Вот и истекли пять лет, отведенные М. Е. Железнову на должности главы города. Что
сделано за этот период? Какие проблемы решены, а какие нет? С чем подошел город к
рубежу 10-х годов XXI века?
Вероятно, на эти вопросы мы скоро получим ответы из публикаций в прессе города,
ведь ни для кого не секрет, что глава идет на выборы вновь, а значит, он расскажет
о своих успехах и достижениях. Может, и о проблемах расскажет. Попробуем
посмотреть, что там у нас произошло за последнюю пятилетку.
М. Е. Железнов, выигравший выборы в марте 2005, появился на арене избирательной
компании как бы из ниоткуда, чьей-то невидимой рукой он был включен в список
кандидатов, которые не ожидали его появления. К тому времени репутация прежнего
главы А. В. Опланчука и его политический вес были окончательно уничтожены
действиями медиагруппы в составе СТеКа и "Вестника" под руководством Л. А. Дедкова
и Э.В. Онищенко. Кандидатами на пост главы являлись два депутата городского совета
- В. Е. Гапонов и С.Г. Туровцев, каждый из которых в меру своих сил и возможностей
готовился к предвыборной гонке.
Ситуация складывалась таким образом, что прежняя администрация в результате выборов
должна была неминуемо сложить свои полномочия. Оппозиция готовилась к борьбе и
верила в успех задуманного. Но неожиданно появился в этом раскладе и еще один
игрок, набравший силу к 2005 году. Игрок этот был явлен в виде РФЯЦ-ВНИИТФ, а
точнее, в лице его руководства. Институт, переживавший в 90-е нелегкие времена,
сумел за счет роста оборонзаказа в благодатные "нулевые" вновь набрать прежнюю
форму. И вполне понятно появившееся желание руководства ВНИИТФ вернуть себе прежний
статус хозяина города. К тому же городской бюджет и совместные проекты института в
области городского хозяйства и возможного строительства удачно сочетались. Для
реализации этой задачи был выбран заместитель директора по экономике и финансам М.
Е. Железнов.
На вопрос "Почему вы хотите стать главой города с зарплатой в три раза меньше
получаемой в институте?" кандидат Железнов отвечал, что он давно живет в городе,
всерьез озабочен его проблемами и хочет изменить жизнь к лучшему. Как говорится,
"сначала о Родине думай, а потом о себе". Впрочем, многие сомневались в искренности
ответа.
Но как бы там ни было, М. Е. Железнов уверенно одержал сокрушительную победу над
соперниками, собрав более половины голосов избирателей.
Конечно, победа его была во многом вызвана благодаря усталости населения города от
прежней действовавшей власти. Горожане понимали, что городской бюджет, а точнее,
внебюджетный фонд "Снежинский" разворован, деньги города похищены и разложены по
чужим карманам. Людям хотелось наведения порядка, спокойствия и стабильности, или
хотя бы указанных ощущений. Символом возвращения к прежней, если не радостной, то
относительно спокойной жизни и должен был стать приход человека из института на
должность главы. И обещания, данные кандидатом, не очень волновали горожан.
Но для жизни города как раз обещания, позиция кандидата имеют решающее значение.
Так что же такого пообещал кандидат М. Е. Железнов своим избирателям, какое у него
было видение развития города?
Свое представление об особенностях устройства городской жизни он изложил в
основополагающем документе избирательной кампании "Взгляд в будущее" Программа
действий Михаила Железнова".
Программа содержит много интересного: там говорится и о необходимости изменить
систему управления городом, и об обеспечении постоянного общественного контроля за
деятельностью городских органов власти, и об обновлении состава городской
администрации, которая должна быть менее громоздкой, более открытой,
профессиональной и эффективной, и о реформе городского бюджетного процесса, и даже
о создании новой городской экономики сетевого типа.
И ведь нельзя сказать, что программа не выполнялась: принята стратегия развития г.
Снежинска до 2020 г., создана общественная палата и общественный координационный
совет по развитию бизнеса, принят генплан города, ремонтировались дороги и
проведено благоустройство дворовых территорий, а наша высокая бюджетная
обеспеченность позволяет нам выделяться среди других городов.
Но что же не дает покоя? Почему при такой обеспеченности, при кажущейся
заинтересованности органов власти в развитии города, складывается впечатление, что
город словно бы умирает или впал в спячку, или испытывает коматозное состояние.
Жизни в городе нет, действия нет, развития нет. Дома строятся, трубы прокладываем,
новую котельную вроде запускаем, а счастья нет.
Одним из наиболее красноречивых факторов, свидетельствующих об этом, является
настроение детей, которые негативно относятся к жизни в городе как сейчас, так и в
будущем. Их желание уехать после окончания школы понятно, это стремление
естественное и нормальное. Ненормально, что они недовольны жизнью в городе в
настоящем. И дело тут не только в том, что им не хватает мест для развлечений.
