С чего всё начиналось?
Все началось с того, что в мае 1988 года, когда прокладывали газопровод на северо-восточной границе Минска, ковш эксковатора вырыл человеческие кости. Работы приостановились. По горячим следам началось что-то вроде раскопок. Их взялся проводить бывший фотограф, а в то время искусствовед, трудившийся в отделе археологии Института истории АН БССР, З.С. Позняк.
Начался сложный и ответственный процесс эксгумации.
Расскопки в Куропатах
З.Позняк и В.Быков
И вот, впервые широкая белорусская общественность узнала о расстрелах в Куропатах 3 июня 1988 года. Когда в газете “Літаратура і мастацтва” была опубликована статья Евгения Шмыгалева (который таинственным образом потом пропал) и Зенона Позняка под названием
“Куропаты: дорога смерти” [3]. Предисловие к этой статье написал известный писатель Василь Быков. В этой публикации авторы,
основываясь на показаниях свидетелей, утверждали, что в нескольких километрах к северу от минского микрорайона
Зелёный Луг в период с 1937 по 1941 годы ежедневно происходили казни путем одиночного выстрела в голову — на рассвете, днем и на закате, а трупы укладывались перпендикулярными рядами в несколько проложенных песком слоев в заранее выкопанные глубокие ямы, на которых затем сажали сосны; место расстрелов во второй половине 1937 года было обнесено трехметровым забором, охватывавшим 10-15 гектаров территории, а дорожное покрытие было разбито постоянным движением
«чёрных воронков». Общее количество могильных ям оценивалось в 500, по 50-60 жертв в каждой.
Статья Позняка и Шмыгалева послужила основанием для возбуждения 14 июня 1988 года Прокуратурой БССР уголовного дела. Через 6 недель после выхода статьи Советом Министров БССР была организована
правительственная комиссия по расследованию , в которую вошли писатели Василь Быков и Иван Чигринов, народный художник СССР Михаил Савицкий, бывшая подпольщица Герой Советского Союза Мария Осипова, руководители Минюста и МВД БССР, Верховного Суда, КГБ, ученые, представители общественных организаций. Возглавила комиссию зампредседателя Совмина Нина Мазай. Следствие возглавил Язэп Бролишс, следователь по особо важным делам Ген-прокуратуры БССР. Далее последовал ряд дополнительных раскопок и эксгумаций могил. Главным специалистом в области археологии был все тот же З.С. Позняк. В результате этих работ правительственная комиссия БССР сделала следующий вывод: “Комиссия, в результате анализа имеющихся материалов, пришла к выводу, в 1937—1941 годах в лесном массиве Куропаты органами НКВД производились
массовые расстрелы советских граждан. Установить личности погибших, конкретные мотивы казней и лиц, исполнявших приговоры и решения несудебных органов в 1937 —1941 годах, пока не представилось возможным…
В архивах Минюста, КГБ, МВД и Прокуратуры БССР, союзных органов материалов и документов, относящихся к событиям в Куропатах, не обнаружено”.. Наспех сделанное заключение одобрили и дело было закрыто. Под предлогом того, что виновные в расстрелах сотрудники НКВД на сегодняшний день уже мертвы [4].
А может всё было совсем не так?
“Платон мне друг, но Истина дороже.”
Автор неизвестен.
Противодействие официальной версии о куропатской трагедии началось сразу же после ее обнародования. Но это были отдельные выступления историков, журналистов и просто людей несогласных с таким мнением. Так, например, летом 1989 года в корреспондентский пункт газеты Министерства обороны СССР “Красная звезда” зашел высокий не молодой мужчина. Он представился как Загороднюк Иван Харитонович,
бывший командир партизанского отряда “Ленинец” бригады “Дядя Коля”.
Мужчина рассказал свою версию и сказал, что будет требовать пересмотра правительственного заключения по расследованию обстоятельств гибели советских людей в урочище под Минском. Его версию в последствии опубликовали в шестом номере “Военно исторического журнала” за 1991 год. Там, помимо всего прочего, указывалось, что следствие ведется некомпетентно и не принимает во внимание ряд серьезных фактов (например, найденные в эксгумированных захоронениях платиновые коронки, которые в СССР тогда никто не носил). Впоследствии, бывшего партизана даже пригласили на одно из заседаний правительственной комиссии, где он заявил: “Должен со всей ответственностью сказать, что куропатское дело — одно из звеньев в идеологической диверсии по дискредитации КПСС, Советского государства, КГБ, МВД других систем власти. Совершен морально-политический геноцид народа, сделана попытка нравственного и духовного разложения общества.”[4].
