Советский проект ОГАС - опередивший время

Комиссар

Активный пользователь
ОГАС (Общегосударственная автоматизированная система управления хозяйством) - советский проект по созданию автоматизированной системы управления экономикой, не реализованный по политическим причинам. Иницатором проекта был советский математик, академик В.М. Глушков. В проекте ОГАС закладывались следующие требования к компьютерной системе: сочетать территориальный и отраслевой принципы независимости от возможных изменениям структуры органов планирования и управления.
Была предложена трехступенчатая система: Первая ступень ОГАС - пункты сбора и первичной обработки информации, а также вычислительных центров предприятий и некоторых исследовательских организаций. Вторая ступень ОГАС - концентрировать основные вычислительные мощности в нескольких десятках крупных опорных центров с мощностью каждого центра порядка 1-1,5 млн. операций в секунду. Эти центры должны быть расположены в местах наибольшей концентрации потоков экономической информации и обслуживать прилегающую к ним территорию. Третья ступенью ОГАС - головной вычислительный центр, осуществляющий оперативное руководство всей сетью вычислите6льных центров страны и непосредственно обслуживающий высшие правительственные органы.
Помимо базовых крупных вычислительных центров, в сеть должны были включаться порядка 20 тысяч вычислительных центров предприятий и организаций, занимавшихся непосредственной обработкой экономической информации.
Кроме того предполагались такие нововведения как: система различных уровней доступа к информации, система электронных денег и т.д.
http://anticopyright.ru/wiki/%D0%9E%D0%93%D0%90%D0%A1
Из книг Б.Н.Малиновского. В них использованы рассказы самого В.М.Глушкова. Комментарии Б.Н.Малиновского даются в квадратных скобках[].
Опередивший время.
Задача построения общегосударственной автоматизированной системы управления экономикой (ОГАС) была поставлена мне первым заместителем Председателя Совета Министров (тогда А.Н.Косыгиным) в ноябре 1962 года. К нему меня привел президент Академии наук СССР М.В.Келдыш, с которым я поделился некоторыми своими соображениями по этому поводу.
Когда я кратко обрисовал Косыгину, что мы хотим сделать, он одобрил наши намерения, и вышло распоряжение Совета Министров СССР о создании специальной комиссии под моим председательством по подготовке материалов для постановления правительства. В эту комиссию вошли ученые-экономисты, в частности, академик Н.Н.Федоренко, начальник ЦСУ В.Н.Старовский, первый заместитель министра связи А.И.Сергийчук, а также другие работники органов управления.
Комиссии и ее председателю, т.е. мне, были предоставлены определенные полномочия. Они заключались в том, что я имел возможность прийти в любой кабинет - к министру, председателю Госплана и задавать вопросы или просто сесть в уголке и смотреть, как он работает: что он решает, как решает, по каким процедурам и т.д. Естественно, я получил разрешение ознакомиться по своему выбору с любыми промышленными объектами - предприятиями, организациями и пр.
К этому времени у нас в стране уже имелась концепция единой системы вычислительных центров для обработки экономической информации. Ее выдвинули виднейший экономист, академик B.C.Немчинов и его ученики. Они предложили использовать вычислительную технику, имевшуюся в вычислительных центрах, но не в режиме удаленного доступа. Экономисты, да и специалисты по вычислительной технике этого тогда не знали. Фактически они скопировали предложения, подготовленные в 1955 году Академией наук СССР о создании системы академических вычислительных центров для научных расчетов, в соответствии с которыми был создан Вычислительный центр АН Украины. Они предложили сделать то же самое для экономики: построить в Москве, Киеве, Новосибирске, Риге, Харькове и других городах крупные вычислительные центры (государственные), которые обслуживались бы на должном уровне и куда сотрудники различных экономических учреждений приносили бы свои задачи, считали, получали результаты и уходили. Вот в чем состояла их концепция. Меня, конечно, она удовлетворить не могла, так как к этому времени мы уже управляли объектами на расстоянии, передавали данные из глубины Атлантики прямо в Киев в вычислительный центр.
У нас в стране все организации были плохо подготовлены к восприятию обработки экономической информации. Вина лежала как на экономистах, которые практически ничего не считали, так и на создателях ЭВМ. В результате создалось такое положение, что у нас органы статистики и частично плановые были снабжены счетно- аналитическими машинами образца 1939 года, к тому времени полностью замененными в Америке на ЭВМ.
Американцы до 1965 года развивали две линии: научных машин (это двоичные машины с плавающей запятой, высокоразрядные) и экономических машин (последовательные двоично-десятичные с развитой памятью и т.д.). Впервые эти две линии соединились в машинах фирмы IBM.
У нас нечему было сливаться, так как существовали лишь машины для научных расчетов, а машинами для экономики никто не занимался. Первое, что я тогда сделал, - попытался заинтересовать конструкторов, в частности Б.И.Рамеева (конструктора ЭВМ "Урал-1", "Урал-2") и В.В.Пржиялковского (конструктора ЭВМ серии "Минск"), в необходимости разработки новых машин, ориентированных на экономические применения.
