Про Курск

дядя Миша

Пользователь
Вот так просто: некие люди, назвавшиеся в неких форумах "компетентными моряками-подводниками"! И потому дядя Миша им сразу же, безоговорочно поверил!

Дайте-ка я угадаю: они все уверенно произносили доселе Вам неизвестные аббревеатуры? Они легко манипулировали неизвестными Вам терминами? Каждый второй рассказывал, что он окончил мореходку и двадцать лет "отишачил" на подлодках?

Ну, конечно, тогда они точно - "компетентные люди"! Только вот зайди Вы на другие форумы, Вы бы увидели точно таких же "спецов" :D . А, задумайся Вы, стало бы очевидно, что СТОЛЬКО "компетентных" мореманов, как в наших форумах, не могла бы выпустить ни одна страна в мире :D

я уже писал: разберитесь кто является компетентным человеком, а кто форумным подводником. начальная задачка для начального разума.

А наиболее правдоподобная версия на мой взгляд выглядит до гнусности банально.
Нарушение правил эксплуатации и/или гарантийного обслуживания торпед - т.е. по сути диверсия.
Кому выгодно - данная катастрофа вызвала определенный "головопад" , что на руку президенту и правительству.

что-то уж слишком много "случайностей" в том периоде было.
 

BlackFox

Местный
что-то уж слишком много "случайностей" в том периоде было.
Вам напомнить, какая цепь простых случайностей привела к Чернобыльской катастрофе ? Или по-вашему там тоже не обошлось без третьих лиц или американских подлодок из пруда-охладителя ?
 

Аццкий Минус

стальной крыс на сафари
я уже писал: разберитесь кто является компетентным человеком, а кто форумным подводником. начальная задачка для начального разума.
:D так ведь уже давно разобрались ИМХО "форумный подводник" прежде всего демонстрирует свою "подводность", потому что знание закона Архимеда ему продемонстрировать значительно сложнее. Свежий пример:
"...По словам представителя ОПК, если поступление новой торпеды для «Северодвинска» будет и далее затягиваться, то на нем может быть использована торпеда, которой вооружались атомоходы типа «Курск». Решение сомнительное, как все помнят, одна из таких торпед стала причиной гибели лодки и 108 моряков."
Подробнее: http://nvo.ng.ru/news/2012-08-17/2_severodvinsk.html
 

RA_DU_GA

Не ешь меня - я невкусный :)
Заблокирован
что-то уж слишком много "случайностей" в том периоде было.


Ну да и я про это же.

Солдат случайно довел себя до гангрены, так что пришлось ампутировать обе ноги, лодка случайно утонула...
Звенья одной цепи...
 

BlackFox

Местный
Интересная статья с обилием технических деталей, но читающаяся на одном дыхании.
Данная версия объяснила многие известные и не очень известные факты.
Возможно, что "истина где-то рядом" (С) ...

Техническая экспертиза гибели подводной лодки "Курск"

Уже 17 лет в августе вспоминают об одной из самых ужасных катастроф в истории российского военного флота. Несмотря на завершение официального расследования, в этой истории остаются и "белые пятна", и неотвеченные вопросы. Часть из них накопилась и у независимого технического эксперта Юрия Антипова.

Часть 1. Версия Антипова
Вместо предисловия

В первой половине августа 2000 года в акватории Баренцева моря начались крупномасштабные военно-морские учения, в которых были задействованы лучшие образцы военной техники. В том числе - новейшая, самая современная в российском ВМФ атомная подводная лодка класса «Антей» АПЛ «Курск». Огромная по своей длине (154 метра), по высоте с 7-ми этажное здание, она была снабжена ракетами, каждая из который в 40 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.


11 августа «Курск» в ходе проводимых учений произвёл успешный запуск крылатой ракеты.

Наступило 12 августа 2000г. В этот день «Курск» должен был выполнить показательный выстрел новой ракеты-торпеды «ШКВАЛ , передвигающейся под водой со скоростью до 500км\ч. Обычная торпеда, приводимая в движение винтами, движется со скоростью около 60 -80 км\ч.

И на это мероприятие в Россию пригласили китайскую делегацию - возможно, с целью последующей продажи вооружений после успешного показательного выстрела. Американцы знали об этом и не должны были ни в коем случае смириться с тем, что у Китая будет столь мощное оружие. Именно поэтому США направляют в район учений свои подводные лодки - «Мемфис» и «Толедо».

В 8 ч. 51 мин. «Курск» сообщает крейсеру «Петр Великий», что собирается провести перископическое наблюдение с 18 метровой глубины , чтобы продемонстрировать свою новую торпеду. 11 часов 28 мин. всё готово к выстрелу. И после этого связь с «Курском» оборвалась….

В ходе поисковой операции АПЛ «Курск» была обнаружена лежащей на дне Баренцева моря на глубине около 106 метров. Вся носовая часть лодки разорвана сильнейшим взрывом. Экипаж в составе 118 человек погиб.

