Бурный социально-экономический рост Челябинска на рубеже ХIХ - ХХ веков связан исключительно со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. Предыстория строительства весьма интересна, так как планируемая железная дорога могла пройти мимо Челябинска.
История Великого Сибирского рельсового пути восходит к середине XIX века. В годы Крымской войны (1853-1856 гг.) англо-французская эскадра атаковала русские порты и посты по всему побережью Тихого океана. Российское правительство приняло решение создать достаточно сильную Сибирскую флотилию и морскую базу флота в Николаевске-на-Амуре. А для этого нужно было связать центральные районы России с Дальним Востоком. Решить эту проблему могла железнодорожная мазистраль через всю страну с Запада на Восток.
Было несколько проектов, которые обсуждались в течение нескольких лет. Первый проект предполагал сооружение железной дороги от Саратова на Семипалатинск, далее на Минусинск к Амуру в Пекин. Однако встал вопрос о схеме соединения Западной Сибири с общей сетью железных дорог Европейской части России. Тут и начали появляться различные проекты, и конкуренция среди городов за право пропускать дорогу через свою территорию. В городах Нижнем Новгороде, Казани, Костроме, Вятке, Перми, Екатеринбурге возникли из особо избранных лиц "комитеты по железнодорожному вопросу". Шли споры, а строительство магистрали постоянно откладывалось, что и вынудило министра путей сообщения обратиться к императору Александру III с просьбой вмешаться в вопрос о строительстве Сибирской железной дороги, после чего в 1891 году было решено, что строительство начнется с запада от Златоуста на Челябинск и с востока от Владивостока на Хабаровск.
Бурные обсуждения планов строительства Транссибирской магистрали спровоцировали громадный интерес к Челябинску отечественных и западных предпринимателей. Весной 1892 года железная дорога дошла до Челябинска, который встретил ее молебнами, банкетами, оркестрами. Управление строительством железной дороги было переведено в Челябинск. Город - узловая станция трех дорог - получил громадный шанс для всестороннего развития экономики. Челябинск вступил в мир цивилизации: электричество, кино, радио, телефон, водопровод. Все это определило взрыв предпринимательства. Людьми овладела кооперативная отвага, стремление к более высокому качеству жизни.
Тысячи переселенцев двинулись через Челябинск от безземелья к богатой Сибири. При этом из центра до Челябинска доходило 2-3 поезда в день, а из Челябинска в Сибирь 2-3 в неделю. Проезжающие через город переселенцы на Восток страны массами оседали вокруг вокзала. При этом проезжие часто нуждались во врачебной и благотворительной помощи. Поэтому недалеко от вокзала в начале 90-х годов 19 века был установлен переселенческий пункт с бараки, баней, приёмным покой с двумя больничными палатами, хозяйственными постройками и небольшой церковью. Оказывали помощь переселенцам и горожане, которые пускали зимой женщин и детей в свои дома. Постепенно бараки стали заменять бревенчатыми домами. Обустраивалась больница - через год в ней было уже пятнадцать отделений. На переселенческом пункте построили две столовые, в которых одновременно можно было накормить три тысячи человек.
Население города в 90-х годах выросло с 10 до 70 тысяч человек. В городе появилось много людей иной веры. Они принесли свою религию, построили свои культовые здания. В это время в городе появилась мусульманская мечеть, затем мусульманская школа и библиотека. Уезжали на поиски лучшей жизни крестьяне и дворяне из Польши. Часть из них осела в Челябинске. Впоследствии в городе появился католический костёл. За полтора десятка лет великого переселения через Челябинск прошло и проехало более пятнадцати миллионов человек – десятая часть России. В начале ХХ века половину горожан составляли мещане и новопоселенцы. Среди них было много ремесленников, рабочих, прислуги из крестьян, солдатских и казачьих вдов. И, конечно же, в те годы Челябинск был город купцов. При этом купцы жили в центре, мещане в черте старого города, а рабочие и ремесленники снимали квартиры или селились в районе вокзала. Многонациональность челябинского населения способствовала обогащению культуры города традициями разных народностей, учила людей строить взаимоотношения, учитывающие своеобразие различных менталитетов.
Благодаря проводимым в России реформам Витте и Столыпина в Челябинске начинают прибывать чиновники-управленцы с университетским образованием. Так, превращение Челябинска в высокоразвитый город российского масштаба связывают с именем его первого главы - Александра Францевича Бейвеля.
