Андрей Карлов, убитый террористом в Анкаре, — не первый русский посол, с которым расправились радикальные исламисты. Первым был Александр Грибоедов, зверски растерзанный в Тегеране толпой религиозных фанатиков.
"Голову мою положу за соотечественников". Эту запись Александр Грибоедов оставил в своём дневнике 24 августа 1819 года, почти за десять лет до своей гибели в Тегеране. Уже тогда он предчувствовал опасность, которая позже обернулась нападением радикалов на русское посольство в столице Персии.+
Дипломатическая карьера Александра Грибоедова началась в 1817 году в Петербурге. Оставив военную службу, 22-летний Грибоедов занял должность губернского секретаря, а затем — переводчика в Коллегии иностранных дел. Но тогда он был молод и горяч, вёл довольно разгульный образ жизни. В конце 1817 года Грибоедов принял участие в знаменитой двойной дуэли из-за танцовщицы Авдотьи Истоминой. Стрелялся кавалергард Шереметев, любовник Истоминой, приревновавший танцовщицу к другу Грибоедова Заводскому.+
Грибоедов был секундантом у Заводского, а у Шереметева — Александр Якубович. Стреляться должны были все четверо участников дуэли. Но Заводский сильно ранил Шереметева в живот, из-за чего секунданты не успели совершить свои выстрелы. Шереметев в итоге скончался от раны. А Грибоедов был вынужден покинуть Петербург.+
Поверенный России в делах Персии Семён Мазарович предложил Грибоедову ехать с ним в качестве секретаря посольства. Грибоедов долго отказывался от назначения, но в итоге согласился. Он получил чин титулярного советника 17 июня 1818 года и стал секретарём при Мазаровиче.+
В октябре Грибоедов был в Тифлисе. И там он вновь стал участником дуэли, встретившись с давним знакомым Якубовичем. На этот раз дуэль состоялась. Они стрелялись. Якубович прострелил ладонь левой руки Грибоедову, из-за чего у писателя свело мизинец.+
8 марта 1819 года Грибоедов прибыл в Тегеран. Он поселился в Тавризе.+
Коварная политика, которой Персия продолжала держаться по отношению к России, покровительство, оказываемое ею враждебным нам беглым ханам Дагестана и наших закавказских владений, ставили миссию нашу в положение далеко не завидное. Дел было много, и всё время у Грибоедова было поглощено ими. К тому же вследствие частого отсутствия Мазаровича в Тавризе все дела миссии сосредоточивались в его руках, и он по собственной инициативе с энергией горячего патриота отстаивал интересы России+
Александр Скобичевский. "Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность"+
Записывая фразу "Голову мою положу за соотечественников", Грибоедов, скорее всего, указывал на свою деятельность по освобождению русских пленных и переселению их в Россию вместе с беглецами, проживавшими в Персии со времени кампании 1803 года, когда русские войска стали подчинять земли, расположенные севернее реки Аракс. Это должно было способствовать обеспечению безопасности Грузии, страдавшей от набегов мусульманских соседей.+
Как пишет в своей книге Скобичевский, пленных, изъявивших согласие возвратиться в Россию, подвергали истязаниям, подкупали, чтобы они оставались в Персии, запугивали рассказами о наказаниях, будто бы ожидающих их на родине. Но Грибоедов настоял на своём и лично провожал отряд русских пленных в российские пределы.+
Ровно три года провёл Грибоедов в Персии. Изучив в совершенстве кроме персидского языка ещё и арабский, научившись читать на обоих этих языках, он тем легче мог ознакомиться с нравами и обычаями персиян, изучить и характер этого народа, жестокого, коварного и вероломного+
— Александр Скобичевский. "Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность"+
Резня в Тегеране
В начале 1823 года Грибоедов покинул службу и вернулся на родину. Он жил в Москве, затем — в Петербурге. К дипломатической деятельности он вернулся в сентябре 1826 года, поехав на службу в Тифлис. Он принимал участие в заключении выгодного для России Туркманчанского мирного договора, завершившего русско-персидскую войну 1826–1828 годов. После этого Грибоедова назначили послом в Тегеран.+