Я организовал коллектив у нас в институте, сам разработал программу по его ознакомлению с задачей, поставленной Косыгиным. Неделю провел в ЦСУ СССР, где подробно изучал его работу. Просмотрел всю цепочку от районной станции до ЦСУ СССР. Очень много времени провел в Госплане, где мне большую помощь оказали старые его работники. Это прежде всего Василий Михайлович Рябиков, первый заместитель председателя Госплана, ответственный за оборонную тематику, И.Спирин, заведующий сводным сектором оборонных отраслей в Госплане СССР. У обоих был очень большой опыт руководства военной экономикой, и, конечно, они хорошо знали работу Госплана. С их помощью я разобрался со всеми задачами и этапами планирования и возникающими при этом трудностями.
За 1963 г. я побывал не менее чем на 100 объектах, предприятиях и организациях самого различного профиля: от заводов и шахт до совхозов. Потом я продолжал эту работу, и за десять лет число объектов дошло почти до тысячи. Поэтому я очень хорошо, возможно, как никто другой, представляю себе народное хозяйство в целом: от низа до самого верха, особенности существующей системы управления, возникающие трудности и что надо считать.
Понимание того, что нужно от техники, у меня возникло довольно быстро. Задолго до окончания ознакомительной работы я выдвинул концепцию не просто отдельных государственных центров, а сети вычислительных центров с удаленным доступом, т.е. вложил в понятие коллективного пользования современное техническое содержание.
Мы (В.М.Глушков, B.C.Михалевич, А.И.Никитин и др.) разработали первый экскизный проект Единой государственной сети вычислительных центров (ЕГС ВЦ), который включал около 100 центров в крупных промышленных городах и центрах экономических районов, объединенных широкополосными каналами связи. Эти центры, распределенные по территории страны, в соответствии с конфигурацией системы объединяются с остальными, занятыми обработкой экономической информации. Их число мы определяли тогда в 20 тысяч. Это крупные предприятия, министерства, а также кустовые центры, обслуживавшие мелкие предприятия. Характерным было наличие распределенного банка данных и возможность безадресного доступа из любой точки этой системы к любой информации после автоматической проверки полномочий запрашивающего лица. Был разработан ряд вопросов, связанных с защитой информации. Кроме того, в этой двухъярусной системе главные вычислительные центры обмениваются между собой информацией не путем коммутации каналов и коммутации сообщений, как принято сейчас, с разбивкой на письма, я предложил соединить эти 100 или 200 центров широкополосными каналами в обход каналообразующей аппаратуры с тем, чтобы можно было переписывать информацию с магнитной ленты во Владивостоке на ленту в Москве без снижения скорости. Тогда все протоколы сильно упрощаются и сеть приобретает новые свойства. Это пока нигде в мире не реализовано. Наш проект был до 1977 года секретным.
Кроме структуры сети я сразу счел необходимым разработать систему математических моделей для управления экономикой с тем, чтобы видеть регулярные потоки информации. Об этом я рассказал академику В.С.Немчинову, который в то время был тяжело болен и лежал дома, однако принял меня, выслушал и в принципе все одобрил.
Потом я представил нашу концепцию М.В.Келдышу, который все одобрил, за исключением безденежной системы расчетов населения, но без нее система тоже работает. По его мнению, она вызвала бы ненужные эмоции, и вообще не следует это смешивать с планированием. Я с ним согласился, и мы эту часть в проект не включили. В связи с этим мной была написана отдельная записка в ЦК КПСС, которая много раз всплывала, потом опять исчезала, но никакого решения по поводу создания безденежной системы расчетов так и не было принято.
Закончив составление проекта, мы передали его на рассмотрение членам комиссии.
[Добиваясь решения огромной по сложности и материальным затратам задачи, В.М.Глушков в 1962 г. написал статью в "Правду".
Прочитав ее, бывший научный руководитель Глушкова по докторской диссертации А.Г.Курош, внимательно следивший за успехами талантливого ученика, написал ему:
"...Мечтая, могу представить себе Вас во главе всесоюзного органа, планирующего и организующего перестройку управления экономикой, т.е. народным хозяйством на базе кибернетики (в соответствии, понятно, с основными установками высших органов страны), а также внедрение кибернетики в промышленность, науку, и, хочу подчеркнуть, в преподавание (на всех уровнях), медицину и вообще во все виды интеллектуальной деятельности. Было бы печально, если бы этот орган оказался министерским или государственным комитетом, т.е. органом бюрократическим. Это должен быть орган высокой интеллектуальности, составленный из людей, способных, каждый в своей области, на такое же понимание больших задач, какое есть, видимо, у Вас по проблеме в целом. Это должен быть орган почти без аппарата, орган мыслителей, а не чиновников. Это лишь мечты, конечно, кроме вопроса о главе этого органа, - Вы могли бы много сделать для реализации этих мечтаний..."]
 

