Как сын Ротенберга стал сборщиком дани с дальнобойщиков. И за что Россия будет платить 10 млрд рублей в год
18:42, 5 ноября 2015 35 381
3
11 ноября дальнобойщики собираются устроить забастовку вокруг Москвы, Краснодара, Омска, Новосибирска, Красноярска из-за введения платы за каждый пройденный километр по федеральным трассам за проезд грузовиков, чей вес превышает 12 тонн. Забастовку водители планируют провести в том случае, если до 9 ноября плата не будет отменена. Сбором денег будет заниматься компания «РТ-Инвест Транспортные Системы». Ее совладелец — сын бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорь Ротенберг. Государство будет оплачивать услуги этой организации — ежегодно перечислять 10,6 миллиарда рублей.
Фото: РИА Новости / Wojciech Pacewicz
Ожидается, что с 15 ноября 2015 года водители грузовых машин, чей вес превышает 12 тонн, будут платить по 3,73 рубля за один километр. Об этом
рассказывал в конце июня 2015 года генеральный директор компании Александр Советников в интервью «Коммерсанту». Предполагается собирать около 50 миллиардов рублей в год. Плана по сбору денег у компании, признавался он, нет, а оплата ее услуг не зависит от собранных средств. Государство будет платить за «надлежащую эксплуатацию системы».
Компания, говорил Советников, заключила концессионное соглашение с Федеральным дорожным агентством на 13 лет. Проще говоря, было заключено государственно-частное партнерство. Государство обязано ежегодно оплачивать систему, которую с нуля разрабатывала «РТ-Инвест Транспортные Системы», — речь идет о сумме в 10,6 миллиарда. Проект был создан, рассказывал директор в интервью, «под ключ», то есть в обязанности компании вошли проектирование, создание, эксплуатация и финансирование. В создание системы, которая получила название «Платон», в общей сложности было вложено 29 миллиардов рублей, 27 миллиардов из которых — кредит «Газпромбанка», остальное же — собственные средства акционеров.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) компанией «РТ-Инвест Транспортные системы» поровну владеют ООО «РТ-Инвест» и Игорь Ротенберг. «Ростеху» принадлежит 25,01% капитала «РТ-Инвест» (уставной капитал — почти 41 миллионов рублей), а ООО «Царицын Капитал» владеет 74,99% фонда (уставной капитал — 122 миллиона рублей); учредителями числятся Андрей Шипелов и Вадим Агафонов.
В марте 2015 года «Ведомости»
писали, что «РТ-Инвест Транспортные Системы» сперва принадлежала «Ростеху» (50,01%) и ООО «РТ-Инвест». Госкорпорация, писала газета, выйдет из совладельцев проекта, так как Игорь Ротенберг увеличит долю в компании с 25% до 50%. Совладельцем 50% «РТ-Инвест Транспортные Системы» Ротенберг стал, согласно выписке из ЕГРЮЛ, 6 апреля 2015 года.
Закрытый паевой фонд прямых инвестиций ООО «РТ-Инвест» был создан в 2012 году при участии «Ростеха». Как
говорится на сайте госкорпорации, «РТ-Инвест» осуществляет инвестиции на территории России, в том числе и через создание и управление инвестиционными фондами. Первой отраслью, в которой компания сделала инвестиции, стала сфера обращения отходами. Второй, говорится на сайте «Ростеха», как раз и является транспортная тематика, а именно создание проекта по созданию взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам России. «Эта система уникальна и не имеет аналогов в мире как по покрытию — более 50 тыс. км автомобильных дорог, так и по количеству пользователей — около 2 млн. грузовиков», — говорится в профайле компании.
Руководитель центра политических и экономических реформ Николай Миронов говорит, что концессионное соглашение нужно лишь для взимания сбора за проезд грузовых автомобилей. «Сам по себе сбор, по факту, — это квазиналог. У него есть все признаки налога, касательно неограниченного круга лиц. Но при этом он не прописан в налоговом кодексе, введен он только законом об автомобильном транспорте и по факту постановлением правительства», — рассказал он, отметив, что концедент был определен без конкурса.
Депутаты от КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов направили запрос (копия имеется в распоряжении редакции) на имя генерального прокурора России Юрия Чайки, в котором попросили проверить законность получения ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» полномочий оператора по взиманию платы в счет возмещения того вреда, который причиняется автомобильным дорогам. Также депутаты направили запрос к премьер-министру России Дмитрию Медведеву об отсрочке введения платы (также имеется в распоряжении редакции).