Мэтр советской эстрады - о глубинке, деньгах и возрасте. 1 февраля легендарный певец отмечает 75-летие.
Сергей Грачёв, «АиФ»: Лев Валерьянович, начну с простого жизненного вопроса: с каким настроением встречаете свой юбилей?
Лев Лещенко: В прекрасной книге Юрия Трифонова «Дом на набережной» есть фраза, которая с определённого момента стала моим жизненным кредо: «Когда тебе за 40, то жизнь уже не кажется бесконечной». Этой мыслью я и руководствуюсь. Понимаю, что уж после 75 ты тем более не бесконечен, но в то же время постоянно напоминаю себе, что жизнь продолжается. Поэтому не нужно сидеть сложа руки. Надо делать всё, чтобы сохранить себя, своё творчество, свою душу, родных, близких. Я не унываю и считаю, что каждый возраст даёт человеку что-то важное, нужное и необходимое в этот самый промежуток времени.
- А люди, события какие эмоции вызывают?
- Если говорить о жизни нашего отечества, то уверенно и искренне могу сказать: я с пиететом отношусь к нашему президенту. Считаю, что вектор развития страны, выработанный за последние годы, абсолютно правильный. Я действительно вижу, что руководство страны делает всё возможное, чтобы не только его удержать, но и развивать. Да, не всё и не всегда получается гладко, не всё реализуется так, как хотелось. Я много гастролирую по стране и предметно знаю, как живёт российская глубинка. Меня как гражданина, патриота своей страны многие вещи беспокоят.
- Вы всё-таки человек советской формации и в оценках современного мира, возможно, не всегда бываете объективны...
- Я вырос не в элитарной среде и воспринимаю мир, жизнь так, как меня учила советская патриотическая школа. Я прошёл громадный жизненный путь! Путь, который в нашей стране прошёл любой человек, родившийся во время войны или сразу после. Я преодолел очень многое, чтобы найти себя. Наше поколение всего добивалось самостоятельно. Никто ничего на блюдечке с голубой каёмочкой нам не преподносил, да мы этого и не ждали.
- Возвращаясь к разговору о провинции: какие-то положительные изменения вы всё же замечаете?
- Конечно. Появляются новые торговые центры, ухоженные улицы. Люди стремятся по мере сил как-то обустроить среду, в которой живут. Но всё равно после Москвы, которая активно развивается, впечатление немного смазывается, поскольку начинаешь невольно сравнивать.
Разумеется, есть весьма благополучные города, которые развиваются за счёт производства, крупных градообразующих предприятий. Вот они действительно здорово изменились, выросли.
Мы вновь стремимся стать страной индустриальной, хотим новых технологий, знаний. Мы стараемся, двигаемся в этом направлении, но не всё и не сразу получается. Страна большая, разная…
- Советское песенное наследие, включая ваше, до сих пор востребовано. Почему?
- Не думаю, что это проявление ностальгии. Просто эстрадное, музыкальное, кинематографическое и прочие виды искусства в советское время имели иной уровень качества. В то время было построено, заложено много фундаментальных вещей, которые вызывали дрожь, будоражили и продолжают будоражить воображение. Говорить, что в советское время всё было плохо, может только невежественный человек.
- А как же эпоха застоя?
- Тут не всё так просто… Думаю, с одной стороны, люди перегорели идеей, а с другой - устали вкалывать за гроши. И произошло то, что произошло, - я имею в виду 80-90-е годы ХХ века. Но вместе с новой эпохой пришло и расслоение общества. Если глубоко копать, то дойдём до фундаментальных вещей.
- Например?
- Вот мы всё время говорим о необходимости идеологии. Да, без идеологии, без национальной идеи довольно трудно что-то построить. Но весь фокус в том, что национальную идею искать не надо. Она заключается в нормальной комфортной жизни каждого человека. Вот и всё! Сейчас у нас в основном строится жильё, и это хорошо. Наконец каждый в меру своих сил и возможностей может заняться обустройством личного пространства.
- Чтобы закрыть тему ностальгии по Союзу: вам не кажется, что, оглядываясь назад с приятной тоской…
- …никто на самом деле туда возвращаться не хочет? Правильно я вас понял?
- Абсолютно!
- Это действительно так, и это не парадокс, а закономерность. Ностальгия - чувство эмоциональное. А реальная жизнь, будущее - это куда более сложные, приземлённые вещи. Нужно детей, внуков воспитывать, деньги зарабатывать. Безусловно, жизнь, несмотря на все трудности, стала сытнее, лучше. Я же прекрасно помню времена, когда в послевоенные годы мы чуть ли не жмых ели. Мы немного подзабыли, как относительно недавно стояли в очередях за буханкой чёрного хлеба.
А сегодня даже при низких зарплатах, пенсиях люди всё-таки не голодают. Уровень жизни, безусловно, повысился, особенно у тех, кто работает на хорошем производстве.
Да, тогда были более душевные, сердечные отношения между людьми. Соседи ходили друг к другу в гости. Все жили одинаково скромно, никто никому не завидовал. Сейчас всё по-другому. Большая часть россиян имеет личные автомобили, живёт в отдельных квартирах. Я же класса до 5-го прожил в 15-метровой квартире с семьёй в пять человек. Потом мы получили две комнаты в трёхкомнатной квартире, и это было счастье! При этом семья не считалась среднеобеспеченной. Отец работал в органах безопасности, служил подполковником. А в свою первую кооперативную квартиру я въехал, когда уже в театре работал, на гастроли ездил.
- Сейчас часть читателей, особенно в Интернете, наверняка накинется на вас: мол, Лещенко ничего тяжелее микрофона в своей жизни не держал - что он может понимать в происходящем в стране?
- Да, понимаю, кто-то скажет, что мне легко рассуждать, что я всю жизнь деньги лопатой гребу. Но это неправда. Для того чтобы заработать, нужно поездить от Калининграда до Дальнего Востока. Надо не спать ночами. Это только со стороны кажется, что всё легко и просто.
В своё время я трудился на заводе, служил в армии, был рабочим сцены. Я пахал всю жизнь!
У нас определённая часть граждан любит выпячивать проблемы страны, хотя никакой катастрофы не произошло. Что будет завтра, не знает никто. Так что не надо ныть, сидя на диване, а нужно работать. Мы в своё время не гнушались никакой работы. Быть чернорабочим - в этом ничего постыдного не было. Теперь на стройках или дворниками работают почему-то одни гастарбайтеры. Что, русский человек улицу подмести не может или крышу застелить? Все сегодня хотят иметь всё, ничего особо не делая. Но так не бывает.
Я верю в будущее нашей страны, верю, что ничего страшного не произойдёт. Пусть не так стремительно, как многим бы хотелось, мы всё равно будем развиваться.