Выпускник Казанского императорского университета, врач по специальности, Александр Бейвель приехал в Челябинск в 1892 году. Надо сказать, что в это время в челябинском уезде свирепствовал тиф. Командированные в город врачи уехали и городу грозила эпидемия. Городские власти безеспешно пытались добиться помощи от столичных властей и тогда в их поле зрения попал молодой врача из села Воскресенское. Так в мае 1892 года Бейвель стал заведующим челябинской городской больницей. По характеру это был лидер, великолепный организатор и дипломат, не лишенный здорового честолюбия. Бейвель сплотил вокруг себя интересных и энергичных людей. Среди них чиновники, архитекторы, банковские служащие, предприниматели, юристы, купцы. В декабре 1898 года на губернаторском собрании он стал гласным городской Думы, а в ноябре 1903 его избирают городским головой Челябинска. Три раза А.Ф. Бейвель избирался на этот пост. Это был единственный случай в истории Челябинска.
Благодаря настойчивости Александра Францевича, появилась мощеная дорога между вокзалом и городом, построен водопровод. Достиг своего пика и строительный бум. В городе начинается активное строительство из камня, особенно на улице Уфимской (сейчас ул. Кирова). При Бейвеле был выстроен Народный дом, начала действовать биржа, появился городской сад (сейчас это сад им. А.С. Пушкина), открыт рентгеновский кабинет. Были открыты общеобразовательные курсы, женская гимназия, воскресная школа, городские трехклассные и четырехклассные училища. Состоялось преобразование народной библиотеки в публичную, с книжным хранилищем, и еще открылась библиотека при клубе, находящемся в городском саду.
Городской голова никогда не мешал частной инициативе. Началась сдача земли в аренду. В городе возникли акционерные общества, совместные предприятия. В те годы о Челябинске писали, что он "...резко отличается от других провинциальных городов тем, что чиновничество в нем не является господствующим классом и не задает тона. Более постоянный класс населения состоит из крупного купечества, мелких торговцев, железнодорожников и рабочих разного калибра". Челябинск по темпам развития стали сравнивать с американским городом и называть "Зауральским Чикаго". Как результат такой активной деятельности градоначальника - увеличение почти вдвое доходов городской казны. И тем не менее во время очередных выборов в городскую Думу, А.Ф. Бейвель откажется от поста городского головы и вернется к врачебной практике.
Челябинск, по российским масштабам, стал крупным городом с развитой экономикой и социальной сферой.
Богатством Челябинска по-прежнему оставалась посредническая хлебная торговля. База была заложена еще в XVIII веке умной политикой устроителей края. Товарность хлебных пшеничных фабрик крестьян и казаков растет. К примеру, в Усть-Уйской станице — прекрасном поселении с добротными домами — казаки имеют поля от нескольких сот до 5000 — 8000 десятин. К 1915 году только округа Троицка отправили в Челябинск 12 миллионов пудов товарного хлеба. Челябинск через Транссиб в 1900 году отгрузил 42 миллиона пудов груза. Хлеба в этом объеме — 25 миллионов пудов. Город ввел свой тариф на провоз хлеба, намного увеличив доход от хлеботорговли, и занял первое место на хлеботорговом рынке среди городов Урала и Сибири. В начале ХХ века вокруг Челябинска построено уже около 500 мельниц.
В 1908 году зафиксировано более тысячи мелких и средних предприятий. Из Азии через Челябинск шел чай. Здесь были крупнейшие чаеразвесочные фабрики купцов Высоцкого, Гибкина и Кузнецова, Колокольниковых. В Челябинске, благодаря инициативному городскому депутату-предпринимателю Ивану Васильевичу Заплатину налаживается продажа уральского масла на европейские рынки, которое постепенно вытесняет датское и австралийское. Уже к 1912 году в Берлине, Лондоне, Париже нарасхват покупали масло, сделанное крестьянами и казаками Челябинского и Троицкого уездов. Производилось уральское масло 12 сортов, без искусственных добавок. В результате Россия сделала этот продукт валютной статьей дохода, а премьер Петр Столыпин сказал, что уральское масло дало золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность.
В городе возникает большое количество складов иностранных компаний по продаже инструментов, сельхозмашин, оборудования маслодельных заводов. Город охвачен золотой лихорадкой. Даже простые жители, обыватели мыли золото на богатых россыпях. Наиболее крупным золотодобыдчиком был купец А.А. Чикин, который владел 66 золотыми рудниками. Обслуживали мощный приток капиталов новые учреждения: биржа, семь банков, таможня первого класса.
www.chelindustry.ru