Мы видим, что у представителей каждого вида в той или иной форме существует агрессия, равно как для человека она является видовой универсалией. Но степень проявления агрессии лимитируется какими-то культурными нормами, и нужно понять, почему человек сохранил такую, казалось бы, животную ипостась, как быть агрессивным. В этом случае, с моей точки зрения, нужно, безусловно, вспомнить Конрада Лоренца, который в свое время очень много говорил и писал об агрессии. Он считал, что это одно из зол, с которым живет человек, и никуда от него не деться. Лоренц поставил вопрос о видоспецифичности агрессии. Но в более позднем варианте была предложена модель, в рамках которой задавался вопрос: как агрессия может приносить вред или же пользу конкретному индивиду, который эту агрессию проявляет? Это гипотеза вызова. Гипотезу вызова впервые сформулировали применительно к конфликтам у птиц, прежде всего в периоды размножения. Но в дальнейшем оказалось, что она очень хорошо работает при анализе агрессивного поведения у приматов, в том числе и высших.
Хадза в принципе миролюбивые, но из этого не следует, что у них никогда не бывает конфликтов. На какой же почве у них возникают конфликты? Если вспомнить, что гипотеза вызова формулировалась в контексте репродуктивного поведения, то не удивительно, что самые большие конфликты возникают при разборках между мужчинами на почве ревности или конфликта за женщин. Это практически единственная причина, по которой бывают конфликты, сопровождающиеся физическими разборками, драками, и даже в исключительных случаях все заканчивается летальными исходами. Женщины между собой драться могут, но, конечно, все это принимает менее трагичные формы. Если говорить о датогах, то там ситуация совершенно другая, потому что агрессия используется во всех конфликтах. Любое оскорбление, ассоциированное со снижением социального статуса, унижением и потерей лица, воспринимается как угроза и, стало быть, требует ответного хода. Какого? Физической агрессии. Но удивительно, что физическую агрессию практикуют не только мужчины, но и женщины.
Истоки агрессии уходят своими корнями в далекое животное прошлое человека. В человеке как представителе единого вида Homo sapiens существует предрасположенность в той или иной мере к агрессивным действиям. Но как она закрепляется и каким образом эта предрасположенность может передаваться из поколения в поколение? Последние несколько лет мы интенсивно занимаемся поисками генов кандидатов, ассоциированных с проявлением агрессивного поведения. Один из таких генов, с которым мы работаем, — это ген рецепторов андрогенов. Этот ген содержит определенные участки — VNTR-участки, в рамках которых существует определенное количество повторов триплетов C-A-G. Этих повторов может быть от 8 до 35 штук. Считается, что от количества повторов зависит эффективность, чувствительность рецепторов андрогенов. Эти рецепторы направлены на восприятие мужских половых гормонов, и от того, насколько организм, прежде всего ткани мозга, реагирует на выбросы тестостерона, зависит и ваша агрессивная реакция, в первую очередь физическая.
Ученые изучают жизнь Будды больше полутора веков. Первым, кто начал относиться к этому серьезно и положил конец наивным представлениям о Будде как о Ное, Моисее, Иисусе или ученике святого Фомы, был француз Эжен Бюрнуф. В 1857 году он впервые пересказал жизнь Будды на основе оригинальных буддийских источников.
Первым, кто критически подошел к исследованию, изучению Будды, был другой французский исследователь — Эмиль Сенар. В 1875 году он выпустил книгу «Исследование жизни Будды», в которой он пытался анализировать данные о жизни Будды, черпая их из источников махаянского буддизма и сравнивая эти данные с данными мифологии других культур. Проделав эту работу, он пришел к выводу, что Будда — это олицетворение солнечного божества, которое с восходом рождается, проделывает свой жизненный путь, а на закате умирает.
Об одном эпизоде из жизни Будды Сенар рассуждал интересным образом. Эпизод заключается в том, что мать Будды умерла через семь дней после его рождения. Сенар объяснил это тем, что Будда — это солнце, мать — это утренний туман и, как только солнце восходит, утренний туман рассеивается. При этом Эмиль Сенар находил много параллелей с жизнью Будды как у различных неиндийских мифологий, так и в других индийских сюжетах. Например, в биографии Кришны он тоже видел очень много похожего на житие Будды. Эти воззрения возникли под влиянием бурно развивавшейся в то время компаративистики — науки, где все любили сравнивать, поэтому Эмиль Сенар так увлекся сравнением. С другой стороны, очень популярно было такое воззрение, что мифология отражает явления природы. В итоге скоро на эту работу обрушилась заслуженная критика, но некоторые обнаруженные Сенаром вещи сохраняют актуальность по сей день.
Через несколько лет вышла книга немецкого исследователя Германа Ольденберга, в которой был продемонстрирован совершенно иной подход к жизни Будды. Во-первых, Ольденберг был уверен в том, что в основе жизнеописания Будды лежит реальная биография, настоящие факты из жизни Будды и что эти факты путем научного исследования, путем анализа текстов, путем критики можно вычленить из текстов. Для этого, во-первых, необходимо взять древнейшие тексты палийского канона, а во-вторых, различные варианты одного и того же сюжета, которые представлены в палийском каноне, нужно сравнивать между собой и определить, что восходит к первоначальному варианту.
Ольденберг был уверен, что Сенар неправ и что воссоздать, реконструировать настоящую биографию Будды возможно. Это возможно не только путем отбрасывания всего, что явно связано с чудесами, мифологией, но и путем отказа от, казалось бы, правдоподобных на первый взгляд фактов. А отказывался он от них потому, что они не входили в тот первоначальный сюжет, который он реконструировал.
Более поздние исследователи ссылались на обе эти работы как на две крайние точки зрения на жизнь Будды, на ее исследование. С одной стороны, это чрезмерный мифологизм, а с другой стороны — наивный историзм. Несмотря на то что эти две точки зрения воспринимались как крайние, на протяжении многих десятилетий более симпатичной для исследователей была точка зрения Ольденберга. Именно в этом русле шли дальнейшие исследования в этой области.
Другой немецкий исследователь Эрнст Виндиш говорил о том, что воссоздать историческую биографию возможно, но при этом он отмечал, что история самой легенды тоже играет важную роль. В отличие от Ольденберга, он использовал более широкий круг источников и не ограничивался палийским каноном. И он даже не ограничивался каноническими текстами, а кроме них он использовал записки китайских паломников, которые собирали различные истории и сюжеты, а также данные эпиграфики. Но в общем и целом методика была примерно похожей. Можно сказать, что основным критерием историчности того или иного эпизода из жизни Будды была правдоподобность. Если какой-то сюжет напоминает что-то действительно реальное, если он не противоречит здравому смыслу, то, возможно, он относится к настоящей биографии Будды.
