"НЕСПАРТАКОВСКАЯ" ПОБЕДА
Игорь РАБИНЕР
В начале прошлой недели мне позвонил приятель из Лос-Анджелеса, давний спартаковский болельщик. И с ходу выпалил: "В дерби в худшем случае будет ничья".
Учитывая, что днем ранее состоялся великолепный матч "Динамо" - ЦСКА, где динамовцы были хороши, а армейцы еще лучше, я лишь усмехнулся. И на всякий случай уточнил: "Почему?"
Повисла пауза. А потом с Западного побережья США донеслось лишь одно слово: "Интуиция".
Признаться, я забыл об этом разговоре спустя минуту после того, как положил трубку. И вспомнил лишь тогда, когда тот же товарищ в субботу вечером позвонил вновь и торжествующе провозгласил: "Ну что я тебе говорил?!"
Интуиция. Это единственное, что могло сподвигнуть взрослого, вменяемого, знающего футбол человека (а приятель мой в 90-е годы, до эмиграции, работал в российских клубах, в том числе в "Асмарале" у Бескова и Федотова) на оптимистичный для "Спартака" прогноз в этом дерби. С точки зрения логики аргументов не было. Ни одного.
Дошло до того, что один поклонник ЦСКА в нашей редакции предлагал каждому желающему поспорить на невероятных условиях. Коллега щедро отдавал потенциальному оппоненту не только победу "Спартака" и ничью, но и поражение в один мяч! И никто не рискнул!
Лично у меня до игры также не было ни малейших сомнений, что победит, и уверенно, ЦСКА. И только когда я занял место в ложе прессы Лужников, огляделся, прислушался и задумался - возникло какое-то странное ощущение. Которым тут же поделился с коллегами-соседями: "Как-то слишком однозначно все выглядит. Так не бывает".
Футбол - не математика и не компьютерный симулятор. Футбол - игра живых людей. На 90 процентов логики в нем приходится 10 процентов непредсказуемости и алогичности. И потому ничего-то в нем до конца не просчитаешь. В том и состоит его, футбола, прелесть и притягательность, что познать эту игру на сто процентов, вызубрить, как алгебру и физику, невозможно. В нем всегда остается место капельке чуда и фантастики. Иначе разве оказалась бы половина 60-тысячной субботней лужниковской аудитории спартаковской?
Если мы попробуем найти четкие игровые (а не психологические) объяснения победе "Спартака", вряд ли у нас что-то получится. Недаром даже Валерий Карпин, когда его спросили, в чем именно красно-белые были сильнее, ответил с фирменной и обаятельной непосредственностью: "Ни в чем". А затем добавил: "В одном - в голах". И тем не менее Карпин был в первый раз за все время пребывания во главе "Спартака" по-настоящему рад и впервые адресовал команде комплименты. Потому что она впервые была командой.
После матча при общении с некоторыми болельщиками "Спартака", на вид совершенно ошалевшими, у меня возникло впечатление: они до сих пор до конца не верят в то, что произошло. Что в тот самый момент, когда армейская восьмилетняя беспроигрышная серия должна, обязана была превзойти спартаковскую, она прервалась. Что Валерий Газзаев в должности главного тренера ЦСКА все-таки не остался в матчах против красно-белых неуязвимым. Что их любимая команда почти лишила извечного соперника, лучший по игре клуб осени-2008, шансов на золото, попутно сама сохранив надежды на бронзу. Ну а уж на попадание в Кубок УЕФА - и подавно.
Такие победы - они ведь закладывают фундамент командного характера. Только что "Спартак" был желеобразной субстанцией без игры, коллектива и воли. Но один подобный успех, добытый в честной борьбе, делает команду другой. Не по игре - тут-то работы непочатый край. По ощущению родства друг другу.
У дерби свои законы. В конце концов, "Спартак", условно говоря, не иркутская "Звезда", чтобы его шансы на успех в матче с ЦСКА изначально были нулевыми. Определенный уровень у футболистов красно-белых в любом случае имелся. И, помноженный на драйв великого противостояния и всплеск человеческой гордости, он в самый неожиданный момент дал результат.
* * *
А вот ЦСКА, как мне кажется, этого всплеска гордости не предусмотрел. Можете со мной спорить, но в первые полчаса матча (когда армейцы зачастую решают все вопросы) у меня с каждой минутой укреплялось впечатление: ЦСКА вышел побеждать малой кровью. На классе. Вы помните хотя бы один голевой момент у ворот Плетикосы в стартовые полчаса? У "Спартака" - был, когда Баженов не смог перебросить мяч через Акинфеева.
