Турция: тяжелый кризис туристического сектора
Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу признал, что у туристического сектора страны возникли проблемы из-за напряженных отношений с Россией. Об этом сообщил канал Sky News Arabia.
"У туристического сектора (Турции) есть проблемы ввиду напряжения (в отношениях) с Россией", - сказал Давутоглу.
В последнее время Турция стала излюбленным объектом для террористических атак, что крайне негативно сказывается не только на туристической отрасли, но и на экономике в целом.
Россия стала одной из первых стран, которая рекомендовала своим гражданам не посещать эту страну, однако Россия далеко не единственная.
Многие европейские туристы, для которых когда-то турецкие пляжи были излюбленным местом отдыха, отказываются от поездок в эту страну в связи с высоким уровнем террористической угрозы.
Еще в 2014 г. Турцию посетило рекордное число туристов - 36,8 млн человек, по данным Всемирной туристической организации. Наибольшее число туристов прибывало в страну из Германии, за ними шли россияне и британцы.
Однако уже в 2015 г. для туристической отрасли Турции начались неблагоприятные времена: Турция разделила судьбу многих мусульманских стран, после того как были совершены атаки на европейских туристов в Египте и Тунисе.
"В понимании западного туриста нет никакого сомнения в том, что террористические атаки в одной стране ассоциируются с опасностью в целом регионе. Эти атаки, а также теракты внутри самой Турции и ее географическая близость к Сирии, также привели к тому, что приток туристов в страну резко сократился", – говорит Кинда Чебиб, аналитик в исследовательском агентстве Euromonitor International.
Поток российских туристов, 4,4 млн которых посетили Турцию в 2014 г., резко снизился в 2015 г. Сначала это было связано с падением курса рубля.
Однако, после того как Турция сбила российский бомбардировщик на границе с Сирией, поток российских туристов практически полностью прекратился.
Россия рекомендовала своим гражданам отменить поездки в Турцию.
Euromonitor заявляет, что прибыль туристической отрасли страны упала на 4,4% в III квартале 2015 г. до $12.29 млрд.
Прощай, европейский турист!
Атака на исторический центр Стамбула, ответственность за которую взяла на себя запрещенная в РФ организация ИГИЛ, нанесла еще один удар по туристической отрасли.
Дело в том, что Стамбул был излюбленным местом европейских туристов. Однако после теракта многие туристы отказываются от путешествий в эту страну.
Жан-Пьер Надир, президент ресурса Easyvoyage по бронированию, довольно пессимистично настроен относительно шансов Турции быстро восстановиться как популярное направление, после того как в течение многих месяцев эта страна попадала в новостные выпуски в связи с терактами и социальными конфликтами, включая курдское меньшинство в стране.
"Эта атака серьезно омрачает репутацию Турции как популярного туристического направления", – заявляет Надир.
В Германии отношение к путешествиям в Турцию довольно смешанное.
Немецкий туроператор TUI заявил, что клиенты, которые забронировали путешествия в Стамбул, могут отменить или перебронировать свое путешествие без оплаты штрафа. В Германии из-за страха перед новыми терактами еще больше снизился спрос не только на отдых в Турции, но даже на те морские круизы, которые предполагают заходы в турецкие порты.
30 января компания Aida Cruises, сославшись на многочисленные просьбы клиентов, объявила, что нынешним летом исключит Турцию из своей программы и изменит маршруты соответствующих круизов.
Аналогичное решение приняла и компания MSC Cruises. С конца марта, когда начнется сезон, ее круизный лайнер, стартующий в Венеции, вместо Стамбула и Измира будет заходить в греческие порты Афины и Миконос.
При этом круизная компания Mein Schiff пока не отказывается от остановок в Анталии или Бодруме, но подчеркивает, что готова принять необходимые меры в случае изменения ситуации. Такую же позицию занимает и TUI Cruises.
Некоторые эксперты полагают, что в этом году Турция может недосчитаться около 1 млн немецких туристов.
В то же время в TUI признают, что в настоящий момент спрос перемещается с Востока на Запад.
Иными словами, падающий интерес к Турции (а также Египту) ведет к росту бронирования туров в Испанию и Италию, которые и раньше были двумя самыми популярными направлениями немецкого выездного туризма, опережая Турцию.
Спрос на отдых в этих двух странах уже вырос приблизительно на 15-20%.
Многие европейские туроператоры также отменили свои туры в ряд мусульманских стран на 2016 г. и убрали их из своих рекламных каталогов на лето.