maxx

Активный пользователь
Может хватит жить прошлым? ( СССР в прошлом, ОГАС там же)
 

RA_DU_GA

Не ешь меня - я невкусный :)
Заблокирован
Читаю про ОГАС - такое ощущение, как будто бы речь идет о том ,что сейчас называется интренетом :)
 

Комиссар

Активный пользователь
Читаю про ОГАС - такое ощущение, как будто бы речь идет о том ,что сейчас называется интренетом :)
Не совсем. ОГАС -- это автоматизированная система управления народным хозяйством. Для начала представьте, что данные из каждого учреждения поступают в местный центр сбора информации, затем из таких узлов в областные и так далее. На основании этих данных можно оперативно перераспределять продукцию заводов между потребителями (магазины, другие заводы и т.п.), таким образом улучшается снабжение, производство становится более ритмичным, без простоев.
Данный проект давал существенное преимущество плановой экономике перед рыночной. Поэтому в кап. странах сразу же запустили кампанию по дескредитации этого проекта.

тот же капитализм. только в профиль.
Что по вашему капитализм?

Может хватит жить прошлым? ( СССР в прошлом, ОГАС там же)
Нет, ОГАС не в прошлом, ОГАС ещё предстоит построить.

Продолжение статьи
http://www.krasnoe.tv/node/15351

К сожалению, после рассмотрения проекта комиссией от него почти ничего не осталось, вся экономическая часть была изъята, осталась только сама сеть. Изъятые материалы уничтожались, сжигались, так как были секретными. Нам даже не разрешали иметь копию в институте. Поэтому мы, к сожалению, не сможем их восстановить.
Против всего проекта в целом начал резко возражать В.Н.Старовский, начальник ЦСУ. Возражения его были демагогическими. Мы настаивали на такой новой системе учета, чтобы из любой точки любые сведения можно было тут же получить. А он ссылался на то, что ЦСУ было организовано по инициативе Ленина, и оно справляется с поставленными им задачами; сумел получить от Косыгина заверения, что той информации, которую ЦСУ дает правительству, достаточно для управления, и поэтому ничего делать не надо.
В конце концов, когда дошло дело до утверждения проекта, все его подписали, но при возражении ЦСУ. Так и было написано, что ЦСУ возражает против всего проекта в целом.
В июне 1964 г. мы вынесли наш проект на рассмотрение правительства. В ноябре 1964 г. состоялось заседание Президиума Совета Министров, на котором я докладывал об этом проекте. Естественно, я не умолчал о возражении ЦСУ. Решение было такое: поручить доработку проекта ЦСУ, подключив к этому Министерство радиопромышленности.
В течение двух лет ЦСУ сделало следующую работу. Пошли снизу, а не сверху - не от идеи, что надо стране, а от того, что есть. Районным отделениям ЦСУ Архангельской области и Каракалпакской АССР было поручено изучить потоки информации - сколько документов, цифр и букв поступает в районное отделение ЦСУ от предприятий, организаций и т.д.
По статистике ЦСУ, при обработке информации на счетно-аналитических машинах на каждую вводимую цифру или букву приходится 50 сортировочных или арифметических операций. Составители проекта с важным видом написали, что когда будут использоваться электронные машины, операций будет в десять раз больше. Почему это так, одному Господу Богу известно. Потом взяли количество всех бумажек, умножили на 500 и получили производительность, требуемую от ЭВМ, которую надо, например, установить в Архангельске и в Нукусе (в Каракалпакской АССР). И у них получились смехотворные цифры: скорость вычислений ЭВМ должна составлять около 2 тысяч операции в секунду или около того. И все. Вот в таком виде подали проект в правительство.
