ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ. После принятия Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ (далее - Федеральный закон) стали поступать запросы по отнесению жилых домов, в которых эксплуатируются лифты, к категории опасных производственных объектов и о полномочиях должностных лиц Госгортехнадзора России, контролирующих выполнение требований этого закона, в том числе о праве останавливать лифты при отсутствии договора страхования риска ответственности.
В качестве примера можно привести запросы заместителя главы администрации Тамбовской обл. от 06.09.99 N 12-01/550 в Минюст России, заместителя премьер-министра Республики Татарстан от 30.09.99 N 03-34/3821 в аппарат Правительства Российской Федерации, заместителя председателя Ярославской областной думы от 22.12.99 N П-362 в Госгортехнадзор России. В этих и им подобных письмах содержатся просьбы разъяснить применимость требований Федерального закона к жилым домам, а иногда не подкрепленные доказательствами утверждения, что жилой дом относится к жилищному фонду, а не к опасным производственным объектам, и Федеральный закон на него не распространяется.
В связи с этим в настоящей статье рассматриваются некоторые вопросы правоприменительной практики при эксплуатации лифтов в домах, относящихся к жилищному фонду.
Отнесение жилого дома к жилищному фонду не противоречит тому, что он одновременно может быть и производственным объектом. Один и тот же объект рассматривается различными отраслями законодательства в тех целях, для которых предназначены конкретные законодательные акты. Например, с точки зрения гражданского законодательства жилой дом, жильцы которого платят за проживание владельцу, является имущественным комплексом, предназначенным для осуществления предпринимательской деятельности (предприятием), а с точки зрения законодательства о пожарной безопасности - пожароопасным объектом. Жилой дом, как место проживания для жильцов, одновременно рабочее место для работников жилищно-эксплуатационных контор и аварийных служб.
Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ определил рабочее место как место, в котором работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. На этом рабочем месте работники осуществляют производственную деятельность, представляющую собой в соответствии с этим же законом совокупность действий людей с применением орудий труда, включающих также и оказание различных видов услуг.
В соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99 N 279, несчастный случай, который произойдет с работником при выполнении им трудовых обязанностей по обслуживанию и ремонту лифта в жилом доме, будет рассматриваться как несчастный случай на производстве, независимо от того, что сам жилой дом относится к жилищному фонду.
Таким образом, жилой дом, будучи элементом жилищного фонда, одновременно является производственным объектом для работников, осуществляющих в этом доме свою производственную деятельность.
Жилой дом может быть опасным производственным объектом при наличии признаков опасности, перечисленных в приложении 1 к Федеральному закону, один из которых - использование стационарно установленных грузоподъемных механизмов, а именно такие механизмы и применяются в лифтах.
Фактически государство признало объекты, на которых эксплуатируются лифты, опасными объектами еще до принятия Федерального закона, наделив Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234 Госгортехнадзор России функциями в области промышленной безопасности и полномочиями по надзору за безопасной эксплуатацией лифтов, в том числе и в жилых зданиях.
Лифты в жилых зданиях эксплуатируются в соответствии с общими Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-06 - 92), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 11.02.92 N 1. Федеральный закон лишь зааконодательно оформил это положение и упорядочил терминологию в Данной области.
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25.09.98 N 158-ФЗ к лицензируемым видам Деятельности относятся проектирование, строительство, монтаж, эксплуатация и ремонт подъемных сооружений, в число которых входят и лифты. Согласно критериям определения лицензируемых видов деятельности, установленным в этом законе, к лицензируемым видам деятельности относятся те, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Организация (юридическое лицо), получившая лицензию на эксплуатацию лифта (лифтов) в жилом доме, тем самым получила право на осуществление деятельности, которая может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан (пассажиров). В этом отношении Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" полностью согласуется с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" в понятии того, что грузоподъемные механизмы , в том числе механизмы, используемые в лифтах, установленных в жилых зданиях, - источники возможных аварий, последствием которых может быть причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан. Хорошо известно, что такие аварии действительно происходят.
