Последствия признания Абхазии и Южной Осетии
Перечислим основные последствия рекомендуемого решения (как положительные, так и отрицательные).
3.1. Для внутренней политики и российской государственности:
укрепление авторитета государства, его основных институтов в масштабах всей Федерации
укрепление позиций президента Дмитрия Медведева как нового, сильного лидера страны, способного на масштабные решения национально-исторического значения; важно отметить, что Владимиру Путину, несмотря на его имидж «силовика» и «решительного лидера», за восемь лет президентства ни разу не приходилось принимать столь масштабных позитивных решений
импульс к консолидации вокруг нового президента РФ той части элит, которая сегодня относится лично к Медведеву прохладно
укрепление моральных и политических позиций федеральной власти в российских регионах Северного Кавказа
приобретение Москвой юридически обоснованных и выполнимых обязательств по восстановлению социально-экономической жизни Южной Осетии и Абхазии
приобретение Москвой юридически обоснованных и выполнимых обязательств по восстановлению социально-экономической жизни Южной Осетии и Абхазии
повышение авторитета федеральной власти в армии, создание новых предпосылок для реальной (а не исключительно пропагандистской, как в 2000-2008 гг.) модернизации Вооруженных сил страны
относительное ослабление сегмента правящей элиты, который проводит линию на ослабление геополитических позиций России как средства легализации представителей этого сегмента и их капиталов на Западе
создание существенных предпосылок для реальной (а не мифической) элитной модернизации, так как для обеспечения интересов России в новой реальности, которая сложится после признания Южной Осетии и Абхазии, потребуются действительно новые, инакомыслящие кадры
импульс к переходу от парадигмы утилизации советского наследства, в рамках которой, преимущественно, живет и действует правящая элита современной России, к парадигме модернизации, подразумевающей построение нового, современного, в полной мере независимого российского государства, преодоление транзитного постсоветского синдрома, который был и остается определяющим для государственности РФ с 1992 г.
3.2. Для внешней политики и положения России на международной арене.
Восстановление в элитах стран бывшего СССР утраченных за последние годы представлений о том, что Россия в состоянии гарантировать интересы своих союзников и потому вновь может рассматриваться в качестве одного из центров консолидации на евразийском хартленде (пространстве бывшей российско-советской Империи)
долгосрочный конфликт с Грузией, вероятно – разрыв дипломатических отношений; высокая вероятность создания базы НАТО в Грузии; впрочем, все это произойдет в том случае, если Грузия, со своей стороны, откажется признать Абхазию и Южную Осетию и тем самым открыть для себя самой качественно новые политические перспективы, включая чаемое членство в НАТО
вместе с тем, замедление движения Грузии в НАТО (заявления о том, что конфликт в Южной Осетии серьезно осложняет продвижение Грузии в НАТО, звучат уже не только из уст западных аналитиков, но и из уст официальных представителей стран альянса, в частности, именно об этом заявил 11 августа министр иностранных дел Италии Франко Фраттини); при том Грузия может оказаться в НАТО достаточно быстро, если, вслед за Россией, признает независимость Абхазии и Южной Осетии и положит тем самым конец неурегулированным конфликтам на своей территории; необходимо еще раз отметить, что в известном смысле признание Южной Осетии и Абхазии выгодно не только для этих стран и России, но и для Грузии как несостоявшейся мини-империи
дополнительный импульс к упрочению политической оси Киев – Тбилиси, к трансформации рыхлого и полуфантомного (на сегодняшний день) объединения ГУАМ в полноценный военно-политический альянс
ослабление влияния России на политическую элиту Украины и Украину в целом; возможно, обострение ситуации вокруг Черноморского флота в Крыму; активизация процесса создания базы НАТО на Украине; возможно, ускорение членства Украины в НАТО; в то же время, следует понимать, что у России сегодня нет принципиальных рычагов, с помощью которых можно было бы остановить движение Украины в НАТО; реальным препятствием на пути евроатлантической интеграции этой страны является лишь позиция ее народа, свыше 60% которого по-прежнему выступают против НАТО; решение России о признании Абхазии и Южной Осетии консолидирует антинатовскую и пророссийскую часть украинцев и, таким образом, отчасти компенсирует уменьшение влияния Москвы на украинские элиты
достаточно жесткий дипломатический и риторический конфликт с США и странами ЕС; возможно, временное понижение уровня дипломатических отношений с некоторыми государствами
инициирование жесткой антироссийской резолюции в Совете безопасности ООН: впрочем, подобная резолюция будет заблокирована РФ при вероятном нейтралитете Китая
настороженность со стороны Китая, имеющего неурегулированную проблему «непризнанного государства» в лице Тайваня и проблемы с сепаратистами в Тибете и Синьцзян-Уйгурском регионе, а также со стороны Казахстана как современного экономического патрона и крупнейшего инвестора Грузии (эта настороженность, однако, не будет иметь долгосрочных негативных последствий для российско-китайских и российско-казахстанских отношений, т. к. дружественное партнерство с Россией в ряде сфер остается в любом случае весьма важным для двух этих государств, а признание Абхазии и Южной Осетии не затрагивает прямо их жизненно важные интересы)
возможный срыв вступления России в ВТО, что, на наш взгляд, является скорее положительным, нежели отрицательным результатом:
- во-первых, дохийский раунд переговоров по ВТО показал, что эта международная организация находится в глубоком кризисе; после того, как противоречия между развитыми и развивающимися странами по вопросу о регулировании продовольственного рынка и дотировании сельскохозяйственного производства оказались непримиримыми, с высокой вероятностью можно предположить, что мировая торговля будет развиваться не столько на основе единых общеобязательных правил, сколько на базе двусторонних соглашений и региональных альянсов
- во-вторых, вступление в эту «проблемную» организацию не откроет внешних рынков для российского экспорта, зато серьезно ограничит суверенные полномочия государства по контролю над финансовой системой, регулированию внутреннего рынка и стимулированию производства; в частности, обязательствами перед ВТО обосновывается постепенное повышение внутренних цен на энергоносители до мировых, которое нанесло бы большой удар по перспективам реиндустриализации России и существенно ухудшило бы социальную обстановку
увеличение вероятности лишения России права проведения олимпиады в Сочи; впрочем, эта вероятность возрастет не принципиальным образом;
возможное замораживание некоторых крупных бизнес-проектов с российским участием на территории Евросоюза, в частности, газопроводов «Северный поток» и «Южный поток»; это последствие можно считать положительным, так как объективно государство Россия (не путать с миноритарными акционерами ОАО «Газпром» и коррумпированными чиновниками) заинтересована отнюдь не в наращивании экспорта природного газа, а, напротив а) в использовании сравнительно дешевого газа на внутреннем рынке в рамках стратегии и программ реиндустриализации; б) поддержании умеренных цен на газ для населения.