Снова была создана комиссия по приемке, меня хотели сделать председателем, но я отказался по этическим соображениям. С этим согласились. После ознакомления членов комиссии с проектом возмутились представители Госплана, которые заявили, что они не все концепции академика Глушкова разделяют, но в его проекте хотя бы было планирование, а в этом одна статистика. Комиссия практически единогласно отвергла этот проект, за исключением меня. Я предложил, учитывая жизненную важность этого дела для страны, признать проект неудовлетворительным, но перейти к разработке технического проекта, поручив это Министерству радиопромышленности, Академии наук СССР, Госплану. С этим не согласились, мое предложение записали как особое мнение и поручили Госплану делать заново эскизный проект.
Госплан потребовал на это два года, а был уже 1966-й. До 1968 года мусолили- мусолили, но абсолютно ничего не сделали. И вместо эскизного проекта подготовили распоряжение Совета Министров СССР о том, что, поскольку очень мудро ликвидировали совнархозы и восстановили отраслевой метод управления, то теперь не о чем заботиться. Нужно, чтобы все министерства создали отраслевые системы, а из них автоматически получится общегосударственная система. Все облегченно вздохнули - ничего делать не надо, и такое распоряжение было отдано. Получился ОГАС - сборная солянка.
[В.М.Глушкова вспоминает, что не раз, возвращаясь из Москвы, муж говорил: ужасно угнетает мысль, что никому ничего не нужно. В эти годы под стекло на столе Глушкова в его домашнем кабинете, к ранее подсунутой записке легла еще одна:
Сто раз я клятву говорил такую:
Сто лет в темнице лучше протоскую,
Сто гор скорее в ступе истолку я,
Чем истину тупице растолкую.
"Бахвалан Махмуд"
Но дело было не столько в "тупицах", сколько в сознательной дискредитации идеи ученого.]
Начиная с 1964 г. (времени появления моего проекта) против меня стали открыто выступать ученые-экономисты Либерман, Белкин, Бирман и другие, многие из которых потом уехали в США и Израиль. Косыгин, будучи очень практичным человеком, заинтересовался возможной стоимостью нашего проекта. По предварительным подсчетам его реализация обошлась бы в 20 миллиардов рублей. Основную часть работы можно сделать за три пятилетки, но только при условии, что эта программа будет организована так, как атомная и космическая. Я не скрывал от Косыгина, что она сложнее космической и атомной программ вместе взятых и организационно гораздо труднее, так как затрагивает все и всех: и промышленность, и торговлю, планирующие органы, и сферу управления, и т.д. Хотя стоимость проекта ориентировочно оценивалась в 20 миллиардов рублей, рабочая схема его реализации предусматривала, что вложенные в первой пятилетке первые 5 миллиардов рублей в конце пятилетки дадут отдачу более 5 миллиардов, поскольку мы предусмотрели самоокупаемость затрат на программу. А всего за три пятилетки реализация программы принесла бы в бюджет не менее 100 миллиардов рублей. И это еще очень заниженная цифра.
Но наши горе-экономисты сбили Косыгина с толку тем, что, дескать, экономическая реформа вообще ничего не будет стоить, т.е. будет стоить ровно столько, сколько стоит бумага, на которой будет напечатано постановление Совета Министров, и даст в результате больше. Поэтому нас отставили в сторону и, более того, стали относиться с настороженностью. И А.Н.Косыгин был недоволен. Меня вызвал П.Е.Шелест и сказал, чтобы я временно прекратил пропаганду ОГАС и занялся системами нижнего уровня.
Вот тогда мы и начали заниматься "Львовской системой". Дмитрий Федорович Устинов пригласил к себе руководителей оборонных министерств и дал им команду делать все, что говорит Глушков. Причем с самого начала было предусмотрено, чтобы системы делались для всех отраслей сразу, т.е. какой-то зачаток общегосударственности был.