Они расследуются и учитываются в соответствии с Положением о техническом расследовании причин аварий на опасных производственных объектах (РД 03-293 - 99), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 08.06.99 N 40. С целью защиты интересов личности и общества от аварий и их последствий, Федеральный закон установил для организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, в том числе объект, на котором используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы в лифтах, обязанность страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на таком объекте.
Сами жильцы не эксплуатируют лифт в жилом доме, а пользуются им за плату. Не они вводили лифт в эксплуатацию, не им принадлежит право вывести лифт из эксплуатации, все это - функции эксплуатирующей организации. Жильцы, пользующиеся лифтом, как раз и являются теми другими лицами, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу которых эксплуатирующая организация обязана страховать ответственность.
Примерные страховые тарифы по страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов установлены в Правилах страхования (стандартных) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте, утвержденных Всероссийским Союзом страховщиков 23.02.98.
Там же определено, что величина страхового тарифа устанавливается с учетом данных примерных страховых тарифов в зависимости от сложившегося уровня аварийности. По данным Госгортехнадзора России, аварии (разрушения сооружений и (или) технических устройств), связанные с использованием лифтов в жилых домах, происходят крайне редко. Это свидетельствует о незначительной степени страхового риска и необходимости снижения страхового тарифа по страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации пассажирских лифтов.
Федеральный закон не конкретизировал, что следует считать опасным производственным объектом для случая жилого дома, в котором установлены лифты, использующие грузоподъемные механизмы, - весь жилой дом или отдельную строительную часть с установленным в ней грузоподъемным механизмом. В соответствии с Положением о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра (РД 03-294 - 99), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 03.06.99 N 39, и с методическими документами по идентификации опасных производственных объектов (например, РД 03-260 - 99), организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, или экспертная организация должна определить, что следует считать опасным производственным объектом. Целесообразно идентифицировать в качестве опасного производственного объекта весь жилой дом, а не отдельную строительную часть, поскольку жилой дом - действительно конкретный территориально определенный объект.
Таким образом, жилой дом, в котором эксплуатируются лифты, вполне соответствует критериям опасного производственного объекта, и организация, эксплуатирующая этот дом, обязана выполнять требования промышленной безопасности, установленные в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В части 1 статьи 3 этого закона требования промышленной безопасности определены, как условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию, эксплуатации опасного производственного объекта, готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте установлены в статьях 8-10 Федерального закона.
Требованием промышленной безопасности, соблюдение которого защищает жизненно важные интересы личности и общества от последствий аварий на опасных производственных объектах, я
вляется содержащееся в статье 9 и в части 1 статьи 15 Федерального закона обязательное страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
Постановление Правительства Российской Федерации "О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности" от 17.07.98 N 779 установило, что таким федеральным органом исполнительной власти является Госгортехнадзор России. Права должностных лиц федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности (Госгортехнадзора России), определены в части 4 статьи 16 Федерального закона. В их число входит право принимать определенные меры по отношению к организациям, нарушающим требования промышленной безопасности.
К таким мерам относятся: выдача предписаний об устранении нарушений, выдача указаний в области промышленной безопасности, выдача предписаний о приостановке работ, выдача указаний о выводе людей, приостановление действия лицензии, отзыв лицензии, привлечение к административной ответственности. Характер принимаемых мер определяется тяжестью возможных последствий от нарушения требований промышленной безопасности и основывается на сложившейся практике надзорной деятельности органов Госгортехнадзора России.
В.С. Котельников к.т.н., (Госгортехнадзор России), Е.В. Кловач, И.А. Кручинина, А.С. Печеркин, В.И. Сидоров, В.К. Шалаев , НТЦ "Промышленная безопасность"
Постоянный адрес статьи:
http://www.lift-press.ru/view_post.php?id=170