Альфред Фуше расширил круг использованных источников. Он включил в этот круг еще и данные скульптуры. Он исследовал произведения изобразительного искусства и те сюжеты, которые там были запечатлены. Но он уже более мягко подходил к тому, как следует относиться к жизнеописанию Будды. Он говорил, что Ольденберг тоже в чем-то неправ, он упускает из виду ту божественность, ту мифологичность, которая была важна для буддистов. Но и Сенар, конечно, неправ, потому что следует искать историческую биографию Будды.
Вершиной критического подхода к текстам и поиска реальной биографии Будды являются труды двух исследователей — немца Эрнста Вальдшмидт и француза Андре Баро. Их ценят до сих пор за то, что уровень критического анализа различных текстов до сих пор еще никем не достигнут и нескоро еще будет достигнут. Та тщательность, с которой они работали с текстами, поражает. Но при всей той тщательности в деле реконструкции биографии Будды они мало продвинулись. Вальдшмидт каждый раз, когда пытался реконструировать тот или иной сюжет, все время предлагал несколько вариантов либо вообще отказывался от этих попыток. Баро был гораздо более оптимистичен в этом, но потом все его реконструкции подверглись критике и были отброшены.
Постепенно стали приходить к выводу, что буддийские тексты, на основе которых пытаются реконструировать историческую биографию Будды, плохи как исторический источник. То, что люди могут из этих текстов почерпнуть, — это только то, что находилось в голове у буддистов, какие представления они разделяли. И даже если кто-то и предлагает реконструкцию на основе этих текстов, то она никогда не принадлежала буддийской традиции, она не имеет ценности для того, кто исследует историю Будды.
Французский исследователь по фамилии Миго отмечал, что жизнь Будды очень стереотипна, она очень похожа на жизнь других святых. Это схематичное изображение жизни, в ней нет личности. Он пытался понять, почему так происходит, почему исторический Будда так изменился и стал безликим, что говорит о том, что он тоже искал исторического Будду, но не находил. Эти объяснения он искал уже в сфере социологии. Он пытался объяснить это через общество, через те влияния, которые общество оказывает на такие религиозные учения.
Почему же до конца XX века ученые так были увлечены поисками исторического Будды? Причина в том, что в среде западных ученых сформировался определенный подход к буддизму. Он уже очень давно воспринимается учеными как философская система. Ученые выделяли в буддизме два уровня. Первый уровень — это изощренная философия. Этот уровень доступен только для узкого круга интеллектуалов. Второй уровень — вульгарный или обыденный, который был доступен всем остальным, прежде всего мирянам, то есть тем, кто не может проникнуть в эту сложность, в тонкости буддийской философии. Именно в этой среде мирян и появлялась мифологизация. Эта среда как бы испортила настоящую биографию. Она сделала ее легендарной, мифологичной.
Буддолог Томас Рис-Дэвис перевел один из разделов буддийского канона и озаглавил его как «Dialogues of the Buddha», то есть «Диалоги Будды». Такое название было выбрано неспроста, потому что в оригинале его нет. Рис-Дэвис делал аллюзию на Платона и его «Диалоги», то есть Будда воспринимался как философ, как Платон или Аристотель. В буддологии долго преобладала философская школа. Больше всего буддологи занимались философией буддизма. Особенно в России в начале XX века изучение философии буддизма стояло на очень высоком уровне. Но сейчас подход стал меняться. Ученые стали исследовать быт храмов, культ, институт паломничества, связь буддизма с другими мифологиями, местными культами.
Эта сторона буддизма была присуща не только вульгарной части буддизма, но и всему буддизму в целом. А когда меняется отношение к буддизму в целом, меняется и отношение к Будде. Для тех, кто исследует Будду, не стоит вопрос о том, чтобы реконструировать его настоящую биографию. Люди исследуют именно миф, легенду. Они исследуют то, что находится в голове у буддиста и как буддийские представления о Будде, как его легенда менялась в течение времени, в каких условиях она менялась, по каким причинам и каким образом она менялась.
Дмитрий Комиссаров
кандидат филологических наук, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, руководитель образовательной программы «Языки и литература Индии»
Некоторые математические проблемы долгие годы остаются нерешенными. Наиболее сложные фигурируют в известном широкой публике списке «задач тысячелетия», за решение которых Математический институт Клэя обещает вознаграждение в 1 миллион долларов. Рассказываем о проблемах, которые терзали математиков разного времени (к счастью, некоторые из гипотез превратились в теоремы).
Гипотеза Римана
Гипотеза немецкого математика Бернхарда Римана, сформулированная в 1859 году и вошедшая в список семи задач тысячелетия, описывает распределение простых чисел (это числа, которые делятся только на один и себя) среди натуральных. Воспользовавшись давней идеей Леонарда Эйлера, Риман определил дзета-функцию. Что это такое? Представьте, что вам нужно сложить бесконечный ряд чисел, так называемых обратных квадратов:
Рекомендуем по этой теме:
https://postnauka.ru/video/51371
ВИДЕО
34106 3
Многомерные пространства
Кажется, что в сумме получится бесконечность. Эта задача, прозванная базельской проблемой, долгое время считалась нерешенной. Однако Леонард Эйлер сумел показать, что сумма конечна и равна. Эйлер подставлял в показатель степени в знаменателях дробей четные натуральные числа до 26 и последовательно рассчитывал результат для каждого ряда — ряда обратных четвертых, шестых, восьмых степеней и так далее, — и всегда получалось конечное число. Эта сумма и есть дзета-функция ζ (s), где s — показатель степени в знаменателях. При вводе четного натурального числа функция выводит значение соответствующего ряда: ζ (2) =. Эйлер нашел способ выразить дзета-функцию не в виде суммы, а в виде произведения, где p — простое число:
Эта формула работает не только для целых чисел, но и для действительных (всех, которые можно изобразить на числовой прямой) при условии, что s>1.
Риман расширил диапазон: он показал, что дзета-функцию можно находить и для комплексных чисел, которые изобразить на числовой прямой невозможно, зато возможно показать на координатной плоскости. Одним из результатов этой работы стала формула для расчета количества простых чисел до заданного предела. Риман предположил, что количество простых чисел до x выражается через распределение так называемых «нетривиальных нулей» дзета-функции. Это значения, которые нужно подставить в функцию, чтобы результат был равен нулю. Какие-то значения очевидны для математиков (это отрицательные четные целые числа –2, –4, –6), но поиск других требует определенных усилий. Риман вычислил несколько нетривиальных корней и заметил, что у них всех есть что-то общее: все они выглядят как ½ + it, где i — квадратный корень из отрицательного числа, а t является действительным числом. Это можно изобразить на координатной плоскости: область значений нетривиальных нулей функции будет выглядеть как вертикальная линия.