Устинов дал команду, чтобы никого из экономистов не пускали на предприятия. Мы могли спокойно работать. И это сэкономило нам время, дало возможность подготовить кадры. Для выполнения работы был создан ряд новых организаций - институт Шихаева, институт Данильченко и др. - во всех отраслях по институту. Расставили людей и начали потихоньку работать. А Институт кибернетики АН Украины переключился в основном сначала на "Львовскую", а потом на "Кунцевскую" системы - занялись так сказать "низом".
[Для руководства работой в оборонном комплексе был создан межведомственный комитет (МВК) девяти отраслей под руководством министра радиопромышленности П.С.Плешакова и совет директоров головных институтов (СДГИ) оборонных отраслей по управлению, экономике и информатике под руководством Юрия Евгеньевича Антипова, члена военно-промышленной комиссии ВПК. Научным руководителем комитета и совета был В.М.Глушков.
Вспоминая об этом времени, Ю.Е.Антипов пишет:
"Начиная с 1966 г. работа велась таким образом: сначала проблема, связанная с созданием той или иной автоматизированной системы, обсуждалась на СДГИ, потом рассматривалась на МВК, а на заседании ВПК принималось окончательное решение.
По этой схеме реализовались основные идеи, высказанные Глушковым: разработка типовых систем для предприятий и отрасли, создание программных методов планирования и управления, переход к системному проектированию средств передачи и обработки информации, развитие инфраструктур информационной индустрии, проблемы моделирования и управления и др. Я думаю, что В.М.Глушкову повезло в том, что в "оборонке" нашлись силы для реализации его идей".
Нашлись они и в Украине. По инициативе Виктора Михайловича решением правительства Украины в Госплане УССР был создан в 1971 г. специальный отдел с достаточно широкими полномочиями, возглавить который был приглашен с одобрения академика Глушкова М.Т.Матвеев, доктор экономических наук. Практически это был опорный отдел Глушкова, который, функционируя в Госплане УССР, стал проводником его научной политики. С такой мощной основой отделу удалось в кратчайший срок наладить процесс планомерного внедрения компьютерных технологий в народное хозяйство и начать проектирование и практическое осуществление проектов РАСУ и РСВЦ на Украине. Многие годы до смерти Виктора Михайловича Украина в СССР занимала лидирующие позиции по всей проблематике.
"Роль и заслуги Виктора Михайловича в этом трудно переоценить, - вспоминает о том памятном времени М.Т.Матвеев. - Высокая эффективность работы всех причастных к процессу компьютеризации обусловливалась тем, что Виктор Михайлович любые вопросы разрешал в реальном времени, без задержек; понимание проблематики и способность нахождения путей реализации казалось бы неразрешимых вопросов в реальных условиях у академика были потрясающими: многонедельных и многомесячных ожиданий аудиенций у Виктора Михайловича не практиковалось. Он активно и результативно защищал интересы сферы компьютеризации на самом высоком государственном уровне. Виктор Михайлович был единственным в этом плане не только в Украине, но и в СССР. Подтверждением этому является образовавшийся и усиливающийся застой в этой важнейшей области после его ухода. Я не могу назвать ни одного сколь-нибудь серьезного государственного акта, принятого с тех пор, который бы вдохнул новую жизнь в начатое им дело. Мы, его ученики и единомышленники, хотя и старались в память о нем продвигать дальше его идеи и замыслы, часто, очень часто ощущали невосполнимую его потерю. Глубоко убежден, что он нашел бы выход из сложившейся сейчас совершенно нелогичной и необъяснимой кризисной и опасной ситуации".
 