Армейцы же, зная о бедах спартаковской обороны, ждали ее ошибок. И не дожидались, потому что "Спартак" в этот день был не обычный "Спартак". Только осознав это, ЦСКА включил обороты. И если бы не Плетикоса, до конца тайма открыл бы счет. Но тут еще и у хорвата (не информация ли в прессе о возможном выставлении на трансфер его подстегнула?) случился лучший матч в сезоне.
В перерыве 0:0 для "Спартака" по инерции все еще казалось достижением. То, что он может выиграть, представить было трудно. Возможно, тоже по инерции.
Одно-то было видно сразу: "Спартак" вышел на поле по-матросовски. Сам ляжет под танк, но и тому пройти не даст. Искры летели с каждого метра лужниковской синтетики. Ковач и Ковальчук выжигали центр поля словно напалмом, относясь к каждому единоборству как к последнему в жизни. Там, в центре, мне кажется, и крылся секрет спартаковской победы. Центральные полузащитники ЦСКА играли как всегда. Центральные полузащитники "Спартака" - как никогда.
О Коваче следует сказать особо. Чех вышел на поле с капитанской повязкой. И был капитаном не формально, а по сути. Когда я поздно вечером просматривал запись, от его огненного взгляда бросало в дрожь. Он ни на секунду не умолкал, все время подбадривая партнеров. А главное, сам подавал пример самопожертвования.
Не знаю, каким образом, но Ковач почувствовал, что такое для болельщиков "Спартака" этот конкретный матч. Единовременный это всплеск или нет, не знаю, но свои акции в глазах фанов он поднял неизмеримо. На моем блоге на интернет-сайте "СЭ" сразу несколько "спартачей" после матча написали одно и тоже: "Радо - настоящий капитан!" В этом еще только предстоит убедиться, но если человек способен быть вожаком в поединке против ЦСКА, значит, в нем заложен соответствующий потенциал. А отсутствие вожака в нынешнем "Спартаке" было одной из главнейших проблем.
Для армейцев же, для начала не больно-то готовых к ожесточенному спартаковскому сопротивлению, но затем к нему все же приспособившихся, сильнейшим ударом стал гол "Спартака".
Обратило на себя внимание то, что создали его трое россиян - Прудников, Быстров и Баженов. То есть те, на кого фактор армейской серии по идее должен был давить с наибольшей силой: люди все же не глухие и не слепые, а обсуждалось это на каждом шагу. И вот тут-то, мне кажется, сказались спокойствие и интеллект Лаудрупа.
На послематчевой пресс-конференции выяснилось, что все нюансы, касавшиеся серии, он прекрасно знал. Но в силу уравновешенности и международного опыта накручивать игроков не стал. Готовил как обычно. Даже заезд на базу (перед дерби, да еще и таким!) у "Спартака" был как обычно при Лаудрупе: в 11 утра в день игры. Вы представляете?! Датчанин ни в чем не захотел отходить от привычной методики, подчеркнуто не дал футболистам понять, что им предстоит нечто из ряда вон выходящее. Потому что, измени он себе, это дало бы игрокам повод думать о неуверенности тренера в собственных силах.
Дополнительное тренерское воздействие в канун такой игры может только навредить. В подобных случаях игроки должны настраивать себя сами. Это цивилизованный западный подход, и спартаковцы постепенно к нему привыкают. В современном мире, в отличие от советских времен, тренеры не водят молодых людей за ручку и не проверяют, легли ли они в 11 вечера спать. Профессионализм - это самоконтроль и самонастрой. А дело тренера - поставить игру выбрать правильный состав и тактику. По большинству предыдущих матчей складывалось ощущение, что спартаковцы этого не понимают и не оценивают. Может, теперь в их сознании что-то изменится?
Еще пару слов о победном голе. Точнее, о его парадоксе, какими вообще была полна эта игра.
На этот матч Газзаев выставил абсолютно оптимальный состав. По последним поединкам единственным слабым местом у ЦСКА казался Григорьев. В том, что тренер усадил его на лавку, сдвинул из центра полузащиты на место правого защитника Шембераса, справа налево отправил Алексея Березуцкого, а одним из опорников сделал выздоровевшего Мамаева, усматривалось ровно сто процентов логики.