7 октября Грибоедов прибыл в Тавриз. Как пишет Скобичевский, с первых дней путешествия по персидской территории начались "недоразумения, не обещавшие ничего доброго". В частности, сам Грибоедов препирался с шахом и его министрами, а слуги его имели столкновения с персиянами. Например, слуги одного персиянина избили дядьку Грибоедова, Александра Грибова, а у одного казака разбили бутылку с водкой, за что виновный был строго наказан.+
Каплею же, переполнившей чашу, послужило столкновение с персидским правительством из-за армянина Мирзы-Якуба, который уже долгое время жил в Персии, заведуя в качестве главного евнуха гаремом шаха. За несколько дней до назначенного срока отъезда Мирза-Якуб явился в посольство и заявил о своём желании возвратиться в Россию. Грибоедов принял в нём участие, но персидское правительство тем энергичнее воспротивилось возвращению Якуба в Россию, что последний много лет был казначеем и главным евнухом, знал все тайны гарема и семейной жизни шаха и мог огласить их+
— Александр Скобичевский. "Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность"+
Шаха это разгневало. Якуба пытались удерживать всеми средствами: заявляли, что евнух — это почти то же, что жена шаха, требовали с Якуба огромных денег, утверждая, что он обворовал казну шаха и поэтому не может быть отпущен. Более того, до сведения главы духовенства муджтехида Мессиха-мирзы дошло, что якобы евнух ругает мусульманскую веру.+
"Как! — говорил муджтехид. — Этот человек двадцать лет был в нашей вере, читал наши книги и теперь поедет в Россию, надругается над нашею верою; он — изменник, неверный и повинен смерти!"+
— Александр Скобичевский. "Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность"
Соратник Грибоедова Мальцов писал, что 30 января с самого утра народ собирался в мечети, где им сказали: "Идите в дом русского посланника, отбирайте пленных, убейте Мирзу-Якуба и Рустема!" — грузина, находившегося в услужении у посланника.+
"Тысячи народа с обнажёнными кинжалами вторгнулись в наш дом и кидали каменья. Я видел, как в это время пробежал через двор коллежский асессор князь Соломон Меликов, посланный к Грибоедову дядею его Манучехр-ханом; народ кидал в него каменьями и вслед за ним помчался на второй и третий дворы, где находились пленные и посланник. Все крыши были уставлены свирепствующей чернью, которая лютыми криками изъявляла радость и торжество своё. Караульные сарбазы (солдаты) наши не имели при себе зарядов, бросились за ружьями своими, которые были складены на чердаке и уже растащены народом.+
С час казаки наши отстреливались, тут повсеместно началось кровопролитие. Посланник, полагая сперва, что народ желает только отобрать пленных, велел трём казакам, стоявшим у него на часах, выстрелить холостыми зарядами, и тогда только приказал заряжать пистолеты пулями, когда увидел, что на дворе начали резать людей наших. Около 15 человек из чиновников и прислуги собрались в комнате посланника и мужественно защищались у дверей. Пытавшиеся вторгнуться силою были изрублены шашками, но в это самое время запылал потолок комнаты, служившей последним убежищем русским: все находившиеся там были убиты низверженными сверху каменьями, ружейными выстрелами и кинжальными ударами ворвавшейся в комнату черни. Начался грабёж: я видел, как персияне выносили на двор добычу и с криком и дракою делили оную между собою. Деньги, бумаги, журналы миссии — всё было разграблено…"+
В резне убили 37 русских и 19 тегеранцев. На другой или на третий день после этого побоища изуродованные трупы убитых вывезли за городскую стену, бросили в одну кучу и засыпали землёй. Чуть позже среди груды тел удалось найти Грибоедова. Его тело будалось опознать лишь по той самой травме, некогда полученной во время дуэли с Якубовичем.+
Тело Грибоедова отправили в Тифлис, где он и был похоронен, согласно его желанию, 18 июня 1829 года. Супруга Грибоедова, Нина Александровна, на которой он женился незадолго до трагедии, поставила на могиле часовню, а в ней — памятник. Монумент украсили надписью: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской; но для чего пережила тебя любовь моя?"+
За убийство Грибоедова персы передали императору Николаю I с извинениями щедрое подношение. В числе подарков была одна из величайших ценностей персидских шахов — алмаз "Шах".