Т.е. в материалах дела было столько неясностей и противоречий, что общественность республики потребовала пересмотреть вновь события полувековой давности.
С этой целью 28 ноября 1991 года была создана независимая
общественная комиссия, которую возглавил старший научный сотрудник Академии наук Белоруссии Валентин Павлович Корзун. В состав этой комиссии вошли также: кандидат технических наук Л.П. Березуцкий, подполковник КГБ СССР запаса Е.Н. Лепешко, бывший партизан И.Х. Загороднюк, историк Р.Е. Мирончикова, доктор исторических наук, профессор А.И. Залесский, кандидат исторических наук К.И. Доморад, педагог А.П. Казюкевич и другие. Полтора года потребовалось , чтобы взвешенно, скрупулезно изучить материалы уголовного дела, насчитывающего на тот момент 13 томов (
На сегодняшний день дело о Куропатах насчитывает более 15 томов). Самостоятельно были проведены расследования обстоятельств преступления, изучены отчеты археологов, опрошены десятки жителей окрестных деревень.
В инюне 1992 г. в газетах было опубликовано “Заключение Общественной комиссии по расследованию преступлений, совершенных на холме возле деревень Цна-Йодково — Зеленый Луг, который известен сегодня под названием “Куропаты”.
Это довольно обширный документ. Вот некоторые выводы, приведенные в этом документе:
1. На возвышенности южнее заславской дороги, сегодня во всем мире называемой “Куропатами”, покоятся останки не менее 30 тыс. жертв гитлеровского геноцида, включая узников минского гетто, тюрьмы и депортированных из Германии, Австрии, других стран Европы евреев.
2. Урочища или места с названием “Куропаты” в народной памяти и на картах Белоруссии никогда не было. Это слово, по свидетельству Познякова М.И., является производным от кодового названия нацистской операции по уничтожению евреев (Курпате юден), в первую очередь депортированных из европейских стран.
3. Прокуратура Республики Беларусь в ходе предварительного следствия в 1988 — 1989 годах нарушила требования действующего законодательства, международного права и моральных норм, подменила одну правду другой, встала на путь сокрытия человеконенавистнической операции, обманула советскую и мировую общественность, нанесла морально-психологическую травму своему народу.
4. Форсированное строительство мемориала, музейно-гостиничного комплекса и памятника в Куропатах лишенным имени жертвам геноцида является ничем иным как новым преступлением против человечности. Увековечить помять невинных жертв крайне необходимо, но на основе неопровержимых доказательств [5].
Такие и им подобные заявления приводили к тому, что на протяжении 1990-х годов следствие по делу несколько раз возобновлялось.
Куропаты или “Курпате Юден”?
“Правда путешествует без виз.”
Жолио Кюри
Как мы увидели есть два взгляда на данный вопрос.
Общепринятая версия:
урочище Куропаты являлось местом расстрелов и захоронений репрессированных органами
НКВД в 1937—1940 годах. Точное количество жертв не установлено, поэтому называются разные данные: до 7 тысяч человек (
по данным, озвученным Генеральным прокурором Республики Беларусь О. Бажелко), не менее 30 тысяч человек (
по данным, озвученным Генеральным прокурором БССР
Г. Тарнавским), до 100 тысяч человек (Даведнік «Беларусь». — Мн.: «Беларуская энцыкляпэдыя», 1995.) , от 102 до 250 тысяч человек (по данным
статьи Зенона Позняка в газете «Літаратура і мастацтва»), 250 тысяч человек (по данным профессора Вроцлавского Университета Здислава Винницкого) и более (по данным британского историка
Нормана Дэвиса [10].
Так кто же виноват?