Несомненно, основными в числе названных международно-политических последствий являются те, что связаны с развитием взаимоотношений России со странами Запада. В краткосрочном плане рекомендуемое решение приведет к углублению кризиса в наших взаимоотношениях. Но в среднесрочной и долгосрочной перспективе эта мера будет, скорее, способствовать их нормализации.
Можно с уверенностью сказать, что после признания Москвой Абхазии и Южной Осетии в Вашингтоне и Брюсселе вздохнут с облегчением: будет ликвидирован взрывоопасный очаг региональной напряженности и источник постоянных рисков в отношениях западных стран с Москвой.
Для Европейского Союза стабилизация в регионе, которой, несомненно, будет способствовать российское решение о признании де-факто государств, объективно важна. Вашингтон, как обычно, не прочь поиграть в управляемый хаос. Но его интерес в стабилизации тоже присутствует – это трубопроводные маршруты транспортировки энергоносителей из Центральной Азии, главными из которых являются нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум (по которому, в случае постройки Транскаспийского газопровода, среднеазиатский газ выйдет на европейский рынок). Для безопасности этих маршрутов требуется не хаос, но долговременная стабильность.
Именно на основе принятого решения о признании и фактической демаркации сфер влияния с Западом в Кавказском регионе Россия сможет предоставить своим партнерам все необходимые гарантии безопасности проложенных по территории Грузии трубопроводных маршрутов (таковые, разумеется, не пролегают через территорию Абхазии и Южной Осетии). Эти транзитные проекты не несут угроз национальной безопасности России. Поэтому Москва не может и не должна противостоять им на военно-стратегическом уровне, но исключительно на геоэкономическом (см. об этом меморандум ИНС "Геоэкономические итоги газовой войны"). Кроме того, как уже было сказано, с точки зрения национальных интересов, наша страна заинтересована не в постоянном наращивании экспорта энергоносителей, а в оптимизации их использования внутри страны, в т.ч. в целях создания новых и возрождения старых перерабатывающих производств, т.е. использования естественных конкурентных преимуществ России для реиндустриализации страны и предоставления жителям РФ возможности пользоваться достаточно дешевыми энергоносителями.
Наконец, не надо забывать, что Западу Россия интересна как партнер в той мере, в какой она подтверждает свой статус и свой потенциал как региональной державы. Именно формирование полноценной, ответственной геополитической субъектности Москвы может стать дорогой к тем равноправным и ответственным отношениям с Западным миром, к которым стремится наша дипломатия.
4. Основной вывод
Решение Москвы о признании Южной Осетии и Абхазии качественно изменит саму Россию, выведет ее из промежуточного «постсоветского» состояния в новое национально-государственное измерение. Эти выводы, в целом, содержались в нашем меморандуме о необходимости признания Приднестровской Молдавской Республики.
«Сегодняшний выбор России… - утверждали мы в этой связи, - есть, по сути дела, выбор модели дальнейшего существования нашей страны.
Пришло время осознать следующее.
Россия, считающая пророссийские непризнанные государства сепаратистскими движениями, нарушающими принцип "территориальной целостности" бывших республик Союза, есть продукт распада СССР.
Россия, считающая их движениями воссоединения, отказавшимися от выхода из ее имперского пространства, есть продолжатель СССР и Российской Империи.
Каждый из этих вариантов имеет свою логику и свои органические последствия в истории. Мы убеждены, что, продолжая настаивать на выборе первой из них, Россия сама рискует оказаться несостоявшимся и полупризнанным государством, поскольку в ситуации динамично и непредсказуемо меняющейся мировой системы статус "бывшей союзной республики" не будет слишком убедительным основанием для сохранения столь значительного геополитического образования».
Но после войны в Южной Осетии ситуация изменилась. Сегодня решение о признании тех республик, которые существуют на основе российских гарантий, является для России уже не просто вопросом исторического долга и способом возобновления своего почти утраченного в прежние годы статуса региональной державы, а единственным позитивным (и даже спасительным) выходом из той международно-политической ситуации, в которой она оказалась.
Мы апеллируем уже не к политической воле или историческому мужеству Кремля – последние дни, впрочем, показали, что он не полностью лишен этих качеств, – а к его здравому смыслу и инстинкту самосохранения. Российские правители оказались в совершенно неожиданной для себя ситуации, когда риски признания Южной Осетии и Абхазии стали существенно ниже, чем риски отказа от их признания.
Возможно, в этом и состоит хитрость истории. По словам Фридриха Ницше: мы не будем сильными, если необходимость не заставит нас быть таковыми.
Полная статья - http://www.apn.ru/publications/article20639.htm