отака фигня, малята#новыйгодкнаммчитсо
Новогодняя ёлка, Дед мороз, Снегурочка, новогодние подарки, радостные дети, фейрверки, оливье-шампанское - это пожалуй Главный праздник на территории бывшего СССР. Не Рождество, не по китайскому календарю - а именно наш, советский Новый год.
НГ как символ цикличности бытия был придуман очень давно. Тогда его праздновали, когда собрали старый урожай. Или когда посеяли новый. Или когда разлился Нил. Короче, праздник придуман колхозниками, так как для них подобное было действительно жизненно важно.
В "этой стране" когда-то давно новый год праздновался в марте, потом в сентябре. Петр I перенес его на первое января.
Праздник был таки не для всех, и колхозники как праздновали его 1 сентября - так и праздновали до конца XIX века. И только с действительным укреплением Советской власти Новый год действительно стал общенародным.
Но всегда найдутся моральные п[едераст]ы и примкнувшие к ним малолетние дибилы, которые обязательно нарядятся говном на НГ, с конкретной целью испортить праздник. Говном антисоветским, а значит по-дефолту - русофобским.
Примеры:
Так, в России большевики, придя к власти, отменили все христианские праздники и связанные с ними традиции. http://skopych.kiev.ua/2010/01/13/istinnoe-znachenie-rozhdestva-bogovoploshhenie-smirenie-spasenie/
В 1917 году большевики внесли следующую поправку в календарь. Они не только подстроили его под европейский, но и отменили Новый год, посчитав, что этот праздник никому не нужен. Новогодние елки были истреблены, как пережиток. http://www.celebrates.ru/1janvary.php
Возможно, вы помните рассказ о Ленине на кремлёвской ёлке для детей. Эта ёлка была последней. В 1919 году большевики отменили и Рождество, и сам Новый год. Бывшие праздники превратились в обычные рабочие дни.
Так продолжалось до 1934 года, когда власть «прозрела» и решила, что Новый год – праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях Страны Советов. Сталин лично дал указание вернуть народу Новый год. И уже 30 декабря 1934 года ёлками торговали почти все рынки Москвы, артели же и кооператоры предлагали «специальные ёлочные наборы, пряники и марципанные фигуры». http://www.pnp.ru/newspaper/20091225/1682.html
В 1919 году большевики вообще отменили Рождество и Новый год. Но где наша не пропадала! Петроградцы продолжали отмечать, но тихо, по-домашнему. Да и поводов для бурного веселья не было: стол пуст, елка отсутствовала. http://www.levoyageur.ru/index.php?...9-10-14-06-23-02&catid=64:2009-09-01-23-33-20
И даже когда в 1917 году большевики отменили Рождество и Новый год, тем самым упразднив новогоднюю открытку, она все равно существовала — ее создавали своими руками или писали поздравления с праздниками на обычных открытках. http://www.segodnya.ua/news/14102706.html
Или, к примеру, недавно зачитанная по "Радио России" редакционная статья.
Сообщив о языческих корнях Деда Мороза и о «новогодней реформе» Петра Великого, перенесшего этот праздник с 1 сентября на 1 января, задушевный женский голос продолжает: «После Октябрьского переворота 1917 года новогодняя елка была запрещена, и дети Советской страны были лишены Деда Мороза и Снегурочки вплоть до 1935 года». Расчет этой журналистки «Радио России» прост: внушить слушателям, что большевики были настолько бесчеловечны, что покусились даже на этот чудесный праздник новогодья, который все мы так любим.
А так ли это на самом деле? Давайте разберемся.
Начнем с простого: Рождественская елка была запрещена в 1916 году как вражеская немецкая затея. На этот счёт было принято постановление Святейшего синода.
Как известно, во время Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914 г., в стране началась антинемецкая кампания. Весной 1915 г. Николай II утвердил «Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем», ближе к зиме началась ликвидация немецких колоний в Поволжье, на Южной Украине и Кавказе, а также принудительное переселение колонистов в Сибирь (Депортация народов? Не, не слышали!).
Плюс к этому можно отметить переименование Санкт-Петербурга в Петроград – явление сугубо символическое. Новый год тогда воспринимался тоже как нечто, привнесенное из Германии. В канун 1915 г. немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой. Пресса назвала это «вопиющим фактом», журналистов поддержали святейший Синод и император Николай II. Вслед за общественным мнением царь назвал традицию Нового года "вражеской" и категорически запретил ей следовать.