И что же? После прекрасного перевода Прудникова именно на месте левого защитника (том самом, откуда отправился на скамейку Григорьев) не оказалось никого. Повтор не дает понимания, что произошло в этот момент с армейской обороной. Но в любом случае Быстрову, оставшемуся без сопротивления, не составило никакого труда ювелирно вложить мяч точно в ногу Баженову. Вот вам и оптимальный состав, вот и отсутствие слабых мест...
До гола, в конце первого тайма и начале второго, ЦСКА регулярно создавал моменты. После - нет. Тот же Красич, до того - острейший, решил спасать клуб в одиночку, раз за разом стремясь обвести всех спартаковцев скопом. Одного, иногда двоих - удавалось. Но с подстраховкой сзади (один из символов командности, кстати) в этот день у красно-белых все было в порядке. И гармония игры у ЦСКА впервые за эту осень пропала.
И вообще, во втором тайме это был уже другой "Спартак". Знавший, кому и что надо делать на поле. Переваривший установку Лаудрупа и педантично ее выполнявший. И, что очень важно, ни на секунду не запаниковавший, что регулярно случалось с ним в этом сезоне.
* * *
И, наконец, еще об одном парадоксе этой победы "Спартака".
Она была бы в сто раз более закономерной год назад, в сентябре 2007-го, когда команда Станислава Черчесова весь матч не давала ЦСКА спокойно вздохнуть, владея огромным преимуществом. Но на исходе добавленного времени Янчик, для которого тот гол так пока и остался единственным в России (это была его миссия, что ли?), вопреки всякой логике сравнял счет.
Видимо, в тот день и была предопределена несчастливая судьба Черчесова - тренера "Спартака". За все последние годы в тот день красно-белые показали самый спартаковский футбол. Самый красивый и убедительный. Но - не выиграли.
В субботу "Спартак" играл гораздо менее по-спартаковски. Точнее, даже совсем не по-спартаковски - ярко выраженным "вторым номером", с двумя опорными полузащитниками оборонительного плана, с расчетом на контрвыпады, а не на игру и контроль мяча. Точно так же, кстати, спартаковцы действовали в Казани, где у них в этом мрачном сезоне было еще одно светлое пятно. И там, и здесь при неспартаковской игре были одержаны сенсационные победы.
Вывод первый: тактика Лаудрупа не заслуживает критики хотя бы потому что нынешний состав "Спартака" против ЦСКА по-другому выиграть не в состоянии. Прошлогодняя-то команда отличалась от сегодняшней кардинально. Только навскидку: Павлюченко, Торбинский, Титов, Калиниченко...
Вывод второй: в субботу красно-белые одержали победу, но вряд ли кому-то из истинных ценителей спартаковской игры хотелось бы, чтобы в следующем году "Спартак" действовал так же на регулярной основе. Ведь, если вдуматься, это был "старковский" футбол, столь не любимый значительной частью красно-белой аудитории!
В данном случае, повторяю, он был единственно верен: в открытой лихой схватке "Спартаку"-2008 против ЦСКА-2008 делать нечего. Но подобного настроя на обычных соперников у красно-белых не будет, а игру "вторым номером" против рядовых команд болельщики не примут. Лаудруп об этом прекрасно осведомлен, поскольку играл в "Барселоне" и "Реале", где фаны придерживаются точно таких же установок.
А значит, для перестройки игры "Спартаку" в межсезонье требуется значительное кадровое усиление. Даже невзирая на вчерашнюю победу Она - чудо. А красно-белым нужно, чтобы такие победы стали закономерностью.
Что это было такое - одноразовый всплеск или момент рождения команды, мы в большей степени поймем через несколько дней, когда "Спартак" в Кубке УЕФА примет лидера серии А "Удинезе". Если эта победа была одержана только ради себя самой, она выхолостит "Спартак" без остатка, и мы вновь увидим то, что видели в сентябре - октябре. Если в ней заложен более глубокий и долгосрочный смысл - это будет видно на поле. Матч с итальянцами очень многое покажет.
1 ноября Лаудруп создал себе большой задел доверия и любви спартаковских болельщиков (так же, как, допустим, Юрий Семин в киевском "Динамо" - двумя крупными победами над "Спартаком"). После такого они надолго оставят датчанина в покое.
А вот как он сможет этим воспользоваться - уже совсем другая история.