Новости Хайтек

BlackFox

Местный
но вот ведь какая засада - троллейбусов в Москве больше нет.
Откуда инфа ? На сайте мосгортранса троллейбусных маршрутов навскидку еще с полсотни осталось. Да, сокращаются, но чтобы совсем - такого нет.
 

ПосетительМузея

Чиффа на прогулке
Рад за москвичей. Но планируется заменить электробусами не только эти троллейбусы, а все автобусы. Одну станцию подзарядки КАМАЗ подарил (продал по льготной цене?), а остальные?
 

tomcat

far away...
Команда форума
Мульти модератор
Российская разработка улучшит характеристики лазерной техники

Холдинг «Швабе», входящий в госкорпорацию Ростех, сообщил о разработке уникального кристалла для лазерной техники. На инновационную технологию уже получен патент.



laser1.jpg
Российские специалисты усовершенствовали методику выращивания кристалла, изготовленного из алюмоиттриевого граната с добавлением ванадия. Традиционная технология предполагает выращивание кристалла в специальном контейнере из молибдена. Однако при температуре 2000 градусов Цельсия частицы этого металла вступают в реакцию с ванадием. В результате, в будущем изделии образуются включения, нарушающие его целостность и приводящие к существенной потере мощности лазерного излучения.
Отечественные учёные предлагают решить проблему за счёт добавления в состав расплава металлического хрома. Именно это вещество вступает в химическую реакцию с ванадием вместо молибдена. Причём его включения в составе выращенного кристалла не оказывают влияния на рабочие характеристики изделия.
laser2.jpg
Учёные уже создали опытную партию кристаллов диаметром до 25 мм без различных внутренних дефектов. Внедрение технологии в серийное производство намечено на май нынешнего года.
Ожидается, что новые кристаллы, усиливающие лазерное излучение в диапазоне длин волн 1,02–1,45 мкм, найдут широкое применение. Это могут быть приборы в области дальнометрии, целеуказания, хирургии и обработки материалов.
 

tomcat

far away...
Команда форума
Мульти модератор
Созданный в РФ радар способен искать под землёй неметаллические объекты

В Сибирском физико-техническом институте при Томском государственном университете (СФТИ ТГУ) разработан необычный геолокатор, способный обнаруживать под землёй неметаллические объекты.



detector1.jpg
Российские исследователи предложили принципиально новый метод поиска неметаллических предметов в слабопроводящих средах. Утверждается, что система позволяет обнаруживать объекты из различных материалов — поливинилхлорида, полиэтилена, стеклопластика и других. При этом тип грунта значения не имеет.
«Фактически создан новый способ поиска объектов, основанный на измерении такой величины, как показатель диэлектрической проницаемости вещества, в данном случае — грунта и предмета», — отмечается в сообщении СФТИ ТГУ.
В процессе сканирования грунта радар фиксирует сигнал и обрабатывает его с помощью специальных алгоритмов. В результате формируется изображение, на котором видно, где находится тот или иной неметаллический объект.
detector2.jpg
Создатели прибора утверждают, что он не имеет не только российских, но и зарубежных аналогов. Макет устройства уже прошёл успешные лабораторные испытания.
Ожидается, что в перспективе такой геолокатор найдёт широкое применение. Он, к примеру, может использоваться для обследования подземных волоконно-оптических коммуникаций.
 

tomcat

far away...
Команда форума
Мульти модератор
Новые российские мачты городского освещения смогут подзаряжать электрокары

В российских городах в скором времени появятся «умные» мачты освещения, способные подзаряжать аккумуляторы электрических автомобилей. Новую отечественную разработку представила компания «Ростелеком».

rt1.jpg
Передовые опоры освещения с интегрированной системой зарядки электромобилей были показаны на IV форуме «Энергоэффективное Подмосковье» в Доме правительства Московской области. Предполагается, что появление таких мачт будет способствовать росту популярности электрифицированных транспортных средств в нашей стране.
Уже до конца текущего года в спальных районах крупных городов московского региона будут установлены первые двести инновационных опор. Такие мачты наделены разъёмом для подзарядки электрокаров, а также модулем интеллектуального управления освещением.
rt2.jpg
Опоры нового типа потребляют почти вдвое меньше электроэнергии по сравнению с обычными решениями. Управление осуществляется дистанционно, а данные по потреблённой электроэнергии автоматически передаются в ЕИАС ЖКХ.
Отмечается, что первые опоры будут установлены в Одинцове, Мытищах, Королёве, Балашихе, Домодедове и других крупных городах Подмосковья. В каждом дворе, задействованном в программе, будет установлено по одной интеллектуальной мачте освещения с системой подзарядки электромобилей.
 