BlackFox

Местный
Проект любопытный, и слава (богу, аллаху, кпсс - нужное подчеркнуть), что он остался только на бумаге. Вбухать десятки миллиардов в мифическую компьютерную систему (и это в полуголодной послевоенной стране, где всего с десяток лет назад кибернетику официально называли лженаукой) - это было бы похлеще проекта поворота сибирских рек на юг. Я молчу про техническую базу - 20 тысяч вычислительных центров - это не жук чихнул. Да еще учитывая качество и конкурентоспособность советской электроники - просто смешно.
В теории и на бумажках можно придумать все, что угодно. Даже искусственные правила игры для целой страны, которая потом по этим правилам 70 лет пыталась выжить.
 

Комиссар

Активный пользователь
Проект любопытный, и слава (богу, аллаху, кпсс - нужное подчеркнуть), что он остался только на бумаге. Вбухать десятки миллиардов в мифическую компьютерную систему (и это в полуголодной послевоенной стране, где всего с десяток лет назад кибернетику официально называли лженаукой) - это было бы похлеще проекта поворота сибирских рек на юг. Я молчу про техническую базу - 20 тысяч вычислительных центров - это не жук чихнул. Да еще учитывая качество и конкурентоспособность советской электроники - просто смешно.
В теории и на бумажках можно придумать все, что угодно. Даже искусственные правила игры для целой страны, которая потом по этим правилам 70 лет пыталась выжить.
Вот так все антисоветчики примерно говорили. Тогда они рядились под личину истинных коммунистов и с высоких трибун клеймили ОГАС, которая на деле улучшила бы работу всей социалистической системы. И вы передергиваете: проект появился в середине 60-х, т.е. далеко не в послевоенное время.
По поводу советской электроники. Электроника в 60-80-е годы в СССР шла в ногу с мировой. Лучшие в мире системы ЗРК С-300 сделаны на советских заводах из советских микросхем.
 

maxx

Активный пользователь
Вот так все антисоветчики примерно говорили. Тогда они рядились под личину истинных коммунистов и с высоких трибун клеймили ОГАС, которая на деле улучшила бы работу всей социалистической системы. И вы передергиваете: проект появился в середине 60-х, т.е. далеко не в послевоенное время.
По поводу советской электроники. Электроника в 60-80-е годы в СССР шла в ногу с мировой. Лучшие в мире системы ЗРК С-300 сделаны на советских заводах из советских микросхем.
К сожалению только военное направление. Все остальное (еще раз уточню - космонавтика, военка не в счет) - убогое отставание.
 