По версии Генпрокуратуры РФ и Минобороны, крушение лодки случилось из-за неисправности одной из торпед старого типа в торпедной отсеке, расположенном в носовой части, далее произошёл пожар и взрыв неисправной торпеды , а затем сдетонировали сразу несколько торпед. Также в числе прочих версий называлась причина начавшегося пожара из-за неисправности в секции аккумуляторных батарей.

Дальнейшее обследование показало, что после начавшегося пожара в торпедном отсеке одновременно взорвалось около 8-10 снарядов, взрыв которых и разнёс всю носовую часть АПЛ «Курск».

%D0%B01.jpg


Фото №1. Американская торпеда МК48.

Первоначально подозрение пало на две американские лодки, которые находились в районе проводимых учений. Предполагалось, что одна из них могла столкнуться с «Курском», а другая, уловив звуки с «Курска», соответствующие открыванию люка торпедной шахты, с опережением торпедировала «противника». Назывался даже предполагаемый тип американской торпеды – МК48.


%D0%B02.png


Фото №2. Пробоина в правом борту АПЛ «Курск»

«Масла в огонь» этой версии подлил осмотр АПЛ «Курск», который стал возможен после отрезания носовой части и буксировки оставшейся части подлодки в сухой док. На правом борту АПЛ «Курс» отчётлива видна пробоина со смятым внутрь вокруг неё металлом лёгкого (внешнего) корпуса лодки.

Мы провели свой технический анализ, который позволит раскрыть то, что могло реально происходить в тот день.

АПЛ «Курск». Только факты.

%D0%B04.jpg


Фото №4. Подлодка США «Толедо».

В обществе до сего дня ведется много дискуссий о том, было ли столкновение подводных лодок («Курска» с одной из американских) в тот день? Могу сразу сказать: нигде на корпусе АПЛ «Курск» характерных пробоин не обнаружено. У американских подлодок (ни у «Мемфиса», ни у «Толедо») нет в конструкции выступающих частей, которые могли бы оставить на корпусе "жертвы" круглое отверстие диаметром около метра.

%D0%B05.jpg


Фото №5. Спутниковый снимок. Подлодка «Мефис» в ремонтной зоне базы в Норвегии.

Тем не менее разведывательной съёмкой со спутника в ремонтных доках Норвегии спустя неделю после события с «Курском» было зафиксировано нахождение подлодки США «Мемфис». При нормальном ходе переход «Мемфиса» в ремонтные доки Норвегии от места учений ВМФ РФ потребовал бы максимум два дня. Но никак не неделю. И ещё один момент. Недалеко от места катастрофы с АПЛ «Курск» обнаружили сигнальный аварийный буй. Но не с «Курска». Буй был иностранного производства.... Так говорят, так пишут. Неофициально.





%D0%B06.jpg


Фото №6. Однотипная (из серии «Антей») АПЛ «Омск».

Могла ли сама конструкция корпуса «Курска» после деформации, вызванной взрывом внутри неё, образовать пробоину такой формы? Нет, не могла. По крайней мере в месте образования округлой пробоины нет ни одного такого конструктивного элемента, а обшивка лёгкого (наружного) корпуса выполнена из листов прорезиненного метала прямоугольной формы.

Так что же помешало версии с атакой на «Курск» иностранной торпеды окончательно сложиться в истинную причину гибели АПЛ «Курск»?

Ответ: те видимые повреждения, которые получила подлодка в месте пробоя по правому борту не соответствуют торпедной атаке боевой торпедой.

%D0%B07.png


Фото №7. Пространство между лёгким и силовым корпусами «Курска», где должен был быть взрыв атакующей торпеды. Участок обшивки лёгкого корпуса с характерным отверстием демонтирован.

При атаке «Курска» торпедой даже кумулятивного типа (прожигающей обшивку), теоретически возможно образование округлой пробоины в лёгком (внешнем) корпусе подлодки. Но затем после прожигания внешнего корпуса, торпеда должна взорваться. И мы бы обязательно увидели в пространстве между лёгкой обшивкой и силовым корпусом «Курска» следы взрыва. Но их нет. Целы корпуса шахт крылатых ракет, оборваны, но не сметены мощным взрывом мелкие трубопроводы……

Сейсмические данные.

Взрыв на «Курске» зафиксировало большое количество сейсмических станций. Учёными западных стран была проведена скрупулёзная работа по диагностике сейсмических толчков, совпавших по времени с катастрофой в Баренцевом море.

Практически все, кто пишет по теме «Курска», ссылаются на эти исследования. Но никто, видимо, не ознакомился с оригиналом. В этом же исследовании будут проанализированы данные первоисточника. Здесь и далее ссылки на материалы исследований:

Some Practical Applications of FORENSIC SEISMOLOGY

J. David Rogers6 Geological Sciences & Engineering University of Missouri Rolla Missouri-

%D0%B08.png


Фото №8. Карта расположения сейсмических лабораторий, зафиксировавших колебания земной поверхности от события на «Курске».