tomcat

far away...
Команда форума
Мульти модератор
Открыта первая в Москве российская станция быстрой подзарядки электрокаров

Около недели назад мы сообщали, что в Москве началось формирование общедоступной сети отечественных зарядных станций для электрических автомобилей. И вот теперь объявлено, что в рамках проекта заработала первая российская установка «Фора» для быстрой подзарядки.

kret1.jpg

Ростех​
Напомним, что развитием сети занимается концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в состав госкорпорации Ростех. Установки «Фора» производятся Государственным Рязанским приборным заводом (входит в КРЭТ). Первым зарядным пунктом, открытым в рамках проекта, стала «медленная» станция «ФОРА ЭЗС-АС», расположенная в центре Москвы по адресу: Гончарная ул., д. 20/1, стр. 1.
Теперь в состав сети включена первая станция для быстрой зарядки. Она появилась на Международном шоссе, на съезде с Ленинградского шоссе к международному аэропорту Шереметьево. Утверждается, что установка мощностью 50 кВт обеспечивает зарядку электромобиля до 80 % за 20 минут.
kret2.jpg

Александр Щербак / ТАСС​
Ожидается, что в течение года в российской столице будет сформирована сеть из десятков зарядных станций. В дальнейшие планы входит объединение зарядных инфраструктур Москвы и Санкт-Петербурга. В перспективе же рассматривается возможность создания единой федеральной сети зарядных станций для электрических транспортных средств.
 

tomcat

far away...
Команда форума
Мульти модератор
Разработка российских учёных поможет в создании компьютеров будущего

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ) сообщил о том, что учёным удалось создать компактные преобразователи частоты светового излучения. Результаты работы будут востребованы в области нанофотоники. В частности, как ожидается, технология поможет в создании световых процессоров и запоминающих устройств будущего.

msu1.jpg

Фотографии МГУ​
Исследования проводились специалистами кафедры квантовой электроники физического факультета МГУ. Главной задачей стала разработка новых типов компактных преобразователей частоты оптического излучения.
«В настоящее время для этого используются объёмные кристаллы из специальных материалов. Размер этих кристаллов колеблется от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Это неприемлемо для использования их в нанофотонике», — говорят учёные.
msu2.jpg
Российские исследователи решили проблему, применив в качестве основы для преобразователей фотонные кристаллы. Это многослойные кристаллические структуры с толщиной слоёв около 100 нанометров, обладающие диэлектрическими свойствами. У таких кристаллов есть фотонная запрещённая зона — диапазон длин волн, которые полностью отражаются от образца.
Учёные покрыли фотонный кристалл плёнкой металла толщиной около 30 нанометров. В результате, свет в запрещённой зоне кристалла начал не отражаться, а наоборот, концентрироваться. За счёт этого стало возможным изменение частоты входящего излучения. Иными словами, специалисты создали нано-преобразователь света.
 

tomcat

far away...
Команда форума
Мульти модератор
В России протестировали радиолокационный комплекс для использования на дронах в Арктике


Концерн РТИ провёл успешные наземные испытания опытного образца бортового радиолокационного комплекса (БРЛК) собственной разработки, который предполагается устанавливать в том числе на дроны для ведения ледовой разведки в Арктике. Об этом сообщил РИА Новости гендиректор РТИ Максим Кузюк.

sm.o-ARCTIC-facebook.750.jpg

HuffPost​
По его словам, в настоящее время в России нет серийных комплексов, с помощью которых можно было бы вести оперативную разведку ледовых полей и мониторинг дрейфа айсбергов. «По этой причине страдает эффективность поисково-спасательных операций, недостаточно полно обеспечивается выполнение геологоразведочных работ и снижается безопасность судоходства на арктических маршрутах», — пояснил Кузюк, подчеркнув актуальность данной разработки.
Гендиректор РТИ рассказал, что в ходе испытаний экспериментальный образец БРЛК показал результаты, превосходящие характеристики ранее созданных радиолокационных систем бокового обзора. С помощью нового комплекса можно будет определять уровень сплочённости, тип и траекторию движения льдов, а собирать данные о метеорологической обстановке.

