В декабре 2014 года Верховная Рада утвердила почти конституционным большинством голосов (288 – «за») состав правительства Арсения Яценюка. Одной из основных изюминок «кабинета реформаторов» (так его тогда называли) было наличие «интуристов» - грузин, прибалтов и гражданки США Натальи Яресько. Эти люди, по словам президента Порошенко, должны были стать символом «глубоких, коренных реформ» и создать «витрину», по которой иностранные инвесторы станут судить о «процветающей, стремительно развивающейся стране».
Чисто ради прикола проанализируем, что стало с «интуристами-реформаторами» и «витриной» спустя пятнадцать месяцев их неустанных, но таких, с..ка, плодотворных усилий. Начнем с «великого модернизатора» Айвариса Абрамовичуса (кличка «Аночус»). Вот уже две недели о нем ни слуху, ни духу. После того, как «Анчоус» подал в отставку с должности министра экономического развития и торговли, всякая связь с прибалтом оборвалась.
В настоящее время Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) ищет то место, в которое заныкался спаситель страны. Он подал в отставку из за «политического давления», которое злостно и цинично оказывал на него первый заместитель главы фракции Блока Петра Порошенко Игорь Кононенко. Последний, по словам чуть ли не плачущего прибалта, принуждал его к назначению воров в министерство, которое он, Айварис, возглавлял. Бывало, заходит Абрамовичус в туалет, чтобы поразмыслить в тишине и покое о судьбе международной конференции доноров, а там из кабинки выскакивает лысый Кононенко и начинает его давить, чуть ли не насиловать. Говорит, если не назначишь главой госпредприятия верного мне человека, я тебе такое сделаю, что унитаз покраснеет. Короче, страшная история. В общем, не выдержал прибалт, хлопнул дверью, подал в отставку.
Перед этим пошел в НАБУ и отнес некий пакет документов, свидетельствующих о «давлении». 26 февраля должна была состояться очная ставка между Кононенко и Абрамовичусом, но последний, как мы уже писали, тупо исчез. Говорят, уехал на Родину. Прибалтика большая, как его теперь отыскать? Мда, не выдержал горячий прибалтийский менеджер украинских реалий. Капитулировал.
Назначение штатной сотрудницы Госдепа США Натальи Яресько было воспринято патриотической общественностью со слезами радости на глазах. «Наконец-то американцы наведут порядок в стране, будут все контролировать!!!» - вопили активисты евромайдана, забыв о многовековом стремлении нации к независимости.
С самого начала деятельности Яресько ее воспринимали как наиболее реального преемника Арсения Яценюка. Наташа очень рьяно взялась за дело. Самым ее значительным «достижением» стала реструктуризация государственного долга Украины. Это была уникальная «победа»: Киев за отсрочку (!) выплат трех миллиардов долларов должен по итогу реально заплатить свыше 200 миллиардов баксов! Не сразу все поняли, в чем тут прикол, а когда поняли, то слегка офанарели. Однако вслух говорить о «реструктуризации Яресько» не принято. Как не говорят о триппере при общении с противоположным полом легкого поведения.
Ну и, конечно же, два проекта государственного бюджета (на 2015 и 2016 годы), разработанные в ведомстве Яресько, войдут в историю Украины как «бредовое голосования вслепую». За макроэкономический бред, который в последний момент вносился Минфином, даже патриоты голосовали со скипом. Но а куда им было деваться? Яресько же визжала с трибуны, что МВФ денег не даст. И действительно, уже скоро март, а траншей Фонда все нет. Хотя Вальцман лично тер с Кристиной Лагард в Давосе и якобы получил ее твердое обещание выдать Киеву очередной кредит в начале февраля. Прекрасные результаты одним словом. В отставку госдеповская Наташа не подала, однако даже невменяемые украинские политологи больше не рассматриваю ее кандидатуру в качестве нового премьер-министра.
Следующий «интурист» - классический грузин Александр (Сандро) Квиташивили. Назначен министром здравоохранения. Должен был за рекордные сроки превратить украинскую медицинскую систему в европейскую. Но через полгода даже самые упоротые патриоты поняли: вся суть «реформ» Квиташвили сводится к приватизации больниц и введению платных медицинских услуг. Кроме того, Квиташвили оказался откровенно профнепригодным. По специальности он, кстати, историк.
Осенью прошлого года Квиташвили подал в отставку. И в таком интересном положении находился вплоть до февраля 2016 года. А потом по просьбе премьера отозвал заявление. Но прежнему никто не знает, чем он там у себя в министерстве занимается.
Идем дальше: МВД Арсена Авакова. Формально Аваков является армянином, а не грузином. Но его усилили опытным грузинским специалистом. Точнее, специалисткой – Экой Згуладзе. У нее были хорошие рекомендации из Госдепа. Кроме того, она находится в розыске «Интерпола», что само по себе положительно характеризует Эку в качестве эксперта.
