Денискина Венера Закировна
Этические нормы, которые необходимо соблюдать при общении с инвалидом по зрению.
.Всегда называть себя и представлять своих собеседников, а также остальных присутствующих.
.Если хотите пожать руку инвалиду по зрению, то скажите об этом.
.В присутствии инвалида по зрению не следует восхищаться до бесконечности по поводу красоты недоступного для восприятия инвалида объекта (картины, предмета под стеклом, природного явления и т.п.) Лучше конкретизировать словами, что именно вызывает или вызвало восхищение.
.При необходимости получения какой- либо информации о ребёнке- инвалиде, достигшем старшего школьного возраста ( фамилия и имя, дата рождения, адрес ит т.д.) следует обращаться лично к нему, а не к сопровождающему. Для детей младшего возраста эти вопросы следует максимально упрощать ( как тебя зовут? С кем ты пришёл?), однако игнорировать при получении информации о ребёнке в его присутствии категорически нельзя.
.НЕ следует унижать достоинство инвалида покровительственной опекой. Уважение в человеке Человека как главный принцип этического взаимодействия инвалидов по зрению и людьми без нарушения зрения. В частности, этично предложить помощь инвалиду, но не этично её навязывать.
.НЕ проявлять открыто чувство сострадания и жалости к инвалиду любого возраста. Помнить о том, что ребёнок-инвалид по зрению – этто такой же человек, как и видящий, только лишённый способности видеть. Жизнь многих инвалидов полна впечатлений, насыщена радостями и заботами. Им нужна помощь, но не жалость.
.Наличие очков у инвалида по зрению облегчает восприятие, но не решает проблем, вызванных низким зрением, поэтому на все просьбы, связанные с использованием зрения, следует отвечать так же, как и тотально слепому человеку.
.Выясняйте, в какой форме инвалид по зрению хочет получить информацию ( написанную рельефно- точечным шрифтом Брайля, крупным шрифтом, на аудиокассете, в электронном варианте). Если нет возможности предоставить информацию в нужном формате, то предоставьте её в том виде, в котором она есть, но ни в коем случае не оставляйте инвалида без информации или без раздаточного материала.
.Не заменяйте чтение какого- либо документа его пересказом, особенно, если инвалиду по зрению нужно его подписать. Зательно информируйте ребёнка и подростка о правовых последствиях его действий, связанных с подписанием любых бумаг. Помните, что инвалидность не освобождает человека от ответственности, обусловленной документом.
.Во время приёма пищи не следует ничего класть в тарелку, не предупредив инвалида о своём намерении, и при этом следует помнить, что инвалид по зрению , как и любой другой человек, может быть избирательным в еде и не любить какие- либо блюда. За столом надо обеспечить безопасное место, чтобы незрячий ( ребёнок. подросток) не облился кипятком, то есть, надо предусмотреть, чтобы инвалид по зрению при тесноте не опрокинул чайник, посуду, блюдо с угощением.
.В малознакомом месте не отходите от незрячего без предупреждения даже на небольшое расстояние, если он останется при этом один. В то же время без необходимости не опекайте его. Инвалиду, даже ребёнку, гиперопека мешает развиваться , а взрослого инвалида унижает и раздражает.
.Не хватайте слепого и не тащите его за собой. Объясните коротко, куда и зачем надо идти.
.Сопровождая ребёнка- инвалида, не стискивайте его руку.
.Не усаживайте инвалида по зрению. Предложите сесть, а затем положите его руку на спинку стула или подлокотник.
.При общении с группой слепых и слабовидящих не забывайте каждый раз называть того, к кому Вы обращаетесь, и т.д.
ссылка