Развлекаться им все равно особенно некогда. Дети - это отражение родителей. Дети
считывают настроение и желания взрослых. Стало быть, такое отношение к
действительности у нас наблюдается среди жителей города.
Так что делали вновь избранный глава и его команда последние пять лет, и главное,
как они это делали, что при всем кажущемся благополучии в городе сохраняется
тревожное настроение и состояние неудовлетворенности.
В чем причина? Что упущено?
Может быть, в том, что главное не выполнено.
Тут надо заметить, что глава не профессиональный политик, он экономист,
хозяйственник. Он пришел из института, чтобы обеспечить нормальное функционирование
городского хозяйства в том смысле, как это понимается руководством ВНИИТФ, т. е.
должно строиться жилье, работать котельная, школы, детские садики, но глава не
должен забывать и об интересах института.
Вот этой своей цели М. Е. Железнов и потратил отведенные ему пять лет. Вместе с той
командой, которая образовалась вокруг него. А ведь во многом "короля играет свита".
М. Е. Железнов всю жизнь проработал на одном предприятии, постепенно рос в
должности, выполнял поручения руководства и, как мне кажется, сейчас ему трудно
самому подбирать себе людей должного уровня и компетенции, да и увольнять тоже.
Заступив на должность, он отчасти выполнил свое обещание обновить состав городской
администрации: "Новая администрация должна быть менее громоздкой, более открытой,
профессиональной и эффективной, чтобы город жил и развивался, нам нужны новые
принципы, новые подходы и новая команда".
Ушли заместитель главы по экономике Степанов, по социальным вопросам Горбачев и по
безопасности Клименко. Степанов был совсем уж одиозной личностью, вовлеченным в
махинации с Фондом "Снежинский", Горбачев, возможно, ушел, чтобы не портить себе
репутацию в связи с раскрутившимся делом Опланчука (Горбачев, кстати, в этом же
2005 году стал депутатом Законодательного собрания), а Клименко не влиял на
управление городом, и его можно было легко поменять.
Тем не менее, остался на посту прежний заместитель главы по хозяйству Заводсков.
Только после ухода Заводскова на пенсию его впоследствии сменил Знаменский, депутат
и инженер из ВНИИТФ.
Не увидели мы и каких-то резких шагов в отношении возврата денежных средств Фонда
"Снежинский". Все ограничилось вынесенным судебным решением по Опланчуку, которого
осудили всего лишь за взятку и не более. В общем, дело было спущено на тормозах и
благополучно забыто.
Вызывают некоторые вопросы и сделки с недвижимостью, принадлежавшей городу. Каждая
из сделок по продаже "Меркурия", завода ЖБИ, акций "Лефко-банка", санатория
"Сунгуль" оставила после себя неизгладимый след в душе неравнодушного наблюдателя.
В отношении подбора кадров за это время странным выглядит решение главы назначить
руководителем Комитета по управлению имуществом бывшего сотрудника внутренних дел
Кретова. Человек не работал в системе городского хозяйства, не знал особенностей
управления имущественным комплексом, не ориентировался в вопросах законодательства
о земле и недвижимости. В результате он был вынужден полагаться на своих
заместителей.
Вызывает удивление и ситуация с директором МУ "СЗСР" Сизовым, который, несмотря на
признание его виновным в должностном преступлении, остается на своей должности.
Назначение Актимирова, бывшего командира в/ч 3468, председателем совета директоров
ОАО "Сервис", столь сложного в управленческом отношении предприятия, вообще не
понятно. Если "Сервис" занимается обслуживанием коммунальной инфраструктуры города,
то почему не Знаменский?
"Сервис" - это вторая по значимости ошибка главы за все время руководством городом.
Не было проведено ни достаточной разъяснительной работы в период образования
"Сервиса", ни серьезной работы по объяснению сложившейся в 2008-2009 гг. ситуации.
Увольнение директора Скопина, затем Кутлузаманова без серьезных публичных выводов,
полная неразбериха с начислением коммунальных платежей привели только к тотальному
массовому недоверию горожан к действиям власти. В настоящее время "Сервис"
фактически является банкротом с образовавшейся неподъемной для него многомиллионной
задолженностью.
В сфере коммунального хозяйства возник и ширится управленческий кризис. Причем
кризиса этого можно было избежать либо значительно его минимизировать, если бы не
были допущены ошибки именно в назначении управленческих кадров.
Ну а что является первой ошибкой главы? Что им не было сделано, и какая основная
задача не была решена за эти пять лет?
Для этого нужно обратиться к "документам эпохи" и прямой речи М. Е. Железнова.
Вот ответ М.Е. Железнова из интервью журналу "Действующие лица" на вопрос о том,
какие из задач, стоящих перед ним, он считает приоритетными: "Развитие экономики
города и повышение качества жизни населения, выработка стратегии развития города,
использование высококвалифицированных кадров и научного потенциала для решения
многих актуальных задач. Особенность, которой, пожалуй, нет нигде, - наличие науки,
возможность реализовать научные разработки, наукоемкие технологии (выделено мною -
P.).