Существуют косвенные свидетельства, что гипотеза Римана верна, но найти исчерпывающее доказательство чрезвычайно сложно, и множество математиков по всему миру пытаются это сделать. Если им это удастся, то в теории чисел откроются новые горизонты. Кроме того, дзета-функция используется в практических задачах, связанных с простыми числами, например в криптографии.
Отрывок из книги Иэна Стюарта «Величайшие математические задачи» о гипотезе Римана и ее доказательстве
Гипотеза Виттена
Эдвард Виттен — один из немногих физиков, у которого имеются математические заслуги. В 1990 году он получил Филдсовскую премию, одну из престижнейших математических наград. Его гипотеза, касающаяся квантовой гравитации, которая объединяет гравитационную теорию Эйнштейна и квантовую теорию, стала прорывом в математике. Четырехмерное пространство-время очень сложно для представления, поэтому физики пытаются представить, как объединенная теория выглядит в двумерном пространстве, и выстраивают различные математические модели.
Двумерная квантовая гравитация описывает движение частицы — или, согласно теории струн, эволюционирующего во времени одномерного объекта, струны. Согласно квантовой теории, для описания жизнедеятельности частицы нужно ввести интегрирование по пространству всех возможных двумерных поверхностей. В модели двумерной квантовой гравитации А все возможные двумерные поверхности заменяются их триангуляцией, или разбиениями на многоугольники. В результате анализа этой модели обнаружилась связь между уравнением Кортевега — де Фриза, описывающим движением волн в мелкой воде, и некоторыми характеристиками разбиения плоскостей на многоугольники. Числа, отвечающие за асимптоты по количеству разбиений на многоугольники, складываются в функцию, которая является решением этого уравнения.
В разработке модели B сыграл решающую роль Виттен. Эта модель описывается в терминах алгебраической геометрии — алгебраических кривых, заданных полиномиальными уравнениями, и их пространства. Виттен показал, что функция, которая строится, анализирует геометрию пространств алгебраических кривых, в точности совпадает с функциями, возникающими при анализе разбиения поверхностей на многоугольники, и, как следствие, является решением уравнения Кортевега — де Фриза. Иными словами, Виттен предположил, что модели A и B эквивалентны. Математическое сообщество несколько десятилетий изучало геометрию пространств таких кривых, но результатов, которые были бы справедливы для всех пространств, не было. Гипотеза Виттена оказалась прорывом, и математическое сообщество ринулось на поиски ее доказательств, которые вскоре были найдены.
Математик Сергей Ландо о математических основаниях гипотезы Виттена
Проблема перебора
Проблема перебора уже несколько десятилетий остается одной из центральных проблем в математической логике и Computer Science. Можно ли свести сложные задачи, которые решаются только путем перебора множества вариантов, к более простым? Совпадают ли классы задач P и NP?
Рекомендуем по этой теме:
https://postnauka.ru/faq/85919
FAQТезаурус: Математика в криптографии
Задачи P класса можно решить быстро, то есть за полиноминальное время. Если задать вычислительной машине исходный объем данных n битов, то ее число шагов по ее решению будет ограничено некоторой степенью числа n (полиномом). Задачи NP класса — медленные. Главный вопрос в отношении таких задач: если положительный ответ на какой-то вопрос можно проверить за полиномиальное время, то правда ли, что ответ на этот вопрос можно столь же быстро найти?
Впервые вопрос о равенстве классов поставили независимо друг от друга Стивен Кук и Леонид Левин в 1970-х годах. Они заметили, что самые разные переборные задачи универсальны: если кто-то придумает быстрый алгоритм решения одной из них, то с его помощью можно будет быстро решать любую другую переборную задачу. С тех пор появилось много интересных исследований, но равенство или неравенство классов P и NP так и не было доказано. Эта проблема вошла в список задач тысячелетия.
Если окажется, что классы P и NP совпадают и есть быстрый способ решения сложных задач, то разрушится вся система криптографии с открытым ключом, которая, предположительно, обеспечивает безопасность личных данных. В то же время можно будет быстро решать важные практические задачи. В противном случае надежность современной криптографии подтвердится. Квантовые компьютеры могут ускорить решение задач NP-класса методом обыкновенного перебора, однако не исключено, что они смогут быстро решать только определенный тип задач.
Математик Александр Шень о проблеме перебора и машине Тьюринга
16-я проблема Гильберта
Это одна из 23 задач, которые Давид Гильберт предложил 8 августа 1900 года на II Международном конгрессе математиков. Она связана с топологией алгебраических кривых и поверхностей и до сих пор считается решенной лишь частично. Чтобы понять, что это за проблема, необходимо обратиться к понятию предельного цикла. Представьте себе маятник в часах, который непрерывно движется, то есть его амплитуда и частота остаются постоянными. С точки зрения математика, такой маятник движется по предельному циклу: вне зависимости от начального положения со временем поведение маятника приближается к конкретному периодическому движению, то есть он проходит одни и те же этапы. Даже очень простые системы, которые можно описать простыми формулами, могут обладать несколькими предельными циклами, но определение того, сколько их, оказывается очень сложной задачей.
16-я проблема Гильберта разделена на две части. Вторая часть затрагивает максимальное количество и расположение предельных циклов в дифференциальном уравнении на плоскости, и она оказалась довольно коварной. В середине XX века математики Петровский и Ландис представили свое решение, которое основано на использовании комплексных чисел, но оно оказалось ошибочным. Тем не менее этот путь привел к открытию многих интересных явлений, связанных именно с дифференциальными уравнениями в комплексной области.
Математик Илья Щуров о предельных циклах и поисках решения проблемы Гильберта
О 21-й проблеме Гильберта
Теорема Семереди (гипотеза Эрдеша — Турана)
Гипотеза Эрдеша — Турана, затрагивающая проблемы комбинаторики, была доказана в 1960-х годах венгерским математиком Эндре Семереди. За это в 2012 году он получил самую престижную математическую награду — премию Абеля. Эта гипотеза, сформированная в 1936 году, обобщала теорему Ван дер Вардена. Теорема утверждала, что в ряду натуральных чисел, каждому из которых приписан черный или белый цвет, всегда можно найти прогрессию произвольной длины, состоящую из элементов одного цвета, находящихся на одинаковом расстоянии друг от друга (5-10-15…). Более того, такая прогрессия обнаруживается, сколько бы цветов мы ни использовали.