sm.296-arctic-heat-archive-ocean-melt-ice_1024.750.jpg

ScienceAlert​
Максим Кузюк добавил, что новый радар можно будет использовать для оценки толщины льда на пути движения судов и проведения экологического мониторинга арктического шельфа, а также в ходе спасательных операций.
 

tomcat

far away...
Команда форума
Мульти модератор
Инновационный роботизированный подводный комплекс создадут российские учёные


Сетевые источники сообщают о том, что разработкой подводного роботизированного комплекса занимаются учёные из Института океанологии им. Ширшова РАН совместно с инженерами компании «Подводная робототехника». Инновационный комплекс будет сформирован из автономного судна и робота, управление которыми осуществляется удалённо.

Новый комплекс сможет функционировать в нескольких режимах. Кроме соединения через сеть Интернет для управления можно использовать радиоканал, находясь в пределах радиовидимости, а также спутниковую связь. Предельное расстояние удаления комплекса от оператора напрямую зависит от того, какой тип подключения к роботизированной системе используется.
14.jpg
В настоящее время существуют телеуправляемые комплексы, управление которыми по кабелю осуществляется оператором, находящимся на берегу или корабле. Также имеются надводные автономные суда, способные осуществлять перемещение по заданной траектории. Российская система объединит в себе возможности таких комплексов. Роботизированная система может находиться где угодно, получая команды от оператора по одному из доступных каналов связи. Также по команде оператора под воду спускается аппарат, способный вести съёмку и исследование окружающего пространства. Об этом рассказал замдиректора компании «Подводная робототехника» Евгений Шерстов. Он также добавил, что в настоящее время в мире нет аналогов российскому комплексу.
Рассматриваемый комплекс формируется из надводной и подводной частей. Речь идёт о катамаране с системой автономного управления и гидроакустическим оборудованием, а также подводном дроне, в оснащении которого имеются разные датчики и камеры. Подводный аппарат получил имя «Гном», он соединён с катамараном кабелем, длина которого 300 м. В настоящее время действующий макет комплекса проходит ряд испытаний.

Разработчики говорят о том, что роботизированная система может использоваться для осмотра озёр, заливов и других водоёмов, где нет сильного волнения. Подводный дрон способен вести фото- и видеосъёмку, отыскивая на дне водоёмов нужные предметы. Примечательно, что подводному аппарату не требуется исследовать всё дно, поскольку первоначально судно может осуществить гидролокационную съёмку дна, находя наиболее интересные места для дальнейшего исследования. Технология может заинтересовать подводных археологов, она окажется полезной при осмотре судов и буровых установок.
 

tomcat

far away...
Команда форума
Мульти модератор
В Петербурге испытали трамвай на водородном топливе

В Санкт-Петербурге сегодня прошли ходовые испытания действующего макета трамвая ЛМ-68М с водородными топливными элементами, сообщает РИА Новости. Первое в России транспортное средство такого рода проехало в ходе испытаний по Московскому проспекту северной столицы страны.

sm.1560490145_0_0_2560_1707_1440x900_80_0_1_fcf16e0923bf0c5d972f5ab5f0f71f02.jpg.750.jpg
«Трамвай на водородном топливе — это разработка российских инженеров. Его содержание немного дешевле обычного трамвая: не нужно строить тягловые подстанции за 100–150 миллионов рублей и контактную сеть, километр которой стоит порядка 14 миллионов рублей, не нужно обслуживать и поддерживать кабельную сеть. Нужны только водородные подстанции», — сообщил журналистам начальник службы технической политики петербургского Горэлектротранса Сергей Китаев.
По его словам, создание такого трамвая обойдётся примерно в 100–190 млн руб., что в три раза дешевле, чем уходит на создание обычных вагонов (300–350 млн руб.). Более точную стоимость нового трамвая можно будет назвать, когда будет готов полноценный концепт вагона. По словам заместителя директора ЦНИИ СЭТ по водородной энергетике Игоря Ландграфа, это может произойти к концу года.
Как полагают разработчики, трамвай на водородных топливных элементах может появится на линиях через три-четыре года.
 

