поменьше было. Спасибо!
ВМЕСТА ЗАКЛЮЧЕНЯ
Много можно здесь слов было написать. А я мало напишу. Знаете почему? Хватит уже слов. И так их слишком много получилось. Результаты смотрите, да свои выводы делайте. И решения тоже СВОИ принимайте.
А я что? А ничего. Я этот Логан купил.
P.S. Да, а что же Голубые озера? Как-то забыл про них написать. Вы уж извините…