Из-за супер-популярных мемов, реальная античная Спарта (как белорусский Бобруйск лет 15 назад) вовсе утратила черты реальности (см. фрагмент фильма Снайдера 2006 года "300").
...А между тем, реальная Спарта (насколько можно судить о ней по совокупности исторических источников) это запредельно-интересный феомен, который не только разрывал шаблоны у античных соседей-современников. Он в еще большей мере разрывает шаблоны у среднего современного европейца, привыкшего безоглядно и некритично верить в навязанные догмы о том, как все устроено в сексуальных, семейных, экономических и политических отношениях.
...Плутарх подчеркивает: публичное обнажение и спортивные состязания спартанок способствовали возвышенному образу мыслей и укрепляли в них чувство собственного достоинства: «В наготе девушек не было ничего неприличного. Они были по-прежнему стыдливы и далеки от соблазна, напротив, этим они приучались к простоте, заботам о своем теле. Кроме того, женщинам внушался благородный образ мыслей, сознание, что и она может приобщиться к доблести и почету. Вот почему спартанки могли говорить и думать так, как рассказывают о жене царя Леонида по имени Горго. Одна афинянка сказала ей: «Одни вы, спартанки, делаете что хотите со своими мужьями». — «Да, но ведь одни мы и рожаем мужей», — ответила царица».
...Однако заметим: спартанская женщина была собственностью мужчины. Сначала - отца или опекуна, затем - мужа (причем мужа ей выбирал отец или опекун, по своему усмотрению). Почему же тогда практически все историки говорят о спартанском матриархате?
Добавим в блюда еще перчика. чтобы тема матриархата в Спарте выглядела совсем странно.
Согласно законам Ликурга (кодексу, действовавшему в Спарте более 300 лет - где-то между 800 и 400 годами до н.э.), пожилой спартанец, женатый на молодой девушке, мог привести к ней молодого человека по своему выбору и воспитывать зачатого от него ребенка. Если мужчина не хотел вступать в брак, но хотел иметь детей, он мог по согласию зачать их с женой другого спартанца.
Одна женщина могла быть женой сразу нескольких братьев. Дети, рожденные от такого союза, считались их общим достоянием.
Если жена родила спартанскому гражданину достаточно детей, он мог отдать ее другому, чтобы она родила детей и ему. Спрашивали ли при этом мнение женщины, история умалчивает...
(пауза)
...Ужас, да? Какой уж тут матриархат или феминизм? Женщина-спартанка - в полном рабстве у мужчин! С ней обращаются, как с родильной машиной...
(однако)
...Но Ксенофонт писал, что спартанки приветствовали это, потому что получали возможность управлять двумя домашними хозяйствами.
Похоже, что спартанские жены освобождались от рутинной домашней работы и управляли прислугой. Возможно, они даже не кормили будущих воинов грудью и перекладывали это на служанок-илоток.
Спартанки обладали большей экономической свободой, чем женщины тех же Афин. Именно это позволило Аристотелю говорить о власти женщин в Спарте. Дочери спартиатов, при отсутствии сыновей, становились наследницами родительских земельных наделов. Предположительно они могли сами контролировать полученное наследство.
Аристотель сообщел по этому поводу:
"…законодатель [Ликург], желая, чтобы все государство в его целом стало закаленным, вполне достиг своей цели по отношению к мужскому населению, но пренебрег сделать это по отношению к женскому населению: женщины в Лакедемоне в полном смысле слова ведут своевольный образ жизни и предаются роскоши… При таком государственном строе богатство должно иметь большое значение, в особенности если мужчинами управляют женщины, что и наблюдается большей частью живущих по-военному воинственных племен".
Насчет роскоши - это вряд ли (законы Ликурга запрещали роскошь), но в плане ролей, вероятно, Аристотель был прав.
Просто оценим ситуацию процедурно.
Жена - собственность мужа, но при этом:
Муж проводит время в войнах, военных учениях и при исполнении общественных обязанностей.
Жена управляет домохозяйством (а кто же еще?)
Жена также управляет воспитанием наследников (а кто же еще?)
И, поскольку женщина-мать полностью определяет жизнь мальчика-наследника до его перехода во взрослое общество, она вероятно и далее остается для него главным авторитетом (таковы закономерности психологии).
Разумеется, обществу приходится приинимать такие правила. чтобы женщина была способна воспитать наследника, соответствующего реалиям эпохи. Поэтому (как сообщает Ксенофонт и позже Плутарх) законодатель Ликург предписал для спартанских девушек состязания в беге, борьбе, метании диска и копья.
У-упс...
...А средний современный европеец уверен, что при матриархате (или феминизме) появляются поколения изнеженных мужчин. И что лишь патриархальные нравы создают общество сильных мужчин. Для такого современного европейца - слова Аристотеля (напомним) "мужчинами управляют женщины, что и наблюдается большей частью живущих по-военному воинственных племен".
Вот так: спартанские воины, 300 лет наводившие ужас на всю Грецию и Малую Азию, были воспитаны женщинами-хозяйками.
А современные парни, воспитанные властными папашами, мыслящими в дискурсе мужского государства, вырастают трусливой дрянью, обожающей издеваться над слабыми но неспособной дать отпор серьезному противнику.
Я не собираюсь утверждать, что спартанское общество было хорошим или образцовым.
Напростив, оно было крайне коннсервативным и бесперспективным.
Но его исторический опыт дает хорошую пищу для размышлений о том, как устроена психика человека и социальная психология общества на самом деле.
Между прочим - Спарта с законами Ликрга оказалась одним из самых стабильных обществ в античности (и вообще в истории). Более 300 лет от становления до заката.
...Такие дела...