Это базовая точка роста в экономике Снежинска. И одновременно - ценнейший потенциал
для региона. Сейчас очень часто, в том числе из уст первых лиц страны, звучит слово
"диверсификация". В Снежинске о ней заговорили гораздо раньше, но в несколько ином
применении. Я не хочу проводить параллели между зависимостью государства от
"нефтяной иглы" и зависимостью маленького Снежинска от его градообразующего
предприятия. Наш город создан и продолжает жить в первую очередь ради РФЯЦ-ВНИИТФ.
Но в интересах и города, и самого ядерного центра - создание новых
высокотехнологичных производств. Это позволит расширить возможности ротации
кадров".
Итак, зависимость города от градообразующего предприятия - опасное сочетание.
Необходимо развитие за счет такой "базовой точки роста в экономике Снежинска, как
возможность реализовать научные разработки, наукоемкие технологии".
А вот выдержка из Программы действий "Взгляд в будущее": "Новые экономические
инициативы города позволят нам подключиться к разработке общероссийской программы
создания технополисов, добиться превращения Снежинска в межотраслевую
экспериментальную зону по разработке новых высоких технологий, сохранить особый
статус, а также получить дополнительные конкурентные возможности за счет
разнообразных форм поддержки на международном и федеральном уровнях.
Стабильно работающий ядерный центр, новый технополис, создаваемый на базе РФЯЦ-
ВНИИТФ, а также растущий внутри охраняемой территории и за ее пределами город,
обеспечивающий развитие транспортного коридора "Екатеринбург-Челябинск", - это три
кита, на основе которых должен и может сегодня развиваться Снежинск".
Но что было сделано в действительности?
За прошедшую пятилетку мы увидели в целом стабильно работающую экономику города,
неплохой бюджет, но при этом вялотекущее строительство роддома, спорткомплекса,
ФОКа, библиотеки, школы 135 и других социальных объектов.
Экономика города поддерживалась за счет обширных бюджетных вливаний областных и
федеральных средств (Здесь надо отдать должное главе - он сумел наладить неплохие
отношения с губернатором). Местные доходы в основном состоят из поступлений от
НДФЛ, да и те зависят от уровня зарплаты в городе, и в первую очередь, во ВНИИТФ.
Общероссийское повышение уровня жизни отражалось и на нашем городе. Мы также
успешно проедали выделяемые нам средства. Серьезных, крупных и даже средних
производств в городе не появилось, не говоря уже о наукоемких и высокотехнологичных
предприятиях. Увеличился лишь сектор потребительских услуг, но он напрямую зависит
от количества денег в городе.
Итак, главная задача - реализация человеческого потенциала через научные
разработки, не выполнена. Технополиса не создано. В прошлом году около 1000
специалистов, многие из которых обладают уникальными знаниями, были отправлены на
пенсию. Их знания и потенциал оказались не востребованы городом. Площадка для их
вовлечения в экономику города даже не разрабатывалась.
Делалось то, что с некоторой натяжкой можно назвать обновлением производственных
фондов. Внимание уделялось строительству и благоустройству, что само по себе и не
плохо, и это должно делаться, но это не может быть главным в развитии города.
Строительство - это задача, способствующая достижению цели.
А какая у города цель?
Спустя три года после обещания разработать стратегию развития города усилиями
неизвестного коллектива на свет появилась та самая "Стратегия социально-
экономического развития Снежинска до 2020 года".
Цель стратегии там сформулирована так - рост благосостояния и качества жизни
населения за счет устойчивого и экономичного развития экономики города, обеспечение
устойчивой работы РФЯЦ-ВНИИТФ как одного из базовых предприятий ядерно-оружейного
комплекса России.
Таким образом, если опустить стандартную и ничего конкретно не подразумевающую
мантру о повышении благосостояния населения, город воспринимается как система
жизнеобеспечения для безостановочной деятельности института. Наша цель, условно
говоря, сделать так, чтобы работники института после работы не мерзли, не голодали,
и чтобы им можно было где-нибудь периодически собраться и развлечься.
Как это разительно отличается от вышеприведенных высказываний главы о создании
технополиса, о привлечении высоких технологий, о развитии города за пределами
охраняемой территории!
Где об этом сказано в Стратегии? Два абзаца в середине текста о создании
инжинирингового центра по разработке оборудования для нужд медицины и организации
производства медицинских приборов? И это ВСЕ?!
Складывается такое впечатление, что авторы стратегии и лица, которые отвечали за ее
подготовку, не читали предвыборную программу или не до конца поняли её основную
мысль. Поэтому Стратегия и выглядит как описание плана на пятилетку - что нам нужно
построить, чтобы хватило мест в детских садиках через десять лет.
