В индийском городе Бангалор разворачивается финальный этап схватки за право переоснастить военно-воздушные силы Индии новыми истребителями. Цена вопроса – 20 млрд долларов. Эти деньги предназначались для французов, но сейчас они могут достаться российским авиастроителям.
В эти дни на авиабазе, расположенной в пригороде индийского городе Бангалор, проходит десятая авиационно-космическая выставка «Аэро Индия-2015». Свою продукцию на ней представляют более 600 компаний из 33 стран мира, производящих военные самолеты, зенитно-ракетные системы, системы связи и т.д. Но особое внимание в Бангалоре приковано к французским истребителям Rafalе и российским истребителям Су-30МКИ, поскольку именно они находятся в эпицентре скандала, связанного с желанием индийских военных переоснастить парк своих самолетов новыми истребителями.
В России принято считать, что Индия является самым главным и самым надежным покупателем российского оружия. Действительно, более 70% вооружения, боевой техники индийской армии, ВВС, ВМС – российского и советского производства. По оценкам Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, за 2013 год объем выполненных Россией обязательств по поставкам Индии вооружений и военной техники составил почти 5 млрд долларов.
Но при этом с недавнего времени индийцы начали проводить политику диверсификации поставщиков вооружения. Одним из последствий этой политики и явились итоги тендера на поставку индийским ВВС 126 истребителей, который был проведен на рубеже 2011-2012 годов. Россия предложила на этот тендер Миг-35 (модернизированный вариант Миг-29), но победу одержала французская компания Dassault Aviation с истребителем Rafalе.
Однако, за прошедшие три года ни один Rafalе в составе индийских ВВС так и не появился. И причин тому несколько. Во-первых, за это время эти самолеты для индийских военных подорожали вдвое – с 10 млрд долларов до почти 20 млрд долларов. Во-вторых, стороны так и не смогли толком договориться о производстве этих машин в Индии, на заводах индийской компании HAL. По имеющейся информации, французы, например, отказались делиться с HAL технологиями производства некоторых узлов этого самолета, и отказались распространять свои гарантийные обязательства на машины, которые были бы изготовлены в Индии. В третьих, в последнее время много говорилось о том, что при подведении итогов этого тендера была неточно рассчитана стоимость эксплуатации этих машин на 30-40-летнюю перспективу.
«Индийская сторона ошиблась при подсчете издержек при обслуживании Rafale на протяжении всего срока их эксплуатации» - пишет, например, индийская газета Business Standard. Ну и наконец, совсем неприятным сюрпризом для индийских военных стала позиция Франции по поводу вертолетоносцев «Мистраль», которые за российские деньги строились на французских верфях, но так пока и не переданы России. То есть Франция в деле с «Мистралями» показала себя как откровенно ненадежный поставщик вооружения, что не могло не натолкнуть индийских военных на невеселые размышления.
Поэтому еще в ноябре прошлого года министр обороны Индии Манохар Паррикар заявил, что «наиболее адекватным предложением для удовлетворения потребностей ВВС страны является истребитель Су-30МКИ». Эта российская машина уже производится для индийских ВВС по российской лицензии на заводах корпорации HAL. Причем, ее стоимость составляет 3,58 млрд рупий (57,5 млн дол) – это вдвое меньше, чем стоит Rafalе.
Российская сторона к такому повороту дела оказалась готова. «Какой самолет лучше - решать заказчику. Но мы с уважением отнесемся к любому решению индийской стороны. Тем не менее, Индия производит наш самолет уже сейчас, под них построены заводы. Передана документация, сформированы авиабазы, инфраструктура для эксплуатации этих самолетов, обучены летчики и технический персонал» - подчеркнул, будучи в Бангалоре, президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь. «В случае решения не в пользу Rafale мы выражаем нашу готовность и способность заменить его на Су-30МКИ. В Индии уже развернуты мощности по производству этого самолета и по его обслуживанию, а также по обучению персонала. И это будет гораздо экономичнее для индийской стороны», - убежден и заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Сергей Гореславский.
В итоге французы пригнали в этом году на выставку в Бангалор аж три истребителя Rafale и, не жалея топлива, почти неделю показывают возможности этих самолетов «в действии». Россияне, со своей стороны, на «Аэро Индии-2015» продолжают убеждать своих индийских партнеров в необходимости углублять совместное военно-техническое сотрудничество. 19 февраля, например, ВВС Индии был торжественно передан первый истребитель Су-30МКИ, вооруженный воздушной версией сверхзвуковой крылатой ракеты BrahMos-А (эта ракета является плодом совместного творчества российских и индийских конструкторов). На закупку этих ракет для Су-30МКИ индийское правительство выделяет более 1 млрд долларов.
Продолжается совместная работа над созданием двухместного перспективного многофункционального истребителя Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA) и многоцелевого транспортного самолета. «Истребитель FGFA разрабатывается на базе российского ПАК ФА в соответствии с предъявляемыми индийской стороной техническими требованиями. В развитии программы предусмотрены проектирование и разработка двухместного варианта самолёта и интеграция передового двигателя с увеличенной тягой. Предполагается сотрудничество в области совместного маркетинга комплекса в третьи страны», — заявил по перспективах FGFA замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук.
Окончательное решение по истребителям Rafale, по словам министра обороны Индии Манохара Паррикара, будет принято в начале марта, после того, как индийские военные получат детальный анализ тендерного предложения Dassault Aviation. Но, очевидно, решение это будет не в пользу французов. С другой стороны, и для россиян эта история, наверное, послужит хорошим уроком на будущее.
Вадим Пономарев