Однако после прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. запрет отменили. В Германии, как известно произошла революция и теперь эта страна стала нам ближайшим другом. Судя по всему, в среде самих большевиков единого мнения насчет нового года не было. Как всегда в их рядах нашлись крайние «леваки», которые считали праздник «буржуазным предрассудком», «пережитком досоветского прошлого» и т.д. С другой стороны, есть свидетельства, что сам Ленин любил новогодние празднества. Взять, к примеру, знаменитые ленинские елки в Сокольниках, которые Владимир Ильич устраивал лично. Несмотря на некоторый идеологизм, писатель Александр Терентьевич Кононов все-таки вполне достоверно описал это событие в рассказе «Ёлка в Сокольниках»
http://www.modernlib.ru/books/kononov_aleksandr/elka_v_sokolnikah/read_1/
Кстати, именно по пути на такую елку 6 января 1919 года, когда Ленин ехал из Кремля в Сокольники на первый новогодний детский праздник, машину остановили налетчики известного московского бандита Якова Кошелькова. Буквально выбросили Ильича из машины, приставили револьвер к виску, пошарили по карманам, отняли деньги, документы, "браунинг" (вооруженные охранник Ленина и его личный шофер не сопротивлялись, чтобы не подвергать опасности жизнь вождя). Кошельков не узнал Ленина, о чем потом очень жалел: сказал подельникам, что, если бы взял Ленина в заложники, можно было потребовать в обмен на него выпустить на волю всю «Бутырку». Ленин, пережив стресс, сразу же взял новую машину и прибыл-таки к детям на елку. Шутил, водил хороводы, угощал конфетами, вручил каждому по подарку - по трубе и по барабану. В общем, вел себя как настоящий Дед Мороз.
Более того – Ленин, незадолго до смерти, праздновал Новый год в Горках, который он устраивал ежегодно для местных крестьянских детей. Шутил, плясал, дарил подарки детям – исторический факт. Что очень странно для недееспособного уже 2 года как человека с мозгом рака, как нам докладывают моральные п[едераст]сы и примкнувшие к ним малолетние дибилы, []лядь. А в январе 1920 года в Киеве была организована елка для 40 тысяч детей - документальный факт, еп.
Только никто почему-то не заострял внимание на том, что у детишек так радостно горели глаза, потому что новогоднюю, точнее, рождественскую елку они видели впервые (ну разве что видели до этого пару раз в окнах барского дома)! К ужасу записных критиков большевиков, именно большевики подарили праздник новогодья большинству населения бывшей империи и нам – их потомкам (а среди современных россиян потомков дворян не так уж много, в основном крестьянские сыны, внуки и правнуки, и даже предки антисоветчиков и либералов были крепостными, ютились в избенках и не то что Нового года с елкой – мяса на столе не видали!).
Мы не должны забывать, что подавляющее большинство – около 85% - народонаселения нашей страны до 1917 года составляло крестьянство. А для русских крестьян Новый год 1 января с наряженной игрушками елкой был «барской забавой» и «иноземным новшеством». Близко даже никогда не виданной.
А ёлки на Новый год и Рождество в домах большинства населения РИ было так же сложно представить, как и НЛО вертолет на заднем дворе у тогдашнего крестьянина, за избой с земляным полом. Когда даже за сучья и хворост для печки, собранные в лесу, принадлежащего помещику, приходилось платить – то за срубленную ёлку просто запороли бы на конюшне!
Но сегодня про другое.
Что бы нам не [трын]дели записные антисоветчики и русофобы, но первые 10 лет Советской власти не было никаких запретов не, то что на Новый год и Рождество – а вообще на «старые», лерегиозные праздники.
Календарь.
Пытливый читатель может найти в инторнете точно такой же календарь и за 1927-й и даже за 1930 гг. Мне просто было лень искать - но они есть. Обратите ваше самое пристальное внимание - все церковные праздники на месте и являются официальными выходными днями, наряду с праздниками чисто комунячьими. Подробнее - тут:
http://sagittario.livejournal.com/468993.html
Более того – года до 1927-го не было никаких преследований по лерегиозным мотивам. Что бы там попы не [свист]ели на своём п[едер]астическом ТВ-канале «Спас». А если кого и привлекали к ответственности – так сугубо за призывы к свержению существующего строя. За что, невозбранно, срок можно схлопотать и сейчас. И ни для кого это не будет никаким сурпрайзом.