Как, на взгляд сторонников этой версии, всё происходило можно почитать в книге “Куропаты: следствие продолжается” [11]. Процитируем для наглядности: “из показаний Сергея Николаевича Харитоновича, 1912 года рождения, пенсионера (в 37-38гг. работал в органах НКВД):
«Участвовали в расстрелах многие работники комендатуры — Никитин, Коба, Ермаков, Яковлев… Возвратившись поздно ночью в НКВД, они затем в столовой распивали спиртные напитки, которые им выдавали по приказу… За что, не знаю. Может, и за вредность работы… Активно выезжал на расстрелы кладовщик Абрамчик Фома, отчества не помню. Я у него несколько раз интересовался, как это делается, и он рассказывал, что людей ставят к яме и стреляют из наганов. Помню, Абрамчик говорил, что перед расстрелом некоторые кричали: «Да здравствует Советская власть!», «Да здравствует Сталин!”.” [11].
Но у этой точки зрения есть ряд недостатков. Наиболее полно их огласил бывший в то время генеральным прокурором Беларуси, Олег Божелко:
“
Предыдущее расследование в период с 1988 по 1995 годы проводилось крайне односторонне, под сильным давлением националистов. В тот период были проведены многочисленные митинги и демонстрации, организованы публикации в газетах и журналах, выступления по радио и телевидению, изданы соответствующие книги, которые не могли не повлиять на расследование дела. Допросы жителей окрестных населенных пунктов, прилегающих к месту захоронения останков, осуществлялись в условиях сформированного определенными силами общественного мнения.
Показания многих свидетелей изобиловали домыслами, фантазиями, содержали ссылки на людей, которые давно умерли. Во внимание принимались без критической оценки показания граждан, которым в то время было 4 — 6 лет от роду. Научный отчет Позняка и других о результатах раскопок во многом построен на предположениях и содержит выводы, не подтвержденные доказательствами…” [9].
Вторая версия — это результат проведенного расследования общественной комиссии. На основании собранных данных члены комисси пришли к выводу, что ни в материалах раскопок, ни в документах архивов нет ни одного хотя бы маломальского признака, который указывал бы на след органов НКВД в Куропатах. В то же время все материалы эксгумации, архивные документы и даже поведение следователей, стремящихся доказать недоказуемое, показывают только одно: в могилах Куропат лежат жертвы гитлеровского геноцида. Вот что рассказывает один из свидетелей тех событий Михаил Позняков:
“…Фашисты ворвались в дом и начали грабить. Забрали все съестное, а потом принялись за нас: как так, почему не убыли в Германию, здоровые мужчины отсиживаются дома? Отец прикинулся больным, другие тоже жаловались на здоровье. Тогда они вытолкали нас из дома и бросили в машины. Всех нас доставили в оршанскую тюрьму. Здесь в основном сидели гамбургские, варшавские и австрийские евреи. Двое суток нам не давали ни воды, ни еды. В камерах — ни сесть, ни лечь, так как было битком набито народу.
— Как дальше развивались события?
— Потом нас начали сортировать. Русских и белорусов отдельно, евреев — отдельно. Затолкали в вагоны-“телятники”. Думали, что отправляют в Германию, а мы прибыли в Минск. Ночью нас около 120 человек пригнали на окраину города. Здесь уже были лопаты, кирки, топоры. И вот по два-три человека принялись под ударами плеток рыть ямы. Наша группа, рыла, как потом выяснилось, могилы.
Нацист снимает узников минского гетто на камеру
Вскоре пригнали огромную толпу евреев. Нам приказали лечь ниц. Началась пальба. Когда несколько сот евреев было расстреляно, нам приказали их засыпать землей. Страшная казнь продолжалась несколько часов. А другая группа русских и белорусов рыла землянки, окопы, траншеи.
— А откуда вы знаете, что эта местность носит название Куропаты?
— Я уже рассказывал, что моя бабушка была латышкой. Она научила меня этому языку. И вот, когда я выпрямился, чтобы отдохнуть немножко, ко мне подошел один из командиров карателей и хотел ударить плеткой. Он закричал на меня по-латышски, а я ему по-латышски сказал, чтобы дали воды и есть. “Ты откуда знаешь латышский?” — спросил он и опустил плеть. У меня как-то машинально вырвалось: «Я из Риги, были в Орше у родственников, и нас застала война». “Вас всех расстреляют после окончания Куропатюден, — сказал он. — Мы в таких делах убираем и свидетелей”.