tomcat

far away...
Команда форума
Мульти модератор
В московские автобусы поставят видеокамеры с проверкой билетов, а в Беларуси вычислят безбилетников по весу

e66e199204afc3769fd4b2426632c701.jpg


«Мосгортранс» заказал большую партию автобусов для городских маршрутов в Москве. Согласно порталу госзакупок, у КамАЗа закуплено 342 автобуса НефАЗ на 4,4 млрд руб., у компании «Техинком-Экспресс» — 148 автобусов ЛиАЗ на 2,5 млрд руб. По условиям контрактов, 245 автобусов поставщики должны были поставить до 30 ноября, оставшиеся 245 — до 30 сентября 2020 года.

Каждый автобус оснащён оборудованием автоматизированной системы мониторинга пассажиропотоков, включая датчики подсчёта и распознавания входящих и выходящих людей, пишет «Коммерсантъ».

Цифровое оборудование для автобусов поставят оператор сети Wi-Fi в метро Москвы и Санкт-Петербурга «МаксимаТелеком» и разработчик автокомпонентов «Итэлма».

Сейчас основная задача внедрения подобных технологий — упростить и ускорить проход пассажиров, а также составить тепловую карту города для оптимизации пассажиропотока каждого маршрута.

Но согласно техническому заданию, установленные в автобус видеокамеры должны иметь функцию валидации проездных документов. Объём контракта на поставку систем интернета вещей оценивается примерно в 2,5 млрд руб.

«Известно, что в следующем году закупать подобные автобусы должны будут и частные коммерческие перевозчики, и количество «умных автобусов» в Москве составит около 1,5 тыс.», — отметил один из собеседников издания.

Эксперты считают, что в будущем видеокамеры на каждой двери автобуса удобно дополнить системой распознавания лиц, потому что съёмка осуществляется с близкого расстояния и почти в фас.

Можно добавить об интересном изобретении студентов экономического факультета Белорусского государственного университета. Они разработали систему подсчёта безбилетников в транспорте по весу. Для выявления пассажиров-безбилетников разработчики предлагают использовать датчики измерения массы, приходящейся на подвеску колёс автобуса, и счётчики пробитых талонов. Изменение весовых показателей при сохранении или непропорциональном колебании данных о проездных билетах указывает на наличие в транспорте неоплативших проезд. Приборы считывают информацию в период открытия дверей до посадки пассажиров. Кроме того, сервис позволяет определить загруженность того или иного маршрута и целесообразность пуска дополнительных автобусов. Проект признан «Лучшим социально значимым решением» на Международном рождественском хакатоне.

Говорят, похожая система работает в общественном транспорте некоторых стран Скандинавии.
 

tomcat

far away...
Команда форума
Мульти модератор
Без продавцов и кассиров: в Москве открылся полностью автоматизированный магазин «Пятёрочка»

Компания X5 Retail Group объявила об открытии уникального розничного магазина сети «Пятёрочка»: новая торговая точка работает в полностью автоматизированном режиме — без продавцов и кассиров.

Фотографии X5 Retail Group / ВКонтакте

Фотографии X5 Retail Group / ВКонтакте​
Первый салон «Пятёрочка #налету» начал принимать покупателей в Москве по адресу бульвар Веласкеса, 2. В этом магазине площадью около площадью 80 м2, который работает с 7:00 до полуночи, представлены приблизительно 900 наименований различной продукции, включая категорию «фреш» и свежий кофе.
five2.jpg
Для посещения необычной торговой точки необходимо загрузить на смартфон приложение «Пятёрочка #налету» (доступно в App Store и Google Play) и зарегистрироваться с помощью Х5 ID. Система формирует динамический QR-код, при сканировании которого покупатель может попасть в торговый зал без персонала.

