а вот и отчет:
Самостоятельно ехал в первый раз, до этого ездил раз 10 на автомобиле пассажиром к родственникам до Джигинки (25 км от Анапы). В Крым было решено отправится на пароме через Керченский пролив. Так как ехать было решено без фанатизма, отоспались до обеда и поехали по дороге, по которой я ни разу не ездил, до парома добирались следующим образом: Снежинск - Касли - Верхний Уфалей - Нязепетровск (отсюда начинается не очень хорошая дорога до Новобелокатая, примерно 25 км грунтовки, скорость от 20 км/ч и до 110 ) - Ункурда - Новобелокатай - Верхние Киги - Месягутово – Малояз (перед маленькой деревушкой Мечетлино есть крутой спуск с поворотом под 60 градусов, на спуске сплошная, после поворота прерывистая, весь спуск шли за автобусом км 20 в час, на прерывистой обогнали его, тормознули нас после этого местные гаишники и стали разводить на предмет обгона под действием знака обгон запрещён, его там не было, съемку они вели на любительскую камеру с 500 метров и явно были не на дежурстве (отсутствие жилетов, представлялся очень невнятно) показывать как я обгонял - отказались ссылаясь на то что на суде покажут, в итоге заколебались со мной и отпустили с миром - далее Кропачево - дальше на М5 - Сим - Уфа - Октябрьский - Самара (хотели проехать через город, так как попали туда ночью, но навигатор вывел нас на объездную, хотя всё равно реально срезали) где-то за Самарой заночевали уже под утро. Приличный отельчик 700 р с двоих, душ, туалет общий, в номере 2 кровати. Чапаевск - Марьевка - Пугачев - Маркс - перед Энгельсом мост через Волгу на Саратов (за мостом есть съезд на право в какие-то сады, можно доехать до берега и очень хорошо покупаться в Волге - объездная Саратова. Хочу отметить ужасные дороги в Саратовской области, ну очень ужасные, после них грунтовка – не такая уж и грунтовка. Камышин - Волгоград (поехали через город, посетили Мамаев Курган ночью, впечатляющее зрелище. Поразителен вечный огонь, Родина Мать с подсветкой, ходят милиционеры и кучки таких же проезжих туристов с заспанными детьми
. Черт бы побрал этот навигатор, за Курганом он нас повёл по таки дебрям, что они аж закончились тупиком.) – едем на Котельнеково, там ещё что-то типа Червленое, Аксай, Октябрьский, Равнинный - Пролетарск - Сальск - Белая глина – Тихорецк (Навигатор опять дал крюка км на 100, хотя была дорога напрямую из Тихорецка в Тимашевск) - М4 - Тимашевск - Славянск-на-Кубани - Кр. Октябрь - Варениковская - Юровка – Джигинка, оттуда 70 километров до порта Кавказ.
Порт Кавказ место забавное. Мы как умные люди приехали туда вечером, в надежде простоять очередь не в жару – погрызли насекомые. Стояли 7 часов, алгоритм действий ни где не описан – описываю: едите на порт Кавказ по косе смотрите на указатели, сворачиваете по указателю на морской вокзал, переезжаете через переезд и наблюдаете очередь, выстаиваете её, смотрите фильмы по ноутбуку, ковыряетесь в носу, убиваете насекомых или их кормите в зависимости от гуманности. Подходит дядечка, дает талон на покупку билета, ломитесь в кассу, покупаете билет по прайсу, человек фиксировано, машина в зависимости от длины (двое + восьмёрик 1200). Ждёте очереди на погрузку всё это время матерясь на рейсовые автобусы которые обслуживаются вне очереди. По ходу стояния подходят спамеры и предлагают оформить Грин карту, вы их вежливо должны посылать, так как они пытаются пугать всякими страшилками, а страховка в Украине стоит в два раза дешевле. И вот дождавшись своей очереди вы попадаете на таможню, подгоняете машину на пункт осмотра, в зависимости от настроения таможенников либо отдаете им документы (паспорт и птс (ламинированная фигня)) – либо сдаете в окошко, пассажиров они либо пропускают вне очереди, либо посылают в общую очередь с автобусниками. Машину осматривают бегло, главное не затупить и не наговорить лишнего, отвечать: да, нет, турист, палатка, еда, спальник. Дальше