А может ли быть иначе? МОЖЕТ. Если цель поставить правильно.
Вот мы все время сравниваем себя с Саровом. Так уж исторически сложилось, что мы
являемся конкурентами. А в Сарове утверждена и действует "Концепция развития ЗАТО
Саров до 2020 года". Название похоже, а содержание отличается.
Заявленная ими стратегическая Миссия - Саров должен развиваться по СЦЕНАРИЮ
ЭКСПАНСИИ. Саров должен стать современной российской корпорацией мирового уровня в
сфере военных и гражданских высокотехнологических разработок. Иные возможные
сценарии они считают неприемлемыми.
Среди целей развития указаны: Превращение РФЯЦ - ВНИИЭФ в национальный
многофункциональный центр разработки и производства перспективных видов вооружений;
Масштабный выход на мировые и российские рынки высоких технологий, образования,
научных грантов. Формирование коммуникационной площадки общероссийского и мирового
значения в сфере науки, образования, высоких технологий;
Превращение в российский национальный эталон социального развития малого города.
Среди основных задач они выделяют: формирование корпоративной идеологии под
лозунгом "Саров - территория инновационного развития", развитие гражданского
сектора высоких технологий, повышение инвестиционной привлекательности города
формирование комплексной системы управления качеством населения, развитие
гуманитарных направлений науки и образования.
А вот эта задача может служить для нас примером, обязательным к исполнению, начиная
с сегодняшнего дня: "Приоритетными направлениями в коммерчески ориентированном
развитии гражданских высоких технологий следует считать ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНО ЛОГИИ
И ТОЧНОЕ ПРИБОРОСТРОЕНИЕ. Главное здесь - создание механизмов выхода на рынок.
Ключевая фигура в этом процессе - инновационный менеджер. Необходимо создать
систему их привлечения, подготовки и переподготовки. Сегодня Сарову нужны жесткие и
агрессивные маркетинговые стратегии, реализуемые совместно с мировыми лидерами
рынка высоких технологий".
Делается упор на привлечение не просто специалистов, а профессионалов в области
инновационного менеджмента, мировых лидеров в области высоких технологий.
Самое интересное, что для реализации Концепции в Сарове должно быть создано
независимое АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ с функциями детального исследования социальной
ситуации города и его окружения; разработки и корректировки долгосрочных программ
развития; проектных разработок; мониторинга реализации программ и проектов;
формирования информационной системы и заказа на статистические данные; организации
обучения муниципальных служащих и депутатов.
Если сравнивать нашу Стратегию и их Концепцию (хотя сравнивать там особо нечего,
идейно они совершенно различаются), то нам объявлена война на выживание. Они
понимают значение конкуренции в современном мире. Мы сидим и надеемся на спущенный
сверху оборонзаказ и областные вливания, тем самым обрекая себя в долгосрочной
перспективе на поражение.
А ведь мы можем, если захотим. Все у нас для этого есть, только политической воли
нет. А она-то и имеет определяющее значение.
Может быть, глава обратится не только к своей предвыборной программе пятилетней
давности, вовсе не утратившей актуальности, но и к своей диссертации, которая
прекрасно отражает смысл проведения необходимых преобразований: "Совершенствование
методов управления научно-производственным потенциалом предприятий ядерного
комплекса".
Настало время применить этот научный потенциал на практике, пока еще не поздно,
пока есть специалисты. Не хочется верить, что М. Е. Железнов уже давно устал от
своей работы, от этой командировки на беспокойное городское хозяйство, и что ему
хочется спокойно уйти после второго срока на приятную синекурную должность.
Начать же можно с малого - принять решение о разработке настоящей стратегии
развития и обсудить ее со специалистами, жителями, и всеми заинтересованными
сторонами. Обсуждать можно и на уровне общественной палаты (только не в том
аморфном виде, что существует сейчас, а в серьезной уважаемой структуре, где будет
происходить выработка и реализация решений) и путем проведения публичных слушаний.
Непростое время ждет главу в новый пятилетний срок, который будет гораздо более
трудным по сравнению с прошедшим. Нерешенные проблемы в коммунальном хозяйстве,
износ жилищного фонда, неграмотные управленческие решения - вот вызовы, стоящие
перед главой. А если прибавить сюда то обстоятельство, что функции главы города и
главы администрации теперь разделены, то только опора на правильную стратегию
развития с привлечением профессионалов приведет к удержанию города на текущих
позициях и, главное, к настоящему развитию.
Не нужно бояться спрашивать мнение людей. Город живет, прежде всего, для своих
горожан (а не для "элиты" в 100 человек). На новую, верную стратегию не требуется
много денег, нужно только признать старые ошибки, в т. ч., в сфере кадровых
решений, и проявить горячее желание изменений, и тогда при совместной работе мы
действительно создадим и увидим к 2020 году действующий технополис, новые
производства и кипучую городскую жизнь в придачу.