tomcat

far away...
Команда форума
Мульти модератор
По поводу советской электроники. Электроника в 60-80-е годы в СССР шла в ногу с мировой. Лучшие в мире системы ЗРК С-300 сделаны на советских заводах из советских микросхем.
Шла-то шла, но в мире преобладали тенденции к развитию открытых+общесовместимых стандартов. Поэтому в сфере военных разработок хотя и были созданы высококлассные разработки, но на рынке мирной продукции СССР не имел шансов, что и случилось. Эту же ошибку - претензию на монопольность - совершила в своё время и IBM.
 

Комиссар

Активный пользователь
К сожалению только военное направление. Все остальное (еще раз уточню - космонавтика, военка не в счет) - убогое отставание.
Отставание было никто не спорит. Суть в том, что создание ОГАС позволило бы совершить значительный рывок вперед и резко повысить эффективность системы.
 

BlackFox

Местный
Отставание было никто не спорит. Суть в том, что создание ОГАС позволило бы совершить значительный рывок вперед и резко повысить эффективность системы.
Это просто ваши фантазии и ничего больше. Советская система не нуждалась в повышении эффективности, она изначально была дефектной. На все 200%.
 

Комиссар

Активный пользователь
Это просто ваши фантазии и ничего больше. Советская система не нуждалась в повышении эффективности, она изначально была дефектной. На все 200%.
Ну да, дефектная система сумела вырваться на 2-е место в мире по объёмам промышленного производства и первой выйти в космос. Сумела создать лучшую в мире систему образования, разгромить гитлеровские полчища вооруженные промышленностью всей Европы.
 

Snezhnyi Dim

Новичок
В искусственной, изолированной экономике можно куда угодно вырваться. Но когда советская экономика столкнулась с реальной рыночной, она рассыпалась как карточный домик. Потому что тепличное, никогда не выживет в дикой природе.
 

RA_DU_GA

Не ешь меня - я невкусный :)
Заблокирован
Цитата:
"

Не совсем. ОГАС -- это автоматизированная система управления народным хозяйством. Для начала представьте, что данные из каждого учреждения поступают в местный центр сбора информации, затем из таких узлов в областные и так далее. На основании этих данных можно оперативно перераспределять продукцию заводов между потребителями (магазины, другие заводы и т.п.), таким образом улучшается снабжение, производство становится более ритмичным, без простоев.
Данный проект давал существенное преимущество плановой экономике перед рыночной. Поэтому в кап. странах сразу же запустили кампанию по дескредитации этого проекта.
"


Самое смешное, что слово "плановая" больше применимо к капиталистической экономике как ни странно... (советская экономика ни разу не плановая. так как "планы" не были привязаны к объективным потребностям)
Именно на гнилом западе дали начало такой отрасли кибернетики как линейное программирование, то бишь ЛИНЕЙНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...
В начале это было секретной технологией)))


Слово "плановики" можно применить также и к тем кто хочет запланировать произвести миллион черно-белых ламповых телевизоров, зная , что люди давно уже привыкли к жидкокристаллическим)))
Да они плановики, потому-что по видимо подобные идеи рождаются если выкурить тонны плана)))





На самом деле, советская экономика называлась АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ...
Дядя наверху что-то скомандовал произвести - а дальше - хоть убейся , заводы должны изготовить дерьмо, а покупатели по КОМАНДЕ купить...

Кстати дядя Пу со своим проектом АвтоВАЗА действует именно так)))
 

Snezhnyi Dim

Новичок
Тольятти - миллионник, если мы не хотим русского Детротйта, то может Пу и прав. Хотя мои тольяттинские родственники открыто говорили, что при бандитах на заводе было лучше. Это ИМХО конечно же.
 