Рекомендуем по этой теме:
https://postnauka.ru/lists/95298
ОТ РЕДАКЦИИЧто читать: апология математика, автобиография Рассела и мемуары Ковалевской
Эрдеш и Туран предположили, что верен гораздо более сильный результат: такую прогрессию всегда можно обнаружить в цвете, в который раскрашено наибольшее количество натуральных чисел множества, при этом совершенно неважно, как раскрашены остальные числа. Оказалось, что всегда можно найти прогрессию из одного, двух или трех чисел, но начиная с четырех начинались проблемы. В 1969 году Эндре Семереди показал, что утверждение верно и для прогрессии из четырех элементов, а в 1975 году он получил доказательство для любого количества чисел. В своем доказательстве Семереди пользовался сложным и запутанным языком комбинаторики. Позже ученые смогли передоказать теорему в рамках различных направлений математики.
Теорема Семереди повлияла сразу на несколько математических областей: теорию графов, теорию чисел и гармонический анализ. Более того, из нее возникло и новое направление — комбинаторная эргодическая теория. Семереди сумел доказать, что любое произвольное множество, или граф, или динамическая система обязательно обладают какой-то внутренней структурой и внутренними взаимосвязями.
Квантовая телепортация — это телепортирование не физических объектов, не энергии, а состояния. Но в данном случае состояния передаются таким образом, каким в классическом представлении это сделать невозможно. Как правило, для передачи информации о каком-то объекте требуется большое количество всесторонних измерений. Но они разрушают квантовое состояние, и у нас нет возможности повторно его измерить. Квантовая телепортация используется для того, чтобы передать, перенести некое состояние, обладая минимальной информацией о нем, не «заглядывая» в него, не измеряя и тем самым не нарушая.
Кубиты
Кубит — это и есть состояние, которое передается при квантовой телепортации. Квантовый бит находится в суперпозиции двух состояний. Классическое состояние находится, например, либо в состоянии 0, либо в состоянии 1. Квантовое находится в суперпозиции, и, что очень важно, пока мы его не измерим, оно не будет определено. Представим себе, что у нас был кубит на 30% — 0 и на 70% — 1. Если мы его измерим, мы можем получить как 0, так и 1. За одно измерение нельзя ничего сказать. Но если приготовить 100, 1000 таких одинаковых состояний и раз за разом их измерять, мы можем достаточно точно охарактеризовать это состояние и понять, что действительно там было 30% — 0 и 70% — 1.
Это пример получения информации классическим способом. Получив большое количество данных, адресат может воссоздать это состояние. Однако квантовая механика позволяет не готовить много состояний. Представим себе, что оно у нас есть только одно, уникальное, а второго такого нет. Тогда в классике передать его уже не получится. Физически, напрямую, это тоже не всегда возможно. А в квантовой механике мы можем использовать эффект запутанности.
Мы также используем явление квантовой нелокальности, то есть явление, которое невозможно в привычном для нас мире, для того чтобы здесь это состояние исчезло, а там появилось. Причем самое интересное, что применительно к тем же квантовым объектам существует теорема о неклонировании. То есть невозможно создать второе идентичное состояние. Надо уничтожить одно, чтобы появилось другое.
Рекомендуем по этой теме:
https://postnauka.ru/video/18221
ВИДЕО
7720 205
Квантовые интерфейсы
Квантовая запутанность
Что такое эффект запутанности? Это особым образом приготовленные два состояния, два квантовых объекта — кубита. Для простоты можно взять фотоны. Если эти фотоны разнести на большое расстояние, они будут коррелировать между собой. Что это значит? Представим себе, что у нас один фотон синий, а другой зеленый. Если мы их разнесли, посмотрели и у меня оказался синий, значит, у вас оказался зеленый, и наоборот. Или если взять коробку обуви, где есть правый и левый ботинок, незаметно их вытащить и в мешке отнести один ботинок вам, другой мне. Вот я открыл мешок, смотрю: у меня правый. Значит, у вас точно левый.
Квантовый случай отличается тем, что состояние, которое пришло ко мне до измерения, не синее и не зеленое — оно в суперпозиции синего и зеленого. После того как вы разделили ботинки, результат уже предопределен. Пока мешки несут, пока их еще не открыли, но уже точно понятно, что там будет. А пока квантовые объекты не измерены, еще ничего не решилось.
Если взять не цвет, а поляризацию, то есть направление колебаний электрического поля, можно выделить два варианта: вертикальная и горизонтальная поляризация и +45° — -45°. Если сложить вместе в равной пропорции горизонтальную и вертикальную, то получится +45°, если вычесть одну из другой, то -45°. Теперь представим, что точно так же один фотон попал ко мне, а другой к вам. Я посмотрел: он вертикальный. Значит, у вас горизонтальный. Теперь представим, что я увидел вертикальный, а вы посмотрели его в диагональном базисе, то есть посмотрели — он +45° или -45°, вы увидите с равной вероятностью тот ли иной исход. Но если я посмотрел в диагональном базисе и увидел +45°, то точно знаю, что у вас -45°.
Парадокс Эйнштейна — Подольского — Розена
Квантовая запутанность связана с фундаментальными свойствами квантовой механики и так называемым парадоксом Эйнштейна — Подольского — Розена. Эйнштейн так долго протестовал против квантовой механики, потому что считал, что природа не может со скоростью, большей скорости света, передавать информацию о состоянии. Мы же можем разнести фотоны очень далеко, например на световой год, а открывать одновременно. И мы все равно увидим эту корреляцию.
Рекомендуем по этой теме:
https://postnauka.ru/video/56300
ВИДЕО
48315 873
Парадокс Эйнштейна — Подольского — Розена
Но на самом деле теорию относительности это не нарушает, потому что информацию с помощью этого эффекта мы передать все равно не можем. Измеряется либо вертикальный, либо горизонтальный фотон. Но неизвестно заранее, какой именно он будет. Несмотря на то что нельзя передавать информацию быстрей скорости света, запутанность позволяет реализовать протокол квантовой телепортации. В чем он заключается? Рождается запутанная пара фотонов. Одна направляется к передатчику, другая — к приемнику. Передатчик производит совместное измерение целевого фотона, который он должен передать. И с вероятностью ¼ он получит результат OK. Он может сообщить об этом получателю, и получатель в этот момент узнает, что у него точно такое же состояние, как было у передатчика. А с вероятностью ¾ он получает другой результат — не то чтобы неуспешное измерение, а просто другой результат. Но в любом случае это полезная информация, которую можно передать получателю. Получатель в трех из четырех случаев должен произвести дополнительный поворот своего кубита, чтобы получить передаваемое состояние. То есть передается 2 бита информации, и при помощи них можно телепортировать сложное состояние, которое ими закодировать нельзя.