сделано за этот период? Какие проблемы решены, а какие нет? С чем подошел город к
рубежу 10-х годов XXI века?
Вероятно, на эти вопросы мы скоро получим ответы из публикаций в прессе города,
ведь ни для кого не секрет, что глава идет на выборы вновь, а значит, он расскажет
о своих успехах и достижениях. Может, и о проблемах расскажет. Попробуем
посмотреть, что там у нас произошло за последнюю пятилетку.
М. Е. Железнов, выигравший выборы в марте 2005, появился на арене избирательной
компании как бы из ниоткуда, чьей-то невидимой рукой он был включен в список
кандидатов, которые не ожидали его появления. К тому времени репутация прежнего
главы А. В. Опланчука и его политический вес были окончательно уничтожены
действиями медиагруппы в составе СТеКа и "Вестника" под руководством Л. А. Дедкова
и Э.В. Онищенко. Кандидатами на пост главы являлись два депутата городского совета
- В. Е. Гапонов и С.Г. Туровцев, каждый из которых в меру своих сил и возможностей
готовился к предвыборной гонке.
Ситуация складывалась таким образом, что прежняя администрация в результате выборов
должна была неминуемо сложить свои полномочия. Оппозиция готовилась к борьбе и
верила в успех задуманного. Но неожиданно появился в этом раскладе и еще один
игрок, набравший силу к 2005 году. Игрок этот был явлен в виде РФЯЦ-ВНИИТФ, а
точнее, в лице его руководства. Институт, переживавший в 90-е нелегкие времена,
сумел за счет роста оборонзаказа в благодатные "нулевые" вновь набрать прежнюю
форму. И вполне понятно появившееся желание руководства ВНИИТФ вернуть себе прежний
статус хозяина города. К тому же городской бюджет и совместные проекты института в
области городского хозяйства и возможного строительства удачно сочетались. Для
реализации этой задачи был выбран заместитель директора по экономике и финансам М.
Е. Железнов.
На вопрос "Почему вы хотите стать главой города с зарплатой в три раза меньше
получаемой в институте?" кандидат Железнов отвечал, что он давно живет в городе,
всерьез озабочен его проблемами и хочет изменить жизнь к лучшему. Как говорится,
"сначала о Родине думай, а потом о себе". Впрочем, многие сомневались в искренности
ответа.
Но как бы там ни было, М. Е. Железнов уверенно одержал сокрушительную победу над
соперниками, собрав более половины голосов избирателей.
Конечно, победа его была во многом вызвана благодаря усталости населения города от
прежней действовавшей власти. Горожане понимали, что городской бюджет, а точнее,
внебюджетный фонд "Снежинский" разворован, деньги города похищены и разложены по
чужим карманам. Людям хотелось наведения порядка, спокойствия и стабильности, или
хотя бы указанных ощущений. Символом возвращения к прежней, если не радостной, то
относительно спокойной жизни и должен был стать приход человека из института на
должность главы. И обещания, данные кандидатом, не очень волновали горожан.
Но для жизни города как раз обещания, позиция кандидата имеют решающее значение.
Так что же такого пообещал кандидат М. Е. Железнов своим избирателям, какое у него
было видение развития города?
Свое представление об особенностях устройства городской жизни он изложил в
основополагающем документе избирательной кампании "Взгляд в будущее" Программа
действий Михаила Железнова".
Программа содержит много интересного: там говорится и о необходимости изменить
систему управления городом, и об обеспечении постоянного общественного контроля за
деятельностью городских органов власти, и об обновлении состава городской
администрации, которая должна быть менее громоздкой, более открытой,
профессиональной и эффективной, и о реформе городского бюджетного процесса, и даже
о создании новой городской экономики сетевого типа.
И ведь нельзя сказать, что программа не выполнялась: принята стратегия развития г.
Снежинска до 2020 г., создана общественная палата и общественный координационный
совет по развитию бизнеса, принят генплан города, ремонтировались дороги и
проведено благоустройство дворовых территорий, а наша высокая бюджетная
обеспеченность позволяет нам выделяться среди других городов.
Но что же не дает покоя? Почему при такой обеспеченности, при кажущейся
заинтересованности органов власти в развитии города, складывается впечатление, что
город словно бы умирает или впал в спячку, или испытывает коматозное состояние.
Жизни в городе нет, действия нет, развития нет. Дома строятся, трубы прокладываем,
новую котельную вроде запускаем, а счастья нет.
Одним из наиболее красноречивых факторов, свидетельствующих об этом, является
настроение детей, которые негативно относятся к жизни в городе как сейчас, так и в
будущем. Их желание уехать после окончания школы понятно, это стремление
естественное и нормальное. Ненормально, что они недовольны жизнью в городе в
настоящем. И дело тут не только в том, что им не хватает мест для развлечений.
