БЕЛЕМНИТЫ
Белемниты (
Belemnitida) — это представители отряда вымерших беспозвоночных животных класса
головоногих моллюсков (подкласс Coleoidea), отряд
внутрираковинных. Белемниты существовали с каменноугольного по палеогеновый период.
Белемниты родственны современным головоногим моллюскам — осьминогам, каракатицам и кальмарам. Среди вымерших головоногих к ним наиболее близки
белемнотеутиды(Belemnoteuthina) — нечто среднее между белемнитами и кальмарами,
фрагмотеутиды(Phragmoteuthida) и
аулакоцератиды (Aulacoceratida).
Внешне белемниты были похожи на кальмаров, но, в отличие от них, имели внутреннюю раковину, состоящую из трёх частей — тонкую пластинку над телом —
проостракум, разделенный, на камеры
фрагмокон и на конце тела, за фрагмоконом —
ростр.
Лучше всего в ископаемом состоянии сохраняется именно
ростр белемнита — прочное
коническое образование, находившееся на заднем конце тела. Известны отпечатки мягкого тела белемнитов. У них было десять щупалец, кальмароподобное строение тела, плавники на остром конце туловища. На щупальцах были расположены крючки. Ископаемые ростры белемнитов целиком состоят из минерала кальцита.
Именно ростр и можно видеть, и их же чаще всего и именуют
«белемнитами», так же как «аммонитами»» обычно называют
раковины аммонитов.
Ростр сохраняется лучше всего за счет своей прочности. Считается, что ростр был необходим для выравнивания тела в воде — как противовес голове и щупальцам животного и для лучшего управления движением — чтобы белемнит, плывущий острым концом вперед, не вилял из стороны в сторону. Видимо, к ростру крепились и хрящи, служащие основанием плавников.
Так как белемниты относятся к
внутрираковинным головоногим моллюскам, то все части их раковины располагались внутри тела. Впрочем, у некоторых родов белемнитов ростр, скорее всего, был покрыт тонкой прозрачной кожей, о чём свидетельствует прижизненная окраска ростра, обнаруженная на некоторых образцах, а окраска нужна животному лишь на видимых частях тела. Тем более, что у белемнитов окраска располагается только на одной стороне ростра, как и окраска раковин у других головоногих — современных наутилусов и вымерших прямораковинных форм. У других родов белемнитов ростры были явно глубоко в теле — у таких форм они покрыты отпечатками кровеносных сосудов.
В длину белемниты обычно достигали 15-20 см, но в среднеюрских отложений Европы известен вид
Megateuthis gigantea, длина ростра которого достигала 50 сантиметров, т.е. общая длина тела белемнита могла доходить
до 3 метров!
Белемниты обитали в морях, вели хищный образ жизни, большинство белемнитов хорошо плавало, они были
активными хищниками. И судя по большому количеству ростров в юрских отложениях, в основном они вели образ жизни, похожий на образ жизни современных кальмаров – плавали огромными стаями, состоящими из особей одного размера и возраста. Но возможно, что как и среди кальмаров, среди них были и виды, склонные к одиночному образу жизни.
В связи с широким распространением, обилием родов (около 50) и видов, а также их быстрой сменой во времени белемниты служат
руководящими ископаемыми для юрских и меловых отложений.
Ростры белемнитов
Время распространения белемнитов — с карбона по мел. Считается, что их предками, также как и предками
аулакоцератид и аммонитов были
бакритоидеи (Bactritida) — немногочисленная и загадочная группа головоногих с прямой раковиной.
Впрочем, датировка каменноугольных белемнитов вызывает сомнение у некоторых палеонтологов. Возможно, белемниты появились где-то на границе палеозоя и мезозоя, в
перми или триасе, но широко распространились лишь начиная с
триасового периода.
Белемниты, как и аммониты, в большинстве своём не пережили «эпоху великого вымирания» в конце мезозоя.
Есть данные о том, что ростры белемнитов найдены и в отложениях, датированных палеогеном, в самом начале кайнозоя, хотя эти данные у многих ученых также вызывают сомнения. Впрочем, даже если белемниты и сохранились до палеогена, это уже были явно последние и немногочисленные представители отряда.
В Центральной России белемниты встречаются
очень часто практически во всех юрских отложениях. Но, в отличие от аммонитов, белемниты не столь красивы и их ростры мало отличаются друг от друга.
Иногда на рострах видны следы сверления и выедания
детритофагами, иногда — домики червей (серпул) и мшанки, это значить, что ростр долго лежал на дне моря, и донные животные потихоньку его заселяли. Изредка попадаются ростры и с прижизненными повреждениями — деформациями или следами укусов акул и рептилий.
Народное название белемнитов — «чёртов палец», «громовая стрела», «стрелы Перуна». Считалось, что аммониты образуются там, где в песок ударяет молния.
Порошок из белемнита до сих используется в «народной медицине» в качестве подсушивающей присыпки для ран (так как он состоит из кальцита, и вообщем-то безопасен для здоровья человека). Но наряду с этим
абсолютно безосновательно утверждается, что этот порошок обладает «
чудодейственными антисептическими свойствами», хотя никаких объективных доказательств никогда и никем представлено не было.
Тем не менее, в китайской медицине «Чжуд-Ши», которая сформировалась в Тибете к VII веку нашей эры, ростры белемнитов известны под названием «коровий сосок». Они описаны в древнем атласе тибетской медицины и являются важной составной частью так называемых «секретных лекарств», «медицинских средств особой силы», их рецепты нигде не описываются, но лишь передаются устно от учителя — ученику. За «выдачу» рецепта постороннему целитель лишается права врачевать и его изгоняют из Тибета.