Многие подтверждают тот факт, что именно европейские страны, такие как Испания, Италия и Португалия, выиграют от сложившейся в Турции непростой ситуации, так как сейчас идет волна перебронирования путешествий именно по этим направлениям.
Великобритания – еще одна страна, которая была источником туристов в Турцию. Однако и здесь ситуация совсем не радужная.
В начале года обанкротился британский туроператор, который специализировался на продаже туров в Турцию.
Туроператор Elixir Holidays, специализировавшийся на дорогом отдыхе в Турции, остановил деятельность в Великобритании.
Компания Elixir Holidays, основанная в 2004 г., продавала туры в Турцию с проживанием в роскошных отелях-бутиках, виллах и резиденциях на побережье Эгейского моря, на курортах Фетхие, Гечек, Каш, и других. Также в ассортименте компании были мини-круизы на выходные вдоль турецкого побережья.
Отчаянная поддержка туризма
Турция выделит внутреннему туризму около $87 млн. Об этом в понедельник сообщил премьер-министр страны Ахмет Давутоглу.
Долг попытаются закрыть субсидией в 255 млн турецких лир. Туристический сектор стал причиной около 50% дефицитности турецкого бюджета.
Кроме того, отметил премьер, власти страны готовы согласиться с реструктуризацией долгов туристических компаний, которым это будет необходимо.
В озвученный премьером план входят меры по финансовой поддержке сферы туризма. Турция с 1 апреля по 31 мая будет выплачивать всем местным и иностранным турагентствам по $6 тыс. за каждый полный самолет с туристами.
Агентствам, которые привезут от 400 тыс. туристов, республика выделит поддержку в погашении кредитов в размере около $33 млн.
Также инвесторы, вложившие в туристические объекты от $750 тыс., смогут получить статус экспортеров, дающий значительные финансовые льготы. Ранее планка была $1 млн.
Туризм и сопутствующие отрасли
Согласно данным Всемирной организации туризма в 2014 г. на туризм приходилось $96 млрд ВВП Турции. В целом на туризм приходится 12% ВВП, по данным на 2014 г. Сюда входят как непосредственно туризм, так и сопутствующие секторы.
Другие два сектора, на которые приходится значительная доля ВВП, - это розничные продажи и сельское хозяйство.
Как отмечают эксперты, резкое падение турпотока может негативно сказаться не только непосредственно на туристической отрасли, но и на сопутствующих отраслях.
Так, в зоне риска находятся розничные продажи, а также текстильная промышленность.
Турция славится текстильной промышленностью. Среди крупнейших и наиболее известных турецких производителей одежды выделяются компании Çak Group, Mavi Jeans, Saray Hali, Yataş Yatak, Yakupoglu Tekstil , Üniteks Gida Tekstil, Aydinli Hazir, Mintay Tekstil. Также предприятия Турции выполняют заказы компаний Hugo Boss, Levi Strauss & Co., H&M, Inditex и Benetton Group.
Если раньше туристы, помимо осмотра достопримечательностей и пляжного отдыха, совершали шоппинг-туры, делая покупки в Турции, то с сокращением турпотока текстильную отрасль ждут непростые времена, так как спрос на продукцию по прогнозам также снизится.
Выделка кож и производство кожаной обуви и аксессуаров также являются важным сектором легкой промышленности Турции.
Однако кожевенный сектор также ждут непростые времена в связи со снижением числа туристов в стране, многие из которых раньше предпочитали покупать сумки, обувь и аксессуары именно в этой стране.
Пострадает и рынок недвижимости. Как отмечают эксперты, Турция входила в топ-5 популярных стран для покупки недвижимости у россиян.
Россияне являются одними из лидеров среди иностранных собственников турецкой недвижимости наряду с гражданами Германии и Великобритании.
Россиянам в Турции принадлежит порядка 10 тыс. объектов. В зависимости от региона россияне составляют от 10% до 50% среди иностранных инвесторов в турецкую недвижимость.
Эксперты отмечают, что с уходом российских туристов из Турции рынок недвижимости, конечно же, не рухнет, однако политическая ситуация все же негативно скажется на объеме продаж.
При этом более 1 300 турецких отелей на побережье Средиземного моря были выставлены на продажу, после того как прекратился турпоток из России. Общая стоимость отелей, выставленных на продажу, составляет около 38,8 млрд турецких лир ($13,1 млрд).