Развлекаться им все равно особенно некогда. Дети - это отражение родителей. Дети
считывают настроение и желания взрослых. Стало быть, такое отношение к
действительности у нас наблюдается среди жителей города.
Так что делали вновь избранный глава и его команда последние пять лет, и главное,
как они это делали, что при всем кажущемся благополучии в городе сохраняется
тревожное настроение и состояние неудовлетворенности.
В чем причина? Что упущено?
Может быть, в том, что главное не выполнено.
Тут надо заметить, что глава не профессиональный политик, он экономист,
хозяйственник. Он пришел из института, чтобы обеспечить нормальное функционирование
городского хозяйства в том смысле, как это понимается руководством ВНИИТФ, т. е.
должно строиться жилье, работать котельная, школы, детские садики, но глава не
должен забывать и об интересах института.
Вот этой своей цели М. Е. Железнов и потратил отведенные ему пять лет. Вместе с той
командой, которая образовалась вокруг него. А ведь во многом "короля играет свита".
М. Е. Железнов всю жизнь проработал на одном предприятии, постепенно рос в
должности, выполнял поручения руководства и, как мне кажется, сейчас ему трудно
самому подбирать себе людей должного уровня и компетенции, да и увольнять тоже.
Заступив на должность, он отчасти выполнил свое обещание обновить состав городской
администрации: "Новая администрация должна быть менее громоздкой, более открытой,
профессиональной и эффективной, чтобы город жил и развивался, нам нужны новые
принципы, новые подходы и новая команда".
Ушли заместитель главы по экономике Степанов, по социальным вопросам Горбачев и по
безопасности Клименко. Степанов был совсем уж одиозной личностью, вовлеченным в
махинации с Фондом "Снежинский", Горбачев, возможно, ушел, чтобы не портить себе
репутацию в связи с раскрутившимся делом Опланчука (Горбачев, кстати, в этом же
2005 году стал депутатом Законодательного собрания), а Клименко не влиял на
управление городом, и его можно было легко поменять.
Тем не менее, остался на посту прежний заместитель главы по хозяйству Заводсков.
Только после ухода Заводскова на пенсию его впоследствии сменил Знаменский, депутат
и инженер из ВНИИТФ.
Не увидели мы и каких-то резких шагов в отношении возврата денежных средств Фонда
"Снежинский". Все ограничилось вынесенным судебным решением по Опланчуку, которого
осудили всего лишь за взятку и не более. В общем, дело было спущено на тормозах и
благополучно забыто.
Вызывают некоторые вопросы и сделки с недвижимостью, принадлежавшей городу. Каждая
из сделок по продаже "Меркурия", завода ЖБИ, акций "Лефко-банка", санатория
"Сунгуль" оставила после себя неизгладимый след в душе неравнодушного наблюдателя.
В отношении подбора кадров за это время странным выглядит решение главы назначить
руководителем Комитета по управлению имуществом бывшего сотрудника внутренних дел
Кретова. Человек не работал в системе городского хозяйства, не знал особенностей
управления имущественным комплексом, не ориентировался в вопросах законодательства
о земле и недвижимости. В результате он был вынужден полагаться на своих
заместителей.
Вызывает удивление и ситуация с директором МУ "СЗСР" Сизовым, который, несмотря на
признание его виновным в должностном преступлении, остается на своей должности.
Назначение Актимирова, бывшего командира в/ч 3468, председателем совета директоров
ОАО "Сервис", столь сложного в управленческом отношении предприятия, вообще не
понятно. Если "Сервис" занимается обслуживанием коммунальной инфраструктуры города,
то почему не Знаменский?
"Сервис" - это вторая по значимости ошибка главы за все время руководством городом.
Не было проведено ни достаточной разъяснительной работы в период образования
"Сервиса", ни серьезной работы по объяснению сложившейся в 2008-2009 гг. ситуации.
Увольнение директора Скопина, затем Кутлузаманова без серьезных публичных выводов,
полная неразбериха с начислением коммунальных платежей привели только к тотальному
массовому недоверию горожан к действиям власти. В настоящее время "Сервис"
фактически является банкротом с образовавшейся неподъемной для него многомиллионной
задолженностью.
В сфере коммунального хозяйства возник и ширится управленческий кризис. Причем
кризиса этого можно было избежать либо значительно его минимизировать, если бы не
были допущены ошибки именно в назначении управленческих кадров.
Ну а что является первой ошибкой главы? Что им не было сделано, и какая основная
задача не была решена за эти пять лет?
Для этого нужно обратиться к "документам эпохи" и прямой речи М. Е. Железнова.
Вот ответ М.Е. Железнова из интервью журналу "Действующие лица" на вопрос о том,
какие из задач, стоящих перед ним, он считает приоритетными: "Развитие экономики
города и повышение качества жизни населения, выработка стратегии развития города,
использование высококвалифицированных кадров и научного потенциала для решения
многих актуальных задач. Особенность, которой, пожалуй, нет нигде, - наличие науки,
возможность реализовать научные разработки, наукоемкие технологии (выделено мною -
P.).