Потом он хвастался награбленным золотом и пообещал выпустить земляков, сказал, что примет нас в их батальон, который стоит в Риге. Интересовался, почему с ним не разговаривают мои родственники, на что я сказал, что они очень обижены таким обращением с ними. Он, довольный собой, улыбался. Пообещал нас выпустить. Спустя какое-то время он приказал часовому поднять проволоку, которой мы же окружили это место экзекуции, и таким образом, мы бежали.
— Чем были вооружены каратели в ходе расстрелов в Куропатах?
— У них были наганы, карабины, автоматы. Стреляли в голову, давали очереди из пулеметов по большим группам евреев. Первых раздевали догола, а потом с жертв снимали только хорошую одежду. Мы скрытно наблюдали весь ход казни.”
[12].
Самым весомым аргументом против этой версии критики называют то, что в ходе последнего следствия были найдены вещественные доказательства с конкретными датами и фамилиями, свидетельствовавшие о том, что расстрелы проходили до войны. В захоронении №30 были обнаружены тюремные
квитанции об изъятии при аресте ценностей, выданные 10 июня 1940 г. Мовше Крамеру и Мордыхаю Шулескесу. Но почему-то не обращается внимание на то, что из того же захоронения №30 были еще извлечены: полусгнивший патронташ с револьверными патронами, зубные щетки и расчески. Т.е. это говорит о том, что это не могло быть делом рук сотрудников НКВД , потому что при аресте забирались все личные вещи даже шарфы и ремни, согласно тем же квитанциям.
Послесловие
“Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках”
Б.Фонтенель
“Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке”
Марк Аврелий
И если отстроиться от эмоций и проанализировать все доводы
за [11] и
против [4], почитать кто чего
пишет [13] на эти темы и соотнести все это с жизнью, то наиболее объективной выглядит версия о фашистском геноциде. Мы не отрицаем, что сотрудники НКВД в период массовых репрессий 1937-38 гг. уничтожили без суда и следствия уйму людей. Но они творили свои злодеяния
тайно! Никто не знал куда увозят того или иного человека. А вот гитлеровские захватчики как раз наоборот — не стеснялись своих преступлений и устроить место массовых казней вблизи больших населенных пунктов — это в их стиле [14]. Есть множество других доводов. Так, например, найденные в могилах гильзы 1939 года никак не могли попасть к НКВД-шникам ни в 39-м, ни в 40-м годах — этого не допускали правила складирования, хранения и выдачи боеприпасов, строго соблюдавшиеся и соблюдаемые сейчас не только в нашей стране, но и за рубежом. Обнаруженные в захоронениях иностранные вещи и одежда, указывают на то, что наиболее вероятными исполнителями этого преступления являются немецкие нацисты. Тот факт, что в захоронениях обнаружен большой процент людей преклонного возраста и женского пола, тоже почерк фашистских карателей. Так же не могут быть аргументом и показания так называемых свидетелей, так как они есть как с той, так и с другой стороны. А кому верить — это уже вопрос дискуссионный.
Ну и, наконец, откуда появилось само слово “Куропаты”? Версия о том, что оно получило свое название по названию цветов , или потому что в этом месте, якобы, водилось много куропаток, не выдерживает никакой критики. Ни в топографических картах, ни в народной памяти такого названия не обнаружено. Согласно версии И.Х.Загороднюка, история и генезис этого слова следующие — в первый год войны на перекрестках Логойского тракта, а также ряда улиц Минска, можно было видеть указатели «Карпате юден» (что дословно означает «Отеческое лечение(забота) евреев», die Kur забота, лечение; der Pate—крестный отец; der Yude—еврей) [4].
Это не что иное, как кодовое название фашистской операции по уничтожению 7,5 тысячи переводчиков, так называемых
«дойч мечер», которые перед нападением на СССР были мобилизованы немцами в Австрии, Германии, Чехии и Польше для работы в Москве после предполагаемого быстрого ее падения. В большинстве своем эти переводчики, владевшие русским и немецким языками, были лицами еврейской национальности.
