Одно из первых впечатлений в Европе - это присутствие огромного числа немецких туристов. Немцы - самая туристическая нация. И не только потому, что в Германии длительные отпуска (у членов профсоюзов - до 40 дней) и высокий уровень жизни. Но в том числе - в силу исторических традиций, заложенных при Гитлере.
Когда говорят о социальных программах Третьего Рейха, то чаще всего вспоминают введённые при Гитлере массовые общественные работы, позволившие сильно снизить безработицу (только на строительстве автобанов было занято 600 тыс. человек). Но почти не упоминают о грандиозной туристической программе.
Вскоре после своего прихода к власти нацисты увеличили минимальный годовой отпуск промышленного рабочего с 3 дней до 6 (для молодёжи - до 7; в конце 1930-х – до 10 и 14 дней соответственно), одновременно широко пропагандируя доступные отпускные путешествия и экскурсии. Этими вопросами ведала созданная в рамках ДАФ организация "Сила через радость". Её деятельность отличали быстрые видимые результаты. Так, считавшиеся ранее уделом буржуазии виды спорта и активного отдыха становились доступными для рабочих. Например, это относится к парусному спорту и горным лыжам. Однонедельный курс занятий, включая инструктора, плюс проживание, питание, инвентарь и расходы на дорогу, стоил 23 марки. При этом средняя зарплата в Германии в 1935 году составляла 170 марок.
Цены для отпускников удерживались на доступном уровне за счёт многочисленных специальных скидок. Так, в железнодорожном вагоне третьего класса едущий в отпуск мог купить билет на 50-75% дешевле; аналогичная ценовая политика действовала и в отношении гостиниц и питания. При этом уровень комфорта намеренно снижался, чтобы сделать доступными для рабочих развлечения, которые в то время считались прерогативой лишь буржуазии и аристократии.
Наглядным примером этого может служить морской туризм. В этот считавшийся самым элитным вид путешествий нацисты с помощью "Силы через радость" также вознамерились вовлечь рабочих.
В результате недельный круиз на Мадейру в случае покупки путёвки в "Силе через радость", обходился в 150 марок. За 55 марок можно было совершить пятидневное плавание в Норвегию. Организовывались просветительские экскурсии в Венецию, Неаполь и Афины.
Первоначально для таких круизов арендовались старые, плохо приспособленные суда: с душными спальными залами и самым примитивным санитарно-гигиеническим оборудованием. Затем 1 мая (этот день, в который рабочие разных стран проводили акции борьбы за свои права, в Третьем рейхе был объявлен государственным праздником - Днём национального труда) 1936 года в Киле были заложены два современных лайнера-близнеца водоизмещением по 25 тыс. тонн: "Вильгльм Густлов" и "Роберт Лей". Однако их внутреннее устройство существенно отличалось от пассажирских лайнеров, строившихся в то время в других западных странах. Их интерьеры не поражали глаз изысканностью и роскошью; не было и деления кают по классам. Зато их вместимость была увеличена до 1600 пассажиров, которые, имея минимально необходимые удобства, могли путешествовать на этих кораблях за умеренную плату.
Активно развивался и внутренний туризм. Так, можно было совершить однодневную просветительскую экскурсию в Лейпциг всего за 4,5 рейхсмарки (зарплата за половину рабочего дня), включая поезд, обед, карту города и 1-2 билета на выставки. "Сила через радость" также организовывала поездки рабочих на Байрейтский фестиваль музыки Вагнера. Недельное пребывание по этой льготной путёвке стоило 65 рейхсмарок и включало в себя проезд, три концерта, проживание в гостинице, питание.
О развитии туризма в Третьем Рейхе свидетельствует следующая статистика: в 1934 году в туристических путешествиях приняли участие 2,3 млн. жителей Германии, в 1936 - 6 млн., а в 1938 году - 10,3 млн. В сознании простого немца (рабочего и крестьянина) в те годы было заложено правило: каждый трудящийся имеет не просто право на отдых, но отдых – это ещё и обязанность.