Это базовая точка роста в экономике Снежинска. И одновременно - ценнейший потенциал
для региона. Сейчас очень часто, в том числе из уст первых лиц страны, звучит слово
"диверсификация". В Снежинске о ней заговорили гораздо раньше, но в несколько ином
применении. Я не хочу проводить параллели между зависимостью государства от
"нефтяной иглы" и зависимостью маленького Снежинска от его градообразующего
предприятия. Наш город создан и продолжает жить в первую очередь ради РФЯЦ-ВНИИТФ.
Но в интересах и города, и самого ядерного центра - создание новых
высокотехнологичных производств. Это позволит расширить возможности ротации
кадров".
Итак, зависимость города от градообразующего предприятия - опасное сочетание.
Необходимо развитие за счет такой "базовой точки роста в экономике Снежинска, как
возможность реализовать научные разработки, наукоемкие технологии".
А вот выдержка из Программы действий "Взгляд в будущее": "Новые экономические
инициативы города позволят нам подключиться к разработке общероссийской программы
создания технополисов, добиться превращения Снежинска в межотраслевую
экспериментальную зону по разработке новых высоких технологий, сохранить особый
статус, а также получить дополнительные конкурентные возможности за счет
разнообразных форм поддержки на международном и федеральном уровнях.
Стабильно работающий ядерный центр, новый технополис, создаваемый на базе РФЯЦ-
ВНИИТФ, а также растущий внутри охраняемой территории и за ее пределами город,
обеспечивающий развитие транспортного коридора "Екатеринбург-Челябинск", - это три
кита, на основе которых должен и может сегодня развиваться Снежинск".
Но что было сделано в действительности?
За прошедшую пятилетку мы увидели в целом стабильно работающую экономику города,
неплохой бюджет, но при этом вялотекущее строительство роддома, спорткомплекса,
ФОКа, библиотеки, школы 135 и других социальных объектов.
Экономика города поддерживалась за счет обширных бюджетных вливаний областных и
федеральных средств (Здесь надо отдать должное главе - он сумел наладить неплохие
отношения с губернатором). Местные доходы в основном состоят из поступлений от
НДФЛ, да и те зависят от уровня зарплаты в городе, и в первую очередь, во ВНИИТФ.
Общероссийское повышение уровня жизни отражалось и на нашем городе. Мы также
успешно проедали выделяемые нам средства. Серьезных, крупных и даже средних
производств в городе не появилось, не говоря уже о наукоемких и высокотехнологичных
предприятиях. Увеличился лишь сектор потребительских услуг, но он напрямую зависит
от количества денег в городе.
Итак, главная задача - реализация человеческого потенциала через научные
разработки, не выполнена. Технополиса не создано. В прошлом году около 1000
специалистов, многие из которых обладают уникальными знаниями, были отправлены на
пенсию. Их знания и потенциал оказались не востребованы городом. Площадка для их
вовлечения в экономику города даже не разрабатывалась.
Делалось то, что с некоторой натяжкой можно назвать обновлением производственных
фондов. Внимание уделялось строительству и благоустройству, что само по себе и не
плохо, и это должно делаться, но это не может быть главным в развитии города.
Строительство - это задача, способствующая достижению цели.
А какая у города цель?
Спустя три года после обещания разработать стратегию развития города усилиями
неизвестного коллектива на свет появилась та самая "Стратегия социально-
экономического развития Снежинска до 2020 года".
Цель стратегии там сформулирована так - рост благосостояния и качества жизни
населения за счет устойчивого и экономичного развития экономики города, обеспечение
устойчивой работы РФЯЦ-ВНИИТФ как одного из базовых предприятий ядерно-оружейного
комплекса России.
Таким образом, если опустить стандартную и ничего конкретно не подразумевающую
мантру о повышении благосостояния населения, город воспринимается как система
жизнеобеспечения для безостановочной деятельности института. Наша цель, условно
говоря, сделать так, чтобы работники института после работы не мерзли, не голодали,
и чтобы им можно было где-нибудь периодически собраться и развлечься.
Как это разительно отличается от вышеприведенных высказываний главы о создании
технополиса, о привлечении высоких технологий, о развитии города за пределами
охраняемой территории!
Где об этом сказано в Стратегии? Два абзаца в середине текста о создании
инжинирингового центра по разработке оборудования для нужд медицины и организации
производства медицинских приборов? И это ВСЕ?!
Складывается такое впечатление, что авторы стратегии и лица, которые отвечали за ее
подготовку, не читали предвыборную программу или не до конца поняли её основную
мысль. Поэтому Стратегия и выглядит как описание плана на пятилетку - что нам нужно
построить, чтобы хватило мест в детских садиках через десять лет.
