В «Золотом теленке» у Ильфа и Петрова есть занятное наблюдение:
«Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленьким вещами. В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких. высоких материй. У его обитателей стремление одно — как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода. Маленькие люди торопятся за большими. Они понимают, что должны быть созвучны эпохе и только тогда их товарец может найти сбыт».
Не так давно гундяевскую контору волновала проблемка вселенского масштаба, —
как избежать выступления актера нетрадиционной ориентации в храме Христа-Спасителя. Пародист А. Песков намеки понял и от участия в концерте в честь Дня учителя благоразумно отказался.
Что есть правильно в стране, в которой на всех парах реализуется православный клерикальный проект.
Главным движителем клерикализации является РПЦ, а «ее стратегия направлена на усиление роли церкви в государственной, общественно-политической и духовной жизни общества посредством не своих собственных возможностей (проповедь, церковные СМИ, воскресные школы и т.п.), оказавшихся недостаточно эффективными, но государственных институтов».
Попы успешно продавливают в законодательство и в практику управления
все новые и новые клерикальные нормы, приближая современную Россию к «уваровской триаде: православие, несменяемое президентство и „народность“, понятая как ультраконсерватизм, замешанный на невежестве и слепой враждебности к окружающему миру. Направление этой совместной кремлевской и церковноначальственной мысли понятно. Непонятно, почему и те и другие надеются, что рецепты, провалившиеся в девятнадцатом и двадцатом веках, сработают в двадцать первом».
Процитированные мнения экспертов проще всего подкрепить конкретным примером. Вот полюбуйтесь на скан странички из учебника «Производственный менеджмент», предусматривающий в алгоритме действий по основанию фирмы получение «благословления батюшки»
Папа Римский Франциск в интервью «La Repubblika» высказал свое отношение к клерикализму: «Когда я встречаю клерикалиста я становлюсь антиклерикалом. Клерикализм не имеет никакого отношения к христианству».
Понтифик также заявил, что недоволен ситуацией, когда «попы стали важнее мирян», а на закрытом заседании кардиналов раскритиковал недостатки Римско-католической церкви, и сказал, что «намерен избавить церковь от карьеристов». По его мнению, во главе церкви часто оказываются «заинтересованные во власти нарциссы».
Святой Престол решает проблемы католической церкви с учетом того, что она является составной частью большого мира. Московской Патриархии, от которой веет приятным запахом благономеренной пошлости и глупости не хватает ума понять, что «православный клерикализм вреден для православной веры, потому что ее компрометирует, и опасен для государства, потому что раскалывает его единство и в центре, и на окраинах»
Сборный портрет путинских государственников несколькими точными словами написал главред «Новой газеты» Д. Муратов:
«У них у всех парадные кители в оплывшем воске от свечей, которые они держат в церквях ... На самом деле, просто реальное отсутствие просто совести».
Франциск отказал клерикалам в праве называться христианами. Один из авторов «Сноба» подошел к теме православного клерикализма по-другому:
«Когда все кругом в дерьме, если не собственно дерьмо, можно, конечно, его освящать, благословлять и перешибать его запах запахом ладана- чем, в общем-то РПЦ и занимается. Проблема лишь в том, что ежели духовность суть воинствующая пошлость, а вера — циничная симуляция, запах ладана не столько перебивает запах дерьма, сколько ассоциируется с ним».
Ни убавить, ни прибавить...