Аццкий Минус

стальной крыс на сафари
"Я не скрывал от Косыгина, что она сложнее космической и атомной программ вместе взятых и организационно гораздо труднее..." - т.е. сам же автор признает, что затея могла провалиться. и самое опасное место - ввод данных в систему, потому что производится заинтересованным в их искажении человеком.
на ферме родилась телочка. председатель колхоза позвонил в район отчитался что 2. "несолидно" решили в районе и в область ушло 4... из москвы пришла команда: 2 - в помощь борющемуся вьетнаму, оставшиеся 8 оставьте себе.

С. Переслегин "Миражи золотого века"
"..."Плановики" пытались достичь баланса между производством и потреблением формально- директивными методами, Кажется, тогда это называлось "вмешательством разума в организацию человеческих отношений". Математически задача была разрешима и сводилась к преобразованию системы линейных алгебраических уравнений большой размерности. Практически, возможности вычислительной техники (хотя бы и нашей современной) не соответствуют потребностям задачи на несколько порядков. Кроме того, существует проблема неточностей во входных данных, проблема запаздывания сбора информации, "инновационная проблема", "трансляционная проблема" и т,д,"

кто-нибудь сможет ответить, что такое "инновационная проблема"?
проблема запаздывания сбора информации потребует вносить в систему некие стабилизационные поправки - причем механизм этот можно выработать только "на ходу", т.е. на живой экономике... ладно, без стирального порошка в магазинах (это реальность 80-х) какое-то время можно прожить. а без хлеба?
 

RA_DU_GA

Не ешь меня - я невкусный :)
Заблокирован
Порушили кучу заводов способных производить действительно конкурентоспособную продукцию, а тепперь цепляемся за какой-то ВАЗ...

Если и спасать ВАЗ - то надо было действовать по другому.
А именно не вваливать в производство недоиномарок , а модернизировать пятерки и нивы до вездеходов, шурующих по бездорожью!
(козырь пятерок и нив - поразительная ремонтопригодность и "переделкопригодность", я видел в каком-то журнале как ту же ниву поставили на гусеницы, ставили их умельцы и на поплавки - получались амфибии)))
Дороги в России за годы путинского правления в принципе особо и не изменились, разве что где-то в центральных частях городов стали получше, и там где ВВП катали...)
Спрос был бы на ура!
 

Snezhnyi Dim

Новичок
Зато АвтоВАЗ пошел дальше! Хотя тому, кто вырос в России, даже шагающая на двух головах табуретка не покажется удивительным. Так вот, наш автогигант решил пойти тропкой креатива и приготовился выпускать экономическую настольную игру, где будет показана вся сложность производственного процесса и нелегкая жизнь корпорации :( , чтобы мы тут не думали, что ее верхушка медом какиет!
 

RA_DU_GA

Не ешь меня - я невкусный :)
Заблокирован
Пчелами они какают, которые жалят простой народ, чтобы он им мёд к столу таскал))
Идея с экономической игрой - весьма интересна)))
Собственно я в неё уже невольно и начал играть тут рассуждая о тазиковских возможностях)))
Ну вот может быть на почве игростроения АВТОВАЗ и дальше продвинется)))
 

RA_DU_GA

Не ешь меня - я невкусный :)
Заблокирован
Не совсем. ОГАС -- это автоматизированная система управления народным хозяйством. Для начала представьте, что данные из каждого учреждения поступают в местный центр сбора информации, затем из таких узлов в областные и так далее. На основании этих данных можно оперативно перераспределять продукцию заводов между потребителями (магазины, другие заводы и т.п.), таким образом улучшается снабжение, производство становится более ритмичным, без простоев.


В таком случае - ИНТЕРНЕТ - это даже больше чем ОГАС..
Это УНИВЕРСАЛЬНАЯ система.
Сейчас мало-мальский магазин имеет СУБД где вся отчетность отражается в компьютере))
Сделать её доступной в Сети - никаких сложностей
Реализовать то, что хотели реализовать в ОГАС - задача для относительно небольшого коллектива программистов - не более того...
 
Сверху