Америка сваливается в дефляцию
Экономический кризис, похоже, привел американскую экономику к тому, чего больше всего боялись эксперты: к раскручиванию дефляционной спирали. Согласно последним данным Министерства труда, индекс потребительских цен в США упал на 0,4% – это первое годовое снижение с августа 1955 года. Падение потребительских расходов впервые с 1947 г. превысило 3%.
Падение цен затронуло большинство основных товарных групп. Так, цены на энергию и энергоносители сократились на 3% (против роста в феврале на 3,3%). В наибольшей степени досталось индексу цен на бензин (-39,3% в годовом выражении) и транспортному индексу (-13,1%). Пищевые товары подешевели на 0,1%, достигнув уровня октября 2008 г.; максимальное падение цен зафиксировано на молочные продукты (-2,4%), яйца (-4,6%), и говядину (-1,4%).
Массированное снижение цен на потребительские товары отчетливо свидетельствует о начале дефляции. "Дефляция будет угрожать США ближайшие несколько лет", передает выводы экспертов Goldman Sachs Group Inc. агентство Bloomberg.
В условиях американской экономики, главным драйвером которой остается высокое потребление (около 70% ВВП), дефляция становится серьезной опасностью, грозящей перерастанием уже имеющей место рецессии в полномасштабную депрессию.
Основными причинами, влияющими на потребительские настроения американцев, являются падение доходов и растущая безработица. По данным Министерства труда, число граждан США, получающих пособие, превысило 5,5 миллиона человек. Согласно опросам экономистов, проведенным агентством Bloomberg, к концу 2009 г. безработица достигнет 9,4%, а в ближайшие четыре месяца количество безработных увеличится на 2,6 миллиона человек.
Важно отметить, что снижение цен не смогло предотвратить падения объема розничных продаж. Данные по розничным продажам за январь - февраль были лучше ожидаемых, что вселяло надежду на скорое восстановление спроса. Однако в марте продажи неожиданно упали на 1,1%. Мартовское падение свидетельствует о том, что потребители не спешат совершать покупки, не имеющие первостепенной важности: максимальное снижение было зафиксировано в секторе электронных товаров (-5,9%).
Впрочем, говорить о коренной смене американской модели потребления преждевременно. Любые заметные улучшения ситуации в экономике США будут провоцировать американцев на покупки. Серьезным стимулом к ним становится все то же снижение цен. Так, если американским властям удастся расчистить банковскую систему от "токсичных активов", появятся все основания для перезапуска системы кредитования. Это, в свою очередь, приведет к росту покупок в секторах недвижимости, авто и товаров длительного пользования, что можно рассматривать как первый устойчивый признак выхода из кризиса.