Квантовая криптография
Одна из главных сфер применения квантовой телепортации — это так называемая квантовая криптография. Идея этой технологии заключается в том, что одиночный фотон невозможно клонировать. Следовательно, мы можем передавать информацию в этом одиночном фотоне, и никто не сможет ее продублировать. Более того, при любой попытке кем-то узнать что-то об этой информации состояние фотона изменится или разрушится. Соответственно, любая попытка получить эту информацию посторонним будет замечена. Это можно использовать в криптографии, в защите информации. Правда, передается не полезная информация, а ключ, которым потом уже классически возможно абсолютно надежно передавать информацию.
У этой технологии есть один большой недостаток. Дело в том, что, как мы уже раньше говорили, создать копию фотона невозможно. Обычный сигнал в оптоволокне можно усилить. Для квантового случая усилить сигнал невозможно, так как усиление будет эквивалентно некоторому перехватчику. В реальной жизни, в реальных линиях передача ограничена расстоянием приблизительно до 100 километров. В 2016 году Российским квантовым центром была проведена демонстрация на линиях Газпромбанка, где показали квантовую криптографию на 30 километрах волокна в городских условиях.
Рекомендуем по этой теме:
https://postnauka.ru/talks/27770
TALKS«Квантовая телепортация используется для передачи секретной информации, которую невоз…
В лаборатории мы способны показывать квантовую телепортацию на расстоянии до 327 километров. Но, к сожалению, большие расстояния непрактичны, потому что фотоны теряются в волокне и скорость получается очень низкая. Что делать? Можно поставить промежуточный сервер, который будет получать информацию, расшифровывать, потом снова зашифровывать и передавать дальше. Так делают, например, китайцы при строительстве своей сети квантовой криптографии. Такой же подход используют и американцы.
Квантовая телепортация в данном случае — это новый метод, который позволяет решить задачу квантовой криптографии и увеличить расстояние до тысяч километров. И в этом случае тот самый фотон, который передается, многократно телепортируется. Над этой задачей работает множество групп во всем мире.
Квантовая память
Представим себе цепочку телепортаций. В каждом из звеньев есть генератор запутанных пар, который должен их создавать и распределять. Это не всегда удачно происходит. Иногда нужно ждать, пока успешно произойдет очередная попытка распределения пар. И у кубита должно быть какое-то место, где он подождет телепортации. Это и есть квантовая память.
В квантовой криптографии это своего рода промежуточная станция. Называются такие станции квантовыми повторителями, и они сейчас являются одним из основных направлений для исследований и экспериментов. Это популярная тема, в начале 2010-х повторители были очень отдаленной перспективой, но сейчас задача выглядит реализуемой. Во многом потому, что техника постоянно развивается, в том числе за счет телекоммуникационных стандартов.
Ход эксперимента в лаборатории
Если вы придете в лабораторию квантовых коммуникаций, то вы увидите много электроники и волоконную оптику. Вся оптика стандартная, телекоммуникационная, лазеры в маленьких стандартных коробочках — чипах. Если вы зайдете в лабораторию Александра Львовского, где, в частности, делают телепортацию, то вы увидите оптический стол, который стабилизирован на пневмоопорах. То есть если этот стол, который весит тонну, потрогать пальцем, то он начнет плавать, покачиваться. Это сделано по причине того, что техника, которая реализует квантовые протоколы, очень чувствительна. Если вы поставите на жесткие ножки и будете ходить вокруг, то это все будет по колебаниям стола. То есть это открытая оптика, достаточно большие дорогие лазеры. В целом это достаточно громоздкое оборудование.
Исходное состояние готовится лазером. Для подготовки запутанных состояний используется нелинейный кристалл, который накачивается импульсным или непрерывным лазером. За счет нелинейных эффектов рождаются пары фотонов. Представим себе, что у нас есть фотон энергии два — ℏ(2ω), он преобразуется в два фотона энергии один — ℏω+ ℏω. Эти фотоны рождаются только вместе, не может сначала отделиться один фотон, потом другой. И они связаны (запутаны) и проявляют неклассические корреляции.
История и актуальные исследования
Итак, в случае квантовой телепортации наблюдается эффект, который в ежедневной жизни мы наблюдать не можем. Но зато был очень красивый, фантастический образ, который как нельзя кстати подходил для описания этого явления, поэтому и назвали так — квантовая телепортация. Как уже было сказано, нет момента времени, когда здесь кубит еще существует, а там он уже появился. То есть сначала здесь уничтожено, а только потом там появляется. Это и есть та самая телепортация.
Квантовая телепортация была предложена теоретически в 1993 году группой американских ученых под руководством Чарльза Беннета — тогда и появился этот термин. Первая экспериментальная реализация была проведена в 1997 году сразу двумя группами физиков в Инсбруке и Риме. Постепенно ученым удавалось передавать состояния на все большее расстояние — от одного метра до сотен километров и более.
Рекомендуем по этой теме:
https://postnauka.ru/faq/58453
FAQКвантовая криптография
Сейчас люди пытаются делать эксперименты, которые, возможно, в будущем станут основой для квантовых повторителей. Ожидается, что спустя 5–10 лет мы увидим реальные квантовые повторители. Развивается и направление передачи состояния между объектами разной природы, в том числе в мае 2016 года была проведена гибридная квантовая телепортация в Квантовом центре, в лаборатории Александра Львовского. Теория тоже не стоит на месте. В том же Квантовом центре под руководством Алексея Федорова разрабатывается протокол телепортации уже не в одну сторону, а двунаправленный, чтобы с помощью одной пары сразу одновременно навстречу друг другу телепортировать состояния.
В рамках нашей работы над квантовой криптографией создается квантовое устройство распределения и ключа, то есть мы генерируем ключ, который невозможно перехватить. А дальше уже пользователь может зашифровать этим ключом информацию, используя так называемый одноразовый блокнот. Новые преимущества квантовых технологий должны раскрыться в ближайшее десятилетие. Развивается создание квантовых сенсоров. Их суть в том, что за счет квантовых эффектов мы можем гораздо точнее измерять, например, магнитное поле, температуру. То есть берутся так называемые NV-центры в алмазах — это крошечные алмазы, в них есть азотные дефекты, которые ведут себя квантовые объекты. Они очень похожи на замороженный одиночный атом. Смотря на этот дефект, можно наблюдать изменения температуры, причем и внутри одиночной клетки. То есть измерить не просто температуру под мышкой, а температуру органеллы внутри клетки.
В Российском квантовом центре также есть проект спинового диода. Идея такова, что мы можем взять антенну и начать очень эффективно собирать энергию из фоновых радиоволн. Достаточно вспомнить, сколько Wi-Fi-источников сейчас в городах, чтобы понять, что энергии радиоволн вокруг очень много. Ее можно использовать для носимых датчиков (например, для датчика уровня сахара в крови). Для них нужна постоянная энергетическая подпитка: либо батарейка, либо такая система, которая собирает энергию, в том числе от мобильного телефона. То есть, с одной стороны, эти задачи можно решать с существующей элементной базой с определенным качеством, а с другой стороны, можно применить квантовые технологии и решить эту задачу еще лучше, еще более миниатюрно.
