Эта сказка – очень популярный «бродячий сюжет», известный и в Европе, и в России в самых разных вариациях.
Каждый рассказчик переиначивает сюжет по-своему, поэтому иногда из сказки исчезают логические звенья.
Разберем один из вариантов, первый, подвернувшийся под руку ( в русском фольклоре их 24).
В начале повествования Аленушка проявляет чудеса осведомленности, сообщая братцу, что употребление воды из копытца ведет к (необратимым?) генным мутациям. Несмотря на теоретическую подкованность, она не догадывается захватить с собой туесок водицы, и глупенький братец превращается в парнокопытное.
(Кстати: кто-то еще удивляется, что народ, взращенный на этой сказке, заряжал воду перед телевизором?..)
Потом Аленушка «удачно выходит замуж» и оставляет братца жить у себя. И тут приходит завистливая ведьма и зовет Аленушку на речку купаться.
Аленушка простодушно соглашается, затем безропотно дает навязать себе на шею камень ( который, очевидно, был заранее заготовлен ведьмой и спрятан в кустах) и дает себя столкнуть в… речку, омут и даже море ( в разных вариантах сказки – разные водоемы).
А дальше логика исчезает из повествования окончательно.
Ведьма принимает облик Аленушки и начинает жить с купцом в качестве супруги. А братец Иванушка, каким-то непостижимым образом узнав, что Аленушка
не умерла, ходит на бережок и пытается выманить сестру со дна реки, но та, словно в какой-то апатии, отмахивается от него.
Итак, из этого явствует, что Аленушка: а) жива б) способна воспринимать информацию. Ведьма рассчитывала, что Аленушка, как и все приличные хомо сапиенс, упав в водоем, захлебнется и погибнет. Но она жива, однако при этом почему-то не желает отвязать камень и вернуться к братцу. Вроде бы ведьма ей рук не связывала?
Может, камень какой волшебный, который просто так с шеи не снимешь?
Ну а Аленушка-ихтиандр, длительное время живущая под водой без воздуха и пропитания, ухитряющаяся слышать братца сквозь толщу воды, конечно, самая обычная, среднестатистическая барышня. Куда ей с камнем справиться...
Далее, ведьма узнает о том, что козленок регулярно совершает променад на берег водоема и пытается вызволить сестрицу.
Ведьма, испугавшись разоблачения, просит мужа зарезать козленочка.
И тут, внимание, самый кафкианский пассаж:
Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные...
Козленочек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:
- Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.
До этого момента я наивно полагала, что речи козленочка может слышать только сестра, предающаяся хандре на дне реки.
Нет!
Оказывается, козленок не утратил способности разговаривать, доносить свои мысли до кого угодно!
Так как насчет плана «б» -
просто все рассказать мужу Аленушки?..
Но нет, по каким-то для меня совершенно непостижимым причинам сделать это невозможно. Молчание козлят, и все тут.
Слуга выслеживает козленка, слышит диалог между ним и сестрой (что еще раз доказывает, что брат и сестра ведут обычный, а не телепатический, диалог).
Кстати, у Аленушки тоже есть план «б»: кричать весь день «Люди, помогите!»
Ведь других неотложных дел на дне омута у нее, кажется, нет.
Но идем дальше.
Слуга сообщает хозяину правду:
Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег.
Учитывая, что Аленушка не рыба, свободно перемещающаяся в воде, как ей поможет сеть? Ее ведь занесло песком и опутало водорослями ( "Шелкова трава ноги спутала, Желты пески на груди легли...").
Ну не столь важно, конечно. В общем, непотопляемую Аленушку извлекли со дна, и тут:
... козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
Что мешало ему это сделать раньше?..
Справедливости ради заметим, что в других вариантах сказки Иванушка все же остается козленочком.