А может ли быть иначе? МОЖЕТ. Если цель поставить правильно.
Вот мы все время сравниваем себя с Саровом. Так уж исторически сложилось, что мы
являемся конкурентами. А в Сарове утверждена и действует "Концепция развития ЗАТО
Саров до 2020 года". Название похоже, а содержание отличается.
Заявленная ими стратегическая Миссия - Саров должен развиваться по СЦЕНАРИЮ
ЭКСПАНСИИ. Саров должен стать современной российской корпорацией мирового уровня в
сфере военных и гражданских высокотехнологических разработок. Иные возможные
сценарии они считают неприемлемыми.
Среди целей развития указаны: Превращение РФЯЦ - ВНИИЭФ в национальный
многофункциональный центр разработки и производства перспективных видов вооружений;
Масштабный выход на мировые и российские рынки высоких технологий, образования,
научных грантов. Формирование коммуникационной площадки общероссийского и мирового
значения в сфере науки, образования, высоких технологий;
Превращение в российский национальный эталон социального развития малого города.
Среди основных задач они выделяют: формирование корпоративной идеологии под
лозунгом "Саров - территория инновационного развития", развитие гражданского
сектора высоких технологий, повышение инвестиционной привлекательности города
формирование комплексной системы управления качеством населения, развитие
гуманитарных направлений науки и образования.
А вот эта задача может служить для нас примером, обязательным к исполнению, начиная
с сегодняшнего дня: "Приоритетными направлениями в коммерчески ориентированном
развитии гражданских высоких технологий следует считать ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНО ЛОГИИ
И ТОЧНОЕ ПРИБОРОСТРОЕНИЕ. Главное здесь - создание механизмов выхода на рынок.
Ключевая фигура в этом процессе - инновационный менеджер. Необходимо создать
систему их привлечения, подготовки и переподготовки. Сегодня Сарову нужны жесткие и
агрессивные маркетинговые стратегии, реализуемые совместно с мировыми лидерами
рынка высоких технологий".
Делается упор на привлечение не просто специалистов, а профессионалов в области
инновационного менеджмента, мировых лидеров в области высоких технологий.
Самое интересное, что для реализации Концепции в Сарове должно быть создано
независимое АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ с функциями детального исследования социальной
ситуации города и его окружения; разработки и корректировки долгосрочных программ
развития; проектных разработок; мониторинга реализации программ и проектов;
формирования информационной системы и заказа на статистические данные; организации
обучения муниципальных служащих и депутатов.
Если сравнивать нашу Стратегию и их Концепцию (хотя сравнивать там особо нечего,
идейно они совершенно различаются), то нам объявлена война на выживание. Они
понимают значение конкуренции в современном мире. Мы сидим и надеемся на спущенный
сверху оборонзаказ и областные вливания, тем самым обрекая себя в долгосрочной
перспективе на поражение.
А ведь мы можем, если захотим. Все у нас для этого есть, только политической воли
нет. А она-то и имеет определяющее значение.
Может быть, глава обратится не только к своей предвыборной программе пятилетней
давности, вовсе не утратившей актуальности, но и к своей диссертации, которая
прекрасно отражает смысл проведения необходимых преобразований: "Совершенствование
методов управления научно-производственным потенциалом предприятий ядерного
комплекса".
Настало время применить этот научный потенциал на практике, пока еще не поздно,
пока есть специалисты. Не хочется верить, что М. Е. Железнов уже давно устал от
своей работы, от этой командировки на беспокойное городское хозяйство, и что ему
хочется спокойно уйти после второго срока на приятную синекурную должность.
Начать же можно с малого - принять решение о разработке настоящей стратегии
развития и обсудить ее со специалистами, жителями, и всеми заинтересованными
сторонами. Обсуждать можно и на уровне общественной палаты (только не в том
аморфном виде, что существует сейчас, а в серьезной уважаемой структуре, где будет
происходить выработка и реализация решений) и путем проведения публичных слушаний.
Непростое время ждет главу в новый пятилетний срок, который будет гораздо более
трудным по сравнению с прошедшим. Нерешенные проблемы в коммунальном хозяйстве,
износ жилищного фонда, неграмотные управленческие решения - вот вызовы, стоящие
перед главой. А если прибавить сюда то обстоятельство, что функции главы города и
главы администрации теперь разделены, то только опора на правильную стратегию
развития с привлечением профессионалов приведет к удержанию города на текущих
позициях и, главное, к настоящему развитию.
Не нужно бояться спрашивать мнение людей. Город живет, прежде всего, для своих
горожан (а не для "элиты" в 100 человек). На новую, верную стратегию не требуется
много денег, нужно только признать старые ошибки, в т. ч., в сфере кадровых
решений, и проявить горячее желание изменений, и тогда при совместной работе мы
действительно создадим и увидим к 2020 году действующий технополис, новые
производства и кипучую городскую жизнь в придачу.