Keith D. Koper ,Department of Earth and Atmospheric Sciences

%D0%B09.png


Фото №9. Данные тринадцати сейсмических лабораторий, зафиксировавших событие на АПЛ «Курск».
%D0%B010.png


Фото №10. Вывод по мощности взрыва (взрывов) на АПЛ «Курск» (здесь и далее выделение шрифта красным цветом сделано авторами первоисточника).

Проведённый анализ показал, что основное событие на «Курске» однозначно идентифицируется как взрыв. Была определена и его мощность, вызвавшее колебания земли.

Таким образом, суммарная мощность взрывов во время основного события на «Курске» составляла около 5 тонн в тротиловом эквиваленте. Учитывая, что мощность взрывчатого вещества в современных торпедах превышает мощность тротила примерно в два раза, получается, что сдетонировало около 2,5 тонн взрывчатки в торпедном отсеке. И эта цифра, в принципе, согласуется со взрывом около 10 сдетонировавших торпед подлодки. Именно такое количество взорвавшихся торпед было определено по факту во время работ по подъёму «Курска». Для справки: боезаряд торпеды «ШКВАЛ» составляет около 210 кг.

А вот дальше…. Учёными-сейсмологами на основании сейсмограмм был проанализирован небольшой период времени, предшествующий основному событию на «Курске». И обнаружено, что за 135 секунд до мощного взрыва, приборы зафиксировали более слабый толчок. И это подтверждает, что на «Курске» первоначально произошёл взрыв одной неисправной торпеды, вызвавшей через 135 секунд детонацию и взрыв десятка торпед, окончательно разрушивших лодку.

За этот факт ухватилось и МО РФ. Ведь независимым исследованием отлично подтверждается версия военных о причине катастрофы.

Но давайте глубже проанализируем результаты и выводы зарубежных сейсмологов.

%D0%B011.png


Фото №11. Два сейсмических толчка, предшествующих взрыву на «Курске».

Первое. В этом же исследовании показана наглядная картинка сейсмических сигналов, предшествующих основному событию (взрыву) на «Курске».

Таким образом, не один, а два толчка были зафиксированы приборами до основного взрыва.

Первый действительно произошёл за 135 секунд до основного события. Но после первого, слабого толчка примерно за 70 секунд до главного взрыва был второй слабый толчок. И почему- то западные специалисты его «не увидели».

%D0%B012.png


Фото №12. Два толка, предшествующих основному взрыву.

Теперь рассмотрим подробнее два зафиксированных события, предшествующих основному взрыву на «Курске».

Как видно из сейсмограммы, первый толчок, произошедший за 135 секунд до основного взрыва, имеет несколько отличную структуру звуковых волн от второго толка, который произошёл примерно за 70 секунд до взрыва.

%D0%B013.png


Фото №13. Оценка соотношения мощности основного взрыва и предшествующих событий, сделанная авторами первоисточника.

Второе. Специалистами-сейсмологами была произведена оценка мощности события , произошедшего до основного события (взрыва) на «Курске».

Как видим из научного отчёта, мощность небольшого события уступала мощности взрывов сдетонировавших торпед в 250 (!!!) раз. И если мощность взрывов 10 торпед была оценена в 5 тонн в тротиловом эквиваленте, то получается, что мощность слабых толчков до основного взрыва была по сумме ВСЕГО 20 кг(!!!). Но, как было показано выше, слабых толчков было два. Значит, при их примерной одинаковости, мощность каждого толчка ( за 135 секунд и за 70 секунд до основного взрыва) была всего около 10 кг в тротиловом эквиваленте. И эта мощность никоим образом не может являться взрывом торпеды. И не случайно, в своих выводах зарубежные исследователи не идентифицировали природу этих предшествующих толчков. Они затруднились сказать определённо, что это тоже был взрыв. И указали, что события были только "очень быстрыми".

The larger (second) event was definitely an explosion, not an earthquake or impact (also, it turns out, not an implosion either)

First, smaller, event was probably an explosion.

Again, seismology was the only nonаgain, nonclassified source of this information. It was also known very quickly.

И полученный результат учёных-сейсмологов начисто отвергает версию торпедной атаки «Курска» другим судном или подводной лодкой. Аналогично полностью отметается официальная версия взрыва неисправной торпеды внутри самого «Курска». Мощность боевого заряда торпеды, да ещё с таким большим диаметром , как пробоина на правом борту «Курска», измеряется сотнями килограммов в тротиловом эквиваленте. А здесь событие, которое произошло до основного взрыва, по мощности было всего 10 кг….

Но…. Пробоина в корпусе есть. «И это есть факт, мистер Дюк». Откуда она взялась, расскажем во второй части расследования.

