3 апреля 2014 в 13:00
«Не валяй дурака, Америка, не обидим, кому говорят. Отдавай-ка землицу Алясочку, отдавай-ка родимую взад!», - давний хит до сих пор греет душу многим на 1/6 части суши. И что характерно, многие воспринимают полушуточную песню чуть ли не как политическую платформу, на полном серьезе рассуждая о возможности вернуть Аляску под крыло российского двуглавого орла. На фоне крымских событий снова активизировались разговоры о Русской Америке.
фото: PhotoXPress
Не только коллеги-журналисты строят прожекты насчет использования гонконгской модели для возвращения блудной Аляски в лоно России-матушки, но и некоторые ученые мужи свои фантазии насчет неминуемого распада США украшают прогнозами на возвращение Аляски России. Все это так и продолжалось бы, если бы не история с Крымом. Собирание земель приобрело зримые черты – и тут 21 марта на сайте американского Белого Дома в разделе We The People («Мы, народ») появилась краткая
петиция «Вернуть Аляску России».
К полудню 3 апреля (мск) эта петиция из необходимых 100 тысяч собрала 37,9 тыс. подписей.
Если продолжить краткий экскурс в историю, то надо заметить: почему-то распространено мнение, что Россия будто бы уступило американцам Аляску на 99 лет, но это не так. В марте 1867 года сенат США одобрил покупку Аляски у Российской империи. Сумма сделки составила $7,2 млн. - по 5 центов за гектар. В Штатах покупка была воспринята, мягко говоря, без энтузиазма – считалось, что деньги были выброшены на ветер. «Причуда Сьюарда» или «Холодильник Сьюарда» – так прозвали малопопулярную сделку в честь государственного секретаря США Уильяма Сьюарда. Но потом на Аляске нашли золото и нефть. Только 50 лет назад, в 1959 году Аляска, имевшая статус то «округа», то «территории», приобрела права 49-го штата.
Первым петицию с призывом отделить штат от Америки и присоединить к РФ подписал человек с инициалами S. V. из Анкориджа (Аляска). Счет «подписантов» пошел на тысячи.
«Неизвестно, являются ли подписавшие петицию аляскинцами, желающими отделиться, или это остальная часть Америки хочет избавиться от 49-го штата и его самой знаменитой дочери Сары Пейлин», – иронизирует The Huffington Post, напомнив о возглавлявшей Аляску кандидатке на пост вице-президента США от Республиканской партии.
А судя по тому, что среди инициалов подписавших петицию немало сделанных кириллицей, похоже, что немалая часть желающих вернуть Аляску под российский флаг – наши соотечественники.
«И не питайте надежд насчет всяких сумасшедших идей, что Аляска вернется к России»
На самом деле, в «Земле полуночного солнца» есть люди, которым хотелось бы отпасть от Соединенных Штатов. Но не похоже, чтобы даже среди самых рьяных аляскинских незалежников найдутся такие, кто хотел бы присоединиться к России. Несколько лет назад я готовил статью о сепаратистах, мечтающих отделить свои малые родины от США, и тогда связался с некоторыми жителями самого большого американского штата, выступающими за то, чтобы Аляска получила бы больше самостоятельности.
«Если посмотреть на страну с географической точки зрения, то когда вы видите обособленные, несоизмеримые регионы — это признак империалистической страны, – рассуждал житель Аляски Джон Стинсон. – Про Гавайи можно позабыть, поскольку это группа островов, но штат Аляска - блудный сын России, это очевидно выкидыш».
Свои претензии к современному состоянию штата мистер Стинсон выражал так: «А вы знаете, что почти никто из аляскинцев не может доехать на машине до столицы нашего штата? Мы должны ехать через иностранную страну - Канаду - чтобы доехать до нашей столицы. Как-то я ехал из Джуно (столицы штата) в маленький аляскинский город Биг-Лэйк, мне пришлось воспользоваться лодкой и пересекать международную границу, где канадские пограничники конфисковали у меня арбалет и нунчаки и передали их британской королеве. Если вы хотите всерьез достать жителя Аляски, отнимите у него или нее оружие. Мы здорово вооружены. Любой из наших пятилетних ребят умеет целиться и знает ощущение курка. У меня есть по соседству семилетний пацан, который приносит нам дичь, подстреленную им из винтовки калибра .22».
«Аляска — не полностью часть США. Наш штат более чем вдвое превышает размером Техас, – продолжал Джон Стинсон. – Аляска ужасно управляется таким количеством различных землепользовательских документов, из-за чего наши граждане могут не знать, где они и как им положено себя вести. Возможно, я обязан донести на моего семилетнего соседа за то, что он стреляет диких птиц. У нас есть право быть самостоятельными».
Но вряд ли этот аляскинский самостийник поставил подпись на петиции за возвращение своего штата России: «И не питайте надежд насчет всяких сумасшедших русских идей, что Аляска вернется к России — этого не случится. Вы, русские, едва заботитесь о своем Дальнем Востоке, о вашей Магаданской области, вашей Чукотке и Камчатке (ну, сколько атомных подлодок сбрасывают радиоактивных отходов в ваших морях?)».