Квантовая механика очень сильно изменила человеческую жизнь. Полупроводники, атомная бомба, атомная энергетика — это все объекты, работающие благодаря ей. Весь мир сейчас бьется над тем, чтобы начать управлять квантовыми свойствами одиночных частиц, в том числе запутанных. Например, в телепортации участвуют три частицы: одна пара и целевая. Но каждая из них управляется отдельно. Индивидуальное управление элементарными частицами открывает новые горизонты для техники, в том числе квантовый компьютер.
Интеллект в обыденном сознании — это ум. Однако для психологов интеллект — это огромный набор различных характеристик, включая не только способность решать математические задачи и ориентироваться в пространстве, но и управлять эмоциями, строить планы и выстраивать общение.
Тесты на интеллект не показывают полной картины
С точки зрения психологов, интеллект — это способность решать задачи, связанные с конструированием моделей внешних объектов. Иными словами, когда мы хотим понять, на сколько частей надо разделить пирог или сколько гостей пришло на вечеринку, мы создаем мысленную модель ситуации и делаем выводы внутри этой модели. Существует множество видов интеллекта: вербальный, пространственный, флюидный, который определяет способность анализировать новую ситуацию, и кристаллизованный, связанный с тем, как человек оперирует уже имеющимися у него знаниями. Для каждого из них созданы свои методики тестирования.
На основании корреляций различных видов интеллекта выделяется генеральный фактор интеллекта, или общий интеллект. Разнообразные коммерческие методики определения генерального фактора интеллекта основаны на наборе одних и тех же субтестов, то есть тестов на одну определенную способность. Известный многим IQ — это не специфический тест на интеллект, а метод численной оценки результатов тестов.
Рекомендуем по этой теме:
https://postnauka.ru/video/89851
ВИДЕО
20144 42
Компьютерные игры и мозг
Ранние тесты на интеллект включали множество стандартных задач, которые подразумевают наличие единственного ответа. Но интеллект — это не только умение вращать фигуру в пространстве и быстро решать математические задачи. Существуют тесты на дивергентное мышление, когда человек должен придумать как можно больше вариантов развития заданной ситуации. И наконец, в 1960-е годы были разработаны тесты на исследовательское мышление. Фактически исследуется способность человека задавать вопросы и ставить себе задачи, чтобы разрешить незнакомую ему ситуацию. Например, человеку дают игрушку-головоломку с множеством ручек, кнопок и заслонок и ставят задачу заставить двигаться какой-либо элемент в этой системе. Результаты тестов на исследовательское и дивергентное мышление могут отрицательно коррелировать с результатами стандартных тестов на интеллект, так как все эти задания исследуют разные стороны умственной деятельности человека. Однако результаты творческих заданий очень трудно интерпретировать.
Психолог Дмитрий Ушаков о показателе IQ
Психолог Александр Поддьяков о тестировании умственных способностей
Уровень интеллекта не зависит от размеров мозга
Кажется, что чем больше мозг, тем выше интеллект, но это не так. Мы не можем сравнивать размер мозга и общий уровень интеллекта, потому что интеллект определяется множеством переменных: не только способностью решать задачи определенного типа, но и умением планировать, ориентироваться в повседневных ситуациях, выстраивать общение. Большинство тестов демонстрируют лишь ту или иную сторону интеллекта. Мы можем говорить лишь о взаимосвязи размера мозга с результатами определенных тестов, но даже в самых лучших случаях размер мозга объясняет от 5 до 10% их результатов. Кроме того, мозг неандертальцев или первых Homo sapiens был больше, чем у современного человека. Последние 25 тысяч лет мозг уменьшается в размере. Поэтому в эволюционном процессе также нельзя увидеть прямой корреляции между увеличением размера мозга и повышением уровня интеллектуальных способностей.
Еще пять мифов о мозге
Антрополог Станислав Дробышевский об эволюции интеллекта
Генетика не программирует интеллект, но позволяет легче учиться
Индивидуальные различия в уровне интеллекта наследуются. Массив работ в этой области — сотни исследований близнецов, приемных детей и их семей — показывает 50% наследуемости. Этот показатель возрастает в течение жизни: в младенчестве — 20%, в детстве и подростковом возрасте — 40%, во взрослой жизни — 60%, а в поздней жизни — 80%. Это означает, что мы не рождаемся с заложенными в генах результатами тестов на интеллект. Гены лишь позволяют нам легче учиться, и если с течением жизни мы выбираем среду, которая соответствует нашей генетической предрасположенности, — среду, в которой можно продуктивно обсуждать интеллектуальные вопросы, читать интересные книги и обмениваться опытом, — то мы можем достигнуть высокого результата.
Психогенетик Роберт Пломин о генетике интеллекта
Эмоциональный интеллект может определять успех в жизни
Люди с высоким коэффициентом умственного развития часто плохо справляются со своей личной жизнью и порой совершают странные, необъяснимые и нелогичные поступки. Круглый отличник, мечтавший о Гарварде и получивший четверку за контрольный тест, взял на следующий день в школу нож и ударил учителя в шею. У многих из нас в запасе есть история о знакомом двоечнике, которому в школе пророчили низкооплачиваемую работу и жизненное неустройство и который достиг значительных карьерных высот.
Предсказать, насколько человек будет успешен, невозможно ни по результатам тестов на интеллект, ни по его академической успеваемости. Разумеется, между этими показателями и устройством в жизни существует некоторая связь: многие люди с низким коэффициентом останавливаются на низкооплачиваемых должностях, а обладатели высокого коэффициента стремятся занять высокооплачиваемые должности, но ни в коем случае нельзя сказать, что так бывает всегда. Одним из важнейших факторов успешности человека является его эмоциональный интеллект: способность выработать для себя мотивацию и стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, контролировать свои эмоциональные порывы и откладывать сиюминутные удовольствия, умение не опускать руки в сложной ситуации.
В книге «Склад ума» психолога Говарда Гарднера была высказана мысль о том, что решающее значение для успеха в жизни имеет не монолитный ум, а скорее широкий спектр умственных способностей с семью ключевыми разновидностями: вербальной и логико-математической сообразительностью, пространственным мышлением, навыками межличностного общения, музыкальностью, кинестетической одаренностью и «внутрипсихической» способностью, которая проявляется в состоянии полной гармонии человека с его истинными чувствами.
Особенно интересным для психологов в этой модели выглядит эмоциональный аспект личностного интеллекта: как эмоции определяют процессы обработки информации и помогают решить задачи, неподвластные сухой логике? Эти вопросы по-прежнему остаются актуальными.
