В конце года мы по традиции вспоминаем тех, кого потеряли. 25 декабря добавило к годовому списку сразу 92 человека — это экипаж борта Минобороны РФ и пассажиры специального военного рейса в сирийскую Латакию, на нашу базу Хмеймим. Погибли репортеры трех федеральных телеканалов — НТВ, Первого и "Звезда", в общей сложности 9 человек, а также артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова — 64 человека. Среди погибших — руководитель ансамбля Александрова генерал-лейтенант Халилов. В Хмеймим не долетела и легендарная Доктор Лиза — Елизавета Глинка. Огромная трагедия. Светлая память всем, кто погиб в данной авиакатастрофе.
Уходящий високосный год унес много ярких жизней. Вспомним о тех, кто, уйдя, остался в истории и наших сердцах.
Александр Прохоренко. Гордость России. Офицер, выполнивший свой долг. До самого конца. В Сирии передавал координаты террористов. Попав в окружение, вызвал огонь на себя. Имя Прохоренко теперь носит улица в Оренбурге и школа в его родном селе.
Ряфагат Хабибуллин и Евгений Долгин. Они сражались до последнего. Российские военные летчики-инструкторы. Благодаря им было сорвано наступление боевиков, но вертолет подбили. Бесстрашные герои, с детства грезившие небом.
Надежда Дураченко и Галина Михайлова. Сестры милосердия. Спасли десятки жизней, а их собственные оборвались одновременно, когда в медицинский госпиталь в Алеппо попал снаряд боевиков. У обеих остались дети.
Магомед Нурбагандов. Под дулом автомата он выстрелил в ответ лишь одной, но снайперской фразой: "Работайте, братья!" Имя Магомеда Нурбагандова стало синонимом отваги и чести, а его последние слова — бесстрашным призывом к сослуживцам в борьбе с терроризмом.
Арсений Павлов. Позывной – Моторола. Комбат легендарной Спарты и символ свободного Донбасса. Всегда на передовой: аэропорт, Иловайск, бои за Углегорск и Дебальцево. На восток Украины приехал добровольцем и остался навсегда. Домой он и возвращался — смертоносная самодельная бомба была заложена в шахте лифта.
Фазиль Искандер. Безусловно, русский, воспевший Абхазию. Чегем — крошечное высокогорное село под неохватным нравственным небом. Писатель "всемирной отзывчивости", ведь слово его отозвалось по всей планете и за ее пределами: в космосе есть астероид, названный Искандером.
Наталья Крачковская. Наша мечта поэта, незабвенная мадам Грицацуева. А еще жена Бунши, супруга Соева. Королева комического эпизода. Ее крылатые фразы не в сценариях — в истории кино. Пример неиссякаемого жизнелюбия и фантастического чувства юмора.
Альберт Филозов. Искатель совершенства. Шагнувший на сцену от токарного станка, филигранно вытачивал каждую роль — от тихоней до негодяев. В сказках — любимые с детства образы. Театр без него осиротел.
Алексей Жарков. "Свой парень" в кино. В Жаркове зрители узнавали приятеля, соседа, прохожего. "Познавая белый свет", "Мой друг Иван Лапшин", "Десять негритят" — герои не очень и героические, но за это несовершенство и любимые. "Я по натуре клоун", — говорил Жарков и цирк любил с самого детства.
Олег Попов. Человек, который согревал улыбкой. Солнечный клоун всех времен и народов. Всю жизнь смешил до слез. В неизменных полосатых штанах и клетчатой кепке. Последний спектакль как напутствие: пусть всегда будет солнце.
Мстислав Запашный. "В клетку надо не только войти, еще и выйти из нее желательно", — говорил знаменитый дрессировщик. Он делал на манеже то, чего до него не делал никто. Придумал аттракцион, где в одной клетке свел слонов и тигров. Глава целой династии, он воспитал сотни артистов.
Геннадий Денежкин. Ему были подвластны "Смерч", "Град" и "Ураган". Легендарный оружейник, разработчик всемирно известных реактивных систем залпового огня. Феноменальная преданность своему делу: более 60 лет работал на оборонном предприятии в Туле, и все знали, что он — человек слова.
Анатолий Савин. Он чувствовал свою ответственность за мир на планете и всю жизнь посвятил тому, чтобы никогда не было войны. Генеральный конструктор концерна "Алмаз-Антей". Ядерный паритет на планете был достигнут в том числе силой его инженерной мысли — от танковых пушек легендарных Т-34 до ядерного щита России. На многих проектах — до сих пор гриф "совершенно секретно".
Николай Лаверов. Взгляд в самые глубины российской науки. Его разработки — неоценимый вклад в укрепление обороноспособности страны — от изучения Земли из космоса до исследований в российской Арктике. Передовые взгляды, поистине прорывные идеи и дерзость мысли — то, что отличает истинного ученого.
Эдуард Назаров. Папа Винни-Пуха. Чтобы нарисовать медведя-сладкоежку, группа мультипликаторов Эдуарда Назарова создала более 14 тысяч эскизов. А Волка из мультфильма "Жил-был пес" художник рисовал с Армена Джигарханяна. Анимация вне времени, на которой мы все выросли.
Зинаида Шарко. Королева Большого драматического, любимица Товстоногова, которого она называла "великий Гога". Ее звали в кино, но оно оставалось лишь увлечением, а подлинной любовью была сцена. Полвека в родном БДТ, где теперь пустует ее гримерная.
Людмила Иванова. Она порой даже представлялась "Шурочкой из "Служебного романа". В жизни всегда и всем помогала, всем была нужна. Работала в кино, в детской студии, в театре "Современник". Писала книги и бардовские песни, которые сама любила петь под гитару. На все хватало ее огромной души и тепла, которым она делилась без остатка.