вам отдают документы, вы подбираете пассажира, который успел отоварится в дьюти фри (на обратном пути его нет), подъезжаете к парому, у вас проверяют билетик и говорят куда втиснуть машину. Ставите машину, вам каждому дают эмиграционный лист на Украинском языке, и говорят, за 50 рублей заполним если ничего не понятно. На самом деле понять можно, там пишется имя, фамилия, с какой целю, мы написали туризм, какое гражданство, пишем РФ или Россия или Российское, где будете находится, пишете любую белиберду, мы написали Ялта, ул. Садовая 24-70 или чего-то в этом духе – это не важно. Можете выйти поразмять конечности, пошарахаться по парому. В плане сигналок: был мужик на крутой иномарке, и с нервно настроенной сигналкой, она каждые 2 минуты верещала, а дело ночью многие поспать пытаются так что заранее разберитесь с бесшумной работой сигналки. Дело всё в дизеле, он даёт вибрации, ну и всё-таки качает немного. И вот вы прибыли в порт Крым, попадаете на их таможню, сдаете паспорт, птс, эмиграционный лист, в листе ставят печать, очень бегло смотрят авто и отпускают с миром. Как выезжаете за территорию таможни паркуете машину на стоянке, идёте менять денежку, курс примерно один и тот же везде, так что меняете не боясь, после этого идёте оформлять Грин карту стоит она 55 гривен, действует 15 дней, на больше дней, больше гривен, у нас в России Грин карта стоит 480 рублей – это в два раза дороже. После этого всё, вы можете свободно передвигаться по Украине в течение 15 суток на своём авто. Ещё, Грин карта без ограничений, то есть по доверенности вашей машиной может управлять кто угодно.
В Крым мы ехали чтобы посмотреть на горы B) так что про море от меня мало что можно услышать. Скажу сразу, что увидеть все то, что хотели не получилось, из-за пожароопасности, все посещения природных достопримечательностей было запрещено указом президента. Ехать было решено по побережью. Ночью проехали километров 150 от порта до посёлка Приморский перед Феодосией, там на берегу моря кинули палатку и «заночевали», вернее поспали 3 часа до того как стало жутко жарко. Сейчас понимаю что можно было остановится у частников в Крыму, думаю не дорого было бы, да и бояться особо не чего, к нам там с любовью, лаской и приветливостью, чего не скажешь об Анапе, а тогда везде казались Бондеравцы с шашками. Феодосия красивый город, но движение почти везде одностороннее и иногда заканчивается тупиком, пока искали крепость раза 4 проехали мимо вокзала))). В этом городе стоит посетить музей Айвазовского, представлены оригиналы картин, интересная экскурсия. Крепость можно посмотреть если очень сильно хочется, но лучше подождать до Судака, там же набрели на затонувшю баржу. Также наткнулись на старую Армянскую церковь Саркиса, она рабочая, но внутрь не пустили, очень красиво.
Проезжали Коктебель, там делают коньяк, останавливаться не стали, теперь жалеем))). Посетили Карадагский заповедник, в нем деревья и кусты с табличками, аквариум с живностью черного моря, и начинаются красивейшие горные пейзажи, в общем есть на что посмотреть, так же хотели на морскую прогулку, на которой показывают побережье, подходят к скале Золотые ворота, должно быть очень красиво, но нас не повезли, сказали что море не спокойное, думаю было бы очень интересно.
Дальше едим под город Судак в автокемпинг «Капсель». Представляет собой большую площадку с размеченной территорией под палатки, домиками, общим душем, туалетом, столовкой, двумя барами, дискотекой. Море в метрах 150, там же и все увеселительные заведения, в палатке музыку не слышно. Остановились там на 2 дня, чтобы делать вылазки к достопримечательностям, заплатили 98 гривен за всё, если очень надо за 15 дополнительных гривен подводят розетку с электричеством. По утру поехали в сам Судак в Генуэзскую крепость, потрясающее место, подмазались к какой-то экскурсии и с ней прошарахались часа 2.