Згуладзе поручили сделать демонстрационный вариант реформы ГАИ. И вот 4 июля 2015 года на улицах Киева появилось двести полицейских «Приусов», а «копы» получили форму, дизайн которой позаимствован у амеров. Чем все закончилось? Убийством семнадцатилетнего подростка в ходе погони (37 выстрелов), разоблачением полицейских-наркодилеров, которые торговали экстази прямо во время патрулирования, сами при этом пребывая под кайфом, и массовым побоищем «Приусом». В столице 76 машин разбиты в хлам и восстановлению не подлежат, 62 пребывают в стадии ремонта, а остальные потихоньку где-то ездят. Заместитель министра Эка Згуладзе, которую называют «матерью украинской полиции», внезапно уехала в Париж. Одни говорят, что рожать, другие – вывезла «сэкономленные» в процессе реформы американские деньги. Вместо нее нашли другую грузинку – Хатию Деканоидзе. Но Эка по прежнему числится заместителем Авакова и иногда приезжает из Парижа в Украину.
На новой полиции по-прежнему пиарятся все: президент, Аваков, премьер Яценюк, спикер Гройсман и другие официальные лица. Правда, приходится уже во второй или даже третий раз «запускать полицию» в областных центрах. А после убийства подростка в ходе полицейской погони возникла острая необходимость организовывать митинги в поддержку «честных полицейских». Но на подобные «нестыковки» никто уже не обращает особого внимания.
В середине прошлого года Вальцман понял, что идея привлечения «интуристов» как-то не оправдывает себя. Поэтому концепция «правительство – витрина реформ с грузинами, прибалтами и блэк-джеком» была слегка подкорректирована. Решили снизить планку до местного уровня. С этой целью самый главный грузин-реформатор Михо Саакашвили был послан высочайшей волей Госдепа и Вальцмана в Одессу. Пусть, как говорил один известный киногерой, «на кошках потренируется».
Саакашвили действительно развил бурную пиаровскую деятельность и нарисовал ошеломленным одесситам потрясающие перспективы: международный автобан Одесса-Рени, небоскребы, мощный геополитический транспортный хаб прямо в порту, аэропорт покруче чем в Сингапуре. Обещал, что буквально к январю 2016 года Одесса станет «витриной европейских реформ». Скоро март. Саакашвили мотается по стране, проводя «антикоррупционные форуму» и создавая собственную политическую силу. Оказывается, проклятые олигархи и коррупционеры помешали ему реализовать грандиозные планы. Михо пораскинул остатками мозгов и пришел к выводу: надо срочно «перезапускать все общенациональную систему, погрязшую в коррупции». Об одесситах он забыл, поскольку постоянно находится в разъездах. Строительство автобана мирового уровня отложено. С хабом и аэропортом тоже не сложилось, а дерьмо по прежнему канализируется в Черное море. «Одесская витрина реформ» стоит грязной, разбитой и абсолютно пустой.
И в завершении не могу не рассказать еще об одной, малоизвестной «витрине реформ», которую под покровительством Вальцмана хотели создать…в тихом провинциальном городке Глухов (Сумская область). При прямой поддержке президента (!) мэром этого небольшого городка, расположенного в десяти километрах от российской границы избрали француза Мишеля Терещенко. Вальцман лично вручал Мишелю украинский паспорт. Мишель, который и по-русски говорит с большим трудом, пообещал превратить Глухов в «восточную витрину украинских реформ». Знакомая песня, не правда ли? Избрали Терещенко 25 октября 2015 года. Глуховчане доверчиво думали: барин вернулся из Парижа (семья Терещенко была известна в Глухове своим меценатством и благотворительностью), наведет порядок, всем будет платить европейские зарплаты, заботится о своих подданых. Кредит доверия французскому интуристу был очень велик. Все с пониманием восприняли увлечение Мишеля слабым, но прекрасным полом. «Молодец, в шестьдесят лет, а еще как может!». В городе обсуждали всех его многочисленных любовниц – двухметровую секретаршу, сотрудницу горосовета Еськину, буфетчицу из столовки. Местные девки были довольны: Мишель привозил своих французских друзей, которые быстро находили себе партнерш. Многие увозили своих избранниц во Францию. Да, французы приезжали потрепанные, можно сказать пидстаркуватые. Но ничего, зато все безопасно, работают «социальные лифты», Европа становится ближе.
К сожалению, кроме половых, никаких других особых достоинств француз не продемонстрировал. Более того, он оказался жадным, прижимистым, влез во все контрабандные схемы, повысил проезд в маршрутках, а народу ничего не обломилось. И он (народ) стал роптать. Прямо на сессии горсовета бывшие политические союзники Мишеля стали обвинять его в зраде, требовали пошлого отчета о проделанной работе. Терещенко осерчал и обозвал своих избирателей «быдлом, которое ничего не понимает». Однако «быдло» упрямо требовало «покращення» и не желало слушать рассказы о «восточной витрине реформ». Так сгорел на работе малоизвестный, но знаковый «интурист». Последняя украинская «витрина реформ» разбилась…
Александр Зубченко