Часть 2. Эффект бумеранга
В первой части исследования причины катастрофы АПЛ «Курск» было показано, что:

  1. Характерная пробоина на правом борту «Курска» не могла быть получена от столкновения подлодки с каким-либо надводным или подводным судном (в том числе, с подлодками ВМС США «Мемфис» или «Толедо) из-за отсутствия на судах конструктивных частей, способных нанести такое повреждение и ещё на такой глубине.
  • Данная характерная пробоина не может являться следствием попадания в АПЛ «Курск» боевой торпеды (как до этого времени предполагалось, выпущенной с подлодки США), т.к. в зоне отверстия, включая внутренний объём «Курска» (между внешним и внутренним корпусами) нет разрушений конструкции подлодки, характерных для взрыва боевой торпеды.
По этой же причине отметается версия ошибочной атаки на «Курск» от любого судна ВМФ РФ, участвующих в учениях.

  1. На основании данных исследований западных специалистов по сейсмологии определено, что мощность двух последовательных толчков, предшествующих основному взрыву на «Курске», не превышала для каждого толчка 10 кг в тротиловом эквиваленте. Этот объективный научно установленный факт полностью опровергает официальную версию МО РФ о первоначальном взрыве внутри «Курска» одной торпеды, который впоследствии вызвал детонацию остальных торпед в торпедном отсеке. Установленная сейсмологами мощность предварительных толчков также отвергает и любую торпедную (или ракетную) атаку на «Курск», осуществлённую любым другим судном. Минимальная мощность взрыва от торпеды исчисляется сотнями килограмм в тротиловом эквиваленте, но никак не 10-ю килограммами.
Роковое отверстие

Ещё раз посмотрим внимательно на эту пробоину в правом борту АПЛ «Курск».

15.png


Характерная пробоина в правом борту

Повторюсь: отверстие могло быть оставлено только предметом, двигающимся снаружи внутрь подлодки. Вогнутый металл красноречиво об этом свидетельствует.

Предмет, оставивший отверстие, вошёл в корпус не под прямым углом к корпусу, а под углом сбоку, как бы догоняя подлодку. Об этом свидетельствует овальность отверстия (при условии, что проникший предмет был цилиндрической формы). При этом он двигался под водой практически параллельно корпусу лодки.

Предмет при проколе обшивки лёгкого корпуса и переходе от водной среды к воздушной внутри лодки как бы потерял свою удерживающую силу и, входя в «воздушное пространство» подлодки, опёрся своим весом на нижний край пробиваемого им отверстия. Это следует из очень чёткой кромки проколотого металла вверху и слева отверстия и утолщённого (похожего на оплавление) металла и резинового покрытия у нижней кромки отверстия (показано стрелкой жёлтого цвета на фото №15).

Проколовший подлодку предмет вызвал, по мере своего движения внутрь подлодки (в следствии образования высокой температуры в области проникновения) вспучивание и отслоение части резиновой оболочки от основного металла лёгкого корпуса. См. стрелка красного цвета на фото.

А теперь, зная примерную траекторию движения снаряда, проколовшего «Курск», посмотрим, что произошло за обшивкой лёгкого корпуса в районе овального отверстия.

16.png


Повреждения в объёме между внешним и внутренним корпусами. Участок внешнего корпуса на момент фотосъёмки демонтирован

После демонтажа участка обшивки внешнего корпуса хорошо видно, что по мере проникновения предмета внутрь подлодки он вызывал механические повреждения по пути своего следования.

1. Срезан трубопровод шахты крылатой ракеты, срезаны мелкие трубопроводы, причём их концы отогнуты по ходу движения предмета в межкорпусном пространстве (показаны жёлтыми стрелками на фото).

2. Отогнута по направлению движения предмета переборка, находящаяся между лёгким и основным корпусами (стрелка синего цвета на фото).

3. Отогнута внутрь лодки балка силового шпангоута. Это единственная силовая балка, отогнутая по направлению к эпицентру взрыва торпед (обозначена стрелкой зелёного цвета на фото).

4. Но самый важный момент, на который раньше не обращали внимание, обозначен красной стрелкой.

Ранее уже говорилось, что в районе отверстия внешняя обшивка подлодки испытывала влияние высокой температуры. Чрезвычайно высокой температуры. Теперь мы видим состояние переборки за этой лёгкой обшивкой. Если все примыкающие переборки при демонтаже куска внешней обшивки срезаны ровно (и это работа газорезчиков при демонтаже), то торец этой переборки сильно и безобразно оплавлен. Характерный вид торца переборки в месте примыкания к лёгкому корпусу говорит о том, что такое её состояние было сразу после катастрофы.