Дальше двинули в Новый Свет, это в километрах 15 от Судака, там располагается завод шампанских вин, чудесный рынок с дешёвыми фруктами, вкусной рыбой и хорошим пивом. На заводе весьма интересная экскурсия с дегустацией, стоимость 60 гр. Очень интересная экскурсия по тоннелям, показывают фильм об истории создания шампанского и Нового света в частности. Дегустация не для слабонервных, наливают щедро. Я не пил, так что моя попутчица отдувалась за двоих))).
На следующий день Водопад Джур-Джур, пришлось лезть под колючкой, потому что запрещено, но все всё равно посещают, при чем за это берут деньги, но отправляют по лесу в обход милиции, а мы заплутали немного в лесу и вышли к самому водопаду бесплатно, мелочь, но приятно))) Дальше Демерджи и Долина Приведений, там снимали Кавказскую пленницу, тоже не пустили, ограничились фотографиями у подножья.
Далее начинается курортная зона: Алушта, Ялта, Алупка, с кемпингами очень туго, нашли случайно в Алупке, охраняемая стоянка, номер с 2-мя кроватями, холодильником и шкафом, душ и туалет на улице, но всё чистенько и аккуратненько, там же кухня с газом, телевизор на улице, до моря говорят 15 мин пешком, не проверяли, но верим. Цена 210 гр за день с двоих, чем дольше у них стоишь, тем цена меньше. Побывали в Воронцовском дворце и парке, по дороге на подъемник на Ай-Петри (гигантская очередь, 40 человек в кабинке, 110 гр подъем и спуск) встретили местного мужичка, который предложил нам автомобильную поездку-экскурсию до Балаклавы за 150 гр с человека. Согласились на поездку, 4 человека, микроавтобус Мерседес, водитель-гид рассказывал про достопримечательности, останавливался везде, фотографировались. Проехались по достопримечательностям: Форосская церковь, два перевала со смотровыми площадками (отличный вид на побережье Форос, Ласпинский залив), бухта Балаклава и морская прогулка с купанием в море, обед в рыбном ресторанчике на набережной (недешево, но вкусно). Вернулись в Алупку, сходили на дегустацию Массандровских вин.
В Россию возвращались так: Алупка – Ялта- Алушта – Симферополь – Белогорск – Старый Крым – Феодосия - Керч. Возле Белогоска заехали посмотреть Белую скалу, возле Керчи в долину грязевых вулканов. Вулканы пересохли, нашли один более-менее крупный-живой. Лужа грязи в центре булькает
На переправе обратно проторчали 12 часов, были 80 машиной в очереди, приехали в Россию рано утром, машин с нашей стороны было 3 штуки, думаю надо приезжать с утра.
В Краснодарском крае посетили Темрюк, Тамань, археологический музей, музей казачества, раскопки древних городов. Наткнулись на этнический комплекс "Атамань". Показана жизнь Кубанских казаков времен Гоголя. Проехали где-то с боку по бездорожью, опять случайно и бесплатно. Съездили в Абрао-Дюрсо, сходили на завод (без дегустации). Затарились сувенирами в Анапе, погуляли по вечерней Набережной. Несколько раз были на Черном море (Благовещенская) и на Азовском один (Голубицкая)))).
В Снежинск возвращались той же дорогой, но в основном по указателям, изредка сверяясь с навигатором. Ночевали в отеле за 700 руб. за Волгоградом, потом без остановок до дома, спали в машине на ходу по очереди, отели возле Уфы от 850 до 1600 руб.
В целом поездка считаю удалась, жалко что не попали на Ай-Петри, беседку ветров, город пещер под Бахчисараем, да и вообще много куда, но главное что опыт есть и в следующий раз всё выйдет ещё лучше. ДАИ в Украине на нас внимания совсем не обращали, когда ехали по побережью, там везде серпантин, мы думали что они вообще там не существуют, впервые встретили их около Артека, но увидев наши номера, они демонстративно отвернулись. Вообще хочу сказать, что с поездки мы не привезли ни одного штрафа, кроме Башкирии останавливали нас 4 раза в Ростовской области, но только проверить документы, все вежливо и приветливо. Мы ехали с радар-детектором, реально полезная вещь, несколько раз спасла от небольших штрафов.
На фото: типичная горная Крымская дорога и вид с балкона кемпинга в Алупке