Как мы привыкли смотреть «Служебный роман»? Слабый мужчина ищет женщину (тема
чтобы найти кого-то - звучит не только со стороны Калугиной) и, вопреки всякой природной, эволюционной логике, наконец-то её находит. Он - никакой. Она - звезда. Я сама это писала о них. А ведь можно посмотреть на это иначе. Глубже. Дальше. Ширше. В смысле - шире. Так слаб ли Анатолий Ефремович? Первое, что сразу вспоминается - он один воспитывает двоих сыновей, что, само по себе, довольно тяжёлое, энергозатратное, ответственное занятие. При этом Верочка нам сообщает: жена в своё время бросила Толика, загуляла, точнее - закрутила.
Кадр из фильма «Служебный роман».
Дальше ещё интереснее - отец отсудил у матери детей. Меж тем, обычная практика - оставлять детей женщине, превращая, таким образом, даже самого прилежного отца в «воскресного папу». Представить, что бывшая жена Новосельцева сделалась алкашкой или уголовницей, почему суд и пошёл навстречу именно отцу, как-то невозможно. Стало быть наш Ефремович проявил великую твёрдость, чтобы отобрать сыновей у мамаши.
Впрочем, он об этом и сам говорит в одном из диалогов с Калугиной. Был бы тряпкой - остался бы «воскресным папой». Идём дальше. Именно Новосельцев дал в морду Самохвалову - не просто своему бывшему институтскому корешу, но и непосредственному начальнику. За подлость в отношении дуры-Оленьки. Замечу, что с Оленькой - просто дружба, а не служебный роман. Как сказал Остап Бендер, правда, по иному поводу:
«Вы мне, в конце концов, не мать, не сестра и не любовница!»
И, тем не менее. Рыжова, если по честному, сама виновата - пыталась разбить семью, причём не только чужую, но и свою. Но для Толика, дворового «центрового» мальчика, понятие чести, видимо, было всё-таки базовым. Вспоминаем мальчиков-мушкетёров из повестей Нагибина и Крапивина. Защитить женщину - святой долг всякого идальго... Центровой - в смысле коренной житель исторического центра Москвы. Он и сейчас (то есть по фильму) там живёт.
Именно Анатолий Ефремович говорит Калугиной малоприятную правду, которую знали все, но никто и никогда не высказывал. Напомню, что у него дома два сына, поэтому увольнение или же опала были бы для него весьма некстати. Что ещё? Разумеется то, что Новосельцев не побоялся жениться на очень сложной женщине. Не побоялся он, видимо, и рождения ещё одного мальчика. Очень надеюсь, что Калугина бросила руководство, села дома и научилась различать грибы. Получается, что, как раз,
Прокофий Людмилович - слабая и испуганная женщина, которая долгие годы носила броню. И только лишь Новосельцев увидел, что когда Калугина плачет, она -
настоящая.
Зина Корзина (с)