17.png


Расплавленная переборка в месте примыкания к лёгкому корпусу

При этом переборка не деформирована, и значит, не испытывала никакого механического воздействия от ударной волны взрыва торпед, произошедшего внутри силового корпуса подлодки. Не могла она таким образом плавиться и от температуры внутреннего взрыва, т.к. оплавление произошло только в месте примыкания к наружному лёгкому корпусу, а не в месте её примыкания к внутреннему силовому корпусу, где произошёл основной взрыв. Ещё интереснее состояние этой переборки ниже места торцевого оплавления. На фото это место не видно из-за поручня, попавшего в кадр. Поэтому смотрим на следующее фото.

18.png


Обширное полное выгорание металла переборки в месте её примыкания к лёгкому корпусу (ниже характерного овального отверстия в правом борту

С учётом местонахождения этих термических повреждений на переборке складывается устойчивое впечатление, что после прокола по правому борту по внутренней поверхности лёгкого корпуса сверху, начиная от области прокола корпуса, вниз текло вещество, которое плавило металл внешнего торца переборки при очень высокой температуре. Стекая вниз и накапливаясь в «кармане» переборки, это вещество своим горением просто испарило металл переборки в зоне образования «озера». При этом, повторю, прогар металла, судя по расположению очага, никоим образом не связан с температурой от взрыва торпед во внутреннем корпусе, т.к. находится с внешней стороны силового корпуса. Не было в месте прогара и механического действия ударной волны от взрыва. Прогоревший висящий ошмёток металла, как и сама переборка, даже не изменил своего положения.

Так что же прокололо обшивку «Курска»? Понятно, что такой прокол невозможно осуществить любому предмету с любой массой, двигающемуся с невысокой скоростью. Даже в случае нахождения на конструкции любого судна «пуансона» округлой формы, при столкновении с «Курском» с малой скоростью, площадь и степень деформации участка обшивки была бы значительно бОльшей.

Поэтому такое отверстие может оставить только предмет конической формы (как пуля) и при этом двигающийся с колоссальной скоростью в воде. Невероятной скоростью…. И такой предмет на момент учений ВМФ РФ в этой акватории был только один….

Первопричина катастрофы

Вспоминаем, что «Курск» как раз в это время готовился к выстрелу супер - торпеды «ШКВАЛ»….

Ранее в выводах говорилось, что размер, форма и глубина, на которой произошёл прокол обшивки «Курска» очень похож на пробой торпеды.

Но для боевой торпеды не характерно:

  1. Отсутствие взрыва при столкновении.
  • Малая скорость для обычной торпеды, чтобы сделать такой ювелирный прокол в корпусе.
А вот для торпеды «ШКВАЛ» оба этих условия выполняются. Ведь пуски торпед на подобных учениях ВМФ всегда осуществляются учебными торпедами, т.е. без боевой части.

Оценим кинетическую энергию торпеды «Шквал». При исходных данных из открытых источников при весе торпеды «Шквал» 2700 кг и скорости 500 км/час при ударе о препятствие выделяется энергия 26 МДж.

А теперь вспомним, что сейсмологи по приборам, находясь на расстоянии более 500 км от АПЛ «Курск» получили в результате своих исследований примерную мощность слабого одиночного толчка (не взрыва!!!) примерно в 10 кг в тротиловом эквиваленте. В переводе на привычные джоули это примерно 40-42 МДж. Как видим, результаты по энергии толчков и кинетической энергии двигающейся торпеды «ШКВАЛ», с учётом погрешности сейсмологии, очень похожи.

Но добавим ещё один важный момент.

Торпеда «ШКВАЛ» - это, по сути своей, подводная ракета с реактивным двигателем. Мотор «ШКВАЛа» состоит из стартового ускорителя, который разгоняет снаряд, и маршевого двигателя, что доставляет его до цели. Маршевый двигатель торпеды — гидрореактивный прямоточный, для своей работы он использует металлы, реагирующие с водой(магний, литий, аллюминий), а в качестве окислителя – забортную воду. При достижении торпедой скорости 80 м/с около ее носовой части начинает образовываться воздушный кавитационный пузырь, что значительно снижает гидродинамическое сопротивление. Но одной скорости мало: на носу «ШКВАЛа» находится специальное устройство – кавитатор, через который происходит дополнительный наддув газов от специального газогенератора. Именно так образовывается кавитационная каверна, которая обволакивает корпус торпеды целиком.

«Шквал» не имеет головки самонаведения (ГСН), координаты цели вводят непосредственно перед запуском. Повороты торпеды осуществляются за счет рулей и отклонения головки кавитатора.

Резюмирую:

1.Топливо торпеды «ШКВАЛ» при взаимодействии с забортной водой даёт очень высокую температуру.

2. И после запуска «ШКВАЛа» им невозможно управлять, даже если он по какой-либо причине собьётся с курса….