Более того – шли вполне открытые дискуссии при участии попов и представителей Советской власти. Вплоть до «безбожной пятилетки» в СССР была настоящая свобода вероисповедания, которой могли позавидовать иные тогдашние страны Запада, и даже проводились открытые диспуты между верующими и атеистами, на которых верующие, например, высмеивали дарвинизм. Митрополит Введенский однажды во время публичного диспута с наркомом Луначарским даже пошутил, что каждому — по вере его, и пусть Анатолий Васильевич происходит от обезьяны, а он, митрополит Введенский, — творение Божье. Ответом был лишь хохот аудитории и не менее остроумная реплика Луначарского (можно самостоятельно поискать в интернете).
Но основные «репрессии» на Новый год и Рождество обрушились в 1927 году. С началом т.н. «безбожной пятилетки». Это было частью идеологической борьбы, не будем кривляться. Именно на этот исторический момент приходится реакция и реванш троцкистов, «леваков» и прочих сторонников «военного коммунизма» и Мировой революции.
Но уже в 1935 кое-кого из плазменных "мировых леволюционеров" начали планомерно выпиливать. И в 1936 году выходит декрет СНК, разрешающий публичное официальное празднование Нового года и призывающий на новогодних праздниках в госучреждениях, детских учреждениях, на городских площадях наряжать ели. Только ели теперь должны были украшаться не Вифлеемской восьмиконечной, а красной пятиконечной звездой, и наряжать их требовалось не к Рождеству, а к Новому году. Первая такая елка была открыта 1 января 1937 года в Москве, в Доме союзов, и одновременно с ней зажглись елки по всему СССР.
И через это – Большой Вопрос: запретили ли большевики Новый год, или сделали его наоборот истинно общенародным, Советским праздником? Когда как до 1917 года 85+% населения России не знали про Новый год как праздник ВООБЩЕ! Дети, в большинстве своём, не знали, что такое ёлки и новогодние подарки. И только с окончательным утверждением Советской власти – Новый год и стал Главным праздником на территории экс-РИ, а не квази-эрзац-перфомансом для «елиты».
В дред нужно добавить как можно больше Новогодних пролетарских песенок:
С наступающим 17-м годом, дорогие товарищи!
Отсюда – опрос:
Poll #2060453
Open to: All, detailed results viewable to: All. Participants: 49
А как по вашему - Новый год Советский праздник? Или буржуинский?
Безусловно - Советский! Если бы не коммунисты - праздновали бы сраное Рождество!
Это общечеловеческий праздник! И примазывать сюда сраных комуняк - совершенно не правильно!
Слава Украини!
А я - хоть и чЮрка завоёванная - а НГ всё равно праздную! Советская традиция!
НГ - богопротивный праздник. Отменен Священным синодом в 1916 году! И вообще - языческий! Не праздную.
По[фиг]! Главное, что "Ай-нанэ!".
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/37007Осенью 1914-го части русской 1-й кавалерийской дивизии в Восточной Пруссии противостояли своему «близнецу» – эскадронам германской 1-й кавдивизии. На этом участке фронта царило временное затишье, и между русскими и немецкими поварами установилось нечто напоминающее временное дружеское соглашение. Кухни переезжали от взвода к взводу, не боясь попасть под огонь.
Русские солдаты учат танцевать пленного немца. 1915
Однажды утром на нейтральной полосе появился германский улан с пикой, к которой был прикреплен белый флаг, кавалерист положил на землю письмо и пакет. Письмо, составленное в вежливой форме, адресовалось офицерам 1-го гусарского Сумского полка. В пакете были коньяк и сигары.
Через какое-то время русский гусар, также под белым флагом, привез в ответ пакет с папиросами и водкой – презент для германских офицеров. Наши приглашали встретиться в полдень на нейтральной полосе.
Офицеры, по трое с каждой стороны, даже вместе сфотографировались. Во время встречи разговаривали о разном (в основном о спорте), не обсуждая военную тематику. Прощаясь, договорились на следующий день увидеться в то же время: русские должны были принести закуску, немцы – коньяк.