Отрывок из книги «Эмоциональный интеллект» психолога Дэниела Гоулмана
Животные обладают способностью к обобщению
Мышление человека — это прежде всего абстрактное мышление, способность к обобщенному и опосредованному отражению действительности, способность мысленно группировать предметы и явления по общим для них существенным признакам. Сталкиваясь с новой ситуацией, человек соотносит ее с уже сложившимися категориями. Оказывается, важнейшей для нашего мышления способностью к обобщению обладают и высокоорганизованные животные. Например, Йони, детеныш шимпанзе, в эксперименте 1914 года показал умение не только различать цвета, формы, размеры предметов, но и обобщать их по этим признакам: он отбирал из кучи красные предметы вне зависимости от их формы. Птицы с высокоорганизованным мозгом способны обобщать объекты по числовому признаку — то есть выбирать из предложенных картинок такие, где изображены четыре элемента, — и переносить это обобщение на другие ситуации, например реагировать на четыре звуковых сигнала.
Рекомендуем по этой теме:
https://postnauka.ru/books/15593
КНИГИ5 книг о мозге и сознании
Существует несколько различных уровней обобщения: низший уровень, когда предметы мысленно объединяются по одному признаку без возможности перейти на другой; и высший, когда формируется отвлеченное понятие сходства и применяется к объектам, соответствующим друг другу лишь по абстрактному признаку. Некоторые животные способны выйти на этот уровень. Предполагается, что именно высокий уровень обобщения стал эволюционной предпосылкой к развитию языка у человека.
Биолог Зоя Зорина об интеллекте животных
От компьютерных игр не становятся глупее
Существует стереотип, что от компьютерных игр люди глупеют, но это не согласуется с данными экспериментов ученых. Некоторые исследования показывают, что у геймеров развиваются пространственные способности, которые связаны с ориентацией в трехмерном пространстве, в переносе трехмерного пространства на двухмерное. Считается, что женщины хуже справляются с пространственными задачами, чем мужчины. Это представление породило множество анекдотов о девушках за рулем. Однако в экспериментах женщины, которые играют в компьютерные игры, так же хорошо справляются с пространственными задачами, как и играющие в компьютерные игры мужчины. Геймеры также лучше справляются с мультитаскингом, и это может быть применимо в их повседневной деятельности. Существуют исследования, показывающие увеличение объема рабочей памяти у геймеров.
Тем не менее сложности, связанные с выстраиванием методологии исследований компьютерных игр и интеллекта, мешают получить достоверные, воспроизводимые результаты. Наиболее адекватный на сегодня вывод заключается в том, что компьютерные игры слабо влияют на процессы в мозге человека: их эффект не такой сильный, как хотелось бы сторонникам или противникам компьютерных игр.
ПостНаука развенчивает научные мифы и знакомит читателей с комментариями наших экспертов, которые объясняют общепринятые заблуждения. Мы попросили наших авторов рассказать о причинах, по которым сформировались те или иные устоявшиеся представления о головном мозге.
Мозг работает всего на 10%
Это неправда. Когда мы регистрируем активность мозга, в частности активность нервных клеток, можно посчитать, сколько нейронов мы можем встретить при регистрации с помощью отдельного электрода. Зная чувствительность электрода, на каком расстоянии он «слышит» нейроны, и зная, что данный электрод может чувствовать нейроны в определенном объеме, по морфологическим срезам мы можем установить, что в данном объеме мозга находится, например, 1000 клеток. Но при этом, когда электрод находится в мозге, мы слышим, что активных нейронов очень мало, как раз в районе 5–10% или даже меньше.
Но такое понимание работы мозга ошибочно, потому что регистрация этих нейронов происходит в моменты, когда животное или человек осуществляют какое-то поведение, заняты какой-то деятельностью. Если мы говорим о свободноподвижном животном, которое находится в сознании и выполняет какую-то деятельность, получается, что в каждом отдельно выполняемом виде деятельности принимают участие не все нейроны, а именно какой-то процент от их общего количества. Человек не может одновременно вести машину, читать книгу, играть на пианино и кататься на горных лыжах. Соответственно, в конкретный момент времени, когда выполняется определенный вид деятельности, регистрируется активность одних нейронов, в другой момент — активность других нейронов и так далее. Таким образом, регистрация совсем небольшого процента задействованных в определенном виде деятельности нейронов вовсе не означает, что мозг не работает на все 100%, а работает всего на 10% (в смысле «плохо» работает).
Рекомендуем по этой теме:
https://postnauka.ru/faq/25920
FAQFAQ: Поведенческая специализация нейрона
Ольга Сварник
кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психофизиологии им. В. Б. Швыркова Института психологии РАН
Уровень интеллекта зависит от размера мозга
Это неправда. Кажется, что это очень просто: измерить уровень интеллекта и размер мозга и выявить, связано одно с другим или нет. Но как измерить уровень интеллекта? Конечно, существуют стандартные тесты, например IQ-тест, который может измерить уровень определенных интеллектуальных способностей. Но когда мы говорим про интеллект вообще, это не всегда умение решать математические задачи или вращать какую-то фигуру в пространстве. Скорее, это решение повседневных задач или вопросов, планирование, общение и многое другое. Такие способности в стандартных тестах, которые выполняются почти всегда в письменном виде, выявить достаточно сложно. Поэтому мы не можем сравнивать размер мозга и общий уровень интеллекта, а можем говорить лишь о взаимосвязи с результатами определенных тестов. Конечно, такие исследования были, и действительно большинство исследований находило позитивную корреляцию. Но даже в самых лучших случаях размер мозга объяснял от 5% до 10% результатов тестов на интеллект.
Рекомендуем по этой теме:
https://postnauka.ru/video/25891
ВИДЕО
33255 85
Особенности развития мозга человека
Помимо всего прочего, существует эволюционный аспект. Считается, что в ходе эволюции мозг человека увеличивался вместе с уровнем интеллекта. Но если мы посмотрим на эволюционную историю нашего вида, мы увидим, что это не совсем так. Мозг неандертальцев или Homo sapiens, которые жили около 100 тысяч лет назад, был больше, чем у современного человека, то есть за последние 100 тысяч лет средний размер мозга у людей уменьшился. Поэтому в эволюционном процессе также нельзя увидеть прямой корреляции между увеличением размера мозга и повышением уровня интеллектуальных способностей.
Филипп Хайтович
PhD in Biology, профессор Сколтеха
Мозг — это серое вещество
Это неправда. Когда говорят о мозге как о «сером веществе», возникает представление о некоей однородной серой массе, неорганизованной структуре, в которой тем не менее проистекают процессы, связанные с решением жизненно важных вопросов. Действительно, традиционно принято говорить о «сером веществе» (областях мозга, богатых телами нейронов) и «белом веществе» (областях, обогащенных миелинизированными аксонами). На самом деле структура мозга гораздо сложнее.