А теперь вернёмся к «Курску». Только предмет конусообразной формы (а не сигарообразной, как у других торпед) и двигающийся с запредельной скоростью в воде мог оставить прокол в обшивке, находящийся значительно ниже поверхности моря. Только предмет, который использует в качестве окислителя к топливу воду, и при этом достигается очень высокая температура горения, при разрушении своей конструкции после прокола обшивки, мог разлить это сверхтемпературное топливо в пространство между основным и лёгким корпусом. И только такое топливо, начав соприкасаться с забортной водой в пространстве между лёгким и основным корпусами и стекая вниз по внутренней поверхности лёгкого корпуса, смогло легко расплавить и сжечь дотла металл переборки.

И, естественно, проникая ещё глубже и разрушая внутренний силовой корпус, торпеда занесла своё топливо и внутрь торпедного отсека «Курска». Поступающая в пробоину вода воспламеняла это топливо уже внутри подлодки.

19.jpg


Торпеда «Шквал»

Картина произошедшего с АПЛ «Курск».

По совокупности всех изложенных фактов складывается следующая картина в тот роковой день.

АПЛ «Курск», находясь на перископной глубине, согласно заданию, занимает позицию для стрельбы торпедой «ШКВАЛ» в акватории Баренцева моря. При этом нос подводной лодки повёрнут в сторону запад-северо-запад, чтобы не делать пуск торпеды в расположение других кораблей, участвующих в учениях.

Screenshot_16.jpg


Фото №20. Карта локации АПЛ «Курск» на дне моря и вставшего над ним на якорь спасательного судна «Seaway Eagle».

Ровно в назначенное время АПЛ «Курск» производит запланированный учениями показательный выстрел учебной торпедой «ШКВАЛ» без боевого снаряжения. Основная задача - показать высочайшую скорость изделия и малое время движения до намеченной цели. Во время движения к намеченной цели происходит сбой. Возможно, торпеда сталкивается по касательной с намеченной целью (рикошет), либо с одной из дежуривших в этом районе американских подлодок. Вспоминаем медленный уход из акватории учения подлодки «Мемфис» и её последующий ремонт. И это первое столкновения было зафиксировано сейсмологами. За 135 секунд до взрыва на «Курске».

И после первого столкновения, сбитая рикошетом с курса , торпеда направляется в сторону... «Курска»!

Второй сейсмический толчок фиксирует её столкновение с «Курском»….

Энергия от столкновения торпеды с подлодкой и энергия второго сейсмического толчка совпадают по своему значению. После этого столкновения до взрыва АПЛ «Курск» остаётся всего 75 секунд… Именно за это время, попавшее внутрь торпедного отсека разбрызганное топливо от торпеды «ШКВАЛ», вызывает локальный пожар с очень высокой температурой горения. Но это пока не основной взрыв торпед. Просто сильнейший пробой корпуса от бешеной болванки с последующим пожаром и мощным поступлением воды в отсек. Поэтому часть экипажа, видя бесполезность борьбы за живучесть торпедного отсека в таких условиях, думаю, за это время успевает покинуть первый отсек (торпедный).

И здесь надо сделать ремарку. К известным минусам торпеды «ШКВАЛ» относится её дальность. Первые модели были способны поражать цели не далее 13 км. На бОльшее расстояние не хватало запаса реактивного топлива. Во время учений предполагалось испытывать улучшенную модификацию.

Вторым минусом является то, что «ШКВАЛ» не может поражать цели, находящиеся глубже 30 метров под водой.

Как помним, от первого зафиксированного слабого сейсмического сигнала (рикошет по цели) до второго прошло около 60 секунд. За это время запущенная и сбившаяся с курса торпеда , имея среднюю скорость 100 м/с, прошла бы расстояние около 6 км. И здесь сходится. Расстояние как раз такое, чтобы после рикошета от мишени и сбитыми рулями направления торпеда могла вернутся к «Курску»….

Что мог предпринять капитан АПЛ «Курск» Лячин, зная (а «ШКВАЛ» движется в воде очень шумно), что бешеная торпеда стала возвращаться обратно? Времени на реагирование оставались считанные секунды. В этой ситуации он принял единственно правильное решение. Хотя и нестандартное, на первый взгляд. Почему не стандартное? Для подводных лодок такого типа по регламентной документации нельзя опускаться на глубину, когда от днища до дна моря остаётся меньше 80 метров. Связано это с тем, чтобы насосы в системе охлаждения реактора не смогли засосать грунт.

Но «Курск», и так находясь на мелководье, начал экстренно погружаться… Настолько экстренно, что не успел даже закрыть створки площадки ходового мостика.

21.jpg


«Курск» на дне. Створки площадки ходового мостика в открытом положении

Капитан Лячин, зная, что «ШКВАЛ» не сможет поразить «Курск», если подлодка будет находится на глубине более 30 метров, отдал команду, вопреки регламенту, на срочное погружение. Были включены винты на полный ход и при этом хвостовые рули глубины поставлены на максимально быстрое погружение. О работающей на полный ход силовой установке говорит следующий факт:

Водолазы, участвующие в спасательной операции, отмечали, что «Курск» лежал на дне с сильно погнутыми лопастями винтов после его удара о дно моря. Одна лопасть была согнута даже на угол 90 градусов. И хвостовые рули были в положении максимально быстрого погружения.