Но вечером в нашей дивизии сменился начальник, узнав о встрече, он категорически запретил своим офицерам общаться с противником. Переживая, что нарушают слово, они обдумывали, как дать знать немцам, что встречи не будет. Наутро русские аванпосты дали залп в воздух, а позже составили письмо с объяснением, которое было прибито к дереву.
Отчаянная медсестра
В Карпатах отряд графа Келлера («Пророчество «Золотой шашки») захватил германский военный госпиталь – медицинский персонал сдался без сопротивления, но одна из сестер милосердия, закрывшись в комнате, стала отстреливаться из револьвера. Кавалеристы не знали, как быть, но бывалый унтер-офицер сказал солдату: «Позвони по телефону – узнай, что прикажет генерал делать с этой отчаянной медсестрой». Связавшись с командиром, боец вернулся и передал ответ: «Граф Келлер сказал, что с бабами не воюет, приказал взять сестру живой и доставить в штаб в целости, а автомобиль за ней уже выслан».
Стали обдумывать, как схватить отчаянную медсестру без потерь. Унтер-офицер глубокомысленно изрек: «Волков живыми брали, ну и бабу возьмем». Вызвались шесть добровольцев. Унтер-офицер распорядился: взять каждому бойцу по подушке и одеялу. Солдатам следовало выбить дверь и бросать в немку подушками, при этом стараться уклоняться от ее выстрелов, приседая или падая на пол. Со смехом и криками кавалеристы кинулись в комнату, и, несмотря на выстрелы (один солдат был ранен в руку), им удалось накинуть на сестру одеяло и обезоружить.
Ей объяснили, что скоро отправят в штаб графа Келлера. Когда приехал автомобиль, адъютант генерала, хорошо говоривший по-немецки, объяснил пленной, что ее доставят в штаб, а затем разместят среди русских сестер милосердия, если даст слово не пытаться бежать. Немка поняла ситуацию по-своему: «Значит, меня будут судить, а потом расстреляют». «Мы с женщинами не воюем и их не расстреливаем», – ответил адъютант.
По приезде в штаб ее встретили любезно, разместили у сестер милосердия, где успокоили, и она смогла привести себя в порядок.
Сестры были приглашены Келлером на ужин. В штабе генерал представился немке и посадил за стол рядом с собой по правую руку. На вопрос, почему не хотела сдаваться, сестра отвечала, что им рассказывали о том, что казаки не только убивают детей и женщин, но и пожирают их. На это ей ответили, что казаки предпочитают жареных гусей и поросят.
Сестра сказала, что русские – странные люди: они со смехом и криком ворвались в ее комнату, решив, наверное, что это какая-то игра. Граф обещал, что при первой же возможности пленную отправят к своим. На прощание она заметила, что любая европейская армия ее бы расстреляла, ведь она оказала вооруженное сопротивление, ранив при этом солдата, но русские ее почему-то отпускают, не сделав ничего плохого. Обещала, что впредь будет опровергать небылицы, которые рассказывают у нее на родине о Русской императорской армии.
Кашевар? Свободен
В одном из полков знаменитой 4-й стрелковой «Железной» дивизии ротный командир – георгиевский кавалер поручик Казанецкий в ходе боя, когда русские и немецкие атаки и контратаки сменяли друг друга, засел со связными и телефонистами в только что отбитом германском окопе.
Вдруг появляются два немецких солдата с котелками. Увидели русских и подняли руки. Казанецкий посмотрел – несут консервы и хлеб. «Кому?» – «Нашему ротному», – ответил немец. «Знаете что, ребята, не хочу, чтобы ваш гауптман сегодня из-за меня постился. Отнесите ему то, что несете, и пожелайте от русского ротного командира приятного аппетита».
Не прошло и 10 минут – вновь шаги. Солдаты подняли винтовки...
Тот же немец, без оружия, но с бутылкой в руке – щелкнул окованными пятками и протянул поручику бутылку коньяка: «Наш гауптман просит выпить за его здоровье». Отдал честь, развернулся и исчез.
Когда по данному случаю позднее стали проводить дознание, поручик ответил кратко: «Я – железный стрелок. В бою обычно побеждаю, но кашеваров не ловлю».