Оплачивать товары можно несколькими способами. В частности, реализована технология Х5 экспресс-скан с возможностью оплаты в приложении «Пятёрочка #налету» с помощью банковской карты, Apple Pay или Google Pay. При желании покупатель может также воспользоваться кассой самообслуживания.
five3.jpg
Магазин оборудован передовой системой видеонаблюдения и массивом всевозможных датчиков, которые могут контролировать вход, выход, нахождение покупателей в торговом зале. Сенсоры отвечают за работу освещения и обеспечивают безопасность.
five4.jpg
За контроль товаров, купленных или только снятых с полки, отвечает нейросеть. Анализ проводится в режиме реального времени по всем посетителям одновременно. Информация о стоимости продуктов на электронных ценниках обновляется дистанционно.
five5.jpg
«Сегодня мы запускаем пилот полностью автоматизированного магазина «Пятёрочка #налету», в котором объединены наши самые передовые инновационные решения и разработки. Некоторые из них уже получили широкое масштабирование — кассы самообслуживания, электронные ценники, система самостоятельной оплаты покупок экспресс-скан. Мы тщательно протестировали все технологии, и теперь рады предложить нашим гостям попробовать новый формат покупок в полностью цифровом» магазине», — отмечает X5 Retail Group.
Сейчас новый магазин работает в пилотном режиме. По результатам тестирования и на основе обратной связи будет принято решение о масштабировании формата.
 

tomcat

far away...
Команда форума
Мульти модератор
Купил — значит, твое: вендоров бытовой техники в ЕС обязали поставлять запчасти для ремонта и помогать сервисам
  • 6a0fe3daa33679663d8984031e3bfcb8.jpg
Производители бытовой техники и электроники довели ситуацию с возможностью ремонта своей же техники до абсурда. Так, вендоры стиральных машин, холодильников и прочей бытовой техники прекращали поставлять запчасти к товарам сразу же, как они выходили из производства. В итоге покупатель после окончания гарантийного срока не мог найти запасную деталь для той же стиралки, чтобы починить ее. Нередко приходилось покупать новую стиральную машину, а старую — сдавать в утиль просто из-за того, что производитель не поставил на рынок простенький термостат или таймер.

Все это делается для того, чтобы увеличивать объемы потребления товаров покупателями. Сломался холодильник? Выбрасывай на свалку и иди за новым. Ремонт? Ну нет, во-первых, его могут осуществлять только авторизованные сервисные центры за сумму, близкую к стоимости нового холодильника. Во-вторых, запчастей нет, извините. Но с 2021 года ситуация меняется, причем не только для бытовой техники, но и для электроники.

Что там с бытовой техникой?

Об этом на Хабре уже писали. С 2021 года производителям бытовой техники придется поставлять запчасти для своих устройств в течение 10 лет после продажи. Новые правила актуальны для стиральных машин, посудомоек, холодильников и осветительных приборов.

Законодатели приняли поправки под давлением потребителей, которым надоело тратить деньги и выбрасывать на свалку бытовую технику в отличном состоянии из-за невозможности поменять пластмассовый барабан в стиральной машине или холодильник из-за отсутствия термодатчика.

7ae3cba6a2995836cd07842e64e7fe3b.jpg

А еще производителям придется проектировать бытовую технику таким образом, чтобы ее можно было чинить без специализированных инструментов, которые предоставляет вендор. Это еще одна хитрость, которую используют компании, —продавать инструменты по цене чугунного моста (кстати, а сколько все-таки стоит чугунный мост?), получая, таким образом, дополнительный источник прибыли.

Немалую роль в отстаивании «права на ремонт» в Европе сыграла организация «Schraube locker!?» из Германии. Ее активисты собрали 100 тысяч подписей и добились голосования в Брюсселе по поводу изменения законодательства, имеющего отношение к ремонту бытовой техники.

А вот электроника, что с ней?

Здесь все еще хуже. Производителям не очень выгодно, чтобы сторонние сервисные центры или сами покупатели чинили свою технику. Поэтому компании всеми силами стараются замкнуть цепочку сервисного обслуживания и ремонта на себе.

Активнее всех в этом вопросе действует Apple. Корпорация сознательно усложняет ремонт своей техники, в том числе ноутбуки и смартфоны. Так, она использует нестандартные запчасти, специализированные винты и отвертки, приклеивает элементы к корпусу при помощи промышленного клея, который сложно растворить подручными веществами.