После подъёма «Курска» в сухой док это наглядно видно и на фото №22.

22.jpg


АПЛ «Курск» в доке с опущенными на максимальный угол хвостовыми рулями глубины

Но «Курск», несмотря на предпринимаемые усилия, не успел уйти на глубину… Слишком он был медлительным по сравнению с молниеносной торпедой, несущейся к нему. И торпеда его догнала…

Она ударила в корпус подлодки, оставив прокол, находящейся как раз примерно на глубине 30 метров от поверхности моря…

Таким образом, АПЛ "Курск" погибла вместе со всем экипажем в силу трагической случайности во время испытаний новейшего оружия. В самом этом факте, по моему мнению, нет ничего порочащего ни экипаж лодки, ни создателей торпеды. Новая техника и оружие, увы, приносит свои "сюрпризы". Не понятно только, зачем скрывать то, что рано или поздно все равно выплывет?

И, наверное, не случайно основное внимание общественности после катастрофы с "Курском" было вокруг вопроса - а могли или нет силы российского ВМФ спасти оставшихся в живых после взрыва моряков? Но это уже другая история.

Автор выражает огромную благодарность старшему помощнику капитана норвежского судна «SeaWay Eagle» Evert Zegelaar за помощь в подготовке данного материала. Это судно принимало непосредственное участие в операции по обследованию и возможному спасению оставшихся в живых моряков с «Курска».
Источник
 

ПосетительМузея

Чиффа на прогулке
Улучшенная ракето-торпеда? Хм. Не то, чтобы улучшенный, но демонстрационный экземпляр примерно в то время был изготовлен по инициативе профессора Бабкина (на американские бабки, за что профессор потом сел). И американские же лодки, вроде бы наблюдающие за запуском... Интересные совпадения
 

BlackFox

Местный
Страшная сенсация: норвежцы молчали почти 4 часа о гибели «Курска», пока русские гибли
Недавнее сенсационное заявление сотрудника Агентства национальной безопасности США повергло общество в шок.
Подробности страшной гибели подлодки «Курск» раскрываются спустя 20 лет. По словам американского сотрудника, военные Норвегии узнали на 3,5 часа раньше российских коллег о гибели субмарины, но ничего не сделали, а просто смотрели, как умирают русские.

Со дня трагедии, которая унесла жизни 118 человек, прошло 20 лет. Официальная версия гибели «Курска» в Баренцевом море — взрыв торпеды, но по каким причинам он произошел, до сих пор неизвестно.
Сотрудник АНБ рассказал скандинавским журналистам, что норвежские военные узнали о проблеме на российской подлодке гораздо раньше командования ВМФ РФ.
Почему они никого не предупредили, рассказал Виктор Блытов — член Союза ветеранов боевых служб российского флота.
По его мнению, в Осло действительно могли раньше узнать о трагедии, а затем спокойно наблюдать, как тонет «Курск».
«Вполне возможно, что норвежцы получили какие-то данные со своих сейсмических станций, которые находятся поблизости, или с судна „Мариата“, которое находилось рядом. Ведь его экипаж полностью американский».
Эксперт также обратил внимание, что 20 лет назад во многих российских ведомствах и министерствах, включая Минобороны, сидели американские советники, которые подсказывали, кого нужно резать и как. А резать, естественно, нужно было конкурентов США на море. Блытов предположил, что норвежцы могли проинформировать американских союзников по НАТО о проблеме на «Курске», но предупредить русских не посчитали нужным.
«Могла быть такая ситуация. Возможно, сразу несколько каналов сработали. Поэтому и сотрудник Агентства нацбезопасности США оказался в курсе ситуации».
Не исключено, что и наша сторона знала о проблеме на подлодке, но пока проверяла, потеряла слишком много времени. Это ужаснейшая трагедия.
Но еще ужаснее то, что норвежцы и американцы могли знать о гибели, но предпочли наблюдать, как гибнут наши ребята. Чистая геополитика, когда не жалко никого.

Кто о смерти скажет нам пару честных слов,
Жаль, нет черных ящиков у павших моряков...
Карандаш ломается, холодно, темно,
Капитан Колесников пишет нам письмо.

Карандаш ломается, холодно, темно,
Капитан Колесников пишет нам письмо.
«Нас осталось несколько на холодном дне,
Два отсека взорваны, да три еще в огне.

Знаю, нет спасения, но если веришь — жди,
Ты найдешь письмо мое на своей груди...
Знаю, нет спасения, но если веришь — жди,
Ты найдешь письмо мое на своей груди...