В Китае белемниты известны под названием «зуб дракона». Такое название, скорее всего, объясняется тем, что ростры часто находят рядом с остатками скелетов динозавров, которых в Китае и называют «драконами». А по своей форме ростры действительно очень похожи на зубы. «Зубы дракона» в Китае настолько популярны, что используются для лечения едва ли не всех болезней, и за нескольких тысячелетий китайцы собрали почти все доступные им белемниты.
АММОНИТЫ
Аммониты (
Ammonoidea) — вымерший подкласс головоногих моллюсков, существовавших с девона по мел. Свое название аммониты получили в честь древнеегипетского божества Амона со спиральными рогами.
В 1789 году французский зоолог Жан Брюгье дал им латинское название «аммонитос» в честь древнеегипетского солнечного божества Амона Фиванского, изображавшегося с закрученными рогами овна, которые напоминает раковина аммонитов. Культ Амона был чрезвычайно распространен в храмах древнеегипетского Среднего Царства и жрецы провозгласили его одним из воплощений бога Ра, который был главным божеством египетского пантеона, и стали называть его Амон-Ра.
В те времена был известен только один род аммонитов, а сейчас их насчитывается уже
около 3 тысяч и постоянно появляются описания новых видов.
Большинство аммонитов имели наружную раковину, состоящую из нескольких оборотов, располагающихся в одной плоскости, соприкасающихся друг с другом или в различной степени перекрывающих друг друга. Такие раковины называются
мономорфными. Значительно реже (в основном в меловом периоде) встречаются аммониты с раковиной неправильной формы —
гетероморфной.
Объёмлемость оборотов отражает отношение последующего оборота к предыдущему. По этому признаку раковины аммонитов делятся на
инволютные (полное перекрывание),
полуинволютные и полуэволютные (частичное перекрывание),
эволютные (последующий оборот только соприкасается с предыдущим).
Раковина аммонитов была разделена на много камер, ближайшая к устью была жилой. Длина жилой камеры варьируется от 0.5 до 2 оборотов. Большинство камер, если судить по современным наутилусам, было заполнено газом (воздушные камеры), несколько — жидкостью (гидростатические камеры). Перегородка между камерами аммонитов имеет гофрированный край, который образует сложную линию прикрепления к раковине —
лопастную линию, её строение один из основных систематических признаков аммонитов (выделяют четыре типа лопастной линии).
Большинство аммонитов относится к экологической группе
нектона, то есть
свободно плавающих в толще воды организмов. Однако некоторые
гетероморфные формы были представителями
бентосного (донного) сообщества.
Аммониты были хищники и очень зависели от определённой солёности воды, что связано с их способом передвигаться в толще воды (чем более солёная вода, тем она, естественно более плотная). Это называется
стеногалинностью.
Плавали он вероятно не очень быстро и хорошо, а лучшими пловцами среди аммонитов были формы с чётко выраженным килем (например Cardioceras).
Многие палеонтологи считают, что сложная лопастная линия — это приспособление к широкому распространению по вертикали в толще воды (эврибатности), так как сложная лопастная линия имеет большую площадь, а, следовательно, лучше упрочняет раковину.
Огромная раковина Parapuzosia seppenradensis
Различна также и сама «скульптура» раковины: различают гладкие и разнообразные скульптурированные раковины с различным типом ветвления ребер, местоположением бугорков и т. д.
Фрагмент гигантского аммонита. Полуостров Мангышлак, Казахстан, 1988 год. Фото автора
Размеры аммонитов различны: от 1-2 см до 2 м в диаметре (Parapuzosia seppenradensis). Автором в меловых отложения полуострова Мангышлак (Западный Казахстан), в 1988 году был найден аммонит диаметром около 1 метра и гигантский аммонит диаметром более двух метров. Но, к сожалению, «по техническим причинам» доставить их в Москву не было возможности.
В группе аммонитов различают много семейств и родов и
несколько тысяч видов.
Аммониты являются руководящими окаменелостями триасовых, юрских и меловых отложений.
Значительное большинство аммонитов представляет раковины, свернутые спирально в одной плоскости, бывают и шаровидные, вздутые, плоские, развернутые, крючковатые, прямые и винтообразные формы (Hamites, Turrilites, Baculites, Crioceras, Scaphites).
Простейшие аммониты, Goniatites, появились ещё в
силурийском периоде, в
триасе появляются различные цератиты (Ceratites), а наибольшего развития
настоящие аммониты достигли в юре и мелу, в конце меловой эпохи эта разнообразная и богатая группа моллюсков совершенно исчезла.
Аммонит рода Asteroceras
Ископаемая раковина аммонита вида Discoscaphites iris
Раковина аммонита для многих народов мира считается символом семейного счастья, достатка и благополучия, а в более широком понимании — бесконечности, и якобы аммонит дает предвидение и ощущение связи времен.
В Ирландии раковины аммонитов называли «окаменевшими змеями», в Германии — «золотыми улитками».
Шаманы и колдуны использовали (да и используют до сих пор) аммониты для связи с «другим» миром и для усиления предвидения. Греки, как и египтяне, клали аммонит в изголовье на ночь и верили, что они увидят грядущей ночью хороший сон.
Кстати, раковина аммонита своим строением следует закону логарифмической спирали, по принципу которой построена и наша Галактика.
А.А. Каздым,
кандидат геолого-минаралогических наук, член МОИП