1e5c239c9ee489fd48106e05385e3a34.jpg

Компания заявляет, что квалифицированный ремонт ее устройств могут проводить лишь ее же специалисты. Возможно, это и так, но замена треснувшего стекла iPhone в фирменном центре стоит $329, аккумулятора — около $69. Цены высокие и для большинства других сервисных и ремонтных услуг компании.

Собственно, ремонтные услуги приносят Apple огромные деньги. Это одна из причин, по которой корпорация не хочет допускать к обслуживанию своих устройств неавторизованные сервисные центры и тем более обычных пользователей. В 2016 году журналистам удалось даже добыть документальные доказательства того, что Apple платит чиновникам, которые противостоят «праву на ремонт».

Пару лет назад на Хабре публиковалась новость о том, что сопроцессор Т2 может блокировать DIY-ремонт новых MacBook и MacMini. Пока что случаев блокирования вроде бы не было, но вероятность есть, в любой момент компания может задействовать механизм блокировки.

Не только электроника

752fdf76f865c17e98aed7d8ba97d7af.jpg

Запретить ремонт своих систем горят желанием не только вендоры бытовой техники и электроники. Примерно то же делают и производители транспортных средств и сельскохозяйственного оборудования. Возьмем тракторы John Deere. Если в них что-то ломается, встроенный компьютер показывает причину и место поломки. Но проблема в том, что пользы от этой информации нет, чинить поломку может только квалифицированный специалист компании.

А сервисные центры John Deere есть далеко не в каждом населенном пункте и тем более не рядом с каждой фермой. Поэтому сломавшийся трактор приходится везти в сервисный центр на осмотр. Программное обеспечение трактора так и вовсе защищено производителем: если попробовать его взломать, можно получить штраф в $500 тысяч или даже сесть в тюрьму. Рисковать фермеры не хотят, поэтому и мучаются с доставкой тракторов.

039cac94e1611a4ec06af6ac2aa6bbe3.jpg

Даже такая современная и открытая корпорация, как Tesla Inc ближе по убеждениям к Apple, чем к «праву на ремонт». Представители компании рассказывают о «необходимости профессионального ремонта, специалистами, которые знают, что делать, чтобы не допустить дальнейших проблем с эксплуатацией транспортного средства, которое выходит на дороги общего пользования». Ну а умельцам, которые ремонтируют авто от Tesla, оказывается противодействие. В целом, компания действительно может хотеть предотвратить случаи неквалифицированного ремонта своих электромобилей. До сих пор каждое авто от Tesla, попавшее в аварию, потом обсуждается в СМИ, что негативно влияет на репутацию бренда. И чем больше таких аварий, тем больше проблем у компании.

Хватит это терпеть

Похоже, что право на ремонт действительно идет в массы. Законодатели из ЕС не только обязали вендоров бытовой техники и электроники поставлять запчасти для своих систем. С 2021 года производители обязаны предоставлять гарантию на выполненную работу по ремонту, а также давать гарантию на отдельные запчасти. Плюс ко всему, производителей заставят предоставлять подробную информацию о ремонте и обслуживании устройств.

25 ноября законодатели проголосовали, голос за отдали 395 человек. Только 94 высказались против.

18d66e8173e4d2f52fb5daa9652daf0c.jpg

Еще один интересный момент: ЕС разрабатывает обязательную систему оценки ремонтопригодности устройств, которые продаются в оффлайн- и онлайн-магазинах.

Законодатели из Европы решили раз и навсегда запретить производителям намеренно сокращать время жизни своих продуктов, включая отсутствие запчастей, запланированное устаревание, программные «тормоза» (как в случае с замедлением старых смартфонов Apple) и прочие прелести. А еще вендорам теперь придется и снизить негативное влияние на окружающую среду.

Все это отвечает желаниям потребителей. Согласно ряду опросов, около 77% граждан ЕС хотели бы отремонтировать свои устройства, а не выбрасывать их и покупать новые. А еще 79% считает, что производителей необходимо юридически обязать предоставлять информацию о ремонте устройств и замене сломанных элементов.

Представитель iFixit Europe заявил после принятия «закона о ремонте»: «Это огромная победа для потребителей всей Европы. Это голосование стимулирует развитие дружественного к «праву на ремонт» законодательства, а также даст возможность появиться рейтингу ремонтопригодности продукции и прогнозу продолжительности работы».
 
Сверху