Разоблачены друзья, спонсоры и технологии Навального.
На днях выходит в свет книга политолога, директора Центра политической информации Алексея Мухина, посвященная деятельности Навального. По словам автора, книга написана «в жанре расследования - как Навальный любит - и касается изучения активности его лично и его команды. Книга о том тернистом пути, который они прошли к интернет-славе, кто им помогал, какие подводные камни были, и как сильно набивали шишки об эти подводные камни».
Само произведение небольшое по объёму, 71 страница, но есть мнение, что весьма любопытно по содержанию. Понятно, что о похождениях Алексея Анатольевича, как минимум, сетевая общественность в курсе. Каждое событие из своей «трудовой деятельности» и сам оппозиционер пиарит всеми силами, и резонансных событий вокруг него, например, разного рода судебных разбирательств, великое множество.
Однако, ценность книги Мухина в том, что все эти сведения будут собраны воедино, систематизированы, и на их основе самая широкая читательская аудитория сможет сама сделать выводы о том, кто же такой Алексей Навальный. Что это за человек, политик и «непримиримый, принципиальный борец с режимом». Чего в итоге ждать от книги?
Сам автор, отвечая Politonline.ru на этот вопрос, характеризует свою работу так:
- Ну, конечно, куда без сенсационных открытий. Дело в том, что своим заявлением, будучи кандидатом в мэры Москвы, господин Навальный и члены его команды привели экспертное сообщество в некоторое недоумение. Я напомню - политологов следует развешивать на люстрах. Это фраза, пожалуй, вызвала интерес, как со стороны политологов, так и экспертного сообщества. И я ее воспринял, честно говоря, как абсолютно личный вызов. Захотелось побольше узнать о людях, которые позволяют себе делать такие заявления.
Вот, собственно, результат этих изысканий и был обличен в форму такого же расследования, какие господин Навальный производит в отношении ряда персон. Мне показалось справедливым, чтобы ответить ему, что называется, тем же.
Книга предлагает читателю самому подумать над тем, с чем он имеет дело, и каков бэкграунд человека, который пытается морализаторствовать в политическом поле».
Из этих слов становится понятно, что Алексей Навальный всё же «договорился» до того, что задел определенную профессиональную экспертную среду за живое, и теперь получит и вот такой своеобразный «ответ». Вряд ли это научит оппозиционера быть корректнее в высказываниях, но сама логика появления книги становится очевидной.
Если ты осуждаешь целые категории, целые профессиональные сообщества, особенно в сфере политики, то нужно иметь кристально чистую репутацию, чтобы не получить от этого сообщества «симметричный ответ». А у Алексея Анатольевича с деловой и политической репутацией имеют место быть определенные проблемы.
Что касается основных сюжетов, затронутых в книге, то Алексей Мухин говорит о них так: «из новелл, что называется, мы особое внимание обратили на связи Навального с иностранными партнерами, его, так сказать, контактную базу, а также внимательно проследили его творческий путь и обучение. То есть, как именно он дошел до жизни такой. И главное - попытались выявить его мотивацию. К сожалению, мы пришли к выводу, что господин Навальный не является политиком, он является одной частью бизнесменом от информационной войны, а с другой стороны он подходит по всем параметрам под определение так называемого медиакиллера. Это феномен, который возник в России в середине 90-х годов, и как раз в этот момент господин Навальный, собственно, и вышел на арену. Я думаю, что его вдохновил пример, так сказать, старших товарищей, которые поднимали неплохие деньги на участии в информационной войне».
Затронута в книге не только «политическая коммерция» Навального, но и экономические аспекты его деятельности.
По словам Алексея Мухина, «дело в том, что господин Навальный имеет довольно разветвленный бизнес, и его друзья, члены его семьи в нем участвуют. Так что назвать его селфмэйд персоной я бы не рискнул. Дело в том, что у Навального, безусловно, есть опорные структуры и персоны, которые позволяют ему быть тем, кем он является сейчас, кем он стал. Это прежде всего, простите - Госдеп США, который всячески поддерживает и опекает его, стимулирует так называемые либеральные СМИ России брать у него интервью. Обеспечивают ему выход на американские издания, которые используют Навального в качестве образа российского революционера. Это безусловно и некоторые медийные персонажи внутри России, прежде всего Евгения Альбац, которая, по-моему, немножко в него влюблена и предоставляет все свои медиа возможности в его распоряжение. У Навального много, что называется, точек роста внутри России и за рубежом. Все они раскрыты с доказательствами и перечислены в книге».
Этот пункт, кстати, особо интересен, поскольку медийное становление Навального для многих представляет собой нечто феноменальное. Вот о человеке практически никто не знал, и тут, вдруг, разом заговорили все. Он буквально в одночасье стал одним из лидеров оппозиции, и определенного рода лидером общественного мнения в этой, оппозиционной среде.
Такая технология «раскрутки» человека интересна, что называется в деталях, чтобы прослеживать аналогичные схемы, и понимать, где нам готовят очередного «непримиримого борца с режимом», то есть, очередного лидера несистемного протеста с сомнительной деловой репутацией.
На вопрос о том, какого результата от выхода книги ожидает сам автор, Алексей Мухин ответил: «Моя задача состоит в том, чтобы максимально полно предоставить информацию о тех явлениях, в том числе, в политике, с которыми встречается публика. Чтобы публика отдавала себе отчет - где ее пытаются использовать и как этого избежать. Вот, собственно, и все».
Думается, что этот результат будет достигнут. Особенно в контексте анонса анализа «схем» в рамках которых само политическое явление «Навальный» появилось в оппозиционной повестке и пытается влиять на общественное мнение в стране в целом.
В любом случае, и для профессионалов от политики и медиа, и для самой широкой аудитории, которая интересуется политикой, чтиво будет весьма интересным. В общем, книга скоро выйдет в свет, а там, что называется, «будем почитать».
ссыль