История войны знает много показательных примеров соблюдения противниками неписаных правил чести и воинских традиций.
Алексей Олейников,
ведущий рубрики, доктор исторических наук
#Федор Артурович Келлер #«Железная» дивизия #Русская Императорская Армия
Есть слова, которые мы часто употребляем, но при этом совершенно не помним, что когда-то они были еще и чьими-то именами.
1. Хулиган — это фамилия ирландской семьи, отличавшейся очень буйным нравом. Главным был молодой Партик Хулиган, фамилия которого то и дело мелькала в полицейских отчетах и газетных хрониках.
2. Шовинизм происходит от имени наполеоновского солдата Николя Шовена, который особенно рьяно служил Наполеону и Франции и имел привычку выражать свой патриотизм и исключительность своей страны в пафосных простонародных речах. Что примечательно, фамилия происходит от слова «лысый» (сalvinus).
3. Саксофон. Адольф Сакс представил свое изобретение как «мундштучный офиклеид». Этот инструмент назвал саксофоном друг изобретателя композитор Гектор Берлиоз в статье, посвященной изобретению, и слово тут же стало популярным.
4. Сэндвич. Джон Монтегю IV граф Сэндвич занимался подготовкой кругосветной экспедиции Джеймса Кука, и, так как ему некогда было отвлекаться на еду, он придумал простой и удобный сэндвич.
5. Бойкот. Британец Чарльз Бойкот работал управляющим у одного землевладельца в Ирландии. Однажды работники устроили забастовку и стали игнорировать англичанина. А благодаря британской прессе, освещавшей эти события, фамилия Бойкот стала именем нарицательным.
6. Джакузи. Итальянец Кандидо Якуцци (Jacuzzi) изобрел джакузи (джакузи — неправильное «американское» произношение этой итальянской фамилии, которое, однако, прочно укоренилось во многих языках мира).
7. Оливье. Повар Люсьен Оливье известен как создатель рецепта знаменитого салата, оставшегося тайной, которую Оливье так и не разгласил до самой смерти.
8. Бефстроганов. Французский повар графа Александра Григорьевича Строганова изобрел это блюдо. На французский манер оно звучит как bœuf Stroganoff, то есть «говядина по-строгановски».
9. Лодырь. Немецкий врач Христиан Иванович Лодер открыл Заведение искусственных минеральных вод, в котором пациентам советовал быструю ходьбу в течение трех часов. Простой люд, глядя на эту суету, придумал выражение «лодыря гонять».
10. Шарлатан. Слово шарлатан по легенде произошло от имени французского врача Шарля Латена. Он проводил бессмысленные операции, обещая полное выздоровление, и, получив деньги, скрывался. А несчастным пациентам становилось только хуже.
11. Галиматья. Французский лекарь Галли Матье верил в целительную силу смеха. Он лечил пациентов хохотом, для чего смешил их анекдотами и разной галиматьей.
12. Пасквиль. В Риме жил один острый на язык гражданин по фамилии Пасквино. Народ его очень любил. Однажды недалеко от дома Пасквино установили статую, которую в народе назвали в его честь. Римляне по ночам стали обклеивать статую листовками, в которых язвительно высказывались о своих правителях.
13. Блютус (blue tooth — буквально «синий зуб»). Разработчики назвали эту технологию в честь короля викингов Харальда I Синезубого (Harald Blåtand), который объединил Данию и Норвегию.
14. Июль и август. Июль назван в честь Юлия Цезаря. Август — в честь римского императора Октавиана Августа.
15. Меценат. Первого из известных истории меценатов звали Гай Цильний Меценат.
16. Силуэт. Этьен де Силуэт был контролером финансов во Франции, но после неудачной попытки провести реформу был вынужден покинуть свой пост. Тогда он изобрел новый метод развлечения — обводить тень человека на стене. Эта идея так понравилась его гостям, что слава Силуэта разнеслась по всей Европе.
17. Мансарда. Архитектор Франсуа Мансар впервые использовал подкровельное чердачное пространство для жилых и хозяйственных целей. С тех пор чердачный этаж под скатной крутой крышей носит название мансарда.
18. Кардиган. Генерал Джеймс Томас Браднелл, седьмой глава графства Кардиган, изобрел этот предмет гарбероба.