Кто виноват в том, что российские спортсмены продолжали принимать препарат, который был запрещен с нового года? Ответ ищет весь спортивный мир. Называют и непрофессионализм врачей, и головотяпство спортивных функционеров, и привычную надежду на авось самих спортсменов. Наверное, всё в сумме. Но вот, в чем еще сходится большинство спортивных экспертов: объявить мельдоний допингом — нелепо.
Включив препарат "Милдронат", в основе которого вещество мельдоний, в запрещенную к использованию категорию S4 — "Гормоны и модуляторы метаболизма", Всемирное антидопинговое агентство — ВАДА — вероятно, не учло главное. Это лекарство. Гормоном не является. Входит в перечень жизненно необходимых. И создано вообще-то для предупреждения ишемических болезней сердца и терапии инсультов.
Понятно, что спортсменам его назначали для восстановления после колоссальных нагрузок — мельдоний позволяет снизить напряжение мышц.
"До каких пор они будут включать все практически? Скоро, может быть, даже горным воздухом нельзя будет дышать. Например, среднегорье, а потом спустился вниз — получается, ты имеешь преимущество перед тем, кто не тренировался в среднегорье. А ты тренировался, значит, ты не сможешь соревноваться. Это не правильно!" – говорит Зураб Орджоникидзе, главный специалист по спортивной медицине департамента здравоохранения Москвы.
Ясно, что спорить с ВАДА уже бесполезно, решение агентства обязательно к исполнению. Как ясно и то, что сами спортсмены, отдавшие спортивной карьере годы тренировок, меньше всего стремятся погореть на допинг-пробах.
"Для нас всех это очень большой шок, мы знали, что этот препарат внесен в список запрещенных с 1 января этого года, нас и всех докторов предупреждали с осени. И, естественно, его не употребляли. Более того, все препараты мы всегда проверяем, всегда консультируемся с доктором, можно пить этот препарат или нет? Проверяем, я лично в своей аптечке, если что-то не так, отдаю доктору, чтобы даже дома у меня этого не было, не было возможности случайно это принять. Вообще каждый шаг всегда согласован с доктором сборной. В данный момент мы совершенно не понимаем, что происходит и совместно с нашей федерацией прикладываем все усилия, чтобы разобраться в этой ситуации", — сообщила фигуристка Екатерина Боброва.
Всего за сутки —
фигуристка Боброва и
теннисистка Шарапова. Допинг-тесты — положительные. Дальше — как снежный ком: олимпийский чемпион в шорт-треке Семен Елистратов и пятикратный чемпион мира конькобежец Павел Кулижников. И вот последняя новость — волейболист Маркин. В Минспорта только и остается, что оправдываться.
"Я, к сожалению, думаю, что еще будут случаи, — заявил министр спорта Виталий Мутко. — Не все сделали выводы. Во всех этих делах надо разбираться, спортсмен не сам это применяет. Тренеры, врачи, физиотерапевты, руководители федерации должны нести ответственность за это. Самое страшное, что страдает спортсмен".
Главный вопрос —на каком этапе произошел сбой? Спортивные чиновники, что вовремя не предупредили, или предупредили, но не всех? Или врачи, что продолжили назначать мельдоний или не дождались окончательного вывода вещества из организма — на это может потребоваться от месяца до трех?
"Чаще всего, когда человек готовится в сборной, ответственность полностью несет доктор. Заметьте, что зачастую в допинге попадаются именно спортсмены, которые не тренируются со сборной. Лично каждому донести —сложно, это задача в том числе, я считаю, федерации. Конечно, здесь, я думаю, Виталий Леонтьевич сделает серьезные выводы по поводу дополнительного усиления работы с федерациями в части оповещения, просвещения спортсменов", — говорит депутат Госдумы Светлана Журова.
"Сейчас идут серьезные расследования, разбирательства, и люди, которые были виновны в этом скандале, несут соответствующее наказание. Многие уволены, отстранены вообще от работы в спорте", — сообщила Ольга Брусникина, член исполкома Олимпийского комитета России.
"Сегодня очень много непрофессионалов, — считает Зураб Орджоникидзе. У нас же подавляющее большинство тренеров и особенно функционеров считают, что врач – это приложение".
Созданный в еще советской Латвии, "Милдронат" активно применялся именно в Восточной Европе и, конечно, советскими спортсменами, а потом и российскими. Так что включение его в перечень запрещенных может преследовать вполне конкретную цель, что красной нитью — в эфире немецкого ARD, посвятившего последний фильм о допинге как раз " Милдронату".
"Министерство спорта и вся наша спортивная структура под ударом, все эти немецкие фильмы идут явно в одностороннем порядке, и если мы сейчас начнём качать права или проводить агрессивную политику, это сработает против нас, — считает Павел Лысенков, обозреватель газеты "Советский спорт". — Не должна ВАДА сейчас превращаться в святую инквизицию".
Для любителей теории заговоров это было бы прекрасным объяснением. Но российские спортсмены и до этого не жаловавшиеся на невнимание допинговых служб, теперь действительно под особым — пристальным – вниманием. Каждый новый случай, каким бы нелепым ни казался, ситуацию лишь усугубляет, предоставляя конкурентам на международной спортивной арене избавиться от сильного соперника.