фотография и свет - Рембрандт, Дюрер, Рубенс и Брюллов
16 февраля, 2015
Как уже замечалось ранее – свет для создания качественной фотографии или видео это всё! Ну, или почти всё. И если кто-то, кое-где у нас порой… начинает гнать пургу про супер-пупер-афигенные камеры, толстые и длинные объективы – не верьте, это – лжец! Свет – вот что решает качество картинки. (также как любовь решает качество секса)))
Именно поэтому мы обратимся к истории изобразительного искусства. Ведь там, более чем в другом месте можно проследить за прогрессом в отрасли работы со светом. Причём мы не будет рассматривать лодырей-импрессионистов и
маразматиков абстракционистов. Даже родные передвижники нам не указ. Кто-то спросит: почему? Ответ простой –
любой искусствовед, способный часами вешать лапшу на уши про различные тенденции в живописи, квадраты малевичей или стога Мане, танцы Матисса или пляски Гогена – так вот такой персонаж однажды вдруг меняется и сбрасывает шкуру хамелеона. Сказать когда это случается? Некоторые уже догадались – при визите к врачу! Никто не хочет врача- импрессиониста, кубиста или абстракциониста! Даже фельдшеры-недоучки передвижники мало кого радуют. Всем подавай академический классицизм, без всякого треша и маразма!
Вот мы и поговорим о художниках этого направления. Еще раз озвучивается -
академический классицизм. Это очень трудоёмкие, тщательные и реалистичные произведения. Да и художников в данной отрасли не так уж много – как и положено, настоящее никогда не бывает массовым, и никогда не выходит из моды, потому как не входит ни в какую моду.
Итак – первый обзор – один источник света. Лучше всего этот способ подачи можно проиллюстрировать на имени Рембрандт. Этот художник строго применял всегда один источник света – скорее всего это было окно. В наших условиях это можно заменить софтбоксом, это такой модификатор света. Некоторая сложность тут в том, что для достаточно хорошей световой картины необходим размер поля сравнимый с размером объекта, т.е. для полного роста надо 120-150 сантиметров. А это уже стационарная студийная осветительная аппаратура.
На иллюстрации (в начале материала) можно увидеть «фирменный Рембрандтовский портретный свет» - это когда свет выше точки съёмки на 1-1.5 метра, и уведён в сторону так, чтобы на теневой стороне лица образовался характерный «треугольник» ниже глаза. Для нас этот свет на самом деле интересен лишь как пример минималистки. Мы, уважаем моногамию, но интерес к бОльшему количеству всегда есть, так уж выходит!
Так и мы подходим, что один в поле неплох, но вдвоём явно веселее, и не только в чистом поле. Следующая камасутрия – два источника света. Для академического классицизма это был ход очень неожиданный, и в какой-то мере смелый для его реализма. Ведь в обычных условиях два источника света встречаются не так уж и часто, и такие ситуации чаще создаются сознательно. Но, это не останавливало художников. Лучше всего это можно поглядеть на примере таких мастеров как
Дюрер и Рубенс - ниже.
Как видно – стало явно веселее, и событийнее, тем более, что для сцен, когда людей много, один источник очень плохо работает.
И тут мы подходим к предельной степени виртуозности подачи света. Автор осмелится сравнить свет с языком для писателя или поэта. Чем больше знает и умеет применять мастер - тем интереснее у него получается конечный результат. Вспоминая Бродского, стоит отметить, как последний настоятельно рекомендовал читать словарь, чтобы запомнить как можно больше слов. Со световыми схемами картина абсолютно аналогичная: чем чаще и больше - тем лучше владение светом. И, по мнению автора пиковых значений это искусство в академической живописи достигло у Карла Брюллова, когда он создавал картины с множеством источников света.
и вот - фотография, которая повторяет световую схему картины Брюллова "итальянский полдень"
а это бэкстэйдж, который показывает пять из семи источников света:
Как видно, создать такое совсем не просто, это фактически уровень мастерства сравнимый с этюдами Паганини и виршами Велимира Хлебникова
А ниже - это высочашее мастерство, которое показывает работу с множеством источников света в огромной сцене с большим количеством актёров.
Картина "Последний день Помпеи" представляет собой хрестоматию для кинематографических режиссёров и светотехников, такая работа со светом стала основой для техничных фильмов в классическом кинематографе.
РS помните – если нет ни одного источника света – фотография не получится хорошей никогда, без света фото – как интим без любви