Вячеслав Шалевич. Аллен Даллес из "Сеимнадцати мгновений весны". Бакенщик Григорий из фильма "Три тополя на Плющихе". Мечтал о роли графа Монте-Кристо, считал, что этот образ дарит главное — надежду. Старейший вахтанговец — 29 декабря он собирался вновь выйти на сцену.
Валерия Заклунная. Надменная красавица Глаша из легендарного "Места встречи изменить нельзя". Ее талант называли "заразительным". До последнего она выходила на сцену киевского Театра русской драмы имени Леси Украинки, в котором служила 50 лет.
Дмитрий Гнатюк. Украинский соловей. Первый концерт дал мальчишкой в родной Черновицкой области. Со слезами на глазах его слушали все — от крестьян до генсеков. Гастроли от Японии до Канады. И всю жизнь верность Киевскому оперному театру.
Гарри Гродберг. Если орган — король инструментов, то он — на троне этого королевства. Его интерпретации Баха — на десятилетия золотой фонд мировой органной музыки. Коллеги говорили: когда он играл, было ощущение, что звучит Вселенная.
Фазу Алиева. Сельская девочка-сирота, ставшая одной из величайших поэтесс Дагестана, говорила от лица целого народа. Строки про "души орлиный взлет" звучат на 68 языках мира.
Валентин Зорин. Солдат холодной войны. Журналист с горячим сердцем. Бессменный политобозреватель Центрального телевидения. Брал интервью у Шарля де Голля, Маргарет Тэтчер и пяти американских президентов. Он открыл нам Америку.
Игорь Фесуненко. Собкорр Гостелерадио в Южной Америке. Видел, как грохотали революции. Пробился сквозь толпу к Кастро, прорвался в дом к Пеле. Король репортажа, всю жизнь влюбленный в Бразилию. И это было взаимно.
Фарид Сейфуль-Мулюков. На Ближний Восток в Советском Союзе смотрели его глазами. Как сам переводил фамилию с арабского, которым владел в совершенстве, Сейф-аль-Мулюк — "меч королей". Горячие точки, корпункт в Ливане, первый в СССР репортаж из Израиля. Его интервью с Арафатом и Кастро стали классикой международной журналистики.
Фидель Кастро. Победа — это упорство. Не нужно объяснять, кем был Фидель Кастро для Кубы, кубинцев и, конечно, для мира. Пламенный команданте разжег освободительный огонь революции, и сам, казалось, горел бесконечно. Невероятная сила, энергетика и харизма. Навеки символ бунтарства. И сказанное однажды: "История меня оправдает".
Шимон Перес. Патриарх ближневосточной политики. При Шимоне Пересе родилось государство Израиль. 14 раз — министр, дважды — премьер, девятый президент страны. Нобелевская премия мира. Читал Достоевского, Пушкина, Толстого в оригинале, приезжал на Парад Победы в Москву.
Ислам Каримов. Его время называют "эрой Ислама Каримова". Он четверть века хранил страну от войн и потрясений. Сильный и независимый Узбекистан видел верным партнером России. Сын узбекского народа, ставший отцом нации.
Ганс-Дитрих Геншер. Один из архитекторов современной Европы. Вице-канцлер и министр иностранных дел ФРГ времен объединения Германии. В своей книге называл Россию "мировой державой" и призывал к созданию большого мирного пространства — от Ванкувера до Владивостока.
Анджей Вайда. "Я привык думать, что я говорю. А думаю я на польском", — сказал Анджей Вайда, когда ему вручали "Оскар". Киноклассик ХХ века, переживший все его разломы вместе со своей страной и для страны их осмысливший — в четырех десятках фильмов, которые останутся с нами.
Умберто Эко. Благодаря ему мир узнал "Имя Розы". Писатель, философ. Настоящий итальянец. Увлекался всем на свете — от мультимедиа до избирательных кампаний. "А покой обрел лишь в одном месте. В углу, с книгой", — говорил он.
Мохаммед Али. "Порхать, как бабочка. Жалить, как оса" — формула абсолютного чемпиона. Он выиграл в борьбе не только с большинством тяжеловесов мира, но и со многими расовыми предрассудками.
Леонид Жаботинский. Выше и сильнее не было на планете. 19 мировых рекордов. Общий вес медалей — 34 килограмма. Богатырь с легким характером — со своим ростом и весом в полтора центнера. "Запорожцем" он управлял, сидя на заднем сиденье.
Нина Еремина. Многократная чемпионка СССР, Европы и мира. Бойцовский характер: до конца не сдаваться! Первая женщина, которая вела спортивные новости.
Инна Руденко. "Каждый человек — человек с большой буквы" — так бы озаглавить все статьи за ее подписью. Золотое перо "Комсомолки", первая, кого Союз журналистов официально назвал "легендой профессии". А Инна Павловна больше всех регалий ценила героев своих очерков.
Эрнст Неизвестный. Его лозунг: "Ничего или все". Скульптор-боец бросил вызов давящему катку партийного чиновничества, под который угодил сам на знаменитой "бульдозерной выставке", где открыто дерзил Хрущеву. Заломленный "Орфей", застывшая "Маска скорби". Неуправляемая сила, воплощенная в бронзе.
Владимир Зельдин. Старейший актер в мире и легендарный "учитель танцев" Владимир Зельдин и вправду всех нас научил очень простым и вечным истинам. Оптимизму, когда на съемках в войну глаза были красны от слез. Энергии — на сцене даже в 101! Верности профессии и чести — истинный рыцарь эпохи. Улыбаться, шутить и танцевать — кажется, лучезарный пастух Мусаиб Гатуев будет вечно.