Если всё это действительно так, то на лицо попытка дискредитировать советский период истории Беларуси. С какой целью? Вопрос риторический… Но глядя на то, как, с завидной периодичностью, сомнительный мемориал посещают некоторые американские и европейские дипломаты (
любознательные могут посмотреть историю публикаций на тут.бае [15]), то невольно приходишь к выводу, что все это как-то соответствует их планам. А одной из задач в этом процессе является очернить ту часть совместной истории, которая была у нас с Россией.
Скамейка подаренная Биллом Клинтоном в 1994 году. Скамейку ломали 11 раз.
И еще. Если факт участия органов НКВД в массовых расстрелах людей в Куропатах, мягко говоря
не доказан, то как это понимать?
30 ноября 1993 года и 1 декабря 2014 года урочище Куропаты стало историко-культурной ценностью “Месца згубы ахвяр палітычных рэпрэсій (1930–1940-я гады) ва ўрочышчы Курапаты (Мінскі раён)” [16; 17; 18].
А вот это?
Автор образов на камне: художник-иконописец минского Свято-Воскресенского православного прихода Анатолий Кузнецов [19]
Получается, что тем, кто создает подобные места поклонения, объективность не нужна. А нужен белорусский мемориал-символ — именно сталинских — репрессий. И если повода нету, то его можно придумать, не гнушаясь и откровенной фальсификацией. Но, на наш взгляд, иллюзорные воздушные замки — довольно зыбкая конструкция. А
все тайное когда-то
становится явным.
Источники и литература:
1. В Минске прошла акция приуроченная ко дню памяти предков “Дзяды”. (
ссылка);
2. В Беларусь прилетели дипломаты из Госдепа США. (
ссылка);
3. Пазняк З., Шмыгалеу Я. Курапаты — дарога смерцi // Лiтаратура i мастацтва. 1988. № 23. 3 июня.(
ссылка)
4 .Смолянко А. Куропаты: гибель фальшивки. Документы и факты. М., 2011.(ссылка);
5. Заключение Общественной комиссии 1992 года. (
ссылка)
6. Zdzisław J. Winnicki.
Szkice kojdanowskie. — Wrocław: Wydawnictwo GAJT, 2005.
ISBN 83-88178-26-1. — С. 77—78;
7. И.Кузнецов. Куропатское дело: 20 лет спустя “БелГазета”. (
ссылка)
8. В.П.Корзун. Куропаты: правду уже не скрыть. Позднее 1998 г. (
ссылка)
9. Е.Ростиков. По ком стреляют Куропаты. газета “Завтра”, вып.№34(351).(
ссылка);
10. Статья о Куропатах на Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Куропаты
11. Тарнавский Г., Соболев В. и Горелик Е. Куропаты: следствие продолжается. М., 1990.(
ссылка);
12. Анатолий Смолянко. «Буду сражаться за правду о Куропатах» (интервью с М.И.Позняковым). Газета “Во славу Родины” (Минск). 16 августа 1991 г.(
ссылка);
13. Подборка материалов по теме захоронения в Куропатах:
http://www.katyn.ru/index.php?go=Pages&in=cat&id=110&page=0
14. Исторические кадры: вступление немецко-фашистских войск в Минск.Читать полностью:
http://news.tut.by/society/296866.html;
15. Публикации по теме «Куропаты» на tut.by:
http://news.tut.by/tag/ex5945-kurop...k&utm_medium=news-tags&utm_campaign=news-tags;
16. Постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 12.05.2004 N15:
http://naviny.org/2004/05/12/by47556.htm;
17. ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА КУЛЬТУРЫ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ 1 снежня 2014 г. № 70:
http://kodeksy-by.com/norm_akt/source-МК РБ/type-Постановление/70-01.12.2014.htm;
18 .
http://belarus.news-city.info/docs/2004by/crfxfnm-tcgkfnyj41050.htm
19. “Если бы камни могли говорить…” (
ссылка);
20. Зенон Позняк: Возрождение в нас самих. (
ссылка);
21 .Заключение Общественной комиссии 1998 года. (
ссылка);
22. В поисках места между Сталиным и Гитлером.http://gefter.ru/archive/4569#anchor25.
ссыль