Чтоб взлететь на небеса, выпал этот акт,
До свиданья, милая, мы приняли парад.
Помнишь нашу лестницу, солнце, эскимо…» —
Капитан Колесников пишет нам письмо...

«Курск» могилой рваною дернулся-застыл.
На прощанье разрубил канаты ржавых жил,
Над водою пасмурно, чайки, корабли,
На земле подлодка спит, но как далёко до земли...

Над водою пасмурно, чайки, корабли,
На земле подлодка спит, но как далёко до земли...
После о случившемся долго будут врать,
Расскажет ли комиссия, как трудно умирать?

Кто из нас, ровесники, кто герой, кто чмо?
Капитан Колесников пишет нам письмо...
Кто из нас, ровесники, кто герой, кто чмо?
Капитан Колесников пишет нам письмо...
 

4507015

Местный
Вообще то, норвежцы и не только они узнали о взрыве в районе учений ВМФ России. Вы же не считает, что взрыв во время военных учений, что-то чрезвычайное, о чем надо сразу кричать на весь мир? Это только потом стало известно, что это "Курск".
Вы уже забыли об этом?
Интересная статья с обилием технических деталей, но читающаяся на одном дыхании.
Данная версия объяснила многие известные и не очень известные факты.
Возможно, что "истина где-то рядом" (С) ...
Техническая экспертиза гибели подводной лодки "Курск"
Это мнение о том, кто оставил экипаж "Курска" умирать, тоже, имеет право быть:

 

ecosolver

РадиоФилин & Zэ MatriXX. УГУ!
Интересная статья с обилием технических деталей, но читающаяся на одном дыхании.
Данная версия объяснила многие известные и не очень известные факты.
Возможно, что "истина где-то рядом" (С) ...

Техническая экспертиза гибели подводной лодки "Курск"
Статья довольно убедительная,надо сказать.
Вкратце, она рассматривает ТРИ версии - лодку сбила "американская" торпеда, лодка взорвалась от взрыва собственных боеприпасов на борту,
лодка была сбита ...своей же собственной торпедой.
В статье УБЕДИТЕЛЬНО рассказан про то, что третья версия - самая правдоподобная. Учебная торпеда новейшего типа (по сути своей ракета) возжелала вернуться в точку запуска.
Единственное, трудно согласиться с автором статьи в том, что это было случайностью! Любому школьнику известно, что "заблудившаяся" ракета ликвидируется с помощью специальной системы АПР! Делается это. как ясно даже третьекласнику, в случае рассогласования сигналов автономной инерциальной системы управления с некими заранее запрограммированными значениями ("введенными координатами цели") или гораздо проще - если ракета в ОЖИДАЕМОЕ время не возжелала встретиться с целью :) Так что имхо в "головке" этой ракеты кто-то (ИЗ ВЫСШИХ ЧИНОВ, возможно и с ведома ВВП, но без ведома экипажа лодки!) что-то специально нахимичил. Вопрос - ЗАЧЕМ?

ПС.
Посетитель Музея написал(а):
Улучшенная ракето-торпеда? Хм. Не то, чтобы улучшенный, но демонстрационный экземпляр примерно в то время был изготовлен по инициативе профессора Бабкина (на американские бабки, за что профессор потом сел). И американские же лодки, вроде бы наблюдающие за запуском... Интересные совпадения
Действительно, интересные совпадения...
 
Последнее редактирование:

ask

Местный
Статья довольно убедительная,надо сказать.
Вкратце, она рассматривает ТРИ версии - лодку сбила "американская" торпеда, лодка взорвалась от взрыва собственных боеприпасов на борту,
лодка была сбита ...своей же собственной торпедой.
В статье УБЕДИТЕЛЬНО рассказан про то, что третья версия - самая правдоподобная. Учебная торпеда новейшего типа (по сути своей ракета) возжелала вернуться в точку запуска.
Единственное, трудно согласиться с автором статьи в том, что это было случайностью! Любому школьнику известно, что "заблудившаяся" ракета ликвидируется с помощью специальной системы АПР! Делается это. как ясно даже третьекласнику, в случае рассогласования сигналов автономной инерциальной системы управления с некими заранее запрограммированными значениями ("введенными координатами цели") или гораздо проще - если ракета в ОЖИДАЕМОЕ время не возжелала встретиться с целью :) Так что имхо в "головке" этой ракеты кто-то (ИЗ ВЫСШИХ ЧИНОВ, возможно и с ведома ВВП, но без ведома экипажа лодки!) что-то специально нахимичил. Вопрос - ЗАЧЕМ?

ПС.

Действительно, интересные совпадения...
Было в шестидесятые кинокомедия"Бей первым, Фредди!" Там в ракетах сидели специально обученные голуби, которые наводили ракету на цель.Так вот этих голубей подменили тайком на почтовых. А почтовые, как известно, всегда возвращаются назад...
 
Сверху