Головной мозг состоит из большого количества структур, каждая из которых имеет свои функции и при этом сложно организована. В качестве примеров можно привести гиппокамп, миндалину, прилежащее ядро, таламус и так далее. Каждая структура мозга состоит из большого количества разных клеток. Их можно разделить на нейроны и глиальные клетки. К клеткам глии относят астроциты, олигодендроциты и микроглиальные клетки. Нейроны также могут различаться по типу: это могут быть возбуждающие глутаматергические нейроны, могут быть тормозные ГАМКергические нейроны и так далее. Такая структура, как медиальный септум, богата нейронами, которые в качестве основного своего нейромедиатора имеют ацетилхолин; другая структура — черная субстанция — содержит большое число нейронов, основным нейромедиатором которых является дофамин. Нарушение в работе данных типов нейронов наблюдается при развитии таких нейродегенеративных заболеваний, как болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона.
Рекомендуем по этой теме:
https://postnauka.ru/video/432
ВИДЕО
6270 4
Структура нервных клеток
Нервные клетки, составляющие структуру мозга, формируют между собой нейронную сеть. Они взаимодействуют посредством электрических синапсов и проводят сигналы, приходящие от периферических структур. Эти связи пластичны — эффективность проведения электрического импульсов может увеличиваться (в таком случае говорят о потенциации) или уменьшаться (в этом случае говорят о депрессии). Свойство пластичности — фундаментальное свойство нервной системы, которое позволяет ей обрабатывать, хранить и воспроизводить информацию. Таким образом, мы можем говорить о том, что мозг еще и постоянно меняющаяся структура. Важно отметить, что нервная система — самая сложноорганизованная система нашего организма.
Сергей Саложин
кандидат биологических наук, заведующий лабораторией молекулярной нейробиологии Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН
Левое полушарие мозга отвечает за рациональность, а правое — за творчество
Это правда лишь отчасти. Нельзя однозначно утверждать, какое полушарие преобладает в решении рациональных и творческих задач, так как это ведет к сильному упрощению представлений о том, как работает головной мозг. Некорректно считать, что одно полушарие отвечает за один процесс, а второе — за иной, так как весь мозг так или иначе задействован в любых психических процессах. Однако существуют задачи, в решении которых в большей степени задействовано одно из полушарий. Например, при решении пространственных задач доминантно правое полушарие, но и левое вносит важный вклад в эти процессы. Если вам нужно написать изложение, его содержание сначала необходимо понять, и в этом будут участвовать и правое, и левое полушария. А вот в самом составлении текста будет больше задействовано левое полушарие.
Распределение задач, которые решают оба полушария, вовсе не статично, оно меняется с возрастом. Рассмотрим речь. У взрослых и новорожденных при восприятии слов активируется левое полушарие, при восприятии интонаций — правое. Однако у детей 10–18 месяцев речь вызывает активацию обоих полушарий, больше справа, и поражение правого полушария ведет к более выраженному отставанию в развитии жестов, в понимании речи и в появлении новых слов. В возрасте от 19 до 31 месяца — другая картина. Теперь уже при поражении левой височной доли возникают более грубые нарушения развития лексики и грамматики. При этом можно было бы ожидать и нарушение понимания речи, это соответствовало бы картине, наблюдаемой у взрослых, но оно практически отсутствует, так как понимание осуществляется с помощью структур правого полушария.
Рекомендуем по этой теме:
https://postnauka.ru/books/16207
КНИГИ5 книг о когнитивной психологии
Что же касается расхожего мнения, что люди с лучше развитым левым полушарием отличаются рациональностью, а с правым — творческими способностями, новаторством, то это опять слишком простое прямолинейное решение. Исследование одаренных школьников, победителей математических олимпиад высокого уровня, показало, что среди них были и отчетливые правши, и левши, и амбидекстры (люди с одинаковой ловкостью рук), то есть эти школьники имели несколько разное распределение функций по полушариям. Так, известно, что у большинства взрослых правшей (не у всех!) доминирует по речи и речевому мышлению левое полушарие, у левшей и амбидекстров эти функции распределены по обоим полушариям, причем существует большая вариативность в таком распределении. Эти дети уже добились успехов и, будем надеяться, добьются еще больших. В их решениях были и будут и творчество, и рациональность. Взаимодействие полушарий — это общее правило для всех высших психических функций.
Татьяна Ахутина
доктор психологических наук, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Мозг работает как компьютер
Это неправда. Очень часто представление людей о мозге и сознании связано с техническими инновациями, которые есть на данный момент. Когда новейшим достижением техники являлись часы, мозг представлялся в виде набора шестеренок. Затем, когда появилась телефонная сеть, мозг часто представляли в виде коммутационного аппарата, соединяющего пучки проводов. Поэтому совсем неудивительно, что мозг стали сравнивать с компьютером, так как именно компьютер стал универсальным инструментом для вычислений, позволившим решать многие задачи, требующие от человека недюжинного интеллекта.
На самом деле, если мы посмотрим на то, как устроены современные компьютеры и как устроен мозг, мы увидим, что различия между ними фундаментальны. В компьютере программа, хранимая в памяти, исполняется при помощи процессора, таким образом, память и вычисления разнесены. В мозге же это разделение отсутствует, фактически память и вычисление в нем совмещены друг с другом за счет того, что память хранится в структуре связей между нервными клетками, которые и совершают вычисления. Поэтому в компьютер можно легко загрузить новую программу и на имеющемся процессоре получить абсолютно другую функциональность. В мозге это сделать практически невозможно, потому что для этого пришлось бы одновременно изменить связи между миллионами нейронов.
Рекомендуем по этой теме:
https://postnauka.ru/video/180
ВИДЕО
21849 7
Искусственный интеллект
Еще одно важное отличие заключается в том, что мозг имеет параллельную архитектуру и все нейроны могут обрабатывать информацию независимо друг от друга, тогда как в большинстве современных компьютеров вычисления организованы последовательно. Это позволяет мозгу очень эффективно выполнять важные для организма задачи. Архитектура современных компьютеров неустойчива к ошибкам: обычно, если мы удалим какую-то часть программы, это повлечет сбой в работе всей программы в целом. Мозг способен сохранять свою функциональность, когда отдельные клетки перестают работать. Разрушение даже достаточно крупных областей мозга в большинстве случаев несильно влияет на выполнение им основных функций. Это связано с тем, что мозг был создан эволюцией для того, чтобы обеспечить выживание организма при ненадежности отдельных клеток нервной системы.