«Но Аляска — определенно не постоянная часть Америки», – резюмировал он.
«Хозяева в собственном доме»
Честно говоря, я до конца не уверен, где господин Стинсон говорил всерьез, а где просто валял ваньку. Зато председатель Партии Аляскинской независимости Линнет Кларк отвечала в 2009 году на мои вопросы вполне серьезно, заметив с первых же слов: «Наша партия испытала невероятные удары как сепаратистская организация, получив обвинения в предательстве и подстрекательстве к мятежу. Ничего не может быть дальше от истины».
- Для меня независимость Аляски значит, что мы будем «хозяевами в своем собственном доме» в том, что касается руководства и направлений, которые Аляска могла бы осуществлять как независимая республика. Аляскинцы смогли бы принимать решения по развитию ресурсов и торговле с другими странами. Аляска действовала бы по своим собственным правилам охраны окружающей среды, основанным на арктической науке, а не на неверных данных из Вашингтона. Мы могли бы устраивать свои дела как член семьи наций в противоположность колониальному обращению со стороны Соединенных Штатов.
- А какие есть основания требовать независимость для Аляски?
Это был первый случай в истории экспансии Соединенных Штатов, когда военные и их родственники получили возможность голосовать на референдуме о статусе штата. Из-за того, что Акт о правах избирателей в 50-е годы требовал, чтобы участник голосования мог читать и писать по-английски, туземные аляскинцы в большинстве своем в то время не были допущены к голосованию. Партия аляскинской независимости не просит независимости, а выступает за законный «плебисцит», как того требует Устав ООН, когда территория достигает уровня самоуправления, прописанного в самом этом Уставе. Аляска не получила избирательного бюллетеня с перечислением четырех вариантов на выбор, вместо этого был бюллетень в котором на вопрос о статусе штата надо было ответить «да или нет».
– Думаете, что независимая Аляска будет более процветающей, нежели находясь в составе США?
– Конечно же, хотя бы из-за одних только наших природных богатств и свободы решать с кем «торговать» на глобальном рынке.
– А как насчет легитимности отделения Аляски?
– Если это будет волей народа, конечно, отделение – это законная опция. Посмотрите на свою собственную историю Советского Союза. Если у вас есть «право» «присоединиться» к кому-либо, то у вас есть право и уйти от него... Мы, как граждане, решаем свою судьбу, а не фашистское правительство из Вашингтона, округ Колумбия
– А вы думаете, что федеральная власть готова признать суверенитет Аляски?
– В настоящее время, вероятно, нет. Однако если вы посмотрите глубже, то узнаете, что в 27 штатах имеются процветающие сепаратистские организации. А требуется 33 штата, чтобы провести Конституционный конвент, чтобы это стало реальной угрозой Союзу... Как и в вашей истории составляющие США штаты хотят выйти из-под федерального контроля...
...Ну, а нынешние идеи насчет возвращения Аляски России г-жа Кларк в недавнем комментарии прессе назвала «смешными».
«Мама Гризли» в придачу
Даже если Белый Дом ответит на аляскинскую петицию, отмечает американская пресса, дело кончится ничем. Хотя бы потому, что в петиции нет никаких конкретных предложений насчет путей предполагаемого отделения штата – через референдум или иным способом.
Но и это не главное. «К несчастью для американцев, мечтающих сбежать из социалистической антиутопии Обамы в просвещенный Камелот Путина, решение Верховного суда, принятое после Гражданской войны, делает неконституционным одностороннее отделение... хотя Обама может сделать исключение, если Мама Гризли будет включена в сделку», – веселится издание The Huffington Post, опять вспомнив экс-губернатора Аляски Сару Пейлин, активно действующую под знаменами антиобамовской Tea Party.
Ну, а если говорить всерьез, то Аляска – не первый штат, за независимость которого на сайт Белого Дома выкладывались петиции.
Здесь можно вспомнить, что появившаяся в ноябре 2012 года петиция под названием «Мирно предоставить штату Техас выход из Соединенных Штатов Америки и создать его собственное НОВОЕ правительство» собрала более 125 тыс. подписей. Ответ Белого дома был красноречиво озаглавлен: «Наши Штаты останутся Соединенными» (Our States Remain United). Представитель администрации написал, что хотя власти и ценят «здоровые дебаты, но не позволяют этим дебатам разорвать нас на части».
«Наши отцы-основатели создали Конституцию Соединенных Штатов «в целях формирования более совершенного союза» через трудную и неприятную, но необходимую работу по самоуправлению, – так ответил Белый Дом на петицию с требованием независимости Техаса. – Они закрепили в этом документе право менять наше национальное правительство властью голосования – право, за обеспечение которого сражались поколения американцев. Но они не предоставили права уйти отсюда».
А между тем на сайте издания The Sun Star появилась статья под заголовком «Русские отправили войска на границу с Аляской», где рассказывалось о том, как воодушевленная приобретением Крыма Москва решила высадить своих военных на Аляске с целью защиты живущих там этнических русских. Само собой, статья оказалась первоапрельским розыгрышем...
Андрей Яшлавский